Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Праздники, обряды и обычаи на Слобожанщине (XVIII-XX ст.)




Среди многих важных проблем истории Украины значительное место занимает духовная культура украинского народа, в т.ч. и Слобожанщины, которая в XVII ст. стала новозаселенной территорией, которая входила в состав Российского государства. Освоение земель «дикого поля», появление новых поселений-слобод (Чугуев, Сумы, Острогожск, Ахтырка, Харьков, Изюм, Змиев, Богодухов, Краснокутск и др.), развитие сельского хозяйства, ремесел и промыслов происходили с сохранением старых и развитием новых праздников, обрядов и обычаев населения Слобожанщины.

Основная масса переселенцев на территорию Слобожанщины – это украинцы, которые приходили с Левобережной, Правобережной и Западной Украины, а также российское население. Долгое время они сохраняли традиции своих этнических районов, где жили раньше. Однако украинцы, живя рядом с россиянами, с годами вбирали в себя российское влияния в языке, культуре, обрядности. Со временем сформировались своеобразные языковые и культурно-бытовые особенности российско-украинского приграничья. Следует отметить, что психология слобожан, их манеры поведения, обычаи трудовой взаимопомощи, отношение к религии мало чем отличались от украинцев других этнографических районов Украины.

В духовной культуре слобожан, как и в других регионах Украины, значительное место занимала религиозная сфера. Посещение церкви считалось обязанностью для каждого крестьянина. Пожилые люди и молодежь охотно шли в церковь, где они имели возможность не только принимать участие в богослужении, но и общаться и услышать последние новости.

Важной составной частью жизни слобожан был общественный досуг – «улицы», «вечерницы», «рассветы». Достигнув совершеннолетия, для парня – 17-18 лет, а для девушки – 15-16 лет, молодежь объединялась в холостяцкие и девичьи группы, так называемые общества. Начиная, с весны и на протяжении лета и осени, молодежь почти каждый вечер собиралась на «улицу» возле двора одной из девушек. Здесь пели песни, танцевали, играли в разные игры. В праздничные дни «улицы» могли начинаться и среди дня: в них принимали участие, как взрослые, так и дети. Наиболее веселыми и многолюдными были весенние «улицы». Летом, с началом полевых работ, они проходили значительно реже, а во время жатв часто и совсем прекращались.

Поздней осени, после Покровы (14 октября), когда на улице было уже холодно, молодежь собиралась на «вечерницы». На Слобожанщине они назывались рассветами. С Покровы и до пилипевского заговенья (27 ноября) была пора массовых браков. В народе говорили, что Покрова накрывает траву листьями, землю снегом, воду льдом, а девушек – брачным венцом.

На вечерницы молодежь собиралась, как правило, в доме одинокой женщины, солдатки или вдовы, ее называли «паниматкой». «За аренду» помещения молодежь давала хозяйке жилья часть пищи (складчину), что приносили на вечерницы. Первыми на вечерницу приходили девушки, которые вместе с паниматкой готовили помещение для вечеринки, а позже приходили ребята. На Покрову, на Андрея, Рождество и другие праздники вечерницы проходили за праздничным столом, музыкой, танцами. В вечер перед Андреем Первозванным (13 декабря) девушки гадали о своей удаче в любви: загадывали на ночь сны, лили растопленный воск, на улице у первого встречного спрашивали имя, считая, что такое имя будет и у ее жениха. Парень с другой улицы, а особенно из соседнего села, мог принимать участие в вечерницах лишь с разрешения ее организаторов. На вечерницах девушки и ребята пели песни, танцевали, шутили, девушки вышивали полотенца. Именно тут они лучше узнавали друг друга, подбирали себе пару для будущей семейной жизни.

Местом досуга слобожан были также ярмарки и базары. Люди шли сюда не только ради купли или продажи, но и для того, чтобы посмотреть на выступления путешествующих актеров, фокусников, циркачей, вертеп, послушать шарманщиков и просто пообщаться.

Часто часы досуга, особенно в праздничные дни, взрослые и молодежь проводили в корчме. Здесь заключались и скреплялись магарычом (выпивкой) разнообразные устные соглашения и ростовщические операции.

В XIX ст. на Слобожанщине действовал целый комплекс календарных и бытовых праздников и обрядов, которые имели религиозный характер и согласовывались с годовым циклом праздников православной церкви и древним хлебопашеским календарем. Так, в середине XIX ст. в крае отмечалось 56 праздников, а с воскресеньями было 102 нерабочих дни. Особенно много их приходилось на весенне-летний цикл. Слобожане придерживались постов (Пилиповка, Большой пост, Петровка, Спасовка), а также верили в разные поверья о днях недели. В понедельник пожилые люди не ели ничего скоромного — «понедельничали», потому что считали, что «на том свете первым встречает понедельник и проведет правильно того, кто его будет почитать». С понедельника не начинали каких-нибудь важных дел. Среду должна была уважать женская часть населения, потому что «среда – тайная девушка» присматривает, чтобы женщины, особенно девушки, ничего в этот день не делали: не мыли головы, не чесали волосы. В пятницу нельзя было прясть, стирать, золить белье, трясти сажу, мазать печь. Летние хозяйки в ночь с четверга на пятницу, заслав стол скатерью, клали на него хлеб, соль, ложку, немного ухи или каши – все это для Святой Пятницы, которую на Слобожанщине отождествляли с образом «Судьбы». Святым днем слободчане считали воскресенье (от древнерусского слово — не дьедать). Работать в этот день было грехом даже более, чем в церковные праздники. Кто ее не чествует, того она не оставляет без суровой кары. В конце XIX ст. это поверье постепенно исчезает.

В Украине, в том числе и на Слобожанщине, отмечались все самые главные праздники Православной церкви. Особенно много праздников (262 на год) были посвящены культу Богородицы. Значительная часть этих праздников закреплена за конкретным числом: Рождество – 7 января, Крещение – 19 января, Сретение – 15 февраля, Благовещение – 7 апреля, Преображение (яблочный спас) – 19 августа и т.д. Некоторые святая церковь отмечает по месячному календарю, то есть они переходные. Они приходятся на весенний период. Это такие праздники, как: Вход господен в Иерусалим, Пасху, Вознесение и др. Вход в Иерусалим отмечается в воскресенье за неделю перед Пасхой. В народе этот праздник называют вербным или цветочным воскресеньем, в которую освящали в церкви веточки из вербы или лозы. Свяченой вербе предоставлялась магическая сила, ее вместе с целебными травами использовали в лечении головной боли, ревматизма, лихорадки. После зимовки весной впервые выгоняли скот на пастбище свяченой вербой – «чтобы нечисть не цеплялась к животному». Вербе также предоставляли способности отгонять всяческую нечисть от человека, домашних животных и т.п. Вербные ветки развешивали в домах, хлевах для скота. На Слобожанщине был распространен обычай «освящать» своих детей символическим битьем вербой, приказывая: «Будь большой, как верба, а здоровый, как вода, а богатый, как земля», или не «я бью – верба бьет, неподалеку красное яичко. За неделю Пасха».

Зимний цикл праздников и обрядов начинался с рождественских праздников. Церковь предоставляла и предоставляет этому празднику исключительное значение, называя его «матерью всех праздников», «второй пасхой» и отвела ему в своих богослужениях 12 дней. В канун Рождества, когда заканчивался Пилиповский пост, слобожане, как и население других регионов Украины, отмечали «богатый святой вечер». Перед Рождеством хозяйки готовили обрядовые кушанья – кутю и узвар. На епитимье клали небольшие снопы пшеницы, ржи, ячменя или других зерновых, а на Сумщине и Харьковщине накрывали их сеном, на него ставили посуду с кутей и узваром.

К весеннему циклу народного календаря относится один из величественных праздников православной церкви «Благовещение» (7 апреля). В этот день крестьяне не работали, поскольку считалось, что даже птицы гнезда не делают, а девушка косы не заплетают. В церкви святили просвиры (кусочки специально выпеченного хлеба), как и стритенскую воду ее считали целебной. Перетертую на порошок и смешанную с медом просвиру давали пчелам, чтобы лучше роились, больному лихорадкой человеку давали как лекарство. Иногда на Слобожанщине, как и на Полесье, крестьяне растертую просвиру смешивали с землей и разбрасывали на ниве, чтобы ее не миновала дождевая вода.

Пасхальный цикл на Слобожанщине, как и в целом в Украине, начинался с Масляной или Масленицы. На Масленицу происходили обряды проводов зимы и встречи весны, которые сопровождались веселыми играми, шутками, зрелищами. На Украине в этот день готовили вареники, пироги, а в нашем крае – еще и блины (как и у россиян) Характерным для Масленицы Слобожанщины, особенно Сумщины и Харьковщины, чего не было у россиян – это давний обряд в последний день Масленицы вязать «колодки» (небольшой кусок дерева, платок, ленту) сначала родителям, у которых были неженаты взрослые дети, а позже, с конца XIX ст., вязали «колоду» лишь неженатым ребятам и девушкам, требуя от них выкуп (деньги, магарыч).

После Масляной наступал сорокадневный Большой Пост. Прекращались все развлекательные действа – игры, танцы, постные дни, и тому подобное. Весенние обряды, связанные с подготовкой к полевым работам, сосредоточивались вокруг большого праздника – Пасхи (Пасхи). На последней неделе перед Пасхой слобожане отмечали вербное воскресенье и «чистый четверг» Главным содержанием обрядов, связанных с этими днями, было очищение.

Главным весенним праздником была Пасха – это праздник, приуроченный воскресению Иисуса Христа. В это время приветствуют друг друга словами: «Христос воскрес», а отвечают «Воистину воскрес» и трижды целуются. Если встречался кто-то из родных, любимая девушка или парень, то давали друг другу пасхальные яйца.

Вместе с рассмотренными выше праздниками, обрядами и обычаями крестьяне Слобожанщины сохранили давние обряды, связанные с рождением ребенка, бракосочетанием и смертью.

Следовательно, празднично-обрядовая сфера как составная часть духовной жизни слобожан основывалась на наследованных от старых поколений лучшем народном достоянии, которое в своей основе имело общеукраинские черты. Здесь, как и в других этнографических регионах Украины, наблюдаются переплетения давней языческой обрядности (выпекание обрядового хлеба, печенья, молитв, заговоров, очистительные обряды, чествование умерших, и т.п.) с христианскими традициями. Однако у слобожан были и свои особенности в празднично-обрядовой сфере, что было вызвано наличием здесь значительного количества российского населения. Сравнительно с другими районами Украины, на Слобожанщине раньше потеряли первобытное значение элементы старой обрядовой системы, испытали изменения внешней формы и характера проведения отдельных праздников и обрядов, быстрее уменьшалось количество праздничных нерабочих дней.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ

· В чем состоит своеобразие развития духовной жизни на Слобожанщине?

· Какие факторы способствовали быстрому развитию системы образования на Слобожанщине?

· Перечислите наиболее известных деятелей образования, науки, культуры и искусства, которые творили на Слобожанщине.

                                                  

Составте таблицу

Обрядовые праздники отмечаемые на Слобожанщине

Название праздника Когда он отмечается
     
     
     
     
     
     
     
     

 

*                *

*

Украинский народ добился больших успехов в возрождении своей государственности, в укреплении реального суверенитета своей страны. Эти успехи венчают тысячелетнюю историю создания государства на Украине, знаменуют ее вход в мировое содружество. Началось национальное возрождение украинского народа. Выросла заинтересованность к историческому прошлому своего государства, повышается их ответственность за сегодняшнее и будущее Украины.

Встает вопрос «Кто мы? Чьи сыновья? Каких родителей?», который совсем не риторически воспринимался в недалеком прошлом, сегодня обращен и к нам. Понятно что такие вопросы встают не только в классах и академических аудиториях. Теперь в период бурного возрождения национального сознания, история отдельных регионов, стали предметом особенной заинтересованности самых разнообразных слоев населения, которые не всегда может получить обоснованный ответ.

Это полностью относится и к истории Слободской Украины, достаточно своеобразного и интересного региона, который образовался на перепутье Дикой степи между границами трех государств – России, Речи Посполитой и Крымского ханства на протяжении XVII-XVIII ст. Долгое время промежуточное положение между лесом и степью, оседлой и кочевой жизнью, на перекрестках старинных трактов и путей, открытых как для торговли, дипломатии, так и для ужасающих разбоев, делали этот край зоной интенсивных контактов и взаимовлияний разных цивилизаций и культур. Приблизительно с XVII ст. выдающимися для исторической судьбы края стали взаимоотношения между украинской и российской культурами в широком понимании этого слова.

В процессе своеобразной Реконкисти украинцы и россияне совместными усилиями заселили и отвоевали территорию Слобожанщины в жестокой борьбе с соседними государствами. Образованная ими духовная и материальная культура вобрала у себя самые разнообразные проявления обеих культурно-национальных стихий. Символы исторического бытия на этой территории: интересная художественная литература и искусство, прекрасная природа, блестящее созвездие преподавателей и воспитанников Харьковского коллегиума, позже Харьковского университета – одинаково дорогие и понятные сердцу украинца и россиянина. Упадок или исчезновение любой из этих культур будет иметь и фатальные последствия для другой.

Сегодня это имеет особенную актуальность в связи с распадом СССР и образованием независимых государств: Российской Федерации и Украины в состав которых вошли земли бывшей Слобожанщины. Это поставило перед нашим современным поколением слобожан чрезвычайно важную задачу любой ценой сберечь экономические, культурные и другие связи между отдельными регионами Слобожанщины, которые сегодня входят в состав двух независимых, но близких и братских государств и совместно укреплять дружбу между российским и украинским народами.

 

ГЛОССАРИЙ

Авторитарный режим –антидемократическая система политической власти, которая обычно включает и элементы личной диктатуры.

Автохтон –местный, коренной.

Агрессия –любое незаконное использование вооруженных сил одного государства против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или народа.

Археология –наука, которая изучает историю общества по материальным остаткам жизни и деятельности человека.

Белгородская линия –система укреплений на юге Московского государства построенная в 1635-1638 гг. для защиты от татарских набегов. Проходила по территории современных Сумской, Белгородской, Воронежской, Липецкой и Тамбовской областей Украины и Российской Федерации.

Бортники –феодально-зависимые крестьяне, которые собирали в лесах мед диких пчел и платили дань медом.

Военные поселения –особая организация войска в России в 1816-1857 гг. В них жители одновременно занимались наряду с военной службой и сельским хозяйством.

«Военный коммунизм» – экономическая политика большевиков в период гражданской войны (1918-1920 гг.).

Гласность –необходимый элемент демократизации, который предусматривает открытость информации для общественного отношения и обсуждения, контроль за деятельностью организаций и отдельных личностей.

Гонтари –ремесленники – кровельщики, которые покрывали крышу строений гонтой (кровельными материалами в виде тонких дощечек).

Гражданская война – организованная вооруженная борьба за государственную власть между полититическими силами одной страны, наиболее острая форма классовой борьбы.

Громады –организации украинской интеллигенции во второй половине XIX – в начале ХХ в., которые занимались национально-культурной и общественно-политической деятельностью.

Десятина –в XVIII ст. – 1,0925 га.

Дикое поле –чаще всего под этим названием понимали часть Левобережной, Слободской и Южной Украины, которую стремились освоить и колонизировать Речь Посполитая, Московское государство и Крымское ханство.

 Земства –выборные органы местного самоуправления в России и Украине, созданные в 1864 г. Должны были заниматься образованием, охраной здоровья, строительством, постройкой и обслуживанием мостов, дорог и т.п.

Компуты –списки казаков. Определяли принадлежность к казацкому сословию, данные об имущественном положении, прохождении службы, др.

Кушниры –ремесленники-кровельщики, которые обрабатывали меха и шили из них различные изделия.

Надолбы –оборонное сооружение из вкопанных в землю коротких деревянных бревен.

Народность –языковая, территориальная, этническая и культурная общность людей, которая исторически создается в период феодализма.   

Нацизм –одно из названий германского фашизма.

Национальное возрождение Украины –процесс в украинской истории первой половины XIX ст. в ходе которого формировалась национальное сознание украинцев, возрастает их интерес к родному языку, истории, культуре, укрепляются связи между западной и восточной украинской интеллигенцией, развертывается национально-освободительное движение.

Новая линия –Изюмская линия, построенная в 1678-1680 гг. на территориях современных Харьковской и Белгородских областей Украины и РФ.

Обычное право –совокупность неписанных норм, обычаев, санкционированных верховной властью.

Острожки – здесь ограда из заостренных бревен, вбитых в землю.

Печенеги –объединение тюркских и других племен в Заволжских степях в VIII-IX вв., а с IX в. и в южнорусских степях. Кочевой народ, живший на территории и будущей Слобожанщины и совершавший набеги на Киевскую Русь.

Подпомощники –бедная, лишенная казацких льгот, часть украинского казачества в XVIII в., которая содержала своим трудом выборных казаков, которые несли регулярную службу. В 1783 г. они были переведены в разряд государственных крестьян.

Половцы –(кипчаки,куманы)– тюркоязычные племена, которые в XI-XII вв. господствовали в южнорусских степях, в том числе и на территории будущей Слобожанщины. Основное занятие – кочевое животноводство и ремесла. Осуществляли набеги на Русь.

Приказ Великой России– (Великороссийский приказ) – (1687/1688-1700 гг.). – ведал управлением великороссийских территорий. Ему были подчинена и Слободская Украина.

Промышленный переворот –переход от ручного труда к машинному, от феодальной мануфактуры к капиталистической фабрике, заводу.

Рымари –ремесленники, которые занимались изготовлением кожаного сельскохозяйственного инвентаря (сбруи).  

Сидельники –ремесленники, которые изготовляли седла.  

Синдикат –одна из форм монополистических объединений, в которой распределение заказов, закупка сырья и реализация изготовленной продукции осуществлялась через единую сбытовую контору. На Украине в начале ХХ ст. существовали синдикаты «Продмет», «Продвагон», «Продуголь» и др.

Слободско-украинская губерния –губерния Российской империи, которая существовала в 1765-1780 и 1796-1835 гг. до ее переименования в 1835 г. в Харьковскую губернию.

Слобожанско-украинский язык –так назывался слобожанско-украинский диалект украинского языка, существование которого признавалось некоторыми учеными XIXI—XX вв.

Стельмахи –мастера, которые изготовляли телеги и сани.

Тортычники –пильщики досок.

Цеха– корпоративные организации ремесленников по профессиям в городах Слободской Украины.

«Хождение в народ» –массовое движение демократической и революционной молодежи в села (1873-1874 гг.) с целью пропаганды социалистических идей и подготовки крестьянского восстания.

Шаповалы –мастера, изготовлявшие из шерсти одежду и различные украшения.

ПРАКТИКУМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

История Слободской Украины

 

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Семинар №1

Введение к изучению курса.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 296.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...