Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Архитектура и строительство на Слободской Украине.




Архитектура городов и сел Слобожанщины имеет много общего с архитектурой всей Левобережной Украины, а также Поднепровья. Вместе с тем она имеет свои особенности, свои специфические черты, связанные с описанными выше природными условиями, а также особенностями исторических и экономических условий развития региона.

Как известно, застройка городов и сел Слободской Украины тесно связана с созданием в XVII и в начале XVIII века оборонных линий для защиты Российского государства от набегов татар. На территории Слобожанщины располагались значительные участки Белгородской, Новой (Изюмской) и так называемой Украинской оборонительных линий. Главными опорными пунктами этих линий были специально построенные города-крепости: Сумы, Лебедин, Ахтырка, Харьков, Белгород, Чугуев, Изюм, Острогожск, в которых дислоцировались одноименные казачьи полки и сотни. Первооснову этих городов, их центральное ядро составляли крепости. Они имели разные размеры и конфигурацию, обусловленную местными природными условиями и рельефом местности. Чаще всего они имели по плану форму четырехугольника или многоугольника. Форма и размещение крепостей были обычно подчинены требованиям организации эффективной обороны. Для этого всегда использовались местные естественные преграды. Например, крепости строились на высоких берегах рек, чаще всего в местах их слияния.

Стены всех крепостей были деревянные из дубовых свай и колод, рубленные так называемыми «тарасами». Они состояли из двух параллельно сведенных стен, скрепленных между собой балками, которые образовывали клетки, которые заполнялись землей или камнями. На стенах делались крытые помосты для стрельцов. Башни крепостей были также рубленные, квадратные в плане, с шатровой крышей, крытой гонтою. Главные башни имели ворота.

Планирование кварталов внутри крепости, как правило, повторяло планирование защитных стен или валов. В центре застройки размещалась площадь. Направление главных улиц города определялось размещением башен с воротами. Они в свою очередь располагались на путях, которые вели к крепости, или от крепости до других городов. Позже, в процессе расширения и застройки городов, эти пути превратились в их главные магистрали. Таким образом, возникли, например, в Харькове улицы Сумская, Московская, Змиевская, Полтавская и др. Городские ворота были опорными пунктами, которые, по выражению Г.П. Цапенка, «держали» сеть основных улиц, а вместе с ними и всю планировочную систему города. В связи с тем, что планирование сети улиц в значительной мере определялось направлениями путей, которые вели к ним, радиально-концентрическая схема стала наиболее характерной для планирования городов-крепостей. Земли за пределами стен крепостей в городах Слобожанщины очень быстро начали также застраиваться. Создавались так называемые посады, которые в свою очередь укреплялись валами и рвами.

При застройке городов-крепостей основным строительным материалом было дерево. Из рубленных колод, пластин и брусьев возводились также храмы, общественные и хозяйственные здания. Жилые дома возводились как с рубленными, так и с каркасными стенами. При этом рубленные дома строили, главным образом, зажиточные горожане. Дома подавляющего большинства населения были каркасными. Стены каркасных, а также многих рубленых домов были обмазаны глиняным раствором и побелены мелом. В городах и селах Слободской Украины на протяжении XVII-XIX веков сложился характерный для Слобожанщины тип народного жилья. Согласно с существующей типологией традиционного сельского народного жилья Украины слободское жилье определяется как подтип центрально-украинского левобережного лесостепного типа. Кроме слобожанского, этот тип жилья  включает северо-полтавский и южно-полтавский подтипы. Исследователи украинского народного жилья С. А. Таранушенко и В. П. Самойлович показали, что объемно-планировочная структура домов Слобожанщины прошла на протяжении XVII-XIX веков путь развития, типичный для многих регионов Украины – от однокамерной к двух-, трех- и многокамерных сооружений.

В середине XVII ст. из дерева строились все церкви Слобожанщины. Они играли важную роль в формировании застройки городов-крепостей, создавая архитектурно-композиционные доминанты застройки. Деревянными рубленными были первые церкви Харькова: Успенская соборная, Николаевская, Благовещенская, Рождества Христова, Троицкая, Дмитриевская, Вознесенская. Все перечисленные церкви принадлежали к образцам украинского народного деревянного зодчества, расцвет которого состоялся в XVII-XVIII ст.

Частые пожары, которые возникали в деревянных городах-крепостях, при ограниченности запасов качественной древесины для восстановления зданий и последующей перестройки городов, с одной стороны, а также наличие запасов высококачественных глин – с другой стороны, побуждали к созданию на Слобожанщине собственного производства кирпича. Первые каменные здания в городах Слободской Украины были построены уже в XVII веке. Это были, обычно, культовые сооружения. Так, в конце XVII – в начале XVIII века в городах Слобожанщины были построены: Спасский собор в Изюме (1684), Успенский собор в Харькове (1688, разобранный после пожара в 1770 г.), собор Покровского монастыря в Харькове (1689), Воскресенска церковь в Сумах (1702), собор в Богодухове (1723), Троицкий собор Ахтырского монастыря (1727).

Некоторые из перечисленных каменных зданий дошли до нашего времени. В настоящее время они представляют собой ценные памятники архитектуры, которые презентуют целую эпоху становления и развития монументального зодчества региона Слободской Украины.

Во второй половине XIX века в России в противовес стиля классицизм, по инициативе известного архитектора К. А. Тона – старшего брата харьковского архитектора А. А. Тона, внедрялся так называемый российско-византийский стиль, который приобрел статус официального. Этот стиль применил архитектурные мотивы и формы российского культового зодчества XV-XVII веков в соединении с мотивами византийской архитектуры. Он, обычно, был одной из разновидностей стиля эклектики. Российско-византийский стиль имел определенное влияние на архитектуру Слободской Украины конца XIX и даже начала XX века.

Наиболее известными и последовательными представителями этого стиля на Слобожанщине были епархиальный архитектор В. X. Немкин – автор многих кирпичных неоштукатуреных церквей, построенных в Харькове и за его пределами, а также академик архитектуры – М. И. Ловцов, который в своей деятельности подходил к российско-византийскому стилю достаточно творчески, расширяя границы рекомендуемых К.А. Тоном образцов.

Среди спроектированных и построенных Г.И. Ловцовым строений наиболее значительным является Благовещенский собор в Харькове. Построенный из кирпича в 1888-1901 годах, собор имеет прямоугольный план с раскреповками и выступающей полуциркульной абсидой. Собор шестистолбный, трехнефный, пятибаный. Центральная часть строения перекрыта полусферичным куполом на высоком барабане, который образует центральную доминирующую баню. Другие четыре меньшие бани расположены по углам квадрата центральной части плана.

Вторым значительным зданием, построенным в российско-византийском стиле в Харькове, есть монументальный корпус прежнего духовного училища (теперь Государственный институт культуры). Корпус был построен в 1885 году путем реконструкции дома прежнего уездного училища, которое был построено в 1825 году по проекту, полученному из Москвы. Реконструкцию и достройку уездного училища осуществлял архитектор К. А. Толкунов, а после его смерти архитектор Б.С. Покровский, который дал постройке современный архитектурный вид. Типичные формы российско-византийского стиля последний дополнил мотивами необарокко.

Строительство железных дорог вызывало потребность создания товарных и пассажирских железнодорожных станций, локомотивных и вагонных депо, а также соответствующих промышленных предприятий. Генпланом было предусмотрено создание нового промышленного района вблизи Балашовской станции, а также большой пассажирской станции в районе Екатеринославской улицы (современная ул. Полтавский шлях).

Первый железнодорожный вокзал Курско-Харковско-Севастопольской железной дороги был построен в Харькове в 1869 году в архитектурных формах российско-византийского стиля. В конце XIX ст. здание вокзала было реконструировано архитектором С. И. Загоскиным, а рядом с ней по проекту архитектора Ю. С. Цауне было построено новое большое здание вокзала в ренессансных формах с купольным перекрытием над вестибюлем. Этот вокзальный комплекс был разрушен осенью 1941 года.

Вообще развитие торговли, промышленности и транспорту в конце XIX ст. вызывал сооружение в городах Слобожанщины совсем новых, неизвестных до того времени типов зданий. Так, кроме упомянутых уже железнодорожных вокзалов и других станционных сооружений, начали возводиться банки, большие магазины (пассажи), доходные дома, промышленные сооружения. Дальнейшее развитие приобрело строительство учебных, лечебных и культурных заведений.

Необходимость создания новых типов зданий, а также развитие строительной техники, связанной с внедрением в строительство новых материалов и конструкций, стимулировали поиски соответствующих архитектурных решений. Рядом с использованием архитектурных форм прошлых эпох и стилей, в конце XIX ст. в архитектуре некоторых европейских стран и России происходили поиски новых творческих направлений, которые сформировались в новый стиль. Этот стиль, как известно, получил в России название «модерн», в Германии и Австрии «Югендстиль», во Франции «Ар нуво». Одновременно происходили творческие поиски национальных форм современной архитектуры. В начале XX века ведущим направлением творческих поисков архитекторов становятся поиски рациональной архитектуры, основанной на принципах функциональной и конструктивной целесообразности.

Таким образом, на рубеже начала XX века архитектура Слобожанщины, как и всей Украины, развивалась по нескольким направлениям, которые существовали одновременно и даже влияли друг на друга. Такими направлениями за классификацией В. С. Ясиевича были:

– Эклектика, стилизаторство и историзм. Наиболее распространенное и жизненное направление, которое возникло в середине XIX ст. и существовало почти до начала 20 годов.

– Модерн, которое возникло в конце XIX ст. и существовало до начала 20-х годов.

– Неоукраинский стиль, который возник на рубеже веков, как национальная разновидность модерна.

– Неороссийский стиль, который возник в начале XX ст. как разновидность историзма и просуществовал до 1912-1914 гг.

– Неоклассицизм и необарокко, которые возникли в начале XX ст., как формы историзма и существовали до 20-х годов.

– Архитектурный рационализм (протоконструктивизм), который возник в начале XX ст. и существовал до середины 20-х годов, до появления конструктивизма.

В этих направлениях в Харькове и других городах Слобожанщины работало много талантливых архитекторов, воспитанников Петербуржской академии искусств, Институт гражданских инженеров, а также Харьковского технологического института. Кроме упомянутого уже архитектора Б.Г. Михаловского в направлении ретроспективного стилизаторства или историзма, а также неоклассицизма работал воспитанник Петербуржской академии искусств архитектор В. В. Величко. Наиболее значительными зданиями, построенными по его проектам в Харькове, были:

– Бывший корпус биофака Университета, теперь музей природоведения (ул. Тринклера, 8). Трехэтажное здание, возведенное в 1899-1901 году из кирпича, нештукатуреное. Фасады сделаны в формах классицизма.

– Дом бывшего архива Харьковского историко-филологического общества. Теперь государственный архив г. Харькова (ул. Университетская, 21). Трехэтажный дом с большими стеклянными поверхностями оконных отверстий возведен в 1904-1906 году в творчески переделанных формах итальянского ренессанса.

В конце XIX века в архитектуре городов Слобожанщины имел распространение так называемый «кирпичный стиль», который представлял собой разновидность историзма. Характерной чертой этого стиля было то, что фасады зданий, включая все архитектурные формы и детали, выполнялись из кирпича и не штукатурились. В кирпичном стиле строились, главным образом, промышленные сооружения, а также отдельные храмы, общественные и жилые дома. В каменном стиле в 70-ые – 80-ые гг. был возведен комплекс зданий бывшего Харьковского технологического института (теперь Харьковский политехнический университет). Строительство комплекса было осуществлено по проектам петербуржского архитектора Г. Р. Генрихсена, а также харьковских зодчих М.И. Ловцова и В.В. Величко.

После Октябрьской революции в России и победы Советской власти в Украине, благодаря известным историческим событиям революции и гражданской войны, политическим и административным центром Украины стал главный город Слобожанщины – Харьков. На протяжении почти 15 лет (с 1919 до 1934 года) Харьков был столицей Советской Украины. В этой связи в 20-ые и первой половине 30-х годов на Слобожанщину в ее главный город Харьков переместился центр политической, экономической и культурной жизни всей Украины. В больших масштабах развернулось и капитальное строительство. Для обеспечения необходимой территории застройки уже в 1922 году был утвержден проект расширения границ Харькова до 16 тыс. гектаров, главным образом, в юго-восточном направлении.

Основными направлениями капитального строительства, которое осуществлялось в городах Слободской Украины (в основном в Харькове) в 20-ые годы к началу первой пятилетки, были:

В отрасли промышленного строительства:

– Восстановление разрушенных и поврежденных во время гражданской войны предприятий, а также их реконструкция.

– Создание новой энергетической базы для дальнейшего развития промышленности и индустриализации народного хозяйства.

Последнее направление было связано с выполнением известного плана «ГОЭРЛО». Согласно с этим планом на Слобожанщине в 1927-1930 годах в поселке Эсхар под Харьковом была построена мощная тепловая районная электростанция (арх. Л. Ф. Еберг).

В отрасли жилищного строительстваглавным направлением было создание рабочих поселков, которые должны были решить социальную задачу обеспечения рабочих предприятий и транспорта современным упорядоченным жильем. В эти годы на околицах Харькова были построены рабочие поселки паровозостроителей завода ХПЗ и железнодорожников депо «Октябрь», в г. Сумы – поселок машиностроителей завода им. Г. В. Фрунзе.

Наиболее интересными за архитектурным решением – дома-коттеджы завода ХПЗ и депо железнодорожников по Московскому проспекту в г. Харькове. Построенные в 1923-1924 годах по проекту архитектора В.К. Троценко двухэтажные, двухквартирные дома-коттеджы этого поселка были решены с использованием форм и мотивов Украинской народной архитектуры. Многоскатные крутые крыши домиков, а также веранды создают интересные живописные силуэты.

Как известно, в 20 те годы творческие поиски новых решений и форм в архитектуре, адекватных функциям и современным конструкциям зданий, завершились созданием нового авангардного стилевого направления, которое получило в Советском Союзе название конструктивизм, а в странах Западной Европы и Америки – функционализм.

Сложилось так, что расцвет этого стиля (середина 20-х – середина 30-х годов) совпал с расцветом капитального строительства в столице Украины и главном городе Слобожанщины – городе Харькове. В эти годы в нем было построено более 50-ти капитальных домов в стиле конструктивизма. Был создан уникальный, наибольший в СССР ансамбль конструктивистских зданий – ансамбль площади Свободы. Создание ансамбля наибольшей в Европе площади связано с созданием в Харькове нового общественно-политического и административного центра, который должен был бы отвечать статусу столичного города. Правительством УССР и городскими властями было принято соответствующее решение о застройке бывших университетских земель на северо-западе города и создания там нового общественно-политического центра.

Формирование ансамбля площади происходило почти 25 лет. Первым в 1925-1929 гг. был построен Дом Государственной промышленности.Строительство было осуществлено по проекту ленинградских архитекторов: воспитанника Петербуржской академии искусства, академика архитектуры С.С. Серафимова, а также инженеров-архитекторов С. М. Кравца (который впоследствии переехал в Харьков) и Г. Д. Фельгера. Их проект получил первую премию на всесоюзном конкурсе, в котором приняли участие много известных архитекторов.

Строительство огромного сооружения было осуществлено в короткий срок (менее чем за 4 годы) под руководством известного инженера-строителя П.П. Ротерта. Построенный в монолитном железобетоне с плоскими крышами и металлическими рамами больших оконных отверстий, дом Государственной промышленности состоит из трех корпусов высотой от 6 до 13 этажей, связанных между собой шестью закрытыми переходами на уровне третьего, пятого и шестого этажей. Сложная по объемно-пространственныму решению архитектура Госпрома, построена на оригинальном композиционном соединении простых геометрических форм, которые образуют выразительные структуры и силуэты, производит большое впечатление. Недаром дом Госпрома стал своеобразным символом нового Харькова.

Последующая после построения Госпрома застройка площади Свободы была осуществлена на протяжении 1929-1933 гг. Все здания которые сооружались на площади, были подчинены единому стальному направлению, определенному архитектурой Госпрома.

В первое десятилетие после Побед и в Харькове были отстроены в новых архитектурных формах такие значительные сооружения как:

– Дом исполкома городского Совета народных депутатов на площади Конституции, 7 (арх. В. П. Достенко, Ю. Г. Чеботарев, инж. В. Г. Харламов, 1947-1954 года). В архитектуре его фасадов реконструированного Дома исполкома творчески применены мотивы украинской народной архитектуры и украинского барокко, а также характерные для Полтавско-Слобожанского региона мотивы народных орнаментов.

Главный учебный корпус института радиоэлектроники ХИРЭ (прежний корпус инженерно-строительного института) на проспекте Ленина, 14 (арх. Н. Г. Подгорный, 1952 г.). Монументальное здание корпуса с большим курдонером перед главным входом решенная в архитектурных формах российского классицизма и разукрашенная литыми деталями.

– Центральный универмаг Харькова, 1/3 (арх. Г. Л. Мовшович, 1954 год). Фасад пятиэтажного монументального здания имеет четкую метрическую композиционную структуру, которая отвечает структуре его монолитного железобетонного каркаса. Архитектура фасада решена как класичная ордерная композиций, которая состоит из четырех пилонов, украшенных пилястрами большого ордера и размещенных между ними высокими арками, которые опираются па коринфские колонны.

– Гостиница «Харьков» (прежний «Интернационал») на площади Свободы, 8 (арх. Г. О. Яновицкий, 1956 г.).

– Главный корпус Университета (бывший «Дом проектов») на площади Свободы, 4 (арх. В. П. Костенко, И. Д. Ермилов, В. И. Лившиц, М.К. Воротниковый, 1957 г.).

Как было уже отмечено, оба последних здания, которые до разрушения во время войны отвечали лучшим образцам архитектуры мирового уровня, после надстройки в формах советского ложноклассицизма потеряли важное архитектурно-художественные качества и приобрели вид типичных образцов советской архитектуры 50-х годов.

Характерной особенностью промышленного строительства, начиная с конца 40-х гг., было широкое внедрение индустриальных методов строительства и, в первую очередь, массовое применение сборных железобетонных конструкций, производство которых освоили на заводах ЗБК.

На пути индустриализации жилья, которое обеспечивало наиболее эффективное освоение новых территорий, стали наибольшие города Слободской Украины – Харьков и Сумы. Это обусловило необходимость пересмотра основных принципов застройки и формирования жилищной среды этих городов.

Первым районом массового индустриального жилищного строительства стал район Павлового Поля. Проект его застройки был в начале 50-х гг. разработанный харьковскими архитекторами Л. Г. Тюльпая, А. Г. Григоренко и др. В планировании этого жилого массива впервые в Харькове был применен принцип микрорайонирования на основе свободного планирования территории с решением вопросов комплексногообслуживаниянаселения иразвитиясовременного транспорта.

В 1957 году по проектам, разработанным группой архитекторов под руководством архитектора А. Д. Моторина, началось строительство жилищного массива в районе селекционной станции. В период с 1957 по 1967 год была застроена территория площадки «А». Застройка осуществлялась главным образом типичными на то время пятиэтажными крупноблочными и крупнопанельными домами на основе четкой прямоугольной сети улиц. Типичными пятиэтажными крупнопанельными домами новой на то время серии – 464 был в 1961 году застроен также микрорайон поселка ХТЗ между «проспектом Косиора и ул. Франтишека Крала.

В 70-ые годы в Харькове зоной массового индустриального жилищного строительства становится Салтовский жилищный массив. Проект детального планирования массива, который был разработан группой архитекторов института Харковпроект Л. Г. Тюльпой, И. Т. Демешко и др., разрабатывался в 60 те годы одновременно, с разработкой генерального плана города. В основу проекта был положен принцип «фокусировка», согласно с которым объекты культурно-бытового назначения концентрируются на перекрестках магистралей.

Сегодня Салтовский жилищный массив, строительство которого завершается, складывается из почти 20 укрупненных микрорайонов. В них проживает около 400 тыс. жителей. Микрорайоны Салтовского массива застроены в основном крупнопанельными 9-16-этажными жилыми домами производства Харьковского домостроительного комбината № 1 и каркасно-панельными зданиями детских заведений, школ и, частично, культурно-бытовых заведений.

 

7.2. Искусство Слобожанщины

Параллельно с формированием этнического типа слобожанина создавалось и искусство Слободской Украины со своими специфическими региональными особенностями. Во многом оно представляло собой новый организм, синтезировав, по словам известного украинского искусствоведа С. А. Таранущенко, «всю предыдущую историю украинского искусства» и «его разнообразные краевые особенности и отличия». Нигде в Украине искусство не испытывало такого перекрестного влияния, как в этом регионе. Сюда сошлись «переселенцы со всех частей Украины – от Галичины до Полтавщины, от Холмщины до Подолья, а есть сведения, что заходили также бойки и гуцулы с гор Карпатских». А близкое расположение российских поселений не могло не обозначиться на развитии всего культурного процесса на Слобожанщине.

Переселяясь в этот край, украинские казаки везли с собой самые разнообразные предметы декоративно-бытового искусства, а также многочисленные церковно-культурные вещи своих прежних храмов. Среди этих достопримечательностей были как отдельные иконы, так и целые иконостасы. Как писал Д. Т. Филарет-Гумилевский, один золочевский священник привез с собой из г. Мишурова (Надднепрянщина) колокол, иконостас и богослужебные книги.

Самым популярным и самым распространенным видом изобразительного искусства тогда была икона. К сожалению, не сохранились сведения о творчестве украинских иконописцев, которые в начальный период переселения украинцев создавали прекрасные образы, чем заслужили славы «черкасских икон». Не дошли до нашего времени и те самые слобожанские достопримечательности изобразительного искусства XVII века. Известно, что слобожанские храмы украшались монументальными росписями. Однако до нашего времени они не сохранились, кроме незначительных фрагментов, как, например, в Спасском соборе в Изюме. В Покровском соборе в Ахтырке сохранились изображения двух ангелов с распростертыми крыльями и горнами, которые извещают о наступлении Страшного суда. Немало ценных достопримечательностей, к которым, прежде всего, нужно отнести из лучших образцов казацкого барокко росписи Покровского собора в Харькове, построенного в XVII веке, было уничтожено. Нигде в Украине в результате политики тоталитаризма старое искусство не испытало такого разрушения, как на Слобожанщине.

Среди немногочисленных слободских икон XVIII века, какие сохранились, привлекает внимание святая Варвара из Сумского художественного музея. Это изображение красивой, роскошно одетой украинской женщины с ожерельем на шее и в волосах, в красных сапогах и с бахромками на фартуке. Такой подчеркнуто светский характер образа отображал тогда последующие перспективы развития религиозной живописи во всей Украине.

Параллельно развивалась и портретная живопись. Отражая социальные и экономические сдвиги в тогдашней жизни Слобожанщины, он знаменовал собой утверждение гуманизма.

Освободительная война украинского народа за свою свободу и независимость выдвинула на первый план мужественного человека, который отстаивал свою родину. Среди местных портретов XVIII века, которые демонстрировались на выставке XII археологического съезда в Харькове, были представлены портреты славных украинских гетманов – Богдана Хмельницкого, Петра Конашевича-Сагайдачного, Петра Дорошенко, Ивана Самойловича, народного героя Ивана Гонты. В Сумском художественном музее хранятся портреты Максима Зализняка, гетманов Ивана Скоропадского и Даниила Апостола, портрет военного, выполненные неизвестными художниками XVIII века. Воинская доблесть и мужество нашли выразительное воплощение в их образах. Эти черты присущие и изображением полковника Ахтырского полка Ф. Осипова, полковника Сумского полка Г. Кондратьева и бригадира слободских полков Ф. Лесевицкого, что приводятся в «Истории Слободской Украины» Д. И. Багалия.

Кроме украинских мастеров работали и российские художники. Из литературных источников известно, например, что в 1780 году для губернских присутственных мест были сделаны портреты, выполненные московским художником Иваном Полощевым. Он также писал иконы для Покровского собора в Ахтырке.

В первой половине XIX века развитие искусства на Слобожанщине связано с деятельностью Харьковского университета. Художники-педагоги, которые преподавали здесь рисование, выполняли также различные художественные заказы. Например, гравер Я. Г. Матес, что приехал из Гамбурга, был известен как миниатюрист, пейзажист, иллюстратор научных изданий. Сохранились сведения о некоторых его работах историко-аллегорического характера, написанные по поводу разных торжеств. На одной из них, посвященной открытию в Харькове университета, был изображен император Александр І. И в фигуре Марса, который подает руку Аполлону. На другой, написанной в честь победы над Наполеоном, художник изобразил непобедимого Геркулеса, который олицетворял российский народ, который поразил палкой гидру, и императора «на торжественной колеснице по древнему образу, венчанного победою и подающего оливковую ветвь в знак мира Европе...».

Таким образом, в первой половине XIX века Харьков получил значение большого культурного центра не только Слобожанщины, но и всей Украины, все более притягивал художников с профессиональным академическим художественным образованием. Творчество художников, которые работали здесь, в это время имело, главным образом, светский характер.

Во второй половине XIX века центром художественной жизни не только Харькова, но и всей Слобожанщины стала частная художественная школа Г. Д. Раевскои-Ивановой (1840-1912). Художница получила профессиональное образование в Германии и, сдав специальные экзамены, получила диплом Санкт-Петербургской Академии искусств. Себя она посвятила, прежде всего, художественно-педагогической деятельности, ее творчество связано с портретным и бытовым жанрами. Большинство ее картин не сохранилось до нашего времени. Представления о некоторых из них дают репродукции, вмещенные в словаре «Наши художники», выданном в дореволюционное время под ред. Г.И. Булгакова. Здесь воспроизведены такие произведения художницы, как «В поле», «Смерть крестьянина в Малороссии», «Саксонская девушка».

Большим был вклад Г. Д. Раевскои-Ивановой в развитие искусства Слобожанщины, стало создание последней художественной школы, ее учениками были выдающиеся украинские пейзажисты С.И. Васильковский и Г.С. Ткаченко. Своеобразным мастером с присущей лишь ему творческой манерой был С.И. Васильковский (І854-1917). Талант художника в полной мере раскрылся в национальных мотивах.

Важным художественным центром Слобожанщины во второй половине XIX века был Чугуев – родина И. Е. Репина. Здесь работало немало живописцев. Особенным авторитетом пользовалась семья иконописцев Бунаковых. И.Г. Бунаков, который возглавлял мастерскую, писал портреты (3. и И. Шеверневых, 1860), иконы. Его учеником был Л. И. Персанов, который позже учился в Академии искусств в Санкт-Петербурге. Известны его портреты Нечитайлова, Якова Логвинова, мальчика на берегу реки, написанные около 1860 года. Своим творчеством и опытом эти художники имели влияние на формирование И. Е. Репина.

Революционные события 1917 года на Слобожанщине внесли кардинальные изменения в последующее развитие ее культуры. В сложные политические и экономические условия периода революции и гражданской войны рождались новые формы и виды искусства. Среди них ведущую роль играл плакат. Улицы городов Слобожанщины при вступлении большевиков, разных манифестаций, агиткампаний, празднования революционных событий были покрыты самыми разнообразными плакатами. Высокие достижения в этом искусстве связаны с именами слобожанских художников Б. Косарева, О. Хвостенка-Хвостова, Г. Цапка, В. Ермилова. Последний в 1921 году оформил агитпоезд «Красная Украина», который напоминал свадебный украинский ларь на колесах. Заметным событием в художественной жизни тогдашней столицы Украины Харькова стало оформление помещения V Всеукраинского съезда Советов. Оно было сделано под завод. Этот заказ выполнил профессор Киевского художественного института М. Бойчук вместе со своими учениками.

Специфическим явлением художественной жизни тех лет стали плакаты «Окон» УкРОСТА в Харькове. Немалые успехи плакатного искусства связаны с творчеством одного из последователей Г. Нарбута среди харьковских художников – О. Маренкова. Следует назвать такие его произведения, как «В огне мировой социальной революции пролетариат порвет путы неволи...» (І921), «Товарищи крестьяне! Сдавайте хлебный налог. Рабочие и Красная Армия ждут хлеба» (1921), «Пашись же ты, моя нива...» (1921) но и др. Символизируя свое бурное время, некоторые плакаты приобретали знаковый характер. Среди таких нужно отметить произведение В. Ермилова «Потухшие паровозы, стоящие фабрики ждут уголь Донбасса» (1920).

Задания, связанные с пропагандой идей революции, построения нового социалистического общества были изложены в так называемом ленинском плане «монументальной пропаганды». Активное участие в его осуществлении на Слобожанщине приняли скульпторы И. Кавалеридзе, Б. Кратко, Л. Блох. С монументальной скульптуры, установленной тогда на площадях слобожанских городов и рабочих поселков, почти ничего не сохранилось. Тем большую ценность имеет выполненный И. Кавалеридзе памятник Артему в Святогорске (1927), который дошел до нашего времени. Он – воплощение духа своей эпохи. В нем нашло отображение увлечения мастера конструктивизмом. Как и монумент Артема в Бахмуте (1923-1924), уничтоженный в период временной фашистской оккупации, этот памятник не имеет аналогий в советской монументальной пластике и свидетельствует о неопровержимых творческих находках мастера.

Значительное развитие приобрело искусство гравюры. Его успехи больше всего связаны с художественно-педагогической деятельностью И. И Падалки – одного из представителей бойчукизма. Он овладел техниками дереворита, литографии, цинкография и линогравюры, которой учил и своих учеников. Как и представители киевской школы «дереворитников», во главе с С.О. Налепинской-Бойчук, И.И. Падалка со своими учениками, начиная с 1927 года, очень активно выступал на разных художественных выставках – республиканских, всесоюзных, зарубежных, получив признание как выдающееся явление в тогдашнем украинском искусстве Среди бойчукистов работы Падалки больше всего выделялись фольклорным подходом. Сильное впечатление исправляет его дереворит, что изображает матросский танец «Яблочко», выразительность которого строится на контрасте героических и гротесковых образов. Во всей суровой правде, драматической напряженности показывается эпоха в литографии «Несут товарища»

Конец 1920-х – начало 1930-х годов в Украине характеризуется огромной книжной продукцией, что благоприятно сказалось на развитии искусства книги. И.И. Падалка и его ученики (Б. Бланк, Г. Фрадкин, О. Давгаль, Г. Котляревская) очень плодотворно работали над оформлением книг. И.И. Падалка иллюстрировал «Слово о полка Игоревым», «Кобзарь», «Энеиду», был автором обложек к произведениям И. Франко и Нечуй-Левицкого, оформлял книжки Ю. Смолича, М. Иогансена, В. Вражливого, П. Усенко, О Предрассветного, П. Копиленко и др., делал иллюстрации к произведениям М. Твена, Д. Дидро, К. Тетмаера, П Бомарше. Одно из лучших произведений книжного оформления тех лет обложка И. И. Падалки к книжке С. А Таранущенко «Искусство Слобожанщины», где стиль обрамления, характер шрифтов, заимствованная из народных картин фигура казака Мамая, цветное решение прекрасно отвечает смысловому, представляя прекрасно поданный образец национального стиля в книжном искусстве.

Существенные изменения в развитие искусства Слобожанщины внесла Вторая мировая война 1941-1945 лет. Некоторые из художников – Г. А. Цапок, О. П. Любимский, Г.А. Рыбальченко, Г. Л. Огнивцев и много тех, что пришли в искусство в послевоенные годы, работали в составе фронтовых бригад художников или же находились в действующей армии. Другие – С. И. Кияшко, П.П. Горелый – погибли в боях.

Война внесла изменения и в расстановку видов искусства. Ведущую роль начал играть политический плакат. В Харькове для их изготовления был создан специальный штаб. В его работе активно участвовали художники О. Довгаль, О. Хвостенко-Хвостов, Г. Дерегус, В. Мироненко, А. Страхов, Д. Шавикин и др. Широкую известность получили тогда плакаты М. Дерегуса «В каждой советской женщине раненый красноармеец найдет мать и сестру» (1941), В. Аверина «Беспощадно уничтожайте убийц наших детей!» (1941), О. Довгаля «Все для фронта» (1941), М. Гноевого «Захотелось фашистам украинского борща поесть» (1941) но и другие.

Ведущей темой искусства Слобожанщины в послевоенное десятилетие оставалась тема войны. Произведения этого периода не выделялись масштабностью решения. Однако они привлекают исключительной правдивостью. Именно это присуще произведениям прежних фронтовиков – серии офортов М. Гноевого «Воспоминания» (1947), военной серии литографий В. Парчевского (1953), живописным полотнам А. Константинопольского и О. Хмельницкого. Особенно следует отметить талантливое полотно А. Константинопольского «Родная земля (На привале)», созданное в 1957 г.

Значительный вклад в развитие промышленного искусства Слобожанщины сделали дизайнеры-педагоги, выпускники Харьковского художественно-промышленного института В. И. Эльков, Ю. Г. Дьяченко, Е. Я. Рагулин, О. В. Бойчук, В. Я. Даниленко, Ф. С. Бойченко, В. В. Гапиенко.

Немало воспитанников института работают на предприятиях Украины и за ее границами, решая проблему улучшения эстетичного качества промышленной продукции. Показателем достижений промышленного искусства Слобожанщины была выставка «Дизайн Украины» в 1992 году в Нюрнберге, где преобладали работы слобожанских мастеров, которые отмечались высоким художественным уровнем.

Подытоживая сказанное, следует отметить, что в период 1960-1980-х годов художественный процесс на Слобожанщине отмечался больше, чем в предыдущее 20-летие разнообразностью, наблюдалась тенденция к развитию разнообразных видов искусства, их взаимодействия и взаимопроникновения. Новые явления наблюдаются на современном этапе. Они связаны с перестройкой независимой Украины и значительными изменениями в духовной жизни общества.

Образование и наука

Становление образования в Слободской Украине тесно связано с миграционными процессами, которые проходили со второй половины XVII ст. на этой территории. Переселенцы, которые были в основном выходцами с Правобережной Украины принесли с собой на Слобожанщину просветительские традиции, которые на этот время уже крепко укоренились на Надднепрянщине. Об этом свидетельствует большое количество братств, школ и типографий при них. В последних печаталась литература, которая защищала православную веру и украинскую культуру. Там же находилась Киево-Могилянская коллегия (с 1701 г. – академия) – сердцевина образования и культуры всей Украины, первое высшее учебное заведение в Восточной Европе. Этот опыт, эту любовь к образованию переселенцы привнесли на Слобожанщину, и, прежде всего, это касается школ. Школы появляются при церквях вместе с заселением региона. Например, в Ахтирке при Николаевском соборе, как свидетельствуют источники, школа была основана уже в 1675 году. Количество школ быстро росло. По данным переписи в 1732 г., в Харьковском полку их было 20, в Ахтырском – 25, в Изюмском – 33, в Сумском – 47. В полковых городах их было даже по несколько (в Харькове – 4, в Ахтырке – 4, в Изюме – 5 и т. д.). Причем, как считают некоторые исследователи, количество школ на душу населения во второй четверти XVIII ст. было больше, чем в конце XIX ст.

Инициатива в создании школ принадлежала простому народу, который желал учить своих детей и который платил дьяку за выполнение этой работы. Школа, как правило, располагалась при церкве и разделялась на два помещения: в одном жил дьяк с семьей, во втором находилась сама школа.

Церковные школы были трехклассными. В первом классе изучали букварь, во втором – часослов, в третьем – псалтырь. Со второго класса учили письму. Учеба велась народным украинским языком. Читать учились буквенно-составным методом. Учили также элементарным арифметическим действиям. Поскольку ученики учили свои уроки вслух, а все классы занимались в одном помещении, в школе было довольно шумно. Большую роль в учебно-воспитательном процессе играли телесные наказания – розги. В школах учились дети зажиточных крестьян, казаков, мещан и духовенства (со второй половины XVIII ст. количество школ постепенно уменьшается в связи с закрепощением казачества и крестьянства).

Определенная роль в распространении грамоты и начального образования в Украине, в том числе и на Слобожанщине, принадлежала путешествующим дьякам-учителям, которые переходили с места на место и в разных селах учили детей. Большинство из их было воспитанниками разных украинских школ, и «странствовали» они по большей части во время каникул в поисках заработка. Известны случаи, когда некоторые из них не прекращали своей деятельности даже после ликвидации автономии Слободской Украины, когда такие путешествия были запрещены.

Церковные школы, а также путешествующие дьяки, хотя и давали только начальное образование, но играли большую просветительскую роль в XVII-XVIII ст.

Новый этап развития образования на Слобожанщине связан с деятельностью Харьковского коллегиума. Эта школа была переведена в Харьков из Белгорода в 1726 г., а в 1731 г. получила статус коллегиума. В его создании большую роль сыграл белгородский епископ Епифаний Тихорский и командующий войсками Слободской Украины князь Г.Г. Голицин. Широкую благотворительную поддержку новому учебному заведению оказало население региона, которое жертвовало школе земли, угодья, деньги и др. По материальному положению это была одна из самых богатых школ XVIII ст. в Российской империи. Харьковский коллегиум был всесословным учебным заведением, в котором, кроме детей духовенства, получали образование и дети других состояний: дворянства, казачество, мещанства, купечество, даже крестьян. В основном коллегиум готовил кадры для потребностей Слободской Украины, хоть очень часто здесь учились и выходцы из соседних регионов. В основных чертах коллегиум копировал Киево-Могилянскую академию. В Украине он стал вторым по значению учебным заведением после знаменитой академии. В коллегиуме преподавались многие дисциплины: грамматика и синтаксис, поэтика, риторика, философия, богословие, латинский и греческий языки, пение.

Конец 80-х годов XVIII ст. ознаменовался появлением сети главных и малых народных училищ. Согласно «Уставу народных училищ в Российской империи» в 1789 г. главное народное училище открылось в Харькове как губернском городе. Это было начальное учебное заведение повышенного типа. В нем учились с 5 лет дети всех сословий, кроме крепостных. Первые два класса отвечали программе малого народного училища (в первом классе учеников учили читать, писать, считать, они изучали историю религии и короткий катехизис, во втором – проходили еще грамматику, рисование и читали книгу «О должностях человека и гражданина»). В следующих классах изучали русский язык, арифметику, геометрию, механику, физику, историю, географию, архитектуру, по желанию – латынь и один из новых иностранных языков. По окончании главного народного училища слушатели могли занимать должность учителя в малых народных училищах. Численность учеников в Харьковском главном народном училище быстро росла. Если в 1797 г. их было 83, то через три года уже 306 человек.

Малые народные училища согласно «Уставу народных училищ в Российской империи» были созданы в уездных городах. На Слобожанщине они появились в Ахтырке, Сумах, Изюме, Богодухове, Валках, Острогожске для привилегированных сословий населения.

Буржуазные реформы 1860-70-х годов коснулись также начального и среднего образования. Прежде всего, выросло количество школ, увеличилось многообразие их типов (не менее 30). Во второй половине XIX ст. в Слобожанщине, как и в других частях Российской империи, существовало несколько типов начальных школ: школы, которые были основаны Министерством народного образования (министерские), земствами (земские), церковнопарафиальные, их количество постоянно росло. В Харьковской губернии на 1 января 1913 г. насчитывалось 2158 различных начальных школ, в которых по официальным данным училось более 180 тыс. учеников (девочки составляли треть, а на селе – ¼часть от общего числа, но заканчивало школу не более 10%. Гимназии за уставом 1864 г. разделялись на классические – с преподаванием латинского и греческого языков и реальные (и те и другие семиклассные). С 1872 г. реальные гимназии были преобразованы в реальные училища (шестиклассные). В классических гимназиях большое внимание уделялось греческому и латинскому языкам, в реальных – классических языков не было. Вместо них шире преподавалось природоведение, химия, физика, математика, чертеж, новые языки. Выпускники классических гимназий могли без экзаменов поступать в университеты, а после окончания реальной – только в высшие технические учебные заведения. В 1860 г. в Харькове открывается первая женская гимназия (хотя начало женского образования было положено еще в 1812 г. открытиям института благородных девиц, а с 1820 г. существовала частная женская школа для дочерей дворян и купцов). По развитию женского образования Харьков значительно опережал другие губернские города. Особенного внимания заслуживает частная женская воскресная школа, которая возникла в 1862 г. под руководством известного педагога X. Д. Алчевской. Курс воскресной школы был тождественный курсу начальных училищ, учеба была бесплатной. Эта школа была образцом для распространения учреждений такого типа, для их популяризации не только на Слобожанщине, но и граничащих великорусских и украинских губерний.

В 1869 г. начало свою деятельность Харьковское общество распространения в народе грамотности. По инициативе его членов в губернии возникло немало школ (как постоянных, так и воскресных), библиотек, был построен Народный дом, проведено несколько педагогических съездов. Первым председателем правления общества стал известный ученый Г.Г. Бекетов.

С начала XX ст. в регионе начала бурно развиваться система профессионального образования, создавались торговые школы, ремесленные училища, разнообразные профессиональные школы, учебно-ремесленные мастерские, классы ручного труда, всевозможные курсы (бухгалтерские, стенографические, электротехнические, педагогические), учительские семинарии (существовали в городах Волчанске, Старобельске, Ахтирке, Белополье и др.).

Невзирая на то, что в регионе сравнительно с другими дело развития начального и среднего образования было налажено неплохо, но это далеко не удовлетворяло существующих потребностей.

Система высшего образования на Слобожанщине в XIX ст. была представлена прежде всего Харьковским университетом. Появление этого образовательного научного центра стало логическим продолжением традиций, которые были заложены его предшественниками, прежде всего Харьковским коллегиумом. Активная подготовительная деятельность по созданию университета началась с 1802 г. В. Н. Каразиным и его единомышленниками. В 1804 г. был принят его первый устав, заложен ботанический сад и основана университетская библиотека. Открытие университета произошло 17 января 1805 г. и он стал вторым университетом в Украине (первый был основан во Львове в 1661 г.). Университет разместился в доме, который принадлежал харьковскому губернатору (теперь – ул. Университетская,16). Дореволюционную историю университета можно условно разделить на четыре периода в соответствии с уставами 1804,1835,1863 и 1884 годов. Сначала университет состоял из четырех факультетов: словесного, моральных и политических наук, физических и математических наук, врачебных и медицинских наук, и насчитывал 25 кафедр. Эта структура университета, в дальнейшем неоднократно изменялась, а отделения начали называться факультетами. В первый год существования в университете работало 25 преподавателей и училось 57 студентов, но в дальнейшем их число постепенно росло (у 1835 – 263 чел., в 1861 – 533, в 1895 – 1275, в 1916 – 3909). Первым ректором университета стал профессор словесности, философ, логик Иван Степанович Рижский.

С начала основания университета в нем были созданы несколько учреждений, которые много сделали для пропаганды научных идей и просветительства на Слобожанщине и в целом в Украине. Например, в 1807 г. открылся университетский музей «естественной истории», в 1811 – филотехническое общество, цель которого именно и состояла в пропаганде достижений науки и техники. Харьковский университет, как высшее учебное заведение попечительствовал над другими заведениями в Харьковском учебном округе. Этот округ, кроме Слободско-украинской губернии, охватывал очень большую территорию (Орловскую, Воронежскую, Курскую, Черниговскую, Полтавскую, Николаевскую, Таврическую, Екатеринославскую, Киевскую, Херсонскую губернии да еще несколько областей. Количество губерний не было постоянным и часто менялось. Профессора Харьковского университета изучали организацию школьного дела в округе, составляли учебные программы для школ. По их же рекомендациям назначали учителей из числа выпускников университета, посылали в школы учебные пособия, литературу, наглядные приборы и др.

С каждым годом росла численность студентов, которые получали образование в университете. Он быстро стал значительным центром по подготовке специалистов для практической та научно-исследовательской деятельности в Российской империи. Общее число его воспитанников за дореволюционный период превысило 15 тыс. человек. Подготовке высококвалифицированных специалистов способствовала работа более чем 30 кабинетов, астрономическая обсерватория, метеорологическая станция, два музея, лаборатории, наибольшая в городе научная библиотека (на начало XX ст. ее фонд превышал 30 тыс. томов). В начале XX ст. Харьковский в университет – один из наибольших в Российской империи. За количеством профессорско-преподавательского состава и студентов он находился на четвертом месте.

Харьковский университет быстро стал центром издательской и литературной деятельности. В 1812 г. по инициативе преподавателей университета начала выходить первая харьковская газета «Харьковский еженедельник», с 1816 г. – выходил первый в Украине сатирический журнал «Харьковский Демокрит». На страницах этих и других изданий («Украинский вестник», «Харьковские известия», «Украинский журнал», «Запорожская старина» и др.) печатались произведения украинских и российских писателей Е. Гребенки, П. Гулака-Артемовского, И. Котляревского, О. Пушкина, Т. Шевченко и многих других.

Харьковский университет стал одним из ведущих центров развития науки в стране. Уже к середине XIX ст. он занял свое место на передовых рубежах отечественной и мировой науки. В его стенах сформировались и получили мировое признание многие научные школы и направления. Среди преподавателей и воспитанников университета первой половины XIX ст. математики Т. Ф. Осиповский и Г. В. Остроградский, исследователь Африки Е. П. Ковалевский, писатель П.П. Гулак-Артемовский, филолог И. И. Срезневский и много других. Во второй половине XIX – в начале XX ст., в университете работали такие выдающиеся ученые: как физико-химик Г. Г. Бекетов, биохимик О. Я. Данилевский, физиолог В. Я. Данилевский, математики и механики В. Г. Имшенецкий, О. Г. Ляпунов, В. А. Стеклов, астроном Г. В. Левицкий, геолог И. Ф. Леваковский, географ А. Г. Краснов, историки Д. И. Багалей, В. П. Бузескул, Г. С. Дринов, литературоведы Д. Г. Овсянико-Куликовский, Г. Ф. Сумцов, филолог О. О. Потебня и др.

Учеными университета были опубликованы тысячи научных работ, посвященных исследованию разнообразных проблем в отрасли естественных и гуманитарных наук. Результаты этих исследований находили свое отображение в учебниках и учебных пособиях. Немало они сделали и для благоустройства, как Харькова, так и других городов Слобожанщины. Так, Н. Д. Борисяк решил проблему снабжения Харькова подземными водами. Это дело продолжил О. В. Гуров, который на свои средства в 1889 г. пробурил в Харькове первую в Российской империи глубокую артезианскую скважину, что дало возможность обеспечить город питьевой и технической водой. Немало сделали ученые для освещения города (В. И. Лапшин и др.).

Университет был центром нескольких научных обществ, которые возникали по инициативе ученых: медицинского (в 1851 г.), научного общества естествоиспытателей (возникло в 1869 г.), общества физико-химических наук (в 1873 г.), историко-филологического (1877р.), математического (в 1879 г.), юридического (1901р.).

В 1811 году при Харьковском университете был открыт педагогический институт с целью подготовки учителей для гимназий и уездных училищ. Первым директором института стал профессор университета X. П. Роммель. Поступали в институт те студенты университета, которые уже закончили или учились на последнем курсе. В 1866 г. институт был преобразован на Практическо-педагогические курсы, которые просуществовали до 1917 г. Преподаватели института инициировали несколько прогрессивных начинаний. Например, в 1881 году был впервые в Российской империи проведен педагогический съезд, а в 1890 г. – основано Харьковское Педагогическое общество.

С 1873 года в Харькове начинает свое существование Ветеринарный институт, преобразованный из ветеринарного училища, которое существовало с 1851 г. Это было высшее учебное заведение для подготовки специалистов-ветеринаров. Учебный курс состоял из четырех лет (в среднем институт готовил 10 ветеринарных врачей на год). С конца 90-х годов XIX ст. в нем разворачивается серьезная научная работа, которая поставила институт на одно из первых мест среди подобных заведений в Российской империи. При институте существовала специальная библиотека, анатомический театр, несколько лабораторий, аптека, минералогическая коллекция, две небольшие клиники.

В 1885 г. по инициативе городского управления был открыт Технологический институт – первое из высших технических заведений в Украине. Перед ним была поставлена цель давать высшее технологическое образование сначала по двум специальностям – механической и химической. Организатором и первым директором института был выдающийся ученый, профессор В.Л. Кирпичев. В институт принимались по конкурсным экзаменам лица, которые закончили гимназии и реальные училища, срок учебы составлял пять лет (первый набор 200 человек), потом их стало 250, а с 1901 г. – 300. По окончанию выпускники получали звание технолога или инженера-технолога. В институте была механическая мастерская со школой ремесленных учеников, сельскохозяйственная станция, лаборатории, музей и библиотека. На начало XX ст. на территории института было построено 12 зданий.

Следующий этап развития образования и науки на востоке Украины, как и в целом в стране, связан с изменениями, которые произошли после революции 1917 г., гражданской войны и иностранной интервенции. В эти годы образование и наука испытали тяжкие испытания: голод, разрушения, эпидемии – тяжело обозначились на этих сферах жизни региона. После сложных политических событий по различным причинам значительное число деятелей образования и науки очутилось за границей.

После революции была созданная Государственная комиссия по образованию, которая начала осуществлять мероприятия, которые положили начало перестройки системы народного образования. Была принята Декларация и Положение о единой трудовой школе, в которой были разработаны основные принципы новой школы. Впрочем, в первые революционные годы, в условиях гражданской войны занятия в учебных заведениях происходили нерегулярно, часто совсем прекращались, состав учеников был нестабильным, в материально-финансовом плане школа бедствовала.

В июне 1920 г. была объявлена «Декларация Наркомата образования УССР о социальном воспитании детей». Успешное строительство нового общества советский режим ставил в прямую зависимость от уровня сознания народа. Была выдвинута теория и программа культурной революции, основным звеном которой должна была стать общеобразовательная школа. На первое место были выдвинуты задача ликвидации необразованности, потому что только четверть населения Украины умела читать и писать. 21 мая 1921 г. правительство Советской Украины выдало декрет о ликвидации безграмотности среди взрослого населения республики. В Украине начало работать Добровольное общественное объединение «Прочь безграмотность», которое возглавил председатель ВУЦВК Г.И. Петровский. На территории Слобожанщины также разворачивается большая работа в этом направлении. Открывались школы ликвидации безграмотности. Всего в Харьковской губернии в конце 1920 г. работало свыше 300 таких школ. Был создан единый план работы центров ликвидации безграмотности. Кроме городских, районных, школы и группы ликбеза создавались и по отдельным предприятиям города. Некоторое время продолжало свою деятельность Харьковское общество грамотности, в котором, как и ранее, активно работала X. Д. Алчевская.

В свете ликвидации безграмотности, началась работа по созданию общей начальной учебы и расширению сети неполных средних школ. Было упразднено сословное деление в школах, вводилась общая учеба мальчиков и девочек. Образование стало бесплатным. Процесс создания новой школы осложнялся большой численностью беспризорных детей и подростков. Решению этого задания способствовали новообразованные детские дома, трудовые коммуны и другие учреждения. Примером для них стали колония им. Горького и трудовая коммуна им. Дзержинского, организатором и руководителем которых был выдающийся педагог А. С. Макаренко.

В 1932 г. в Украине была установлена единая для всей страны структура общеобразовательной трудовой школы: начальная (І-IV классы), неполная средняя (І-VII кл.) и средняя (І-X кл.). Был усовершенствован школьный учебно-воспитательный процесс (вводился единый день начала и окончания учебного года, длительность урока, порядок приема учеников в школу, экзамены, пятибалльная система оценки знаний). До 1931 г. в регионе все дети от 8 к 11 лет были охвачены учебой, а в до 1933 г. завершен переход к общей обязательной семилетней учебе.

Решением Наркомпроса УССР летом в 1920 г. были ликвидированы университеты Украины как «наиболее консервативные носители устаревших форм высшего образования». В июле 1920 г. Харьковский университет прекратил свое существование. На его базе в 1920-1932 гг. действовали разные учебные заведения и учреждения: Академия теоретических знаний, Институт народного образования, Педагогический институт профессионального образования, физико-химико-математический институт, которые в свою очередь неоднократно реорганизовывались. Наконец, в 1933 г. после многочисленных реорганизаций Харьковский университет был восстановлен.

Харьковский университет быстро рос: если в 1933 г. в нем было 24 лабораторий и кабинетов, в 1940 их стало 68. Число студентов на это время выросло более чем в 1,5 раза. В университете в довоенные времена работали такие выдающиеся ученые, как астроном Г.П. Барабашов, литературовед О.И. Билецкий, биохимик И.Г. Буланкин, А.В. Нагорный, языковед Л.А. Булаховский, физики О.Ю. Ахиезер, А.К. Вальтер, Л.Д. Ландау, О.О. Слуцкин, математик Д.М. Синцов и др.

Период 20-30-х гг. отметился созданием широкой сети и других высших учебных заведений отраслевого характера. Многие из новых институтов создавались, главным образом, за счет разукрупнения многофакультетских вузов. Так, в 1929 г. Технологический институт был реорганизован в политехнический, а в 1930 на базе его факультетов созданы 6 самостоятельных институтов. На протяжении 1929-1931 гг. в Харькове были организованы 23 института (авиационный, автомобильно-дорожный, инженеров железнодорожного транспорта, инженеров коммунального строительства, инженерно-строительный, инженерно-экономический и др.). В 1930 г. в них училось 27000 студентов.

В 1940 г. количество вузов в Харькове достигло 36, в которых насчитывалось 30768 студентов.

Институты были созданы и в других городах Слободской Украины. Так, в Сумах в 1926-1932 гг. при заводе им. Фрунзе работал машиностроительный институт (ВТУЗ), а в 1934 г. на базе педагогического техникума был создан педагогический институт.

Основными научными учреждениями в этот период, кроме университета и институтов, становятся научно-исследовательские кафедры, а с 1930 г. – институты. В 1928 г. в Харькове был основан Украинский физико-технический институт, который быстро превратился в один из значительных центров теоретической физики в Украине и СССР. Некоторое время в нем работали Ю. В. Курчатов, Л.Д. Ландау. В 1932 г. здесь впервые в СССР было искусственно расщеплено атомное ядро лития.

На начало 1940 г. в Харькове работало 46 научно-исследовательских институтов, которые проводили большую научную работу.

Таким образом, перед началом Великой Отечественной войны Харьков превратился в значительный научный и образовательный центр, где осуществлялась подготовка высококвалифицированных специалистов для Слобожанщины. Успехи в развитии науки и образования в довоенные годы совмещались с незаурядными сложностями, которые тормозили этот процесс и стали следствием волюнтаристских и административных методов руководства наукой и образованием, общей обстановки культа личности и массовых репрессий, которые проводились в стране в конце 20-30-х гг.

С началом Великой Отечественной войны сотни преподавателей, аспирантов, студентов, сотрудников учебных и исследовательских заведений Харьковской и Сумской областей стали на защиту Родины. Многие из них добровольцами были зачислены в дивизии народного ополчения.

Сразу после освобождения территории Восточной Украины от фашистских захватчиков началось восстановление и совершенствование сети учебных заведений. Во время оккупации пострадали или были разрушены немало школ, техникумов, институтов, а также корпуса Харьковского университета. Впрочем, уже в 1943/44 учебном году школы на освобожденных территориях возобновили свою работу. В Харькове 1 сентября 1944 г. работало 89% школ довоенного количества. С сентября 1943 г. создавались школы рабочей молодежи, а с сентября 1944 г. – школы сельской молодежи. За годы первой послевоенной пятилетки в регионе в основном было завершено восстановление школ и их учебно-материальной базы, решен вопрос обеспечения их педагогическими и руководящими кадрами, повышения их квалификации, общеобразовательного уровня и педагогического мастерства. Это стало возможным благодаря усилиям всего населения, государственных органов и общественных организаций, помощи других республик, значительных ассигнований, которые отпускало правительство на восстановление школ. К началу 50-х гг. в основном была обеспечена общая семилетняя учеба для детей школьного возраста. В 1958 г. в системе народного образования вместо обязательной семилетней была организована восьмилетняя школа, которая давала ученикам общеобразовательные и технические знания. Полное среднее образование можно было получить в школах рабочей и сельской молодежи или в общеобразовательной средней политехнической школе, соединяя учебу с трудом. Политехнизация средней школы кроме позитивного имела некоторые серьезные изъяны: сведение ее к профессиональной подготовке учеников, что вело к ослаблению изучения общеобразовательных дисциплин. В середине 60-х годов эти недостатки были устранены. 70-ые годы были отмечены завершением перехода к общему среднему образованию.

Вместе с изменениями средней школы произошли изменения в профессионально-техническом образовании. Школы фабрично-заводского обучения, ремесленные, строительные училища и т.д. были преобразованы на дневные и вечерние городские профессионально-технические училища со сроком обучения от 1 до 3 лет и в сельские профтехучилища (срок обучения 1-2 года). Профтехучилища вместе с профессией давали и среднее образование.

Высшее образование на Слобожанщине относительно быстро было восстановлено. Еще в ходе войны были найдены средства для реэвакуации и возобновления работы университета и других высших учебных заведений. Одной из причин быстрого их возрождения после войны было сохранение научных школ, традиций, ценного опыта, который был накоплен в предыдущие века. Невзирая на трудности с помещением, электро- и водо- обеспечением, острый недостаток приборов, мебели, оборудования, постепенно была возобновлена работа высших учебных заведений. Еще в ходе войны была возобновлена их научная работа и издательская деятельность. Так, в университете состоялось 8 научных конференций.

В 60-80-х годах дальше укреплялась материально-техническая база вузов, строились учебные корпуса, общежития, столовые, спортивные комплексы. С 1963 г. Харьковский университет окончательно расположился в довоенном и величественном помещении Дома проектов, которое было отстроено и реконструировано.

Продолжался процесс образования новых высших учебных заведений. Так, в 1958 г. был создан Украинский заочный политехнический институт, в 1960 г. – зооветеринарный, в 1963 г. – институт искусств им. Г. П. Котляревского, В 1965 г. в Сумах открылся филиал Харьковского политехнического института. В целом высшая школа выполняла возложенную на нее задачу подготовки кадров для экономики, науки и культуры. Между тем в развитии средней, средней специальной и высшей школы сказались и некоторые черты так называемого «периода застоя»: не всегда отвечал современным условиям уровень подготовки специалистов, а также перечень специальностей, медленно шло обновление материально-технической базы, кадрового состава и т.п.

Современный этап развития высшего образования характеризуется, между прочим, появлением многих новых образовательных учреждений на коммерческой основе, а также отдельных групп на коммерческих условиях и в государственных вузах. Это объясняется недостаточным финансированием системы высшего образования. Наш регион в этом плане оказался наиболее уязвимым, потому что концентрация вузов у нас чрезвычайно высока. Вместе с тем просто сокращать количество высших учебных заведений было бы также нецелесообразно, потому что это не только опытные кадры педагогов, а еще и традиции, накопленные поколениям.

Характерной особенностью развития науки в послевоенный период стало совершенствование сети научно-исследовательских учреждений путем приближения их к производственной базе. С каждым годом эта сеть увеличивалась. В Харькове в послевоенное десятилетие действовало уже 93 научно-исследовательских учреждений. Научным центром Украины, как и ранее, была Академия наук УССР. В ее состав входил среди других и Харьковский научный центр (был создан в 1971 г.) В 1981 г. Харьковский центр был переименован в Северо-восточный.

За послевоенный период в различных учреждениях региона работали многие выдающиеся ученые, которые обогатили науку новыми достижениями. Среди них Г. П. Барабашов – астроном, академик АН УССР, О. В. Погорелов – математик, академик АН СССР; В. И. Атрощенко – химик, академик АН УССР; О. И. Ахиезер – физик, академик АН УССР; В. О. Марченко – математик, академик АН УССР; И. Веркин – физик, академик АН УССР; И. М. Лифщиц – физик, академи










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 274.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...