Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Концепция информационной безопасности Российской Федерации




В соответствии с Законом о безопасности и содержанием Концепции национальной безопасности РФ, под информационной безопасностью будем понимать состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере. Совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации представлена в Доктрине информационной безопасности РФ.

На основе анализа положений, содержащихся в нормативных правовых документах, можно выделить следующие жизненно важные интересы в информационной сфере:

а) для личности:

· соблюдение и реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина на поиск, получение, передачу, производство и распространение объективной информации;

· реализация права граждан на неприкосновенность частной жизни, защита информации, обеспечивающей личную безопасность;

· использование информации в интересах не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития;

· защита права на объекты интеллектуальной собственности;

· обеспечение права граждан на защиту своего здоровья от неосознаваемой человеком вредной информации;

б) для общества:

· обеспечение интересов личности в информационной сфере;

· построение правового социального государства;

· упрочение демократии, построение информационного общества;

· духовное обновление общества, сохранение его нравственных ценностей, утверждение в обществе идеалов высокой нравственности, патриотизма и гуманизма, развитие многовековых духовных традиций Отечества, пропаганда национального культурного наследия, норм морали и общественной нравственности;

· достижение и поддержание общественного согласия;

· предотвращение манипулирования массовым сознанием;

· приоритетное развитие современных телекоммуникационных технологий, сохранение и развитие отечественного научного и производственного потенциала;

в) для государства:

· создание условий для реализации интересов личности и общества в информационной сфере и их защита;

· формирование институтов общественного контроля за органами государственной власти;

· безусловное обеспечение законности и правопорядка;

· создание условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры;

· формирование системы подготовки, принятия и реализации решений органами государственной власти, обеспечивающей баланс интересов личности, общества и государства;

· защита государственных информационных систем и государственных информационных ресурсов, в том числе государственной тайны;

· защита единого информационного пространства страны;

· развитие равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

К основным задачам в области обеспечения информационной безопасности относятся:

· формирование и реализация единой государственной политики по обеспечению защиты национальных интересов от угроз в информационной сфере, реализация конституционных прав и свобод граждан в сфере информационной деятельности;

· разработка и создание механизмов формирования и реализации государственной информационной политики России, в том числе разработка методов повышения эффективности участия государства в формировании информационной политики государственных телерадиовещательных организаций, других государственных средств массовой информации;

· совершенствование законодательства Российской Федерации в области обеспечения информационной безопасности;

· определение полномочий органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и ответственности их должностных лиц, юридических лиц и граждан в области обеспечения информационной безопасности;

· развитие и совершенствование системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, реализующей единую государственную политику в этой области, включая совершенствование форм, методов и средств выявления, оценки и прогнозирования угроз информационной безопасности Российской Федерации, а также системы противодействия этим угрозам;

· координация деятельности органов государственной власти по обеспечению информационной безопасности;

· совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры, ускорение развития новых информационных технологий и их широкое распространение, унификация средств поиска, сбора, хранения, обработки и анализа информации с учетом вхождения России в глобальную информационную инфраструктуру;

· проведение единой технической политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации; разработка критериев и методов оценки эффективности систем и средств обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, а также сертификации этих систем и средств; развитие стандартизации информационных систем на базе общепризнанных международных стандартов и их внедрение для всех видов информационных систем;

· обеспечение технологической независимости Российской Федерации, развитие отечественной индустрии телекоммуникационных и информационных средств, их приоритетное по сравнению с зарубежными аналогами распространение на внутреннем рынке;

· развитие научно-практических основ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации с учетом современной геополитической ситуации, условий политического и социально-экономического развития России и реальности угроз применения «информационного оружия»;

· разработка современных методов и средств защиты информации, обеспечения безопасности информационных технологий, используемых в системах управления войсками и оружием, экологически опасными и экономически важными производствами;

· создание и развитие современной защищенной технологической основы управления государством в мирное время, в чрезвычайных ситуациях и в военное время;

· защита государственных информационных ресурсов в федеральных органах государственной власти, на предприятиях оборонного комплекса, в том числе государственной тайны;

· создание условий для успешного развития негосударственного компонента в сфере обеспечения информационной безопасности, осуществления эффективного гражданского контроля над деятельностью органов государственной власти;

· защита культурного и исторического наследия;

· пропаганда средствами массовой информации элементов национальных культур народов России, духовно-нравственных, исторических традиций, норм общественной жизни и передового опыта подобной пропагандистской деятельности;

· повышение роли русского языка как государственного языка и языка межгосударственного общения народов;

· создание оптимальных социально-экономических условий для осуществления важнейших видов творческой деятельности и функционирования учреждений культуры;

· противодействие угрозе развязывания противоборства в информационной сфере;

· создание единой системы подготовки кадров в области обеспечения информационной безопасности;

· организация международного сотрудничества по обеспечению информационной безопасности при интеграции России в мировое информационное пространство на условиях равноправного партнерства.

Представляется, что юридическая наука в той или иной мере должна принимать участие в решении всех задач и реализации соответствующих целей, и ее приоритет просматривается в двух областях: во-первых, в определении разумного баланса между правом субъектов на свободное получение информации путем ее сбора или доступа к имеющимся ресурсам и правом субъектов на установление ограничений в указанных действиях со стороны иных лиц по отношению к сведениям, обладателями которых они являются, во-вторых, в разработке и реализации правовых мер защиты информации, доступ к которой должен ограничиваться по правомерным основаниям, а также в обеспечении сохранности информационных ресурсов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 317.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...