Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Концепция информационной безопасности Российской Федерации
В соответствии с Законом о безопасности и содержанием Концепции национальной безопасности РФ, под информационной безопасностью будем понимать состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере. Совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации представлена в Доктрине информационной безопасности РФ. На основе анализа положений, содержащихся в нормативных правовых документах, можно выделить следующие жизненно важные интересы в информационной сфере: а) для личности: · соблюдение и реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина на поиск, получение, передачу, производство и распространение объективной информации; · реализация права граждан на неприкосновенность частной жизни, защита информации, обеспечивающей личную безопасность; · использование информации в интересах не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития; · защита права на объекты интеллектуальной собственности; · обеспечение права граждан на защиту своего здоровья от неосознаваемой человеком вредной информации; б) для общества: · обеспечение интересов личности в информационной сфере; · построение правового социального государства; · упрочение демократии, построение информационного общества; · духовное обновление общества, сохранение его нравственных ценностей, утверждение в обществе идеалов высокой нравственности, патриотизма и гуманизма, развитие многовековых духовных традиций Отечества, пропаганда национального культурного наследия, норм морали и общественной нравственности; · достижение и поддержание общественного согласия; · предотвращение манипулирования массовым сознанием; · приоритетное развитие современных телекоммуникационных технологий, сохранение и развитие отечественного научного и производственного потенциала; в) для государства: · создание условий для реализации интересов личности и общества в информационной сфере и их защита; · формирование институтов общественного контроля за органами государственной власти; · безусловное обеспечение законности и правопорядка; · создание условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры; · формирование системы подготовки, принятия и реализации решений органами государственной власти, обеспечивающей баланс интересов личности, общества и государства; · защита государственных информационных систем и государственных информационных ресурсов, в том числе государственной тайны; · защита единого информационного пространства страны; · развитие равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества. К основным задачам в области обеспечения информационной безопасности относятся: · формирование и реализация единой государственной политики по обеспечению защиты национальных интересов от угроз в информационной сфере, реализация конституционных прав и свобод граждан в сфере информационной деятельности; · разработка и создание механизмов формирования и реализации государственной информационной политики России, в том числе разработка методов повышения эффективности участия государства в формировании информационной политики государственных телерадиовещательных организаций, других государственных средств массовой информации; · совершенствование законодательства Российской Федерации в области обеспечения информационной безопасности; · определение полномочий органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и ответственности их должностных лиц, юридических лиц и граждан в области обеспечения информационной безопасности; · развитие и совершенствование системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, реализующей единую государственную политику в этой области, включая совершенствование форм, методов и средств выявления, оценки и прогнозирования угроз информационной безопасности Российской Федерации, а также системы противодействия этим угрозам; · координация деятельности органов государственной власти по обеспечению информационной безопасности; · совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры, ускорение развития новых информационных технологий и их широкое распространение, унификация средств поиска, сбора, хранения, обработки и анализа информации с учетом вхождения России в глобальную информационную инфраструктуру; · проведение единой технической политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации; разработка критериев и методов оценки эффективности систем и средств обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, а также сертификации этих систем и средств; развитие стандартизации информационных систем на базе общепризнанных международных стандартов и их внедрение для всех видов информационных систем; · обеспечение технологической независимости Российской Федерации, развитие отечественной индустрии телекоммуникационных и информационных средств, их приоритетное по сравнению с зарубежными аналогами распространение на внутреннем рынке; · развитие научно-практических основ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации с учетом современной геополитической ситуации, условий политического и социально-экономического развития России и реальности угроз применения «информационного оружия»; · разработка современных методов и средств защиты информации, обеспечения безопасности информационных технологий, используемых в системах управления войсками и оружием, экологически опасными и экономически важными производствами; · создание и развитие современной защищенной технологической основы управления государством в мирное время, в чрезвычайных ситуациях и в военное время; · защита государственных информационных ресурсов в федеральных органах государственной власти, на предприятиях оборонного комплекса, в том числе государственной тайны; · создание условий для успешного развития негосударственного компонента в сфере обеспечения информационной безопасности, осуществления эффективного гражданского контроля над деятельностью органов государственной власти; · защита культурного и исторического наследия; · пропаганда средствами массовой информации элементов национальных культур народов России, духовно-нравственных, исторических традиций, норм общественной жизни и передового опыта подобной пропагандистской деятельности; · повышение роли русского языка как государственного языка и языка межгосударственного общения народов; · создание оптимальных социально-экономических условий для осуществления важнейших видов творческой деятельности и функционирования учреждений культуры; · противодействие угрозе развязывания противоборства в информационной сфере; · создание единой системы подготовки кадров в области обеспечения информационной безопасности; · организация международного сотрудничества по обеспечению информационной безопасности при интеграции России в мировое информационное пространство на условиях равноправного партнерства. Представляется, что юридическая наука в той или иной мере должна принимать участие в решении всех задач и реализации соответствующих целей, и ее приоритет просматривается в двух областях: во-первых, в определении разумного баланса между правом субъектов на свободное получение информации путем ее сбора или доступа к имеющимся ресурсам и правом субъектов на установление ограничений в указанных действиях со стороны иных лиц по отношению к сведениям, обладателями которых они являются, во-вторых, в разработке и реализации правовых мер защиты информации, доступ к которой должен ограничиваться по правомерным основаниям, а также в обеспечении сохранности информационных ресурсов. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 317. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |