Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Семинарское занятие (4 часа)




1. Становление и развитие статуса автономных округов.

 2. Сложносоставные субъекты РФ: понятие и виды, признаки. 

 3. Конституционно-правовой статус автономных округов.

 4. Основы взаимоотношений краёв, областей и входяших в них автономных округов.

 5. Договорная практика регулирования отношений края, области с вхо­дящи­ми в них АО.

 

Самостоятельная работа (12 часов)

 

  1. Изучите Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 1993 г. № 9-П по делу о проверке конституционности Закона Российской Федерации «О непосредственном вхождении Чукотского автономного округа в состав Российской Федерации». Влияет ли нахождение автономного округа в крае или области, равно как и выход на его конституционно-правовой статус, закрепленный Основным Законом, а также на национально-государственное устройство и состав Российской Федерации? Какие юридические последствия повлек за собой выход Чукотского автономного округа из состава Магаданской области?

    2. Разработайте концепцию Федерального закона «О порядке изменения статуса субъекта Российской Федерации», составьте пояснительную записку к ней.

 

3. 10 апреля 1997 г. был подписан Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа, а также Соглашение о порядке реализации этого Договора. Вместе с тем между органами власти указанных субъектов возник конфликт по поводу распространения юрисдикции органов государственной власти области на автономные округа и участия населения автономных округов в выборах в законодательные (представительные) и исполнительные органы власти области.

Допускает ли факт вхождения автономных округов в состав области распространение на них полномочий органов государственной власти области? Участвует ли население автономных округов наравне с населением других районов (частей) области в выборах в органы законодательной и исполнительной власти области?

См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. по делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции РФ положения о вхождении автономного округа в состав края, области // СЗ РФ. 1997. № 29. Ст. 3581.

 

 

Тематика докладов, рефератов:

1.   Становление и развитие автономий в России.

2. Процесс «укрупнения» субъектов Федерации: проблемы и перспективы.

3. Административно-территориальное устройство сложносоставных субъектов Российской Федерации.

Контрольные вопросы:

1. Раскройте понятие «сложносоставные субъекты РФ».

2. Назовите виды автономий в Российской Федерации. 

 3. Какие элементы внлючает в себя конституционно-правовой статус автономных округов?

 4. Каковы формы взаимодействия краёв, областей и входяших в них автономных округов?

 5. Из каких стадий состоит процедура заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации?

 

 

Рекомендуемая литература:

Конституция Российской Федерации: К 15-летию принятия Основного закона: Текст. Комментарии. М., 2009.

Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. // Российская газета. 2010. 1 декабря.

Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. №6-ФКЗ в ред. от 31 октября 2005 г. №7-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» //СЗ РФ. 2001. №52 (ч. 1). Ст. 4916; 2005. №45. Ст. 4581.

Федеральный конституционный закон от 25 марта 2004 г. в ред. от 12 апреля 2006 г. №1-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа» // СЗ РФ. 2004. № 13. Ст. 1110; 2005. № 27. Ст. 2706; 2006. № 16. Ст. 1644.

Федеральный конституционный закон от 14 октября 2005 г. «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа» //СЗ РФ. 2005. № 42. Ст. 4212.

Федеральный конституционный закон от 12 июля 2006 г. «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа» //СЗ РФ. 2006. № 29. Ст. 3119.

Федеральный конституционный закон от 30 декабря 2006 г. в ред. от 2 июня 2007 г. «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа» //СЗ РФ. 2006. № 23. Ст. 2690; 2007. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

Федеральный конституционный закон от 21 июля 2007 г. «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа» //СЗ РФ. 2007. № 30. Ст. 3745.

Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М.: Изд-во «Славянский диалог», 2000. 656 с.

Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. 4-е изд., перераб. и доп. Т. 1. М.: НОРМА ИНФРА-М, 2010. 863 с.

Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. 4-е изд., перераб. и доп. Т. 2. М.: НОРМА ИНФРА-М, 2010. 927 с.

Асимметричная федерация: взгляд из центра, республик и областей /отв. ред. Дробижева Л.М. 2-е изд. М.: Изд-во института социологии РАН, 2000. 204 с.

Большой юридический энциклопедический словарь / Авт. и сост. А.Б. Барихин. М.: Книжный мир. 2000. 720 с.

Глигич-Золотарева М.В. Субъектный состав Российской Федерации: эпоха перемен уже наступила // Государство и право. 2006. №10.

Иванов В. В. «Сложносоставные» субъекты Российской Федерации: конституционная реальность и проблемы регулирования внутренних отношений. Красноярск: Красноярский гос. аграрный ун-т. 1998, 102 с.

Иванов В.В. Российский федерализм и внутригосударственная договорная политика. Красноярск: Красноярский гос. ун-т, 1997. 120 с.

Комментарий к Федеральному конституционному закону «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения иркутской области и усть-ордынского бурятского автономного округа» /под ред. В.В. Игнатенко. Иркутск: Изд-во Института законодательства и правовой информации Иркутской области, 2007, 259 с.

Кульчевский В.В. Образование новых субъектов в составе Российской Федерации: проблемы законодательного регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2007. №10.

Конюхова И.А. Структура Российской Федерации: современное состояние и перспективы совершенствования // Государство и право. 2007. №2.

Лексин И.В. «Сложносоставные регионы»: проблемы предстоящих изменений в территориальном устройстве Российской Федерации //Формула права. 2005. №1(4).  

Некрасов С.И. Конституционные основы статуса субъектов Российской Федерации (проблемы равноправия и равенства) // Журнал российского права. 1997. №9.

Угланова О.А. Конституционные основы регулирования субъектного состава Российской Федерации: теория и практика. Саратов: Изд-во СГАП, 2009. 172 с.

 

Тема 10. Конституционно-правовые основы федеративной ответственности

  Лекционное занятие (2 часа)

          1.Конституционно-правовая ответственность субъектов федеративных отношений: понятие и содержание.

2.Признаки федеративной ответственности.

3. Субъекты федеративной ответственности. 

4. Классификация санкций конституционно-правовой ответственности субъ­ектов федеративных отношений.

5. Процесс реализации федеративной ответственности.

 

Семинарское занятие (4 часа)

  1.Конституционно-правовая ответственность субъектов федеративных отношений: понятие и содержание.

2.Признаки федеративной ответственности.

3. Субъекты федеративной ответственности. 

4. Классификация санкций конституционно-правовой ответственности субъ­ектов федеративных отношений.

5. Процесс реализации федеративной ответственности.

 

Самостоятельная работа (12 часов)

   1. Необходимо ли, на Ваш взгляд, принятие Федерального закона «О конституционно-правовой ответственности»? Аргументируйте свой ответ. Если федеральный закон, по Вашему мнению, необходим, разработайте его концепцию и пояснительную записку.

 

2. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации принял нормативно правовой акт, противоречащий Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам и повлекший за собой массовые и грубые нарушения прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации.

Какие санкции федеративной ответственности могут быть применены к этому законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Федерации? Какой федеральный орган или должностное лицо и в какой срок вправе применить эти санкции?

    В чьем ведении находится контроль за соблюдением Конституции Российской Федерации и федеральных законов? В каких случаях применяются меры федеративного воздействия?  Решениями каких органов устанавливаются основания для применения мер федерального воздействия? Образуют ли меры федерального воздействия, механизм их реализации комплексный правовой институт?

         См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 4 апреля 2002 г. N 8-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с запросами Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Совета Республики Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея" //СЗ РФ. 2002. № 15. Ст. 1497.

 

 

   3. Некоторые ученые-государствоведы к мерам конституционно-правовой ответственности субъектов федерации относят: отстранение от должности высшего должностного лица-главы исполнительной власти субъекта; роспуск или приостановление деятельности высшего законодательного органа власти субъекта; отмену или приостановление действия актов органов власти субъекта органами государственной власти федерации; признание недействительным актов органов власти субъектов федеральными судами по обращениям органов власти федерации; временное перераспределение или изъятие предметов ведения и полномочий (как правило, конкурирующих) в пользу исключительно органов власти федерации; назначение специального федерального представителя для управления субъектом (прямое президентское или федеральное правление); ввод специальных полицейских или военных подразделений в случаях, определенных федеральным законодательством (См.: Кондрашев А.А. Конституционно-правовая ответственность субъектов Федерации: вопросы теории и законодательного регулирования в Российской Федерации. Красноярск, 1999. С. 84). Какие из перечисленных санкции федеративной ответственности содержатся в Федеральном законе от 6 октября 1999 г. в ред. от 4 июня 2010 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»?

 

Тематика докладов, рефератов:

1.  Конституционные критерии федеративной ответственности.

 2.  Санкции федеративной ответственности.

3. Институт федерального вмешательства.

Контрольные вопросы:

  1.Раскройте содержание понятия«конституционно-правовая ответственность субъектов федеративных отношений».

   2. Каково соотношение понятий «публично-правовая ответственность», «конституционно-правовая ответственность», «федеративная ответственность»?

3.Назовите признаки федеративной ответственности.

4. Могут ли физические лица быть субъектами федеративной ответственности? 

5. Какие критерии положены в основу классификации санкций конституционно-правовой ответственности субъ­ектов федеративных отношений?

6. Назовите стадии процесса реализации федеративной ответственности.

 

Рекомендуемая литература:

Конституция Российской Федерации: К 15-летию принятия Основного закона: Текст. Комментарии. М., 2009.

Федеральный закон от 6 октября 1999 № 184-ФЗ в ред. от 4 июня 2010 г. №118-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005. 2000. № 31. Ст. 3205. 2001. № 7. Ст. 608. 2002. № 16. Ст. 1601; № 19. № 1792; № 30. Ст. 3024; № 50. Ст. 4930. 2003. № 27 (ч. 2). Ст. 2709. 2004. № 25. Ст. 2484; № 50. Ст. 4950. 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 17, 25. 2005. № 30 (ч. 1.). Ст. 3104. 2006. № 1. Ст. 10, 13; № 23. Ст. 2380; № 29. Ст. 3124; № 30. Ст. 3287; № 31 (ч. 1). Ст. 3427, Ст. 3452; № 44. Ст. 4537; № 50. Ст. 5279. 2007. № 1 (ч. 1). Ст. 21; № 10. Ст. 1151; № 13. Ст. 1464; № 18. Ст. 2117; № 21. Ст. 2455; № 26. Ст. 3074; № 30. Ст. 3747, 3805, 3808; № 43. Ст. 5084; № 46. Ст. 5553; 2008. № 13. Ст. 1186. № 29 (ч. 1). Ст. 3418. № 30 (ч. 1). Ст. 3597. № 30 (ч. 2). Ст. 3616. № 49. Ст. 5747. № 52 (ч. 1). Ст. 6229. Ст. 6236; 2009. № 7. Ст.772; №14. Ст. 1576; №29. Ст. 3612; №51. Ст. 6163; 2010. №14. Ст. 1549; №15. Ст. 1736; №23. Ст. 2800.

Авакьян С.А. Государственно-правовая ответственность // Советское государство и право. 1975. №10.

Авакьян С.А., Арбузкин А.М., Аринин А.И. Федеральное вмешательство: концепция и проект федерального закона // Вест. Московского ун-та. Сер. 10. Право. 2000. №6.

Барциц И.Н. Федеративная ответственность. Конституционно-правовые аспекты. М.: Изд-во науч. образов. лит-ры РЭА, 1999. 160 с.

Виноградов В.А. Ответственность в механизме охраны конституционного строя. М.: Ин-т права и публичной политики. 2005. 420 с.

Глигич-Золотарева М.В. Правовые основы федерализма. М.: Юристъ, 2006. 422 с.

Добрынин Н.М. Российский федерализм: становление, современное состояние и перспективы. Новосибирск: Наука, 2005. 429 с.

Добрынин Н.М. Федерализм и юридическая ответственность: взаимосвязь и взаимообусловленность, математическое моделирование //Конституционное и муниципальное право. 2007. №1.

Заметина Т.В. Федерализм в системе конституционного строя России: монография / под ред. В.Т. Кабышева. М.: Изд-во ДМК Пресс, 2010. 304 с.

Ким Ю.В. Федеративный режим. М.: Формула права, 2007. 255 с.

Кондрашев А.А. Конституционно-правовая ответственность субъектов Федерации: вопросы теории и законодательного регулирования в Российской Федерации. Красноярск, 1999. 110 с

 Конюхова И.А. Современный российский федерализм и мировой опыт: Итоги становления и перспективы развития. М.: «Формула права», 2004. 592 с.

Колосова Н.М. К вопросу о конституционных санкциях // Журнал российского права. 2009. №2.

Крусс В.И. Конституционные критерии юридической ответственности //Конституционное и муниципальное право. 2006. №4

Кондрашев А.А. Позитивная ответственность органов государственной власти в конституционном законодательстве Российской Федерации//Конституционное и муниципальное право. 2006. №4. С.24.

 Нарутто С.В. Проблемы юридической ответственности субъекта Федерации //Правоведение. 1998. №4.

Шон Д.Т. Конституционная ответственность // Государство и право. 1995. №7.

 

 

Тема 11.Современный российский федерализм: проблемы и тенденции развития.

       Лекционное занятие (2 часа)

1. Конституционная модель современного российского федерализма: понятие и основные черты.

2. Основные тенденции развития российского федерализма.

  3. Федеральное и региональное законотворчество: проблемы соотношения, пути устранения противоречий.

4.  Становление экономического (бюджетного) федерализма как необхо­димое условие совершенствования федеративных отношений.

5. Кризисные явления российского федерализма.

   6. Процедуры преодоления разногласий и разрешения споров между орга­нами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

          

Семинарское занятие (4 часа)

1. Конституционная модель современного российского федерализма: понятие и основные черты.

2. Основные тенденции развития российского федерализма.

  3. Федеральное и региональное законотворчество: проблемы соотношения, пути устранения противоречий.

4.  Становление экономического (бюджетного) федерализма как необхо­димое условие совершенствования федеративных отношений.

5. Кризисные явления российского федерализма.

   6. Процедуры преодоления разногласий и разрешения споров между орга­нами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

 

Самостоятельная работа (12 часов)

1. Изучите Постановление Конституционного Суда РФ от 18 января 1996 г. по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края и дайте его правовой анализ.

2. Изучите федеральные конституционные законы об образовании новых субъектов Федерации и проанализируйте положительные и отрицательные аспекты процесса укрупнения субъектов Российской Федерации.

 

См.: Федеральные конституционные законы: от 25 марта 2004 г. в ред. от 12 апреля 2006 г. «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа»; от 14 октября 2005 г. «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа»; от 12 июля 2006 г. «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа»; от 30 декабря 2006 г. в ред. от 2 июня 2007 г. «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа»; от 21 июля 2007 г. «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа» // СЗ РФ. 2004. № 13. Ст. 1110; 2005. № 27. Ст. 2706; 2006. № 16. Ст. 1644; 2005. № 42. Ст. 4212; 2006. № 29. Ст. 3119; № 23. Ст. 2690; 2007. № 1 (ч. 1). Ст. 1; 2007. № 30. Ст. 3745.

3. Считаете ли Вы необходимым разработку Концепции развития российского федерализма? Какие разделы она должна в себя включать?

Тематика докладов, рефератов:

 1. Основные направления реформирования российского федерализма.

2. Бюджетный федерализм.

3 . Основные тенденции развития российского федерализма.

4. Механизм разрешения  разногласий и  споров между орга­нами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

 

Контрольные вопросы:

1. Раскройте основные черты конституционной модели современного российского федерализма.

 2. Назовите основные тенденции развития российского федерализма.

 3. Каковы, на Ваш взгляд, проблемы соотношения федерального и регионального законотворчества на современном этапе?

4. Раскройте содержание понятия «экономический (бюджетный) федерализм».  

 5. Какиепроцедуры преодоления разногласий и разрешения споров между орга­нами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ закреплены действующей Конституцией и законодательством?

 

 

Рекомендуемая литература:

Конституция Российской Федерации: К 15-летию принятия Основного закона: Текст. Комментарии. М., 2009.

Аринин А.Н. Проблемы развития российской государственности в конце ХХ века // Федерализм власти и власть федерализма. М., 1997.

Анненкова В.Г. Единство Российского федеративного государства: понятие, признаки, этапы становления. М.: ИГ Юрист, 2005. 192 с.

Асимметричная федерация: взгляд из центра, республик и областей /отв. ред. Дробижева Л.М. 2-е изд. М.: Изд-во института социологии РАН, 2000. 204 с.

Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права. М.: БЕК, 1998. 519 с.

Бутусова Н.В. Российское государство как субъект конституционно-правовых отношений: вопросы теории. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. университета. 2005. 197 с.

Глигич-Золотарева М.В. Правовые основы федерализма. М.: Юристъ, 2006. 422 с.

Глигич-Золотарева М.В. О судьбах федерализма в России // Конституционное и муниципальное право. 2006. №2.

Добрынин Н.М. Новый российский федерализм и конституционная реформа как неизбежность перемен // Журнал российского права. 2004. №3

Добрынин Н.М. Российский федерализм: становление, современное состояние и перспективы. Новосибирск: Наука, 2005. 429 с.

Заметина Т.В. Федерализм в системе конституционного строя России: монография / под ред. В.Т. Кабышева. М.: Изд-во ДМК Пресс, 2010. 304 с.

Иванов В. Путинский федерализм (Централизаторские реформы в России 2000-2008 годах). М.: Территория будущего, 2008. 216 с.

Ивайловский Д.А. К вопросу о новом этапе развития российского федерализма // Конституционное и муниципальное право. 2006. №6.

 Иванченко Л.А., Калина В.Ф. Актуальные проблемы российского федерализма и их отражение в законотворческой деятельности // Журнал российского права. 1999. №11.

Ким Ю.В. Федеративный режим. М.: Формула права, 2007. 255 с.

Конституционные ценности: содержание и проблемы реализации: Материалы Междунар. научн.-практ. конф. 4-6 декабря 2008 г.: В 2-х т. Т. 2 / Под ред. Н.В. Витрука, Л.А. Нудненко. М.: Российская академия. правосудия, 2009. 405 с.

 Кабышев В.Т., Заметина Т.В., Пихов А.Х. Конституционно-правовые вопросы модернизации федеративных отношений на Северном Кавказе //Конституционное развитие России: межвузовский сборник научных статей. [редкол.: В.Т. Кабышев (отв. ред.) и др.]. Саратов: Из-во ГОУ ВПО СГАП. 2010. 232с. Вып. 11.

Кабышев В.Т., Заметина Т.В., Пихов А.Х. Проблемы модернизации в Северо-Кавказском Федеральном округе (конституционный аспект //Конституционное развитие России: межвузовский сборник научных статей [редкол.: В.Т. Кабышев (отв. ред.) и др.]. Саратов: Из-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2011. Вып. 12.

Конюхова И.А. Современный российский федерализм и мировой опыт: Итоги становления и перспективы развития. М.: «Формула права», 2004. 592 с.

Нечаева Т.В. Совершенствование процедур участия субъектов Российской Федерации в федеральном законодательном процессе// Журнал российского права. 2006. №10.

Орлов И.В. Федеративное устройство России: необходимость изменения // Конституционное и муниципальное право. 2002. №3.

Суверенная демократия в конституционно-правовом измерении: сборник статей и материалов / сост. С.Е. Заславский. М.: Российская газета, 2007. 190 с.

Сенякин И.Н. Федерализм как принцип российского законодательства. Саратов: Изд-во СГАП, 2007. 502 с.

 Сиджански Д.Федералистское будущее Европы. М.: Изд-во РГГУ, 1998. 420 с.

Силинов П.М. Федерализм: конституционно-правовое регулирование в зарубежных странах. М.: Прометей, МГПУ, 2002. 219 с.

Стрельников Г.А. Федеративные отношения: становление, развитие, тенденции. М.: Эдиториал УРСС, 2001. 128 с.

Усс А.В. Российский федерализм: приоритеты развития // Журнал российского права. 1999. №9.

Шевцов В.С. Федерализм и Россия (История. Проблемы. Перспективы). Т. 1. М.: Элит, 2007. 407 с.

 Шевцов В.С. Федерализм и Россия (История. Проблемы. Перспективы). Т. 2.  М.: Элит, 2008. 499 с.

                      

                         Тематика рефератов по дисциплине

«Конституционные основы российского федерализма»

1.  Становление и развитие кооперативной модели федерализма в современном мире.

2. Новые методы исследования федеративных отношений.

3. Взгляды дореволюционных исследователей по поводу правовой природы федерации

4. Природа современного государственного устройства России.

5. Советская феде­рация как форма решения национального вопроса.

6. Методология исследования национально-государственного устройства в советский период.

7. Федерализм в России и зарубежных странах: сравнительно-правовой анализ.

8.  Системно-функциональный, формально-юридический подходы и другие традиционные методы в исследовании федеративных отношений.

9. Принципы федерализма: история становления и развития.

10. Проблемы и перспективы формирования единого правового пространства и совершен­ство­­ва­ние системы государственного управления в Российской Федерации.

11. Право наций на самоопределение.

12. Проблемы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

13. Институт совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации

14. Договорное регулирование в Российской Федерации.

15. Национальная политика в советской федерации.

16. Конституционно-правовое развитие национальных отношений в Российской Федерации.

17. Правовые основы национальной самоидентификация.

18. Развитие национальных культур и языков народов Российской Федерации.

19. Национальная политика в Республиках в составе Российской Федерации.

20. Этнополитическая ситуация на Северном Кавказе.

21. Статус национальных меньшинств в России: этапы становления и развития.

22. Гарантии прав коренных малочисленных народов.

23. Общины коренных малочисленных народов России.

24. Территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов России.

25. Роль правовых позиций Конституционного Суда в сфере регулирования федеративных отношений.

26. Правовые позиции Конституционного Суда РФ в сфере реализации государственной национальной политики РФ.

27. Конституционная юстиция субъектов Российской Федерации.

28. Становление и развитие автономий в России.

29. Процесс «укрупнения» субъектов Федерации: проблемы и перспективы.

30. Административно-территориальное устройство сложносоставных субъектов Российской Федерации.

31. Конституционные критерии федеративной ответственности.

32. Санкции федеративной ответственности.

33. Институт федерального вмешательства.

34. Основные направления реформирования российского федерализма.

35. Бюджетный федерализм.

36. Основные тенденции развития российского федерализма.

37. Механизм разрешения  разногласий и  споров между орга­нами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

 

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 288.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...