Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Mystery Shopping сегодня               




 

Mystery Shopping в мире

Объем рынка услуг Mystery Shopping в мире составляет до 2 млрд. долл. По некоторым данным, в США до миллиона граждан зарегистрированы общенациональной базе Таинственных Покупателей.

 

Услуги Mystery Shopping обычно предоставляются специализированными агентствами, которых в мире сегодня более 1000. Как правило, Mystery Shopping не предоставляется агентствами, выполняющими полный цикл маркетинговых исследований, по причине значительной специфики Mystery Shopping и близости Mystery Shopping к HR-функциям, к чему маркетинговые исследовательские компании не имеют прямого отношения и не обладают экспертными знаниями в этой области.

 

Базовое различие между маркетинговыми исследованиями и Mystery Shopping часто определяется так: "маркетинговые исследования выявляют потребности и пожелания клиента, в то время как Mystery Shopping помогает узнать, выполняются ли эти пожелания в повседневной работе компании".

 

Рост спроса на услуги Mystery Shopping в регионе обычно коррелирует с усилением конкуренции сервисных компаний по критерию качества обслуживания. Согласно исследованиям,  все крупнейшие розничные и ресторанные сети в США выполняют программы Mystery Shopping на основе аутсорсинга, с помощью внешних агентств, и никогда - самостоятельно. Тенденция к аутсорсингу Mystery Shopping объясняется специализацией и более высоким качеством работы агентств Mystery Shopping. Крупной сервисной сети практически невозможно организовать и координировать программу Mystery Shopping своими силами, достигая при этом цели проекта - улучшения качества обслуживания.

 

В США, Европе, Латинской Америке и Азии функционируют региональные ассоциации провайдеров Mystery Shopping, например Европейская Ассоциация Провайдеров Mystery Shopping (MSPA Europe), в которой состоит 4Serviceтм, или Североамериканская Ассоциация Провайдеров Mystery Shopping (MSPA North America).

 

В Азиатско-Тихоокеанском регионе Mystery Shopping пока не получил особого распространения, возможно, по причине сильных традиций качественного сервиса и высокой трудовой дисциплины в конфуцианской культуре - иллюстрацией может быть японская поговорка "покупатель - бог".

 

Mystery Shopping в странах Запада стал для многих частью житейских будней. Объем рынка Mystery Shopping в США столь велик, что любой потребитель может найти вакансии поблизости своего дома или офиса. Например, заказ на оценку АЗС, мимо который он проезжает каждое утро, отвозя ребенка в школу, или магазинов, рядом с которыми он обедает каждый день. Семейная пара может устроить себе круиз по штатам с проживанием в отелях - стоимость круиза будет компенсирована агентством в обмен на оценку качества услуг каждого из отелей. Существуют также профессиональные Mystery Shoppers, работающие полный день, чей годовой доход иногда достигает $40-60 тыс.

 

Mystery Shopping в Западной Европе

В Европе индустрия Mystery Shopping делает только первые шаги, и крупнейшим агентствам сегодня часто не более 5-ти лет. Для Центральной и Восточной Европы характерна ситуация, когда в стране работает только 1-2 специализированных в Mystery Shopping агентства, с небольшим объемом деятельности. В Западной Европе специализированных компаний больше, часто там работают филиалы агентств американского происхождения. В Центральной Европе и СНГ транснациональные агентства Mystery Shopping работают редко - по причине неразвитого законодательства, низкого уровня проникновения Интернет (7-15%) и низкой емкости рынка.

 

Европейская Ассоциация Провайдеров Mystery Shopping (http://www.mysteryshop.org/europe) была создана в 2002 для защиты интересов участников рынка и как инструмент повышения качества услуг агентств Mystery Shopping в Европе. Деятельность Ассоциации включает разработку и усовершенствование стандартов качества в Mystery Shopping, продвижение этических стандартов на рынке Mystery Shopping, создание независимых центров обучения и сертификации Таинственных Покупателей, лоббирование законов и нормативных актов, поддерживающих и регулирующих отрасль. Сегодня в MSPA Europe состоят 67 компаний, чей центральный офис расположен в Европе.

Mystery Shopping в Восточной Европе

Все большее отечественных компаний в Восточной Европе пользуются Mystery Shopping - это основная тенденция сегодня. Как и на Западе в свое время, розница как отрасль постепенно утрачивает лидерство в пользовании Mystery Shopping - более активными потребителями информации о сервисе становится банковский сектор и сети АЗС. Все чаще к Mystery Shopping прибегают гостиницы и автосалоны, рестораны быстрого питания и аптеки, дорогие рестораны и казино. Рост интереса к Mystery Shopping в русскоязычном пространстве мы считаем одним из следствий маркетинговых усилий нашего агентства.

 

Качество сервиса вокруг нас улучшается. Одна из причин этому - рост пользования Mystery Shopping в регионе. Сотни тысяч ежедневных "актов обслуживания" в магазинах, ресторанах, банках стали лучшего качества за последние годы. Во многом это происходит благодаря возросшим усилиям сервисных компаний по улучшению качества обслуживания своих клиентов, и на основе используемых ими программ Mystery Shopping. 

 

К "региональным" проблемам Mystery Shopping можно отнести низкий уровень пользования Интернет, относительно слабую экономику - и, отсюда, слабую конкуренцию между сервисными компаниями и низкий спрос на Mystery Shopping.

Что делает ТП?

 

 

 

Таинственный Покупатель посещает сервисные предприятия: магазины, банки, рестораны, гостиницы, АЗС и т.д. в роли обычного покупателя - НО после визита он должен заполнить оценочную форму (анкету).

 

Таинственный Покупатель ведет себя как обычный клиент, ничем не отличаясь от остальных клиентов. Иногда он делает покупки, пользуется услугами (обедает в ресторане, открывает счет в банке), иногда просто выбирает товар, иногда только смотрит и консультируется.

 

Часто Таинственный Покупатель выполняет скрытую аудиозапись или фотосъемку. Покинув локацию, Таинственный Покупатель немедленно вносит информацию в бумажную форму (анкету, чек-лист).

 

Среди наших Таинственных покупателей ходит шутка «Не заметил, как из Таинственного стал настоящим покупателем». Она возникла, когда многие наши сотрудники становились постоянными покупателями магазинов, которые раньше оценивали.

Кто может стать ТП?

 

Стать Таинственным Покупателем может любой человек, вне зависимости от возраста, пола, социального положения, степени занятости и т.д. Обычно Таинственными Покупателями работают люди, занятые на основной (другой) работе, и выполняющие задания по скрытой оценке сервиса в свободное время.

 

Таинственными Покупателями работают люди самых разных занятий и профессий: преподаватели в школе или ВУЗе, сотрудники государственных учреждений, студенты, пенсионеры, частные предприниматели, сотрудники коммерческих организаций, домохозяйки, бизнесмены и другие. Наиболее удобна профессия ТП людям с гибким графиком работы, которые могут выполнять оценки между основной работой.

 

Чтобы стать Таинственным Покупателем, необходимо желание и настойчивость. Проявляйте инициативу, соглашайтесь на участие в максимальном количестве проектов, которые Вам будут предложены. Для того, чтобы активно работать как ТП, получать значительное количество заданий с наилучшими условиями оплаты, необходимо также работать качественно. Ваши первые оценки, которые мы увидим, определят, будете ли Вы приглашаться к новым проектам в дальнейшем.

 

Чтобы стать ТП, этого нужно соответствовать 9-ми основным требованиям , которым соответствует большинство людей. Речь о 9-ти требованиях пойдет в последующих разделах.

Готовы ли Вы?

 

 

Чтобы стать профессиональным ТП, необходимо тщательно выполнять требования к работе ТП, которые Вам сообщаются в ходе данного курса, а также в процессе учебных мероприятий  по каждому проекту. Эти требования – не просто формальность. Именно от их выполнения зависит, будет ли Ваша оценка важным звеном в построении качественного обслуживания в конкретной компании, либо она станет объектом претензий и недоразумений, и подорвет доверие к методу Mystery Shopping.

 

Специфика Mystery Shopping заключается в необходимости внимания к деталям. Наилучшие ТП обладают определенной педантичностью, они внимательны, скрупулезны и настойчивы при подготовке к выполнению оценок. Точность и еще раз точность в следовании инструкциям – главное профессиональное и моральное качество Таинственного Покупателя - солдата на войне за качественное обслуживание.

 

Опытные ТП часто испытывают "искушение отличника" - они и так знают, что будет написано в инструкциях, поэтому зачем их внимательно изучать? И как зазнавшиеся отличники, неожиданно проваливают задание - их узнает обслуживающий персонал, они не могут толком рассказать свою легенду и объяснить потребность, путаются в тестах и т.д.

 

Спросите себя - готовы ли Вы набраться терпения и скрупулезно изучать, а затем придерживаться инструкций и сценария, и так проект за проектом (инструкции никогда не повторяются, как нет двух одинаковых сервисных компаний). Готовы ли Вы - ради того, чтобы сервис в этой стране стали лучше?

 

Но, в целом, бояться не стоит - большинство людей способны справиться с ролью Таинственного Покупателя. Сегодня сотни тысяч, а возможно, и миллионы людей работают Таинственными Покупателями во всем мире. И все у них получается :)

Честно ли это?

 

Существует распространенное заблуждение, что задача Таинственного Покупателя - шпионить и доносить на продавцов, которые после "доноса" могут быть уволены. Это полнейшая глупость. Во-первых, первым правилом использования Mystery Shopping является запрет на любые репрессии в отношении продавцов только на основании анкеты Таинственного Покупателя. Если продавец действительно нерадив, это будет видно не только из анкеты. Во-вторых, Ваши анкеты нужны продавцам - это для них возможность получить честную независимую оценку со стороны, шанс отличиться, заработать признание руководства и коллег, а иногда и дополнительный заработок (премию, бонус). В третьих, анкета ТП помогает продавцам развиваться и совершенствовать свои навыки. Возможно, продавец просто не замечает каких-то моментов в своем поведении - и анкета помогает ему осознать проблемы.

 

Кроме того, продавцы ВСЕГДА знают о том, что в магазинах идет программа Mystery Shopping. Этическим принципом нашей компании является информирование всех сотрудников сервисных локаций о том, что ТП делают оценку их работы. Т.е. все сотрудники знают о Вашем визите в роли ТП. Хотя, конечно, они не знают, КОГДА Вы придете, КАК Вы выглядите. Они знают только о том, что каждый день в их магазин может прийти ТП. Потому работа ТП – это не «шпионаж» и не «слежка». Это обратная связь сервисным сотрудникам о том, как они обслуживают обычного покупателя в реальной ситуации. Говоря военным языком, «учения, максимально приближенные к бою». Для сотрудников ВЫ – Зеркало, в котором они могут увидеть себя со стороны.

Работая ТП, Вы выполняете целиком этичную и моральную функцию – даете персоналу информацию о том, как их работа выглядит со стороны. Они обязательно будут ознакомлены с Вашей оценкой, узнают Ваше мнение об их работе, и в следующий раз смогут исправить свои ошибки.

Ответственность

 

От Ваших оценок будет о многом зависеть судьба обслуживающего персонала проверяемых предприятий, карьера и вознаграждение конкретных людей. Ваши оценки повлияют на заработную плату персонала, карьерный рост, отношения с руководством и коллегами, повлияют на самооценку этих людей. Работа Таинственного Покупателя ОТВЕТСТВЕННА. От неправдивых / некачественных оценок сотрудники сервисных компаний могут незаслуженно пострадать, либо, наоборот, будут поощрены нерадивые работники.

 

Именно поэтому важно, чтобы оценка была безупречно объективной. Только честная оценка даст основание руководителю принять правильное решение о дальнейшей профессиональной судьбе сотрудника: учить его, штрафовать, помогать или увольнять. И Вы как ТП, качеством Вашей оценки разделяете с руководителем ответственность за данного сотрудника.

 

Оцененный Вами обслуживающий работник будет ознакомлен с Вашей оценкой. Он ожидает, что его оценка будет честной, объективной. Некачественная, нечестная оценка тормозит процесс улучшения сервиса в обществе. Такой оценкой Вы ставите под сомнение усилия тысяч Ваших коллег по улучшению сервиса, Вы подрываете авторитет программы и инструмента Mystery Shopping. Мы надеемся, Вы хотите сделать сервис в своей стране лучше. С неверными или нечестными оценками Таинственных Покупателей это сделать не получится.

 

Наша компания стремится предоставлять клиентам самую качественную, своевременную и объективную оценку. Поэтому мы строжайше контролируем качество оценок, и при первом же случае искажения/низкого качества анкеты применяем к ТП соответствующие штрафные санкции, вплоть до прекращения сотрудничества. Выявить фальсификацию нетрудно - к каждой анкете мы применяем минимум 3 метода контроля. При этом главный инструмент достижения высококачественных оценок – сотрудничество только с ТП, которые понимают значимость своей работы и обладают высокими моральными качествами. Мы не предложим повторно работу ТП, в честности которого возникли сомнения.

 

Резюме: Информация от Вас должна быть правдива. Ваша честность при оценке – это не только ваши обязательства перед Агентством. Это социальная ответственность: перед собой, перед сотрудниками сервисных компаний, перед Вашими коллегами, перед обществом за улучшение сервиса.

 

 Зачем нужна Ваша работа?

 

Что является результатом Вашей работы как Таинственного Покупателя? Безусловно, рост качества обслуживания. А именно:

 

* Приветливые, дружелюбные продавцы

* Полная и грамотная консультация покупателей

* Аккуратная выкладка товара

* Быстрое и приветливое обслуживания в ресторанах

* Чистые торговые помещения и многое другое

 

В конечном счете, посещение магазина (или другого подразделения сервисной компании, например, филиала банка) станет более приятным и полезным для каждого потребителя в Вашей стране – в том числе для Ваших друзей, соседей, знакомых, родных.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 187.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...