Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Классификация американских мозговых центров
В Соединенных Штатах «мозговых центров» огромное количество. По разным оценкам, число американских «мозговых центров» колеблется от 1500 до 2500. Американские политологи шутят, что если произвольно скомбинировать любые слова из ряда “foreign”, “international”, “strategic”, “global”, “research”, “policy”, “center”, “institute” и “council” (зарубежный, международный, глобальный, стратегический, исследования, политика, институт, совет), то всегда можно найти американский «мозговой центр» с таким названием[20]. Эндрю Рича и Кента Уивера. Они делят все «мозговые центры» на три категории (в какой-то степени это деление коррелирует с хронологическим делением «мозговых центров», описанным в предыдущем параграфе). К первой относятся так называемые «университеты без студентов» (к например, Институт Брукингса и Фонд Рассела Сейджа Следующая группа состоит из так называемых «контрактных научно-исследовательских центров» (известнейшим из которых является Корпорация РЭНД). Большую часть своих средств они получают за счет выполнения заказов государственных ведомств Наконец, к третьей группе, образовавшейся позже двух остальных, относятся так называемые «пропагандистские исследовательские центры». К середине 1980-х гг. в эту категорию входили организации самой разной идеологической направленности — от Фонда Наследия, либертарианского Института Катона, Института Рокфорда (Rockford Institute), Последние две категории «мозговых центров» оказывают наибольшее влияние на процесс принятия внешнеполитических решений. Причем с конца 1970-х гг., а особенно с конца 1990-х гг. наибольшее влияние стали получать именно «пропагандистские «мозговые центры» Интересно отметить, что превосходство консервативных «мозговых центров» над либеральными наблюдалось даже в те времена, когда Белый дом находился под контролем демократической партии. Особенности и методы прямого влияния мозговых центров на лиц, принимающих решения Одной из ключевых особенностей американских «мозговых центров» является то, что в их непосредственные обязанности входит не только выработка концепций и создание интеллектуального продукта, но и доведение его до конечного пользователя. Условно можно выделить два механизма «доведения» интеллектуального продукта до конечного потребителя: прямая «продажа» политической элите и обработка общественного мнения, способного в дальнейшем невольно «лоббировать» эту идею политической элите (зачастую оба механизма применяются одновременно). Ниже будет рассмотрен первый из этих механизмов. «Мозговые центры» всегда пользовались различными официальными каналами, обеспечивающими им доступ к процессу выработки политических решений. К ним относятся выступления сотрудников «мозговых центров» в качестве приглашенных экспертов на слушаниях в Конгрессе и на правительственных комиссиях. Некоторые исследовательские центры, особенно те, которые работают по контрактам, готовят официальные отчеты, доступ к политикам. Одним из ключевых факторов влияния «мозговых центров» является выработка ими политических доктрин. «Определенные исторические моменты создают исключительно благоприятные возможности для внедрения нового мышления в сферу внешней политики. Одним из таких примеров служит Вторая мировая война. После ее начала Совет по международным отношениям занялся масштабным проектом под названием "Исследования проблем войны и мира", разрабатывая в его рамках желательные основы послевоенного мира. Участники этой инициативы в итоге подготовили для Государственного департамента 682 меморандума по широкой тематике – от оккупации Германии до создания ООН, Фонд Наследия можно назвать одним из идеологов и творцов неоконсервативной революции в США. Знакомство президента Фонда Наследия Эдвина Фолнера с ключевыми лицами переходной администрации Рональда Рейгана сыграло важную роль в том, что Фонд представил этой администрации положение своего 20-томного исследования «Мандат на лидерство» (Mandate for Leadership), разработанного в 1980 г. Кроме того, сотрудничество идеолога системы «Звездных войн» генерала Дэниэла Грэхема с Фондом позволило ему донести свою позицию до администрации Рейгана. Кроме того, «мозговые центры» являются одним из инструментов политики по демократизации мира, проводимой американскими государственными структурами, в том числе и на постсоветском пространстве. «Все удавшиеся и неудавшиеся "оранжевые" революции в б. СССР они проводили с размахом, выдавали ярлыки на будущее княжение сразу 4-6 претендентам.. Мировые лидеры понимают всю мощь и опасность американских «фабрик мысли», и некоторые из них пытаются задабривать американских ученых. Так, в период с 1 июля 2008 г. по 30 июня 2009 г. правительство Катара перечислило Институту Брукингса более 1 млн. долл Особое значение «мозговые центры» обретают во время президентских кампаний Наконец, немаловажное влияние «мозговые центры» оказывают на Конгресс. Одним из основных каналов для этого являются слушания в комитетах и подкомитетах, на которых выступают эксперты. Еще одним способом влияния на Конгресс является частное сотрудничество «мозговых центров» с отдельными членами палат. Так, в 2009 г. конгрессмены 125 раз просили Фонд Наследия провести частный анализ их законопроектов. Около 85 кандидатов во время избирательных компаний просили о проведении брифингов по тем или иным темам – при том, что в 2009 г. даже не шли выборы в Конгресс. Можно предположить, что во время промежуточных выборов уровень такого сотрудничества еще выше. Немаловажным каналом влияния «мозговых центров» на Белый дом становятся их сотрудники. Членство в наиболее влиятельных "мозговых центрах" некоторых высокопоставленных чиновников администрации Дж. Буша В свою очередь, сами политики используют «мозговые центры» как площадку для серьезных политических заявлений. Проблемы монополизма центров. Непрямое влияние мозговых центров на процесс принятия решений в США. «Мозговые центры» и СМИ Влияние «мозговых центров» не всегда было прямым. Таб. 6 Упоминание мозговых центров в 2001-2005 годах на страницах ведущих американских печатных СМИ (Wall Street Journal, Christian Science Monitor, Washington Post, New York Times, Washington Times, USA Today)
Нацеленность на СМИ является еще одной причиной того, что большинство «мозговых центров» в США имеют многопрофильный характер. Они занимаются вопросами как внешней, так и внутренней политики, экономики, социальными вопросами. Вторым каналом непрямого влияния брейн-центра является его собственная просветительская деятельность. «Мозговые центры» издают ведущие американские политические журналы: Однако основным каналом информации является интернет. У всех уважающих себя мозговых центров есть сайты, имеющие разносторонний контент. Таб. 8 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 368. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |