Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Выхода Соединенных Штатов на мировую арену




Таб. 1

Ведущие мировые «мозговые центры», занимающиеся вопросами международных отношений и безопасности

Название Страна
Council on Foreign Relations США
Brookings Institution США
International Institute for Strategic Studies (IISS) Великобритания
RAND Corporation США
Center for Strategic and International Studies США
Chatham House Великобритания
Carnegie Endowment for International Peace США
Stockholm International Peace Research Institute (SIPRI) Швеция
International Crisis Group Бельгия
Hoover Institution США

Таб. 2

Ведущие мировые «мозговые центры», занимающиеся вопросами международной экономики

Название Страна
Peterson Institute for International Economics (FNWInstitute for Int’l Economics) США
Brookings Institution США
Adam Smith Institute Великобритания
RAND Corporation США
Heritage Foundation США
National Bureau of Economic Research США
Kiel Institute for World Economy Германия
Fraser Institute Канада
Cato Institute США
Centre for Economic Policy Research Великобритания

При этом нужно понимать, что эффективность американских мозговых центров с точки зрения создания интеллектуального продукта зачастую выше, чем у европейских аналогов. Высокая практикоориентированность, в отличие от университетов.

Интересно отметить, что в 2008 г. в списке 50-ти ведущих неамериканских мозговых центров единственный представитель Росии – ИМЭМО – занимал 50-е место. [7]. В подобном же отчете за 2009 г. он переместился на 39-е место, расположившись между британским Международным институтом стратегических исследований (International Institute for Strategic Studies) и южноафриканским Центром разрешения конфликтов (Center for Conflict Resolution).

Таб. 3

Ведущие неамериканские «мозговые центры»

Название Страна
Chatham House Великобритания
Transparency International Германия
International Crisis Group Бельгия
Stockholm International Peace Research Institute Швеция
Amnesty International Великобритания
International Institute for Strategic Studies (IISS) Великобритания
Adam Smith Institute Великобритания
French Institute of International Relations Франция
Centre for European Policy Studies Бельгия
German Institute for International and Security Affairs, (SWP, Stiftung Wissenschaft und Politik) Германия

История развития мозговых центров

Вполне закономерно, что «мозговые центры» появились именно в форпосте либерально-демократической мысли

Первый процесс – переход от этатизма (господства государства) и соц. инженерия.

Второй процесс – переход от политики персональной ответственности лидеров к публичной политике, где ответственность берет на себя политически активная часть гражданского общества. Связка "политик – эксперт-консультант".

«Мозговые центры» в нынешнем понимании этого слова появились в Соединенных Штатах в начале XX в.

выхода Соединенных Штатов на мировую арену

В конце 1917 г. советник президента Вудро Вильсона Эдвард Хаус стал проводить регулярные консультации с ведущими американскими учеными, пытаясь выработать новый американский подход к устройству мира после окончания Первой мировой войны. Группа Хауса, ставшая известной как «Исследование», участвовала в работе американской делегации на Парижской мирной конференции в качестве консультантов (Так, разработанный Группой проект Хартии Лиги наций стал одним из базовых при создании этой организации.

В 1921 г. в состав Группы Хауса были включены представители финансовых кругов, известные юристы и профессора. С этого же года она работала как «Совет по международным отношениям» (Council on Foreign Relations, CFR).. В 1922 г. он начал выпускать журнал «Форин эфферс» (Foreign Affairs). И поныне CFR (выросший фактически из клуба, устраивавшего ежемесячные ужины, в один из наиболее уважаемых внешнеполитических институтов в мире) подчеркивает свой внепартийный статус и является классическим представителем первой волны «мозговых центров».

В целом в первые десятилетия XX в. наиболее заметное влияние на американскую политику оказывали три института: Фонд Карнеги за международный мир, учрежденный питтсбургским стальным бароном Эндрю Карнеги (1910 г.), Гуверовский институт войны, революции и мира, созданный бывшим Президентом Гербертом Гувером (1919 г.), и Совет по международным отношениям (1921 г.)[10]. Тогда на деньги финансово-промышленных групп и отдельных бизнесменов был основан и ряд других «мозговых центров»: Фонд Рассела Сейджа (Russell Sage Foundation, 1907 г.), Институт правительственных исследований (Institute for Government Research, 1916 г.). Последний сыграл решающую роль при образовании в 1921 г. Бюджетного бюро в составе Министерства финансов, а позже объединился с несколькими другими структурами в один из ведущих ныне американских «мозговых центров» – Институт Брукингса.

Великая депрессия дала новый толчок деятельности «мозговых центров». Для разработки программ в рамках «Нового курса»

В 1940-е гг. начала появляться вторая волна «мозговых центров». Потребность в глобальной стратегии в период холодной войны.

Впрочем, это же были Соединенные Штаты – поэтому ведущую роль в «мозговых центрах» играл все же американский бизнес. Так, в 1942 г. группа бизнесменов создала Комитет экономического развития (Committee for Economic Development) – «мозговой центр», основной задачей которого стала разработка программы обеспечения занятости после окончания войны.

Однако наиболее четко признаки второй волны проявились в созданной в 1946 г. Корпорации РЭНД (RAND Corporation). «Для того, чтобы созданная структура не стала очередным отражением бюрократического типа мышления, ее разместили как можно дальше от Вашингтона – в Санта Монике, штат Калифорния (даже на сегодняшний день американские «мозговые центры» имеют высокую степень децентрализации по сравнению с их европейскими а уж тем более российскими коллегами – лишь 20% всех “фабрик мысли” расположены в Вашингтоне)»[13]. Тем не менее, с самого своего рождения эта структура была тесно аффилирована с американской оборонкой (она появилась как подразделение внутри концерна «Дуглас Эркрафт», (Douglas Aircraft)), и поэтому сразу же стала проводить стратегические аналитические исследования по широкому кругу вопросов для Министерства обороны США. Именно в недрах Корпорации РЭНД были разработаны основы «доктрины сдерживания». Корпорация РЭНД не только заполнила вакуум в сообществе исследователей внешней политики, но и возвестила о приходе нового поколения "мозговых центров"– государственных подрядчиков – политологических институтов, в большой степени финансируемых правительственными учреждениями и ведомствами и выполняющих исследования, предназначенные для решения конкретных политических проблем»[14]. Проблемы экономики также исследовались в мозговых центрах.

90,5% американских мозговых центров были основаны с 1951 г. «мозговые центры» оказали колоссальное влияние на формирование

3.  В конце 1960-х – начале 1970-х гг. в «мозговых центрах» наметилось укрепление консервативной составляющей. В силу целого ряда причин (поражение во Вьетнаме, чрезмерно раздутые социальные программы) консервативная идеология стала восприниматься рядом американских аналитиков и экспертов как основа устройства Соединенных Штатов. Именно тогда был создан один из основных на сегодняшний день консервативных мозговых центров, типичный пример третьей волны этих институтов – Фонд наследия. Он стал первым «мозговым центром» нового образца, сочетавшим в себе «открытую приверженность определенной политике, партии или идеологии с агрессивной пропагандой и стремлением оказывать влияние на обсуждение вопросов текущей политики»[16].

Два этапа развития ( от неиднологич к идеологич) - широкий их спектр










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 220.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...