Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Церковные правила относительно занятия мирских должностей.




ДОКЛАД

ПО ЦЕРКОВНОМУ ПРАВУ

НА ТЕМУ:

«ОБЩИЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПРЕСВИТЕРОВ»

СТУДЕНТА III КУРСА

НИКОЛО – УГРЕШСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ

ДУХОВНОЙ СЕМИНАРИИ

ГОРОВОГО ДЕНИСА

    

ДЗЕРЖИНСКИЙ 2007

 

План доклада.

 1. Ответственность священнического служения.

2. Ветхозаветное священство.

3. Новозаветное священство.

4. Внешняя жизнь пресвитеров согласно церковным канонам.

5. Одежда священника.

6. Церковные правила относительно занятия мирских должностей.

7. Основные права пресвитеров.

 

Ответственность священнического служения.

Высоко, священно и ответственно служение пастыря Церкви Христовой, священника Бога Вышнего. Оно – единственное в своем роде служение, совершенно выделяющиеся из ряда обыкновенных человеческих служений. Священство - это «дар Божий» и «дарование»[1], которое даётся Спасителем через рукоположение епископов Церкви. «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил, чтобы вы шли и приносили плод», - говорит Господь. (Ин.15,16). И «никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон» (Евр. 5,4). Сообщаемой благодатью, правильно избранный и рукоположенный пастырь, делается способным пасти народ Божий. Поэтому священство в канонах Церкви называется «божественным»[2], «божественное и досточтимое имя священства»[3]. Пресвитеры составляют вторую степень Церковной иерархии. Они получают право от епископов совершать все Таинства Церкви, кроме Таинства Священства. Они удостаиваются «седалищ» и «священнослужительских мест»[4], являясь соучастниками благодати и ответственности епископа. Поэтому требования канонов к пресвитерам во многом совпадают с требованиями предъявляемыми к епископам.

Ветхозаветное священство.

Следует заметить, что многие постановления касательно жизни института священства были открыты Господом ещё в Ветхом Завете. Господь священническое и первосвященническое служение определил так: «Сохраните жречество ваше по всему образу алтаря, и еже внутрь завесы» (Числ.18, 7). Обязанностями ветхозаветных священников были следующие:

1.Умилостивление Бога и служение Ему посредством принесения жертв животных (Лев.22, 17-24).

2. Воскурение фимиама (Исх.30,1-8); приготовление хлебов предложения (Лев.24, 5-8).

3. Обязанность «учить народ законам и уставам Яхве» - стало второй задачей священства. В Библии видны постоянные и настойчивые завещания священству «учить» народ (Лев.10, 10-11; Втор. 31, 9-13; Исх. 24, 4-7; Пар. 15, 3; 17, 7-9; Мак. 2, 7 и др.). 

4. Установление факта греховности, наложение наказания, очищение и прощение согрешившего. (Лев.4, 13-35; 5, 1-4; 5, 15-17; Числ. 5, 13-31; 6, 10).

5. Священники имели право судить народ. Священнический суд имел бесспорное окончательное решение, сопротивление которому наказывалось смертью (Втор.17, 8-13; 2 Пар. 19, 8-11; Иез. 64, 24).

В то же время многообразие и важность обязанностей ветхозаветного священства требовали от него высоких духовных, физических и моральных качеств. Чтобы воспитывать народ в религиозно - нравственном духе, ветхозаветному пастырю предписывалось быть ревностным исполнителем всех законов. Будучи из рода Аронова и вырастая в священнической среде, он должен был с юных лет набираться «духа премудрости и разума» (Исх.11, 1-2), больших «знаний и благоразумия» (Иер. 3,15). Во всем поведении священнослужитель должен был быть чист и целомудренен. Наряду с целомудрием, от служителей Иеговы требовалась и трезвенность – воздержание от употребления спиртных напитков или секира (Лев.10,9), с тем, чтобы он имел способность во время священнодействия отличать «между вещами святыми и между скверными, и между нечистыми и между чистыми» (Лев. 10, 10).

Новозаветное священство.

Церковь Христова, всегда требовала и требует от своих служителей полной преданности делу служения, к которому они призваны, и такого образа жизни, который соответствовал бы высоте их сана и не подавал бы повода к соблазну, и нареканиям на них и на саму Церковь. Новозаветное пастырское служение в Церкви всегда строилось на основании священных канонов, которые являются церковным законодательством. Что непозволительно для мирянина, того Церковь тем более не терпит в своем служителе, который должен быть образцом веры. Поэтому существует ряд законоположений Церкви, касающихся внешнего поведения священства, их занятий и отношения к обществу.

Внешняя жизнь пресвитеров согласно церковным канонам.

Во внешней жизни духовных лиц, в ее обстановке, Церковь запрещает не только явные пороки, такие как пьянство и азартные игры (Апост. 42,43), но и все то, что могло бы подвергать опасности их нравственность, а тем более служить соблазном для других. Она не допускает для них таких поступков, которые, хотя бы и не заключали в себе чего-либо безнравственного или непристойного, однако, могли бы подавать повод к пересудам о них, оскорбительным для их сана и доброго имени, различным подозрениям и порицаниям.

3 правило I Вселенского Собора говорит о том, что«ни епископу, ни пресвитеру, ни диакону, и вообще никому из находящихся в клире, не позволено иметь сожительствующую в доме жену, разве матерь, или сестру, или тетку, или те токмо лица, которыя чужды всякого подозрения». (5пр. VI Вс. Собора; 18пр. VII Вс. Собора; 5пр. Трул.; Вас. Вел. 88пр.).

Духовным лицам не позволяется посещать корчемницы, кроме тех, кто вошли туда по случаю крайней необходимости (в пути). (Апост. 54; Карф.49; Лаод. 24; 7 Всел. 22), присутствовать на публичных игрищах, петь светские песни, плясать (Апост. 42 и 43; Тр. 24 и 51; Лаод. 54) и т.под.

Священнослужителям запрещается всякие занятие связанные с пролитием не только человеческой, но даже и животной крови: охота, хирургия. «Несчастный случай во время операции подвергает хирурга обвинению в невольном убийстве, и если он клирик, то это, согласно канонам, влечет за собой извержение из сана»[5].

Запрещается священнослужителям, и поднимать на кого либо руку. 27-е правило святых Апостолов говорит: «Повелеваем епископа, или пресвитера, или диакона, биющаго верных согрешающих, или неверных обидевших, и чрез сие устрашати хотящаго, извергати от священного чина. Ибо Господь отнюдь нас сему не учил: напротив того, Сам, быв ударяем, не наносил ударов, укоряем, не укорял взаимно, страдая не угрожал, и не щадящему правой щеки повелел подставить и левую (Матф. 5, 39)».

Одежда священника.

Церковные правила не оставляют без внимания одежду и вообще внешний вид священников. «Всякая роскошь и украшение тела чужды священного чина и состояния. Сего ради епископы, или клирики, украшающие себя светлыми и пышными одеждами, да исправляются. Аще же в том пребудут, подвергати их епитимьи, такожде и употребляющих благовонные масти», - говорит 16 правило VII Вселенского Собора. Согласно 27 правилу Трулльского Собора, «Никто из числящихся в клире да не одевается в неприличную одежду, ни прибывая во граде, ни находясь в пути; но всякий из них да употребляет одежды, уже определённые для состоящих в клире. Аще же кто учинит сие, на едину седмицу да будет отлучён от священнослужения». Поэтому внешний вид священников и их манера держаться должны выражать приличие, скромность и смирение.

 

Церковные правила относительно занятия мирских должностей.

Церковь запрещает духовным лицам   занимать мирские должности которые:

а) унизительны, по своему характеру, для достоинства служителей Церкви, неприличны их нравственному уровню, демонстрируют лишь жажду обогащения, (содержание корчемницы), ростовщический промысел или ссуда денег под рост (Апост. 44; Ι Всел. 17; Лаод. 4; Карф. 5; Трул. 10).

б) несовместимы с церковным служением: адвокатская деятельность, поручительство перед судом за других, принятие чужих имений под управление и т. д. (Апост. 20; Карф. 19; 4 Всел. 3; 7Всел. 10; Двукр. 11). Запрещается принятие духовными лицами светских должностей в государстве (военных и гражданских). «Яко не подобает епископу, или пресвитеру вдаватися в народныя управления, но неупустительно быти при делах церковных. Или убо да будет убежден сего не творити, или да будет извержен. Ибо никтоже может двум господам работати, по Господней заповеди (Мф.6,24)» (Ап. 81 и 83).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 404.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...