Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 63. Развитие отечественной культуры.




В ПЕРИОД 1917 - СЕРЕДИНА 20-Х Гг.

Задачи культурного строительства

В послереволюционный период

1.1. Культурная революция рассматривалась большевиками как важнейшее условие построения социализма. Основными задачами в этой области являлись:

- создание новой, социалистической культуры, которая должна выражать интересы трудящихся и служить задачам классовой борьбы пролетариата за социализм;

- подъем общего культурного уровня народа.

1.2. Средства и методы. Агитпроп и Пролеткульт. Для выполнения первой задачи - формирования нового коммунистического сознания использовались партийный аппарат и средства государственной власти, а также общественные объединения. Развернулась пропаганда коммунистических идей.

1.2.1. Партийное руководство. Агитпроп. С 1920 г. специальным органом, сосредоточившим партийное руководство всеми сферами духовной культуры, стал агитационно-пропагандистский отдел ЦК РКП(б) (Агитпроп). В деятельности Агитпропа основной тенденцией стало стремление взять под контроль всю культурную жизнь страны. В 1922 г. были созданы Главлит и Главрепертком, осуществлявшие предварительную цензуру в отношении печатных изданий и театральных постановок.

1.2.2. Государственная пропаганда. Борьба за утверждение марксистской идеологииявлялась главной задачей политической пропаганды и агитации. Руководство государственной пропагандой коммунизма было возложено на Главполитпросвет во главе с Н.К. Крупской. Для подготовки политических кадров была созданаСоциалистическая академия общественных наук (1918 г.; с 1924 г. - Коммунистическая академия). Первым высшим партийным учебным заведением стал Коммунистический университет им. Я.М. Свердлова (1919). После окончания Гражданской войны сеть научных и учебных учреждений по изучению марксистского обществоведения расширилась - появились Истпарт (1920), Институт К. Маркса и Ф. Энгельса (1921), Институт В.И. Ленина (1923). Среди общественных организаций - Общество воинствующих материалистов (1924), Общество историков-марксистов (1925). Для подготовки национальных партийных советских кадров были созданы Коммунистический университет трудящихся Востока (1921) и национальных меньшинств Запада (1921), Среднеазиатский и Закавказский комуниверситеты.

1.2.3. Те же цели преследовали общественные культурно-просветительские и литературно-художественные организации. Наиболее значительной из них стал Пролеткульт, возникший еще накануне Октябрьской революции. Его теоретики А.А. Богданов, В.Ф. Плетнев, Ф.И. Калинин утверждали, что пролетарская культура может быть создана только представителями рабочего класса. Пролеткультовское движение ставило перед собой задачу создания новой пролетарской культуры, науки, философии, подчинение искусства задачам пролетарской борьбы. Сторонники чистой пролетарской культуры отрицали значение культуры прошлого, не признавали участия крестьянства в строительстве новой культуры.

Расцвет Пролеткульта пришелся на 1918-1920 гг. Кружки и студии Пролеткульта, созданные во многих городах страны, охватили своим влиянием несколько сот тысяч человек. Идеологи Пролеткульта оказались радикальнее большевистских лидеров, считавших необходимым сохранение и использование лучших образцов буржуазной культуры. В результате Пролеткульт был позже распущен, а его теория осуждена руководством РКП(б).

Во второй половине 20-х гг. над общественными литературными, просветительскими и пр. организациями, в том числе коммунистическими был установлен более жесткий контроль, а в начале 1930-х их деятельность полностью прекратилась.

Интеллигенция и власть.

1.3.1. Государственная политика в 1917-1920 гг. Одновременно с созданием новой интеллигенции, верной идеям коммунизма, большевистское правительство пыталось наладить диалог с интеллигенцией. Важная заслуга в этом принадлежала наркому просвещения А.В. Луначарскому. Поначалу политика в отношении старой интеллигенции отличалась двойственностью. С одной стороны, создавались условия для творчества деятелей науки, улучшения их быта, с другой - в отношении представителей старой буржуазной школы применялись расстрелы и аресты.

1.3.2. В начале 20-х гг. политика обрела большую последовательность. Власть поддерживала тех представителей науки и искусства, кто принял революцию (К.А. Тимирязев, И.П. Павлов, Н.Е. Жуковский, В.М. Бехтерев, А.Ф. Кони, И.В. Мичурин, А.Н. Бах, В.Я. Брюсов и др.). Произошло некоторое оживление общественной жизни творческой и научной интеллигенции, снова начали действовать различные объединения литераторов, художников, ученых.

В отношении интеллигенции, открыто вставшей на антисоветские позиции, развернулись репрессии. Были высланы многие выдающиеся философы (философский пароход), художники и литераторы. Некоторые были вынуждены уехать. После 1924 г. высылки прекратились, но снова начались аресты и заключение в лагеря. Был введен частичный или полный запрет на публикацию произведений некоторых авторов (Н.С. Гумилева, А.П. Платонова). С 1927 г. начались гонения на творчество С.А. Есенина.

Менее жестокой была борьба с попутчиками - представителями творческой интеллигенции, принявшей революцию, но заявившей о своей аполитичности, независимости художественного творчества от идейных убеждений.

1.4. Политика в отношении религии и церкви. На основании декрета СНК об отделении церкви от государства и школы от церкви (от 20 января 1918 г.) вводилась свобода совести, церковных и религиозных организаций, право вести религиозную и антирелигиозную пропаганду. Но при этом главной задачей Программа РКП(б) называла содействие фактическому освобождению трудящихся масс от религиозных предрассудков. Велась активная борьба с религиозными пережитками.

В 1919 г. появился журнал Революция и церковь, в 1922 г. - газета Безбожник, в 1925 г. - общественная организация - Союз безбожников (с 1929 г. - Союз воинствующих безбожников). В рядах воинствующих безбожников насчитывалось к 1930 г. 3,5 млн. человек. Церковные праздники заменялись светскими, прошли аресты религиозной интеллигенции (в эти годы погибло более 8 тыс. человек из духовенства и монашествующих). В 1927 г. советская власть ликвидировала патриаршество (которое было восстановлено лишь в 1943 г.), после чего началось очередное массированное наступление на все религии. В 1932 г. был принят Декрет СНК СССР О безбожной пятилетке, в которой ставилась задача к 1 мая 1937 г. забыть имя Бога на всей территории СССР.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 395.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...