Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Национально-государственное строительство
5.1. Унитарные тенденции в государственном строительстве СССР. С конца 20-х гг. в условиях форсированных методов индустриализации начался процесс жесткой централизации управления во всесоюзном масштабе. В результате объем полномочий и прав центральных органов власти по вопросам руководства промышленностью и финансами менялся в сторону их расширения. Многие республиканские предприятия были переданы в непосредственное подчинение союзных органов, компетенция которых значительно расширилась в связи с ликвидацией в 1932 г. ВСНХ. С 1930 г. все кредитование сосредоточилось в Госбанке СССР. Произошла централизация судебной системы. Одновременно происходило ограничение законодательной инициативы республик (в 1929 г. отменялось право республик непосредственно ставить вопросы в ЦИК СССР - предварительно они должны были выноситься в СНК СССР). При этом продолжился рост числа союзных и союзно-республиканских наркоматов. 5.2. Изменение статуса республик в составе СССР. Со времени принятия первой Конституции СССР и до Конституции 1936 г. происходил процесс национально-государственного строительства, который осуществлялся по следующим направлениям: - образование новых союзных республик;
- административно-территориальные изменения (упразднение прежнего деления на губернии, уезды, волости и введение новых административных единиц: края, области, национальные округа, районы). В 1924 г. в результате национально-государственного размежевания в Средней Азии, где границы не совпадали с этническими границами расселения народов, были образованы Туркменская и Узбекская ССР, в 1931 г. - Таджикская ССР. В 1936 г. образовались Киргизская и Казахская ССР. В том же году была упразднена Закавказская Федерация, и Республики - Армения, Азербайджан, Грузия непосредственно вошли в состав Союза ССР. В 1939 г., после подписания советско-германского пакта о ненападении и введения войск на территорию Польши, к СССР были присоединены Западная Украина и Западная Белоруссия. После завершения войны с Финляндией (март 1940 г.) и присоединения новых территорий к Карельской АССР, последняя была преобразована в Карело-Финскую ССР. Летом 1940 г. в составе СССР оказались Латвия, Литва, Эстония, а также Бессарабия и Северная Буковина. Была образована Молдавская ССР. Значение образования СССР 6.1. Выравнивание уровня развития регионов. Образование СССР способствовало развитию экономики, культуры, преодолению отсталости некоторых республик. В ходе национально-государственного строительства проводилась политика подтягивания отсталых национальных регионов. С этой целью из РСФСР в Среднюю Азию и Закавказье переводились фабрики, заводы с оборудованием и частью квалифицированных кадров. Сюда направлялись огромные ассигнования на ирригацию, строительство железных дорог, электрификацию. В бюджеты республик делались большие налоговые отчисления. 6.2. Социально-культурное значение. Национальная политика советского правительства имела позитивные результаты в области развития культуры, образования, системы здравоохранения в советских республиках. В 20-30-е гг. здесь были созданы национальные школы, театры, издавались газеты, литература на языках народов СССР. В ряде республик появились свои Академии наук, а также отделения АН СССР. Некоторые народы впервые получили разработанную учеными письменность. В республиках развивалась система здравоохранения. Так, если на Северном Кавказе до 1917 г. имелось 12 больниц и 32 врача, то к 1939 г. только в Дагестане работало 335 врачей (из которых 14% являлись представителями коренной национальности). 6.3. Противоречия в советской национальной политике. Советская национальная политика характеризовалась серьезными противоречиями. Несмотря на важные изменения в социально-экономической и культурной жизни советских республик, их суверенитет на деле оставался номинальным, поскольку реальная власть здесь концентрировалась в руках республиканских партийных комитетов, подотчестных ЦК ВКП(б). В результате ключевые политические, хозяйственные решения принимались центральными партийными органами, которые были обязательны для республиканских. Интернационализм в его практической реализации стал рассматриваться как право игнорирования национальной самобытности и культуры народов. Был поставлен вопрос об отмирании национально-языкового многообразия по мере продвижения к коммунизму. Отрицательным образом сказались на национальной политике сталинские репрессии в республиках и последующие депортации народов. Одновременно советское руководство добивалось пресечения сепаратистских тенденций в национальных регионах путем коренизации местного государственного аппарата с предоставлением местной бюрократии видимой самостоятельности при реальном жестком контроле со стороны центральной власти. От борьбы с национализмом страдали не только народы СССР, но в не меньшей степени сам русский народ. Административные, унитаристские тенденции государственной национальной политики создавали почву для формирования потенциальных очагов будущих межнациональных конфликтов. Выводы 7.1. Образование многонационального союзного государства отвечало многим историческим и культурным традициям народов, проживавших на территории бывшей Российской империи. 7.2. Создание СССР способствовало укреплению геополитического положения нового государства в рамках мирового сообщества. 7.3. Однако первоначальная приверженность большевиков идеям унитаризма отрицательно сказалась на дальнейшем развитии многонациональной государственности, которая после 1936 г. существовала уже в рамках оформившейся административной системы. К концу 30-х гг. произошел окончательный переход в СССР к унитарной модели государства в ее сталинском варианте. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Каков был национальный состав России к моменту прихода к власти большевиков? Назовите первые шаги Советской власти на пути реализации принципа самоопределения наций? Каково было отношение партийного руководства к явлениям национального самоопределения и регионального сепаратизма на окраинах России? Какое значение для народов России имело вхождение в состав единого союзного государства? 5. В чем вы видите причины трансформации федеративного государства в унитарное? Литература
Тема 61. Политическая борьба в РКП(б) в 1920-е годы |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 396. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |