Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Обоснования необходимости и возможности предоставления предприятию государственной поддержки




Некоторые предприятия с государственной формой собственности испытывают финансовые затруднения, связанные с техническим перевооружением, освоением новых рынков, созданием наукоемкой продукции. В этом случае бизнес-план необходим для обоснования мер финансового оздоровления и развития с помощью государственной поддержки. Мерами господдержки являются: льготы по налогам, налоговые каникулы, налоговые кредиты, отсрочка платежей за энергоносители. 

Совершенствования производства и поиск путей снижения его издержек

Возрастающая конкуренция заставляет предприятия изыскивать пути повышения эффективности и конкурентоспособности. С этой целью разрабатывают бизнес-план, направленный на совершенствование производства, поиск партнеров, которым предприятие передаст изготовление определенных узлов, деталей, выполнение технологических процессов, поиск путей снижения издержек производства.

Обоснования возможности получения инвестиционных и кредитных ресурсов, а также возврата заемных средств

Если предприятие, наметив значительный рост производства вновь осваиваемых или традиционных продуктов, не имеет достаточно собственных мощностей для их производства, то оно может пойти либо путем привлечения инвесторов, либо получения кредита. Для этих целей оно также разрабатывает соответствующий бизнес-план.

Бизнес-план — это документ, на основании которого инвестор или кредитор составляют свое мнение о предприятии и принимают решение о предоставлении ей средств. Поэтому при составлении бизнес-плана надо. прежде всего, представлять, кому он будет адресован: кредитору или инвестору, поскольку у этих двух групп заимодавцев различные цели, а следовательно, и различные принципы оценки бизнес-плана. Кредитор, предоставляющий заемные средства на определенный срок, хочет убедиться в том, что кредитуемая им фирма достаточно надежна и он сможет вовремя получить долг и причитающиеся по нему проценты. Его мало интересует, каковы размеры прибыли фирмы в целом, поскольку он заинтересован лишь в том, чтобы получаемая фирмой прибыль позволяла ей выплатить основной долг и проценты по нему. Кроме того, его интересы охраняет кредитный договор, который гарантирует кредитору первоочередное возмещение ссуды даже в случае банкротства фирмы-должника.

Риски инвестора намного выше. Во многих случаях он даже рискует потерять весь свой вложенный капитал. Поэтому для того, чтобы решиться на такой риск, инвестор должен иметь перспективу получения высокой нормы прибыли. Следовательно, при оценке бизнес-плана кредитор будет анализировать деятельность предприятия, прежде всего, с точки зрения его надежности и устойчивости, а инвестор — с точки зрения его доходности.

Получения статуса резидента свободной экономической зоны (СЭЗ)

 СЭЗ в экономике любой страны играют важную роль в привлечении иностранных инвестиций, научно-технологическом развитии, увеличении объемов экспорта, поэтому резидентам СЭЗ законодательно представляются ряд налоговых льгот. Предприятию, которое изъявило желание стать резидентом такой зоны, необходимо разработать бизнес-план, в котором должны быть обоснованы способы достижения целей СЭЗ (научно-технологическое развитие, привлечение иностранных инвестиций, увеличение экспорта и др.). Этот бизнес-план предоставляется на рассмотрение администрации СЭЗ.

Получения разрешения на приватизацию предприятий государственной формы собственности

 Процесс приватизации в Республике Беларусь еще не закончен, поэтому претендентам на приватизацию необходимо разработать бизнес-план, в котором будут обоснованы показатели эффективной деятельности после приватизации, сохранение рабочих мест и решение социальных задач.

8. Обоснования мероприятий по совершенствованию организационно-производственной структуры предприятия.

С целью повышения эффективности управления предприятием может разрабатываться бизнес-план для обоснования мероприятий по совершенствованию и развитию организационно-производственной структуры, в частности для обоснования уровня централизации и ответственности, реструктуризации подразделений предприятия, оптимизации численности, найма квалифицированного управленческого и технического персонала.

 

Виды бизнес-планов и их назначение

 

В рыночной экономике существует множество версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т.д. Классификация бизнес-планов по объектам бизнеса представлена на рисунке 1.2.

 

 


В рамках одной организации может разрабатываться и общий стратегический план, включающий весь комплекс целей, и отдельные бизнес-планы по приведенной выше типологии. Бизнес-планы ориентированы прежде всего на нововведения, в отличие от стратегического плана имеют четко очерченные временные границы с конкретными проработками, в то время как стратегический план по мере выполнения очередного годового плана и проведения соответствующего ситуационного анализа может пересматриваться и корректироваться.

Бизнес-планы согласно приведенной типологии разрабатываются в различных модификациях в зависимости от назначения: по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, технические решения), по предприятию в целом (новому или действующему).

Они отличаются по форме, содержанию, структуре. Зарубежные фирмы, например, предпочитают составлять бизнес-планы на отдельную сделку, у нас бизнес-план чаще разрабатывается предприятиями, начинающими свой бизнес. Это определяет различия в методологии бизнес-планирования.

Одна группа планов и технологий направлена на планирование проектов, а другая – на планирование деятельности предприятия. Сегодня это бизнес-план инвестиционного проекта и бизнес план работы предприятия. Оба эти вида бизнес-планов широко применяются в практической деятельности. У каждого из них имеется свое место и свой предмет в сфере внутрипроизводственного планирования.

На предприятиях даже средних размеров возможно, наряду с бизнес-планом работы предприятия, наличие нескольких, а иногда до десятка и более, бизнес-планов инвестиционных проектов.

Сравнение бизнес-планов предприятий и бизнес-планов инвестиционных проектов позволяет выделить основные отличительные черты (таблица 1.1).

Таблица 1.1

Основные отличительные черты бизнес-планов предприятий и инвестиционных проектов

Бизнес-план инвестиционного проекта Бизнес-план работы предприятия
1. В основе – одна цель. 1. Охватывает комплекс целей предприятия.
2. Имеет четко очерченные временные рамки выполнения. 2. Предусматривает комплексное непрерывное планирование.
3. Может разрабатываться на длительный период – срок жизни проекта. 3. Разрабатывается обычно на 3-5 лет с детальным планированием на год.
4. Основная задача – привлечение финансовых средств. 4. Регламентация параметров работы предприятия на определенный период.

 

Внутрифирменный бизнес-план – надежный инструмент управления компанией. Он в концентрированном виде содержит всю информацию, необходимую менеджерам высшего звена для принятия конкретных управленческих решений, касающихся направления развития предприятия в будущем. Например, открытие нового регионального представительства или линии производства.

При составлении бизнес-планов для внешнего источника преследуют три главные цели:

- привлечение инвестиций в требуемом объеме;

- оценка бизнеса с целью продажи или покупки;

- желание заключить стратегический деловой альянс, привлечь новых партнеров.

Инвесторы хотят увидеть бизнес-план доказывающий, что над идеей хорошо поработали и предприниматель тщательно продумал все действия, которые необходимо предпринять для осуществления идеи и превращения ее в успешно функционирующую программу.

Бизнес-план представляет из себя документ, который убедительно демонстрирует способность вашей компании произвести и (что самое главное) продать достаточно товаров и услуг, чтобы при этом размеры прибыли и возврат вложений удовлетворяли потенциальных инвесторов (кредиторов).

В зависимости от цели и назначения будет меняться форма представления бизнес-плана. Например, для получения кредита в банке – краткое технико-экономическое обоснование, которое рассматривается наряду с другими документами, подтверждающими финансовое положение компании. Бизнес-план для объединения с другой компанией должен быть, напротив, развернутым и детальным, чтобы показать выгодность сделки: положительные и отрицательные стороны совместной деятельности.

Несмотря на то, что наиболее часто бизнес-план связан с поиском финансирования, его влияние на внутренние процессы не менее результативно. Например, компания предполагает создание холдинга, дочерней фирмы. Принципы управления через бизнес-план позволяют руководителю решать, в каком объеме, для каких подразделений, что и в какие сроки потребуется. Бизнес-план в этом случае – это еще и инструмент делегирования ответственности. Кадры – второй по степени важности вопрос после финансов, решение которого заложено в механизме бизнес-плана.

Бизнес-план инвестиционного проекта

В современных условиях особую актуальность получили инвестиционные проекты – как гаранта повышения конкурентоспособности и рыночной ценности предприятий.

Проект – увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс научно-исследовательских, проектно-конструкторских, социально-экономических и других мероприятий, направленных на изменение исходного состояния объекта.

Инвестиционные проекты представляют собой совокупность документов, характеризующих проект от его замысла до достижения заданных показателей эффективности и охватывающий, как правило, прединвестиционную, инвестиционную, эксплуатационную и ликвидационную стадии его реализации.

К инвестиционным проектам, обычно, относят такие, в которых главной целью является вложение средств в различные виды бизнеса с целью получения прибыли. В зависимости от объекта, его стоимости, сроков реализации инвестиционные проекты разнообразны. Это и создание новых предприятий, выпуск новой продукции, вовлечение в производство новейшей техники, и технологии, проведение технического перевооружения и реконструкции.

На уровне предприятия в основном реализуются инновационные проекты, к которым относят систему различных нововведений, обеспечивающих непрерывное развитие организационно-экономических систем.

С помощью инновационных проектов осуществляется достижение целей и задач стратегического планирования предприятий. Инновационные проекты обычно имеют долговременный характер и связаны со значительным риском.

Подробное технико-экономическое обоснование каждой инновации осуществляется в соответствующем бизнес-плане.

Отличительной чертой таких бизнес-планов является формирование решительной и активной инновационной идеи, которая прорабатывается в бизнес-плане и воплощается на практике путем реализации инвестиционного проекта.

Задача бизнес-плана – дать целостную системную оценку перспектив конкретного инвестиционного проекта.

Осуществление разработки проекта – занятие дорогостоящее и трудоемкое, поэтому вначале на этапе прединвестиционной фазы проводят необходимые исследования и научно-технические разработки, предшествующие принятию инвестиционного решения. Разрабатывается концепция инвестиционного проекта, производится ее структуризация, осуществляется предпроектный анализ. И только потом составляется итоговый, максимально компактный документ, который позволяет не только принять обоснованное решение, но и определяет, что и когда нужно сделать, чтобы оправдать ожидания относительно эффективности проекта – бизнес-план инвестиционного проекта.

В данном случае бизнес-план выступает как форма представления результатов предварительного технико-экономического обоснования (ТЭО) крупных и средних проектов в деловом планировании, реализация которых обеспечивает поддержание высокой деловой активности предприятия. В современных условиях бизнес-план постепенно вытесняет ТЭО из сферы плановой деятельности.

На уровне предприятий чаще используются относительно небольшие (локальные) проекты. Бизнес-план в этом случае выступает в качестве документа, представляющего результаты полного инвестиционного проекта.

Таким образом, бизнес-план проекта может входить в инвестиционный проект как его составная часть, заменять его или включать несколько инвестиционных проектов.

Бизнес-план инвестиционного проекта – это технико-экономическое обоснование внедрения инноваций. Он предполагает сравнительный анализ эффективности предлагаемых мероприятий, оценку необходимых для реализации инвестиций и решение проблем, связанных с осуществлением проекта.

Бизнес-план инвестиционного проекта разрабатывается для обоснования:

- степени жизнеспособности и устойчивости проекта;

- возможности получения инвестиционных и кредитных ресурсов, а также возврата заемных средств;

- предложений по созданию совместных и иностранных предприятий;

- целесообразности оказания мер государственной поддержки;

- служит ориентиром, как должен развиваться проект.

Бизнес-план предприятия

Успех предприятия может быть обеспечен, если все имеющиеся ресурсы будут направлены на достижение единой цели и использованы с максимальным эффектом. Этому в значительной степени способствует разработка и внедрение бизнес-плана работы предприятия. Укрупненная блок-схема бизнес-плана предприятия представлена на рисунке 1.2.

Рис. 1.2 Укрупненная блок-схема бизнес-плана предприятия

Бизнес-план является программой эффективного управления предприятием, направленной на повышение его конкурентоспособности и устойчивого финансового положения.

В бизнес-плане формируются и обосновываются цели предприятия, определяются пути их достижения, необходимые для реализации средства и конечные финансовые показатели.

Бизнес-план предприятия представляет собой комплексный план развития организации на определенный период и наряду с отчетными финансовыми документами служит главным документом производственной деятельности.

Бизнес-план разрабатывается для обоснования текущего и перспективного планирования развития предприятия, выработки (выбора) новых видов деятельности.

Бизнес-план может быть составлен на период 1-5 лет: на первый (текущий) год с детальным рассмотрением хозяйственной деятельности предприятия в предстоящие 12 месяцев и укрупненно на последующий период.

Такой план включает описание предприятия, его потенциальные возможности, оценку внутренней и внешней среды в бизнесе и времени, конкретные данные о стратегии маркетинга и развитии бизнеса. В нем отмечаются возможности рисков, т.е. показывается, что их существование учтено в плане и намечены меры по их снижению.

Составлению бизнес-плана должны предшествовать анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, рынка и технико-экономические исследования различных альтернатив развития предприятия на основе общепризнанных стандартов.

Следует отметить, что бизнес-план развития (финансового оздоровления) предприятия составляется для неплатежеспособных предприятий в обязательном порядке (в соответствии с Постановлением № 186), имеет свою структуру и логику изложения. Он служит:

- для выработки стратегии выживания предприятия;

- составления плана проведения реорганизационных процедур;

- организации управления предприятием в условиях кризиса или в его предвидении;

- для обоснования направлений совершенствования форм организации производства и сбыта.

 Особенностью бизнес-планов развития является использование внутренних ресурсов для финансирования мероприятий по финансовому оздоровлению.

 


Порядок оформления бизнес-плана

Основанием для разработки бизнес-плана на предприятии является директивный документ, изданный руководителем (приказ, распоряжение). Источником финансирования разработки бизнес-плана могут быть:

- собственные средства предприятий;

- внебюджетные фонды министерств и других органов государственного управления;

- средства потенциальных инвесторов.

Бизнес-план может разрабатываться 2-мя способами: самостоятельно и с привлечением консалтинговых фирм, специализированных организаций или специалистов.

Кроме этих организаций бизнес-планы разрабатывают различные организации инфраструктуры бизнеса (центры поддержки предпринимательства, центры маркетинга, союзы нанимателей и предпринимателей и др.).

Сроки разработки бизнес-планов определены в Положении о разработке, утверждении, экспертизе, согласовании и реализации прогнозов развития коммерческих организаций на пять лет, бизнес-планов их развития на год, бизнес-планов инвестиционных проектов.

Прогнозы развития разрабатываются коммерческими организациями один раз в пять лет в двухмесячный срок после доведения им органами государственного управления показателей программы социально-экономического развития Республики Беларусь на очередные пять лет.

Бизнес-планы развития разрабатываются коммерческими организациями ежегодно в двухмесячный срок после доведения им органами государственного управления показателей прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на очередной год.

Бизнес-планы инвестиционных проектов разрабатываются коммерческими организациями в случаях, установленных законодательством, не позднее чем за три месяца до начала реализации этих проектов.

В зависимости от целей бизнес-плана объем работ по составлению бизнес-плана может изменяться в достаточно большом диапазоне, т.е. степень детализации его может быть весьма различной. В одном случае бизнес-план требует менее объемной проработки, часть разделов может вообще отсутствовать. В другом — бизнес-план предстоит разрабатывать в полном объеме, проводя для этого трудоемкие и сложные маркетинговые исследования.

Многие инвесторы предпочитают краткое содержание бизнес-плана, что позволяет им увидеть важные особенности и преимущества проекта. Такой документ носит название бизнес-предложение. Оно используется при переговорах с возможными инвесторами и будущими партнерами, приглашении ключевых сотрудников, подписании контрактов с персоналом предприятия. Бизнес-предложение является не только внутренним документом предприятия, но и используется при установлении контрактов. Это предъявляет определенные требования к его оформлению, форме и структуре.

Для инвестиционных проектов предусмотрены следующие требования к подготовке основных разделов, таблиц и приложений бизнес-плана.

1. В состав бизнес-плана входят: титульный лист, содержание, описательная часть бизнес-плана, приложения, справочные и иные материалы, подтверждающие исходные данные.

2. На титульном листе указываются названия инвестиционного проекта (далее - проект), организации - инициатора проекта (инвестора), организации - разработчика бизнес-плана, утверждающие подписи руководителей организации - инициатора проекта (инвестора) и организации-разработчика бизнес-плана, заверенные печатью, согласующая подпись руководителя (его заместителя) органа управления, в ведении которого находится (в состав которого входит) организация - инициатор проекта, заверенная печатью, дата утверждения (согласования) бизнес-плана, требования конфиденциальности документа.

3. В содержании указываются названия основных разделов и подразделов бизнес-плана, его приложений, а также даются ссылки на страницы.

4. Описательная часть бизнес-плана инвестиционного проекта должна состоять из следующих основных разделов:

1. "Резюме";

2. "Характеристика организации и стратегия ее развития";

3. "Описание продукции";

4. "Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга";

5. "Производственный план";

6. "Организационный план";

7. "Инвестиционный план";

8. "Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности";

9. "Показатели эффективности проекта";

10. "Юридический план".

11.  «План по энергосбережению».

5. В бизнес-планах развития в соответствии с Рекомендациями по разработке бизнес-планов развития коммерческих организаций на год, структура несколько отличается. Такие бизнес-планы должны содержать следующие разделы:

1. «Резюме»;

2. «Характеристика организации и стратегия ее развития»;

3. «Описание продукции. Анализ рынков сбыта. Стратегия маркетинга»;

4. «Производственный план»;

5. «Организационный план»;

6. «Инвестиционный и инновационный план»;

7. «Энергосбережение»;

8. «Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности»;

9. «Показатели эффективности деятельности организации».

6. Ориентировочный объем описательной части бизнес-плана должен составлять не менее 20 страниц при проведении расчетов в соответствии с упрощенными требованиями и не менее 40 страниц - при проведении расчетов в полном объеме. В полном объеме бизнес-планы разрабатываются для проектов, предусматривающих оказание мер государственной поддержки, независимо от их стоимости и для проектов стоимостью свыше 1 млн. долларов США. В остальных случаях бизнес-план составляется в упрощенном варианте. Если бизнес-план составляется для собственных целей (обоснования эффективности будущего бизнеса, текущего и перспективного планирования развития предприятия, обоснования новых видов деятельности, выявления альтернативных стратегий выживания), то его размер не регламентируется.

7. При проведении расчетов бизнес-плана инвестиционного проекта в полном объеме оформляется паспорт инвестиционного проекта, при проведении расчетов в соответствии с упрощенными требованиями - инвестиционное предложение. Основная информация об организации отражается в паспорте организации.

8. В случае разработки бизнес-плана с участием привлеченных организаций, индивидуальных предпринимателей информация о разработчиках бизнес-плана отражается в сведениях о разработчике бизнес-плана.

 

Подготовка резюме бизнес-плана

 

Резюме - краткое описание инвестиционного предложения и очень важная его часть. Резюме отражает основную идею проекта и обобщает основные выводы и результаты по разделам бизнес-плана. Его задача заключается в том, чтобы в сжатой и доступной форме изложить суть бизнес-плана.

Резюме должно дать ответы будущим инвесторам или кредиторам фирмы (в том числе ее учредителям и акционерам) на два главных вопроса: «что они получат при успешной реализации данного плана?» и «Каков риск потери ими денег?».

Резюме разрабатывается в конце написания бизнес-плана, когда имеется полная ясность по всем остальным разделам. Обычный объем резюме (в зависимости от его назначения) 2 – 4 страницы. Его текст должен быть понятен и не специалисту, что достигается путем минимизации специальных терминов и простотой представления информации.

В этом разделе кратко излагаются следующие характеристики проекта:

- название проекта, например, «проект создания швейного предприятия», «проект технического перевооружения», «проект освоения новых видов продукции» и т.д.;

- цель проекта, например, повышение эффективности производства льняных костюмных тканей за счет внедрения новых ткацких станков. Помимо выделения главной цели (целей) бизнес-плана указывается, для кого он предназначен: для потенциального инвестора или кредитора; возможных партнеров по бизнесу или акционеров, соучредителей; руководства предприятия или самого предпринимателя;

- участники проекта. Перечисляются все участники проекта, включая собственников, соучредителей, партнеров, в т.ч. зарубежных инвесторов, кредиторов, государственных или региональных органов власти при оказании финансовой и организационной поддержки и т.д.;

- местоположение проекта (указывается географическое положение, близость к транспортным развязкам, логистическим центрам и т.д.);

- основные потребители;

- основные преимущества и уникальность предлагаемого бизнеса, перспективы его развития;

- информация о технологической новизне проекта (при наличии), его социальной значимости;

- стоимость и источники финансирования проекта;

- экономическое обоснование проекта (объемы реализации продукции, численность работающих, загрузка производственной мощности);

- показатели эффективности проекта (оформляются в соответствии с таблицей 1.2).

Таблица 1.2

Сводные показатели по проекту

п/п

 

Наименование показателей

 

 

В целом

по

проекту

По периодам (годам)

реализации проекта

1  2  ... t
1 Стоимость инвестиционного проекта   х  х х х
2   Суммарная потребность в инвестициях (общие инвестиционные затраты, плата за кредиты (займы), связанные с осуществлением капитальных затрат по проекту)                    
3 Источники финансирования проекта:          
 3.1 собственные средства          
 3.2   заемные и привлеченные средства (с указанием вида)                    
 3.3 государственное участие (с указанием вида)          
4   Доля собственного капитала в объеме инвестиций, %     х    х   х   х  
5 Год выхода на проектную мощность

 

6 Выручка от реализации продукции х        
 6.1   Выручка от реализации продукции (без учета НДС) х                  
7 Среднесписочная численность работающих, чел. х        
8   Количество вновь создаваемых и (или) модернизируемых рабочих мест                    
9   Выручка от реализации продукции (без учета НДС) на одного работающего х                  
 10 Удельный вес экспортных поставок, % х        
 11 Показатели эффективности проекта:          
11.1 динамический срок окупаемости инвестиций   х  х х х
11.2   динамический срок окупаемости государственной поддержки     х    х   х   х  
11.3 чистый дисконтированный доход   х  х х х
11.4 внутренняя норма доходности, %   х  х х х
11.5 индекс рентабельности   х  х х х
11.6 уровень безубыточности, % х        
11.7 коэффициент погашения задолженности х        
11.8 коэффициент текущей ликвидности х        
11.9   коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами х                  
11.10 рентабельность продаж, % х        
11.11 рентабельность продукции, % х        

 

В резюме помещается информация, касающаяся юридических аспектов предприятия.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 175.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...