Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вклад Маркса и Энгельса в развитие политэкономии




Этапы становления и развитие экономической теории

Вопрос №1. Зарождение эк. теории

Впервые экономику начали изучать ещё в древности. Но в древнем мире познания об экономике ещё не сформировались в самостоятельную область знаний. С возникновением первых классовых обществ на древнем востоке в центре внимания оказываются проблемы управления гос. хоз-вом. Появляются первые теории, направленные на поддержание стабильности в обществе. Но взгляды древневосточных мыслителей лишь косвенно повлияли на становление эк. науки. Непосредственное влияние на формирование эк. теории оказала европейская цивилизация. Эк. наука возникла в античном обществе как наука о домашнем хоз-ве или домоводстве. Взгляды древнегреческих мыслителей: Ксенофонта, Платона, Аристотеля – можно считать исходными пунктами современной эк. науки. Ксенофонт и Аристотель ввели в научный оборот термин «экономика». Дословно это понятие означало знание правил ведения домашнего хоз-ва.

Основные положения др.гр. мыслителей:

· Основа оценки блага – это его полезность;

· Обмен благами должен быть равноценным, т.е. эквивалентным;

· Физический труд не престижен.

Древнеримские мыслители: Сенека, Лукреций Кар – ещё обосновывали необходимость рабства, но в их высказываниях уже отражается упадок рабовладельчества. Источником богатства считались ростовщичество и торговля.

Христианство объявило даже самый простой труд необходимым. Именно труд признавался источником богатства. Но все эти взгляды даже в совокупности не представляли собой систематизированного учения об экономике.

 



Вопрос №2. Первые эк. школы (меркантилизм и физиократия)

Как наука, т.е. систематизированные знания о сущности и целях эк. системы, эк. теория возникла в 16-17 вв. термин политэкономия был введён в 1615 г. А. Монкретьеном. Он означал науку о законах развития общества и управления гос-вом. Первую попытку объяснить явление капиталистической экономики с точки зрения появившейся буржуазии предприняли меркантилисты. Школа меркантилистов возникла в конце 15 в.

Для мерк-ма характерны 2 основных признака:

1) Богатство отождествлялось с деньгами (чем больше денег, тем богаче гос-во);

2) Накопление денежного богатства может быть достигнуто с помощью гос-ва.

Различают ранний и поздний меркантилизм.

Ранние меркантилисты – Стаффорд и Скаруффи. Этот этап продолжался до ВГО. Внешней торговли почти не было. На рынок поступали большие суммы денег в результате спекуляции купцов. Главная идея ранних мерк-ов – это теория денежного баланса, т.е. накопление денег законодательным путём.

Предложения мерк-ов правительству:

· Запретить вывоз денег за границу;

· Торговля валютой должна быть монополией гос-ва;

· Выручка от продажи товаров иностранцам обязательно должна пойти на покупку собственных товаров.

Поздний меркантилизм существовал в 16-17 вв. Главные представители – А. Монкретьен, Т. Ман. Поздний мерк-м сформировался в период ВГО, когда складывалось мировое кап. хоз-во. Дешёвое золото хлынуло в зап. Европу. Страны столкнулись с инфляцией. Это наложило отпечаток на взгляды экономистов. Гл. идея позднего меркантилизма – это активный торговый баланс (продавать нужно больше, чем покупать).

Основные положения:

· Гос-во тем богаче, чем больше разница между вывозом и ввозом товаров;

· Нужно разрешить вывоз только готовых изделий;

· Покупать товары нужно дешевле, а продавать – дороже;

· Правительство должно регулировать ввоз товаров с помощью пошлин;

· Прав-во должно поощрять вывоз товаров на мировой рынок.

Мерк-ты не исследовали внутренние законы кап. пр-ва. Источником богатства они считали не произв-во, а обращение. По мере того как капиталистические отношения охватывали всё производство, исследования переносились в производственную сферу. Но понятие пр-ва было односторонним.

Например, школа физиократов, возникшая во Франции в 18 в. и возглавляемая Ф. Кенэ, рассматривала с/х пр-во как единственную сферу экономики. Физиократия в буквальном переводе означает «власть природы». Физиократы считали, что богатство общества создаётся лишь в с/х. Только труд с/х работников они считали производительным.

 В обществе физиократы выделяли 3 основных класса:

ü Земельные собственники

ü С/х работники (производительный класс)

ü Промышленники (непроизводительный, бесплодный класс)

Взгляды физиократов основывались на том, что единственной развитой отраслью было с/х. Пром-ть лишь перерабатывала с/х. Создавалось впечатление, что здесь ничего нового не создаётся. Физиократы сделали попытку объяснить процессы воспроизводства на уровне всей экономики.

Дальнейшее развитие производства и появление крупных пром. предприятий привели учёных к выводу, что богатство общества создаётся не самой природой и не каким-то специальным трудом, а трудом во всех видах общественного пр-ва. Объектом исследования становится не только сфера обращения, но, прежде всего, материальное пр-во.

 



Вопрос №3. Классическая политэкономия

Классическая политэкономия (КП) начала формироваться в 17 в. и существовала около 2-х веков. Наиболее яркие представители – У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо. КП господствовала в эпоху, когда капитал широко проникал в пром-ть. Богатство нации отождествлялось уже не с золотом, а с произведенными товарами.

Классическая школа возникла, когда рыночная система раскрыла свой потенциал саморегулирования. Поэтому классики выработали идею экономического либерализма, основанную на вере в полезность частного предпринимательства и объявившую гос. вмешательство в экономику ненужным. Ценообразование рассматривалось с точки зрения производителей, а не потребителей.

Смит рассматривал эк. механизм рыночного саморегулирования на основе свободных цен и назвал его «невидимой рукой». Смит заложил основы теории трудовой стоимости, возвысил роль труда как создателя стоимости. Он доказал, что общественное разделение труда может повысить производительность труда. Смит создал учение о доходах, сформировал принципы налогообложения, но его теория имела существенный недостаток («догма Смита»): стоимость товара, по его мнению, не включала затраты прошлого труда и складывалась лишь из доходов собственников ресурсов.

Разработку теории Смита продолжил Рикардо. Он доказывал, что единственным источником стоимости является труд рабочего, кот. Лежит в основе доходов различных классов. Прибыль – это результат неоплачиваемого труда рабочего. Заслуга Рикардо заключается в том, что он разрабатывал систему эк. категорий на основе теории трудовой стоимости.

Крупный недостаток КП – это игнорирование роли гос-ва в хоз. жизни.

 



Вопрос №4. Марксизм

Дальнейшее развитие эк. теории проходило 2-мя путями:

ü Марксизм;

ü Немарксистское направление.

Причины такого размежевания: марксистская политэкономия основное внимание сосредоточила на анализе эк. отношений с точки зрения рабочего класса. В результате своих исследований Маркс пришёл к выводу о неизбежности гибели капитализма. Западная эк. мысль не могла примириться с марксизмом, кот. пророчил обществу гибель. Необходимо было решать конкретные проблемы, т.е. инфляция, безработица.

Вклад Маркса и Энгельса в развитие политэкономии

1) Теорию трудовой стоимости они довели до логического завершения. Маркс показал, что стоимость создаётся не просто трудом, а абстрактным трудом. Создано учение о двойственном характере труда.

2) Маркс открыл механизм пр-ва прибавочной стоимости. Тем самым он объяснил механизм накопления богатства. Маркс вывел основной эк. закон капитализма.

3) Маркс придал производственным отношениям классовый характер. Эк. отн-я рассматривались с точки зрения рабочего класса.

4) Маркс создал теорию воспроизводства.

5) Разработан метод диалектического материализма.

Продолжателем идей Маркса был В.И. Ленин. Он выступал как теоретик социализма.

Ленин раскрыл основные признаки империализма:

· Концентрация пр-ва достигает такой ступени, что возникают монополии;

· Концентрация капитала в банковской сфере порождает банковские монополии;

· Слияние банковских монополий с промышленными приводят к появлению финансовой олигархии;

· Монополии выходят за национальные рамки. Возникают союзы монополистов, т.е. международные монополии;

· Завершается территориальный раздел мира.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 194.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...