Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Прием опускающихся на игрока мячей внутренней стороной стопы




Техника и техническая подготовка

 

Под техникой мини-футбола понимается совокупность специальных при­емов, применяемых в игре для достижения поставленной цели. Они под­разделяются на две основные группы: технические приемы, выполняемые без мяча, то есть перемещения игроков, и технические приемы владения мячом. По характеру игровой деятельности в технике мини-футбола выде­ляются два таких раздела, как техника полевых игроков и техника вратарей. В целом техника мини-футбола сложна и многообразна. И все же организо­вать в школьной секции мини-футбола подготовку юных футболистов, уве­ренно владеющих достаточно широким техническим арсеналом, - задача вполне осуществимая. Вдумчивая работа преподавателей, ведущих занятия со школьниками и осуществляющих правильный подбор и необходимую последовательность выполнения упражнений, применяющих рациональные методы обучения и тренировки, стремящихся заинтересовать и активизиро­вать занимающихся, поможет обеспечить успех в решении данной задачи.

Обучение техническим приемам проводится в следующей последователь­ности: общее ознакомление с приемом; разучивание приема в упрощен­ных условиях; разучивание приема в усложненной обстановке; закрепление приема.

Ознакомление с техническими приемами может проходить с помощью самых разнообразных методов. Однако ведущими среди них являются объяс­нение и показ. С помощью объяснения преподаватель добивается создания у юных футболистов правильного представления о структуре изучаемого приема, сосредоточивая при этом их внимание лишь на основном и опуская все тонкости и детали данного движения. Например, при ознакомлении занимающихся с ударом внутренней стороной стопы основное внимание сосредоточивается на главном (то есть положение стопы бьющей ноги, которая сильно разворачивается носком наружу). Чтобы усилить эффектив­ность объяснения, рекомендуется применять образность сравнений.

Порядок объяснения может быть таким: сначала преподаватель показы­вает прием, затем акцентирует внимание на его сущности и в заключение раскрывает его тактические возможности. Показать прием может и один из подготовленных школьников. В целях создания у занимающихся ясного, четкого представления о структуре изучаемого приема, последовательности и согласованности его элементов показ рекомендуется чередовать с объяснением, демонстрацией наглядных пособий. Общее ознакомление с приемом заканчивается его практическим опробованием юными футбо­листами.

Разучивание технических приемов осуществляется с помощью целостного и расчлененного методов. Целостный метод будет ведущим при разучивании большинства приемов. При разучивании же таких сложных приемов, как удар ногой по мячу в падение через себя, удар головой по мячу в броске, ловля и отбивание мяча в падении и ряда других, не обойтись без применения расчлененного метода. Это объясняется тем, что, не обладая необходимым двигательным опытом, учащиеся не смогут справиться со сложным двигатель­ным заданием. Использование в этом случае расчлененного метода поможет по мере овладения занимающимися основными элементами приема постепен­но свести их в общую структуру движения и после этого перейти к его разучиванию уже в целостном виде.

К применению расчлененного метода необходимо прибегать и в тех слу­чаях, когда занимающиеся, изучая прием в целостном виде, допускают грубые ошибки. В этом случае следует правильно вычленить искажаемый элемент движения и упражняться над его правильным исполнением. Например, вы­полняя удар по мячу серединой подъема, юные футболисты часто допускают типичную ошибку, ставя опорную ногу не на одной линии с мячом, а ближе или дальше. Для исправления ошибки преподаватель может рекомендовать занимающимся имитировать удар с разбега, ставя опорную ногу на специаль­но обозначенную на одной линии с мячом отметку. Однако нередко искажение технических приемов школьниками связано с их недостаточной физической подготовленностью. В таких случаях перед преподавателем встает задача правильно подобрать и использовать при обучении необходимые подготови­тельные и подводящие упражнения, которые бы эффективно способствовали освоению изучаемого движения.

Изучение технических приемов в усложненной обстановке в первую оче­редь предполагает воспитание у занимающихся умений выполнять приемы в различных изменяющихся условиях, приближенных к игровой обстановке. Такой подход должен обеспечить формирование у юных футболистов гибких двигательных навыков, совершенствование техники.

Усложнение выполнения технических приемов осуществляется в следую­щей последовательности: на месте, в движении при пассивном, а затем активном сопротивлении соперника, в подвижных играх, игровых упражне­ниях, учебных играх. При этом выполнение приемов на месте не следует затягивать во времени, так как это в основном подчинено одной цели -созданию у занимающихся первичного представления о структуре движения. После апробирования приема на месте необходимо сразу же перейти к выполнению его в движении. В целом же на этом этапе обучения не реко­мендуется стремиться к достижению для всех занимающихся одинакового уровня овладения техникой игры.

Усилия юных футболистов следует сосредоточивать и на отработке «сво­их» приемов, учитывая индивидуальные особенности строения тела, двига­тельную одаренность. В процессе изучения технических приемов в услож­ненной обстановке у занимающихся одновременно формируются тактичес­кие умения. Причем отмечается такая зависимость: чем разнообразнее техническая подготовленность, тем большим тактическим потенциалом рас­полагают юные футболисты.

Закрепление технических приемов осуществляется с помощью многократ­ного выполнения упражнений в подвижных играх, игровых упражнениях, максимально приближенных к игре, в учебных и календарных играх, в которых каждый участник получает конкретные задания. В связи с этим на занятиях значительно больше внимания уделяется индивидуальной работе учащихся, направленной на совершенствование специфических приемов, не­обходимых для выполнения в игре конкретных игровых функций. Важной особенностью процесса закрепления технических приемов является его сли­яние во времени с процессом развития у занимающихся физических качеств. Так, многократное повторение удара головой в прыжке способствует развитию прыгучести.

 

ТЕХНИКА ИГРЫ БЕЗ МЯЧА

Для перемещений в процессе игры футболисты применяют ходьбу, бег, прыжки, повороты. С помощью этих приемов осуществляются отрыв от опекающего соперника или его отвлечение, выход на свободное место, удер­жание своего подопечного. В то же время игроки, хорошо владеющие разно­образными приемами перемещения, обеспечивают себе наиболее удобные, хорошо сбалансированные исходные положения для качественного выполне­ния технических приемов с мячом.

Ходьба в такой темповой игре, как мини-футбол, естественно, используется игроками значительно реже, чем, например, бег. Тем не менее ходьба имеет место и в этой игре. Этот прием перемещения применяется в основном в сочетании с бегом для смены позиций в моменты коротких пауз для изме­нения темпа движения. В отличие от обычной ходьбы в мини-футболе игроки передвигаются на слегка согнутых в коленных суставах ногах. В то же время при обороне своих ворот для защищающихся характерна быстрая ходьба мелкими приставными шагами.

Главным же способом перемещения игроков в мини-футболе, конечно, является бег. Необходимость выполнять ускорение в любом направлении, мгновенно изменять и направление, и скорость перемещения объясняют некоторые особенности бега игроков в этой игре. Так, соприкосновение ноги футболиста с поверхностью площадки осуществляется перекатом с пятки на полную ступню. В целях внезапного освобождения от своего опекуна или же выхода на свободное место игрокам приходится использовать и такую раз­новидность бега, как рывок. Рывки выполняются как на короткие отрезки в несколько метров, так и на более длинные дистанции - от 3 до 30 м. Неожиданные для соперников стартовые ускорения или внезапные увеличе­ния скорости бега, как правило, бывают очень эффективны. При выполнении рывков первые шаги делаются короткими с постановкой ноги с носка. Туло­вище подается вперед, а руки, согнутые в локтевых суставах почти под прямым углом, движутся в такт бега. Голова бегущего приподнимается. На­растает же скорость за счет последующего удлинения шагов. В мини-футболе игрокам, естественно, приходится передвигаться не только по прямой, но и в самых различных направлениях, используя в этих целях и другие способы бега: бег спиной вперед, бег приставными шагами. Бег приставными шагами выполняется лицом вперед, спиной вперед и боком, а стопа ставится на опору перекатом с пятки на носок, и одновременно мягким скользящим движением к ней подтягивается другая нога и т.д.

Неотъемлемой частью перемещений футболистов являются прыжки. Прыж­ки выполняются вперед, вверх и в сторону. После прыжка приземление игрока на площадку должно быть достаточно мягким, без потери равновесия. Такое приземление обеспечивается амортизирующим сгибанием слегка расставлен­ных ног. Эта позиция дает возможность футболисту сразу же включиться в игру и быть готовым к выполнению диктуемого игровой обстановкой нового технического приема.

В соответствии со складывающимися в игре ситуациями игрокам прихо­дится нередко выполнять внезапные остановки, открывающие им новые воз­можности для последующего маневра.

С помощью поворотов игроки с минимальной потерей скорости получают возможность изменить скорость перемещения. Повороты выполняются на месте и в движении. Например, повороты переступанием осуществляются за счет нескольких коротких шагов.

Как видим, в мини-футболе игрокам приходится постоянно совершать рывки, прыжки, резко тормозить и вновь начинать движение под любым углом к первоначальному. Естественно, такие перемещения, связанные с возможно быстрым преодолением инерции собственного тела, заставляют работать мышцы ног игрока в уступающе-преодолевающем режиме. И чем «жестче» фаза амортизации, тем короче она будет по времени и тем мощнее растягивается мышца ноги игрока, «направляя» его в избранном им направ­лении. Вот почему необходимо включать в занятия с учащимися в секции такие комбинированные упражнения, которые бы предусматривали сочета­ния прыжков, остановок, поворотов с рывками в различных направлениях. Именно такие комплексные упражнения будут отражать специфику переме­щений игроков в мини-футболе.

Одной из главных особенностей мини-футбола является то обстоятельство, что каждый игрок в команде независимо от конкретных заданий на тот или иной матч должен уметь выполнять функции и обороняющего, и атакующего футболиста. Ведь постоянно, с молниеносной быстротой изменяющаяся в игре обстановка на площадке то ставит игрока в позицию защищающегося, то выдвигает его на роль нападающего. Словом, универсализм - главное тре­бование к игрокам в мини-футболе, и это естественно, так как в этой игре каждый ее участник должен быть в любой момент готов к противодействию маневру соперников, в том числе и их непредсказуемому действию.

Для успешного ведения единоборств необходимо уметь принимать такое положение готовности, которое называется «защитная стойка» (рис. 40).

Рис. 40

 

Защитная стойка представляет собой позицию игрока на расставленных на ширину плеч ногах, согнутых в коленных суставах. Руки игрока распо­лагаются чуть ниже пояса, помогая сохранению равновесия, спина не напря­гается, а тяжесть тела распределяется на обе ноги. Взгляд обороняющегося устремляется на опекаемого соперника, а периферическое зрение контроли­рует обстановку на площадке: расположение других игроков и передвижение мяча. Приняв такую стойку, обороняющийся получает возможность переме­щаться в любом направлении и с такой скоростью, которая позволяет эффективно контролировать действия атакующих, т.е. быстро маневрировать на площадке.

Защитная стойка может иметь другой вариант, когда обороняющийся выставляет одну ногу вперед. Если в позиции - ноги на ширине плеч -обороняющийся имеет возможность в любой момент начать движение в любую сторону, то во втором случае, выгадав ситуацию, он получает благо­приятную возможность или сблизиться с атакующим соперником и выбить у него мяч, или выйти на перехват передачи, или же выполнить рывок для перехода от обороны к атаке. Передвижение игрока в защитной стойке или, как часто говорят, «работу ног» в мини-футболе можно сравнить с переме­щением боксера на ринге. Для обучения занимающихся технике передвиже­ния в защитной стойке рекомендуется использовать упражнения в невысоком темпе. При этом целесообразно, чтобы смена направления их передвижения проводилась по звуковому сигналу или же в заранее обусловленном месте. Постепенно в занятия вводятся упражнения в более высоком темпе, дающие возможность хорошо прочувствовать технику перемещения в защитной стойке на значительно согнутых в коленях ногах. Для совершенствования у занима­ющихся «работы ног» рекомендуется специальные упражнения повторять в любых вариантах при отработке разнообразных технических приемов, а также включать их в комплексные упражнения.

 

Примерные упражнения

 

1. Принять положение защитной стойки. По звуковому сигналу припод-нятся на носки, а затем вернуться в исходное положение и т.д.

2. Приняв положение защитной стойки, выполнять ходьбу вперед-назад, вправо-влево, а затем бег в медленном темпе в таких же направлениях.

3. Выстроиться в шеренгу от углового сектора по боковой линии площад­ки. По сигналу принять защитную стойку и начинать движение скользящим шагом, наступая на боковую линию. Достигнув противоположного углового сектора, игроки устремляются таким же способом на первоначальную пози­цию.

4. Игроки выстраиваются на средней линии поля в шеренгу лицом к тренеру. По сигналу они принимают защитную стойку и устремляются спиной вперед к линии ворот, делая акцент в передвижении на «уступающий» шаг. По второму сигналу возвращаются на исходную позицию, отрабатывая «при­ближающийся» шаг, и т.д.

5. Занимающиеся выстраиваются в две колонны за линией ворот. Тренер встает в центре площадки. По сигналу головные игроки в колоннах, приняв защитную стойку, устремляются вперед, перемещаясь в направлениях, соот­ветствующих движению руки тренера, и т.д.

6. На площадке, около боковой линии, размечается коридор длиной 30 и шириной 6 м. В коридоре при помощи стоек обозначается зигзагообразная линия. В конце коридора обозначаются ворота. Занимающиеся разбиваются на пары. В каждой паре определяется атакующий и обороняющийся. По сигналу атакующий игрок первой пары ведет мяч от стойки к стойке по зигзагообразной линии. Обороняющийся игрок, приняв защитную стойку, отступает (как бы пританцовывая перед игроком, ведущим мяч). Его зада­ча - отступая, постоянно оставаться между атакующим игроком и находящи­мися позади воротами шириной 1-1,5 м. Как только первая пара достигнет середины дистанции, упражнение начинает следующая пара и т.д. Когда все пары завершат упражнение, начинается вторая попытка. Но теперь игроки в парах меняются ролями и т.д.

7. Занимающиеся упражняются в парах, встав за линией ворот. В каждой паре один из игроков выходит вперед и, повернувшись лицом к партнеру, принимает защитную стойку. Партнер медленно ведет на обороняющегося мяч, заставляя его отступать и передвигаться в защитной стойке в направлениях, избираемых игроком, ведущим мяч. Когда занимающиеся достиг­нут средней линии площадки (или противоположной линии ворот), они меняются ролями. Постепенно скорость передвижения игрока с мячом увеличивается.

8. То же, но игрок с мячом после пересечения средней линии стремится обойти обороняющегося и пробить по воротам. Последний оказывает активное сопротивление атакующему игроку.

9. То же, но действия обороняющегося игрока усложняются. Он убирает руки за спину (левая рука держит правую за локоть). Это упражнение дает возможность обороняющемуся прочувствовать, насколько важна в игре пра­вильная «работа ног» при опеке соперника.

10. Упражнение в парах. Встав лицом друг к другу в положении защитной стойки, игроки по сигналу передвигаются по площадке в таком положении, активно работая руками и стремясь осалить партнера рукой в голень.

 

ТЕХНИКА ИГРЫ С МЯЧОМ

 

Для участников игры в мини-футбол, естественно, прежде всего характер­на игра с мячом. Составной частью техники владения мячом являются удары по мячу ногами и головой, прием (остановка) мяча, его ведение и финт, отбор, а также специальные технические приемы вратаря.

Удары по мячу ногами- основа техники мини-футбола. По способу выполнения они, как и в футболе, подразделяются на удары внутренней и внешней сторонами стопы, серединой, внутренней и внешней частями подъе­ма, а также носком, пяткой и подошвой.

Удары по мячу ногами игрокам приходится выполнять в самых различных ситуациях и положениях, по неподвижным, катящимся, летящим мячам -с места, в движении, в прыжке, в падении, с поворотами и пр. Однако во всех случаях выделяются три фазы удара:предварительная (разбег), под­готовительная (замах бьющей ногой и постановка опорной ноги), рабочая (ударное движение и проводка). При выполнении ударов с места разбег, естественно, отсутствует. В мини-футболе, для которого характерно посто­янное давление соперников, следовательно, и постоянный дефицит времени при выполнении технических приемов с мячом, время выполнения игроками упомянутых фаз сокращается. До минимума уменьшаются соответственно и мышечные усилия самого ударного движения. В соответствии с этим техника ударов по мячу ногами в этой игре приобретает свои специфические черты, которые также зависят и от динамических особенностей используемых в игре мячей.

Изучение техники ударов по мячу ногами в секции мини-футбола реко­мендуется начать с выполнения школьниками каждого приема сильнейшей ногой. После этого занимающимся легче перейти к выполнению этого же приема слабейшей ногой. Методическая последовательность разучивания каждого вида ударов по мячу ногами может быть такова: удары по неподвижным мячам с места, затем с одного шага (при этом главное внимание юных футболистов обращается на правильный подход к мячу и правильную постановку опорной и бьющей ноги в момент удара). После этого занима­ющиеся выполняют удары по неподвижному мячу с разбега и, наконец, удары по катящимся и летящим мячам с места и с разбега. В процессе обучения рекомендуется сразу же обращать внимание занимающихся на правильное техническое выполнения каждого удара. После того как тот или иной прием будет освоен в целом, можно перейти к работе над точностью ударов и лишь затем - над силой. Совершенствовать технику разученных ударов следует в комплексных упражнениях.

Итак, рассмотрим технику выполнения различных способов ударов по мячу ногами и методическую последовательность обучения занимающихся этим техническим приемам.

Освоение техники ударов, как правило, начинается с разучивания удара по неподвижному мячу внутренней стороны стопы(рис. 41). По мере его освоения занимающиеся переходят на разучивание этого удара по катящемуся мячу. Удар внутренней стороной стопы часто используется в мини-футболе как для передач мяча на короткие и средние расстояния, так и для обстрела ворот с близкого расстояния. Достоинство этого удара - не в силе, а в надежности и точности. Техника выполнения его такова. Носок опорной ноги всегда должен совпадать с направлением предполагаемого движения мяча. Стопа согнутой в коленном суставе бьющей ноги перед ударом сильно разворачивается наружу и выносится вперед, ее голеностоп напряжен. При соприкосновении стопы с серединой мяча туловище игрока наклоняется над мячом. Произведя удар, бьющая нога продолжает движение за мячом. Это движение и называется проводкой. Проводка распространяется на все виды ударов.

Рис. 41

 

Примерные упражнения

 

1. Игроки выполняют размахивание бьющей ногой вперед с разворотом стопы на 90°. Затем это движение повторяется, но уже со сгибанием опорной ноги в коленном суставе перед началом движения бьющей ногой вперед.

2. Занимающиеся встают в 1-1,5 м от стойки и ударом по неподвижному мячу с места направляют мяч в стенку. Отскочивший мяч останавливается и вновь направляется в стенку и т.д.

3. Упражнение в парах. Каждая пара имеет мяч. Игроки в парах, встав в 3 м друг от друга, выполняют удары сначала по неподвижному, а затем по катящемуся мячу, стараясь точно отдать партнеру в ноги.

4. Упражнение в парах. Партнеры встают в 2,5-3 м друг против друга. Между ними из стоек сооружаются ворота шириной 70 см. Партнеры, оста­новив мяч, передают его друг другу низом так, чтобы он проходил в ворота. Затем упражнение выполняется в одно касание. Постепенно расстояние между игроками увеличивается, а также несколько уменьшается ширина ворот. Это упражнение можно провести в виде соревнования: за каждый неточный удар игрокам начисляется по одному штрафному очку.

5. На площадке из набивных мячей сооружаются ворота шириной 0,5 м. Занимающиеся с 7-8 м выполняют по 10 ударов по неподвижному мячу с места. Побеждает игрок, имеющий больше точных попаданий. Затем то же упражнение выполняется с одного, а потом с 2-3 шагов разбега.

6. На площадке размечается круг диаметром 10-12 м. Один из игроков встает в середину круга. Остальные размещаются равномерно по кругу. Игрок, находящийся внутри круга, поочередно посылает мяч каждому занимающе­муся. Принимающий мяч делает шаг вперед и внутренней стороной стопы возвращает мяч назад и т.д. Периодически игроки меняются ролью с участ­ником, находящимся внутри круга.

7. То же, но игроки передвигаются по кругу, а мяч передается низом на ход бегущему игроку. При выполнении удара по мячу внешнее плечо игрока должно как бы выдвигаться вперед, а носок опорной ноги направляется в сторону игрока, стоящего в середине круга. Периодически игроки меняют направление своего передвижения по кругу.

8. Игроки разбиваются на пары. В каждой паре тот и другой игрок имеют по мячу. Они встают в 4-6 м друг от друга и ударом ногой посылают мяч партнеру. Затем ударом по катящемуся мячу возвращают его обратно и т.д. При передачах игроки следят за тем, чтобы мячи не сталкивались.

 

Удары по мячу подъемомподразделяются на удары серединой, внутрен­ней и внешней частью подъема. Все эти виды применяются в мини-футболе при передачах мяча на различные дистанции, а также при обстреле ворот. Удар серединой подъема(рис. 42) выполняется с прямого разбега по отно­шению к предполагаемому направлению полета мяча. Слегка согнутая в коленном суставе нога ставится рядом с мячом, носок ее «смотрит» точно по направлению удара. Бьющая нога отводится назад, сильно сгибается в колене, а затем маховым движением бедра выносится вперед. Удар наносится точно в середину мяча. Носок бьющей ноги оттягивается вниз, голеностоп напрягается, туловище наклоня­ется над мячом. Если игрок стремится по­слать мяч невысоко, опорную ногу надо по­ставить на одной линии с мячом, а для удара верхом следует немного не дойти до мяча.

 

Рис. 42

Удар внутренней частью подъема (рис. 43) применяется в мини-футболе при обстреле ворот, при выполнении передач на различные дистанции, фланговых передач. Техника выполнения этого приема такова. Опорная нога ставится несколько позади и сбоку от мяча на внешний свод подошвы. На неепереносится вся тяжесть туловища, которое отклоняется в сторону от мяча. Бьющая же нога сгибается в коленном суставе. Затем стопа бьющей ноги несколько разворачивается наружу, голеностоп закрепляется, а носок оттяги­вается. Удар приходится в нижнюю часть мяча. Так выполняется удар с места. А при ударе с разбега игрок движется по дуге к направлению полёта мяча.

 

Рис. 43

 

Удар внешней частью подъема(рис. 44) в мини-футболе применяется при обстреле ворот и выполнении передач мяча. Техника этого удара такова. Немного согнутая в колене опорная нога ставится на уровне мяча на таком расстоянии от него, чтобы не мешать движению бьющей ноги. Носок после­дней оттягивается вниз, голеностоп закрепляется, а нога разворачивается внутрь. Туловище наклоняется вперед, а тяжесть тела переносится на опорную ногу. В целом структура движений при ударе внешней частью подъема схожа со структурой удара серединой подъема.

 

Рис. 44.

 


Удар носком(рис. 45) в мини-футболе является одним из наиболее используемых и эффективных при обстреле ворот сопер­ников. Выполняемый почти без замаха, не­ожиданно для вратаря, этот технический прием является своего рода «коньком» це­лого ряда звезд мирового мини-футбола, осо­бенно ведущих бразильских и испанских футболистов. В момент удара носок бьющей ноги несколько приподнят. Удар приходит­ся точно на середину мяча. Техника выпол­нения этих ударов аналогична.

Рис. 45

 


Примерные упражнения

 

1. Выполнять ударное движение йогой, имитируя удар той или иной частью подъема или носком.

2. По неподвижному мячу выполнять удары в стенку с расстояния 3 м без разбега. Задача игроков - прочувствовать место соприкосновения ноги с мячом. Вариант: то же, но удары выполняются с одного, двух шагов разбега.

3. С короткого разбега выполнять удары в намеченную цель с расстояния 6-8 м.

4. Игроки разбиваются на пары. Расстояние между партнерами 10-15 м. В середине из стоек сооружаются ворота шириной 1,5-2 м. Партнеры поочеред­но направляют мяч друг другу, применяя различные способы ударов подъемом так, чтобы мяч проходил в ворота. Кто из партнеров совершит меньше ошибок?

5. Занимающиеся поочередно с различных дистанций наносят удары в круг диаметром 1 м, изображенный на стенке (или в верхнюю часть ворот). Удары наносятся как по неподвижному, так и катящемуся мячу. Упражнение можно проводить в форме соревнований между отдельными игроками или между группами игроков.

6. Выполнять удары в цель определенной частью подъема или носком после ведения мяча.

 

Удар пяткой(рис. 46) в мини-футболе используется в ситуациях, когда необходимо застать соперников врасплох. Выполняется удар пяткой так. Опорная нога ставится примерно на одном уровне и сбоку от мяча (или чуть впереди мяча). Бьющая нога для замаха сначала проходит над мячом, а затем резким обратным движением наносит удар пяткой в середину мяча. В этот момент нога напряжена, ее стопа расположена почти параллельно поверхно­сти площадки. Как правило, удары пяткой используются и для передач мяча партнеру, находящемуся за спиной.

 

Рис. 46                              Рис. 47

 

Удар-откидка мяча подошвой(рис. 47) в мини-футболе применяется в игре значительно чаще, чем удар пяткой. В основном он используется для неожи­данной передачи мяча находящемуся за спиной партнеру. Опорная нога ставит­ся впереди мяча. Накрыв мяч подошвой бьющей ноги, игрок за счет движения голени чуть прокатывает мяч вперед. Сначала подошва движется параллельно поверхности площадки, а затем накрывает мяч, словно косая крыша. В последний момент за счет быстрого движения бьющей ноги назад мяч внезапно отбрасы­вается передней частью подошвы за спину открывшемуся партнеру.

 

Примерные упражнения

 

1. Занимающиеся встают спиной к стенке в 1,5-2 м от нее. Перед каждым лежит мяч. Игроки делают шаг вперед и наносят удар пяткой по мячу в стенку и т.д.

2. На площадке через каждые 3-4 м по прямой линии устанавливают 5-6 мячей. Игрок делает разбег и, поочередно подбегая к мячам, выполняет удары пяткой. Сначала разбег выполняется медленно, а затем быстрее. Вариант: мячи направляются пяткой в обозначенные на площадке цели.

3. Занимающиеся упражняются в парах. Партнеры встают в 5-6 м друг напротив друга. Игрок, имеющий мяч, поворачивается к партнеру спиной и наносит удар по мячу пяткой, направляя его партнеру. Тот останавливает мяч и таким же образом посылает его назад и т.д.

4. Занимающиеся разбиваются на пары. Партнеры встают рядом друг с другом. Один из них, имеющий мяч, несильно посылает его низом вперед. Его партнер делает рывок и, догнав мяч, ударом пяткой возвращает его партнеру. Игроки периодически меняются ролями.

5. Игроки поочередно ведут мяч по прямой линии, в стороне от которой из стоек сооружаются ворота шириной 1,5 м. Каждый из игроков, достигнув заранее обусловленной отметки, выполняет удар пяткой скрестно, стараясь попасть в эту цель. При выполнении этого удара опор­ная нога, согнутая в коленном суставе, ста­вится чуть впереди мяча. Бьющая нога вы­носится вперед и немного в сторону. Ее носок одновременно разворачивается так, чтобы пятка оказалась как раз против сере­дины мяча. Удар пяткой наносится по мячу в сторону, где расположена цель.

 

Резаные ударытакже используются в мини-футболе. После таких ударов мяч летит по дуге, вращаясь вокруг своей оси. Резаные удары выполняются внутренней и внешней частями подъема. Резаный удар внутренней частью подъема (рис. 48) выполняется так же, как и обычный удар этой частью подъема. Разница заключается в том, что при выполне­нии резаного удара внутренняя часть подъема соприкасается не с серединой мяча, а с той боковой его частью, которая находится даль­ше от опорной ноги. В момент удара нога как бы вскользь прокатывается по мячу, придавая ему вращательное движение. При этом чем сильнее вращается мяч, тем круче дуга его полета. Если резаный удар выполняется внеш­ней частью подъема (рис. 49), при приближе­нии бьющей ноги к мячу ее стопа разворачи­вается в сторону опорной ноги. Удар же на­носится внешней частью подъема не в середину мяча, а в ту его часть, которая нахо­дится ближе к опорной ноге. При этом внача­ле мяча касается та часть подъема, которая ближе к пальцам. Затем бьющая нога продол­жает движение в сторону опорной, а мяч, прокатившись по внешней части подъема, как бы отрываясь от ноги, приобретает враща­тельное движение.

       Рис. 48                   Рис. 49

 

Примерные упражнения

 

1. Занимающиеся упражняются в парах. Каждая пара имеет по мячу. Встав в 12-15 м друг против друга, партнеры выполняют резаные удары.

2. Два игрока занимают позицию на краях линии 12-15 м. Посередине этой прямой обозначается круг диаметром 1,5 м. Здесь занимает место третий игрок. Игроки, стоящие на крайних точках прямой линии, резаными ударами посылают мяч друг другу, стараясь, чтобы мяч попал к партнеру, обогнув круг. Задача третьего игрока - не выходя за пределы круга, перехватывать летящие в него мячи (рис. 50). Периодически партнеры меняются ролью с игроком, находящимся в кругу.

Рис. 50

 

3. Упражнение в парах. Партнеры занимают позиции на краях линии, длина которой 10-12 м. Посередине этой прямой из стоек сооружаются ворота шириной 2 м. Партнеры поочередно резаными ударами направляют мяч друг другу, чтобы мяч огибал ворота. Игрок, попавший в ворота, получает одно штрафное очко.

4. В упражнении участвуют вратарь и три игрока. Один из игроков занимает позицию в 8-10 м от ворот. Его партнеры поочередно накатывают низом мячи первому, а тот выполняет резаные удары, стремясь попасть в тот или иной угол ворот. Периодически игроки меняются ролями с партнером, бьющим по воротам.

5. В 15 м от ворот обозначается линия удара. На границе штрафной площади из стоек сооружаются дополнительные ворота шириной 2 м. Задача игроков - резаным ударом по неподвижному мячу попасть в ворота так, чтобы мяч, пролетев по крутой траектории, обогнул дополнительные ворота. Вари­ант: удары выполняются по мячу, накатываемому партнерами с флангов, или же по мячу, катящемуся навстречу бьющему игроку.

Удар-бросок стопой(рис. 51) можно отнести к фирменным мини-футболь­ным техническим приемам. Он используется как для передач мяча партнерам на расстояние от 6 до 15 м, так и для обстрела ворот. Удар-бросок очень эффективен. Он ставит соперников в тупик своей неожиданностью и отли­чается точностью. Выполняется этот технический прием без замаха, а мяч направляется по высокой траектории. Согнув бьющую ногу в коленном суставе и подцепив мяч стопой, футболист маховым движением голени осуществляет бросок мяча в избранном направлении. Прямая нога с оттяну­тым носком продолжает движение вперед-вверх.

 

Рис. 51

 

Примерные упражнения

 

1. Занимающиеся упражняются в парах. Партнеры, расположившись в 5-6 м друг против друга, выполняют удары-броски, посылая мяч на неболь­шой высоте.

2. Упражнение напоминает предыдущее, но партнеры располагаются в 7-8 м друг против друга. Между ними устанавливается стойка высотой 1,5 м. Партнеры поочередно направляют мяч друг другу ударом-броском стопой так, чтобы мяч пролетал над стойкой. Постепенно высота стойки и расстояние между партнерами увеличивается.

3. На стене на высоте 1,5 м изображается мишень диаметром 1 м. Занима­ющиеся выполняют удары-броски в данную цель с расстояния 6 м. Упражнение проводится в форме соревнования. Постепенно расстояние до цели увеличи­вается. Вариант: удар-бросок в цель выполняется после ведения мяча.

4. На 6-метровой отметке устанавливается стойка высотой 1,5 м. Игроки поочередно проходят с мячом по флангу и, оказавшись на одной линии со стойкой, направляют мяч ударом-броском по высокой траектории через стойку игроку, движущемуся по противоположному флангу, и т.д.

5. Вратарь занимает позицию на 6-метровой отметке. Игроки поочередно от средней линии проходят с мячом к воротам и с расстояния 10-12 м ударом-броском стопой стремятся перебросить вратаря и попасть в ворота. Вратарь не имеет права покидать занятую позицию.

Теперь рассмотрим технику ударов по мячу с лёта. Эти удары считаются наиболее сложными техническими приемами игры. Скорость летящих мячей почти всегда выше, чем скорость движения катящихся мячей. Поэтому главная трудность при выполнении таких ударов состоит в точном опреде­лении игроком места встречи с летящим мячом. В то же время техника ударов по опускающимся и низко летящим мячам как серединой и внутренней частью подъема, так и внешней частью подъема(рис. 52) в основном сходна со структурой аналогичных ударов по катящимся мячам. Эта особенность характерна и для ударов с лёта внутренней стороной стопы.

В мини-футболе также применяется удар с полулёта(рис. 53). Он выполняется серединой или внешней частью подъема в момент отскока мяча от площадки. При касании мяча поверхности площадки игрок быстро ставит опорную ногу рядом с мячом, согнув ее в коленном суставе, и отводит бьющую ногу назад. После этого бьющая нога устремляется к мячу. Голень в момент удара строго вертикальна, а носок оттянут вниз.

                   Рис. 52.           Рис. 53

 

В отличие от упомянутых способов ударов с лёта в мини-футболе при­меняются их разновидности, являющиеся более сложными при освоении их занимающимися. Например, при боковом ударе с лёта(рис. 54) движение ног игрока усложнено, т.к. ему во время выполнения удара приходится балансировать на одной ноге и при этом отклоняться в сторону. Техника выполнения этого приема такова. Опорная нога разворачивается в направле­нии удара, туловище отклоняется в сторону опорной ноги. С поворотом туловища выполняется замах бьющей ногой вверх и вбок (в горизонтальной плоскости) так, чтобы серединой подъема нанести удар в середину мяча. Удар завершается маховым движением бьющей ноги поперек туловища. Если удар выполняется правильно, мяч летит точно в цель.

Рис. 54

 

 

И все же самым технически сложным и наиболее красивым из всех спо­собов ударов с лёта является удар по опускающемуся мячу через голову(рис. 55). Неожиданный для соперников, он требует от исполнителя хорошей координации движений. Выполняется этот прием так. Когда летящий мяч достигает головы игрока, стоящего спиной к воротам соперников, он подает туловище назад, опорную ногу сгибает в коленном суставе. Бьющая же нога резким маховым движением направляется вверх. Удар наносится в максималь­но высокой точке серединой подъема в середину мяча. Приземляется иг­рок на руки, а затем на спину. Чтобы смягчить падение, в момент приземле­ния следует расслабиться и перекатиться через плечо. Это предохранит от травм запястья рук. Особенно зрелищен этот удар, когда он выполняется в прыжке. Часто удар через голову называют трюковым приемом. И это не случайно. Такие приемы только украшают игру, доставляя огромное удоволь­ствие зрителям.

 

Рис. 55

 

Примерные упражнения

 

1.Занимающиеся упражняются в парах. Партнеры встают в 3 м друг против друга. Один из них, подбросив мяч перед собой, в момент его опускания до уровней коленей несильно наносит удар с лёта внутренней стороной стопы. Партнер ловит мяч и таким же образом направляет его обратно и т.д. Таким же образом занимающиеся выполняют удары с лёта серединой и внешней частью подъема. Вариант: игроки выполняют удары с лёта по подвешенному мячу, направляя друг друга.

2. Игроки располагаются в 6-7 м от стенки. Подбросив мяч перед собой, они в момент опускания мяча выполняют удары с лёта различными спо­собами.

3. Занимающиеся упражняются в парах. Один из игроков набрасывает мяч по крутой траектории своему партнеру, а тот ударом внутренней стороной стопы с лёта возвращает ему мяч. Партнеры периодически меня­ются ролями.

4. Занимающиеся упражняются в тройках, образовав треугольник со сто­ронами 6-8 м. Один из игроков набрасывает мяч по крутой траектории партнеру, стоящему от него справа. Тот ударом с лёта внутренней стороной стопы (удар наносится в середину или чуть выше середины мяча) сбрасывает мяч на третьего игрока так, чтобы он опускался на площадку (рис. 56). Последний, обработав мяч, направляет его низом первому. Теперь мяч на­брасывается партнеру, стоящему слева от первого игрока, и т.д. Периодичес­ки занимающиеся меняются ролями.

Рис. 56


5. Упражнение в парах. Партнеры занимают позицию в 12-15 м друг против друга. Подбросив мяч перед собой, один из них ударом с лёта различ­ными способами направляет мяч товарищу. Тот ловит мяч и таким же образом посылает его партнеру и т.д. Вариант: игроки посылают мяч так, чтобы опус­кался перед партнером, который после отскока ударом с лёта направляет мяч обратно, и т.д.

 

6. Занимающиеся упражняются в тройках. Два игрока встают в 12-15 м друг против друга. Между ними встает третий игрок. Партнеры ударом с лёта посылают мяч друг другу (удар наносится после приземления), стремясь перебросить мяч через третьего игрока. Периодически занимающиеся меняются ролью с третьим игроком.

7. Игрок занимает позицию в 7-8 м от ворот. Его партнер набрасывает ему из-за ворот мяч так, чтобы он ударом с лёта внутренней стороной стопы направлял мяч в определенную часть ворот. Затем таким же образом выполняются удары с лёта серединой и внешней частью подъема.

8. В 4-5 м от стенки или от ворот устанавливается тумба высотой при­мерно на уровне бедра занимающихся. Сначала игроки выполняют махи ногой над тумбой, имитируя боковой удар по мячу с лёта. Затем на тумбу кладется мяч, по которому занимающиеся наносят удары (рис. 57). Вместо тумбы можно использовать подвешенный на такой же высоте мяч.

9. Занимающиеся встают в 5-6 м от стенки. Подбросив мяч так, чтобы он опускался сбоку, игрок боковым ударом с лёта посылает его в стенку. Вариант: то же, но мяч направляется в мишень, изображенную на стенке.

10. Занимающиеся упражняются в парах. Один из игроков ложится спи­ной на маты, приготовившись выполнить удар по мячу, который набрасы­вается партнером, стоящим у первого за головой (рис. 58). Периодически игроки меняются ролями.

                   Рис. 58

 

11. Над игроком на высоте его головы подвешивается мяч. Задача зани­мающегося - выполнять удары по мячу через голову, приземляясь на лежащие маты (рис. 59). Постепенно количество матов за спиной упражняющегося игрока уменьшают.

Рис. 59

12. Занимающиеся упражняются в парах. Позади одного из них уклады­вается друг на друга 3-4 мата. Его партнер, встав в 2-х м перед первым, набрасывает ему по крутой траектории мяч. Когда мяч опустится до уровня головы бьющего, тот выполняет удар с лёта через голову, приземляясь на маты. Постепенно количество матов за спиной бьющего уменьшают. Перио­дически партнеры меняются ролями. Вариант: то же, но мяч на бьющего игрока набрасывается с 5-6 м, в т.ч. и с флангов.

13. Упражнение в парах. Один из игроков занимает позицию на 6-метро­вой отметке (спиной к воротам). Другой игрок встает в 12-15 м от ворот (лицом к первому) и ударом-броском стопой посылает мячи по крутой тра­ектории на партнера так, чтобы они опускались на него. Тот ударом с лёта через голову старается поразить ворота. Периодически партнеры меняются ролями.

Удары по мячу головой- неотъемлемая часть мини-футбола, хотя в сравнении с ударами по мячу ногами эти приемы используются в игре намного реже. И все же в последнее время, как свидетельствует статистика, «удельный вес» ударов головой в игре значительно возрос, что объясняется введением нового правила, дающего воз­можность вратарям вбрасывать по воздуху мяч за среднюю линию поля.

При обучении начинающих футболис­тов технике ударов головой рекомендуется использовать облегченные и подвесные мячи. Следует обращать внимание занима­ющихся на то, чтобы нанести удары голо­вой в конкретном направлении и с опре­деленной силой, а не просто подставлять голову под мяч. Удары по мячу головой выполняются серединой лба, боковой и за­тылочной частью как в опорном положе­нии, так и в прыжке или броске.

 

Удар серединой лба из опорного положения (рис. 60)выполняется из стойки ноги на ширине плеч или положения, когда одна нога выносится вперед. Туловище игрока перед нанесением удара отклоня­ется назад, ноги сгибаются в коленных и голеностопных суставах, мышцы спины напрягаются. Затем туловище подается вперед, следует резкое движе­ние головы, напоминающее кивок. Это движение и является ударным: удар наносится серединой лба в середину мяча. При этом игрок контролирует полет мяча зрительно.

Данный прием отличается высокой точностью, что объясняется значи­тельной площадью соприкосновения головы с мячом, удобством зрительного контроля за полетом мяча и участием в ударном движении большой массы мышц тела игрока. Сила удара серединой лба зависит от амплитуды замаха туловищем и степени напряжения мышц шеи и спины в момент удара. Этим приемом можно послать мяч не только вперед, но и в сторону. В последнем случае в момент нанесения удара по мячу голова и туловище игрока разво­рачиваются в том направлении, куда предполагается направить мяч (рис. 61). Поворот туловища, как правило, осуществляется на носках.

 

Рис. 69                                     Рис. 61.

 

 

Удар серединой лба в прыжке(рис. 62) выполняется толчком одной или двумя ногами. Прыжок может выполняться с места или с разбега. Перед нанесением удара туловище и голова игрока отклоняются назад. Удар по мячу наносится коротким движением туловища вперед и резким кивком головы в максимально высокой точке прыжка в момент прохождения туло­вищем и головой условной фронтальной плоскости. Глаза игрока после удара продолжают контролировать полет мяча. Приземляется футболист на носки, для амортизации ноги несколько сгибаются в коленных суставах. Эффектив­ность этого приема зависит от умения игрока скоординировать свои движе­ния в момент нанесения удара.

Рис. 62

 

Удар боковой частью головывыполняется как в опорном положении, так и в прыжке. При выполнении удара в опорном положении игрок выставляет дальнюю от мяча ногу в сторону, сгибает ее в коленном суставе и переносит на эту ногу тяжесть туловища. Голова футболиста поворачивается в сторону приближающегося мяча. Ударное движение начинается с актив­ного разгибания ног, туловища и шеи в направлении цели. Заканчивается удар наклоном туловища в сторону полета мяча и переносом тяжести тела на впереди стоящую ногу. При выполнении удара боковой частью головы в прыжке игрок, оттолкнувшись от поверхности площадки, отклоняет тулови­ще в сторону, противоположную предполагаемому направлению удара. Удар по мячу наносится в максимально высокой точке прыжка за счет энергичного выпрям­ления туловища и движения головы в сто­рону избранной цели.

 

Удар затылочной частью головы (рис. 63) применяется в мини-футболе в случаях, ког­да летящий на игрока мяч чуть выше его головы (или опускающийся на него мяч) невозможно каким-либо способом направить в сторону или вперед одному из партнеров. Именно тогда удар затылочной частью голо­вы приемлем для передачи мяча позади сто­ящему партнеру или же для направления его в наиболее безопасную зону игровой площадки. При выполнении этого удара туловище и голова несколько подаются впе­ред. Затем движением туловища вверх-назад и кивком головы назад мяч направляет­ся за спину игрока. Аналогично этот удар выполняется и в прыжке.

Рис. 63

 

К наиболее сложным ударам по мячу головой относится удар головой в броске (рис.64). Техника этого удара существенно отличается от всех других приемов игры головой. Удар в броске применяется в случаях, когда мяч находится в полете впереди игрока на низкой высоте (обычно ниже пояса) и труднодоступен для нанесения удара любым другим способом. Чтобы достать такой мяч, игрок, оттолкнувшись от площадки одной ногой (с разбега) или двумя ногами (с места), выполняет бросок головой вперед к мячу. При этом полет игрока в воздухе происходит параллельно поверхности площадки. В полете руки фут­болиста согнуты в локтевых суставах, глаза контролируют движение мяча. За счет массы и скорости полета игрока выполняется удар серединой лба по середине мяча. Поворотом головы игрок может в последний момент изменить направление удара. В то же время футболист может нанести удар по мячу боковой частью головы. В этом случае мяч как бы срезается и траектория его полета становится труднопредсказуемой. Во всех случаях после выполнения удара футболист приземляется на слегка согнутые для амор­тизации руки. После этого осуществляется ~* перекат последовательно на грудь, живот и бедра. Данный удар также можно отнести к -трюковым приемам мини-футбола. Когда игрок в броске головой забивает мяч в воро­та соперников или же с помощью такого приема спасает свои ворота от грозящей опасности, он буквально срывает аплодис­менты зрителей, украшая своим мастерством матч.

 

Рис. 64

 


Примерные упражнения

 

1. Занимающиеся с мячами встают в — 2-3 м от стенки. Подбросив мяч над собой, они отклоняют туловище и голову назад и напрягают мышцы спины и шеи. Затем рез­ким движением туловища и головы наносят удар серединой лба по середине мяча. Ноги, согнутые до этого в коленных суставах, выпрямляются одновременно с ударом по мячу. После отскока от стенки игрок ловит мяч и т.д. Вариант: то же, но удары головой выполняются по мячу, подвешенному на уровне лба.

2. Упражнение в парах. Один из игроков садится лицом к партнеру, стоящему в 2-3 м от него с мячом в руках. Тот мягко набрасывает мяч на сидящего так, чтобы он опускался перед лицом. Отклонив туловище и голову, сидящий игрок при приближении мяча резким движением туловища и головы наносит удар по мячу (рис. 66). Периодически партнеры меняются ролями. Вариант: то же, но игрок наносит удары головой из положения сидя на коленях. В этих упражнениях бьющий игрок не может использовать при ударе ноги и вынужден «включать» мышцы туловища.

Рис. 66

 

3. Занимающиеся имеют по мячу. Встав в 1,5-2 м от стенки, они подбра­сывают мяч над собой и ударом серединой лба направляют его в стенку.

4. Игроки имеют по мячу. Подбросив мяч над собой и прогнувшись в пояснице, занимающиеся резким движением туловища и головы вперед-вверх подбивают мяч над собой, а затем ловят его и т.д. Во время следующей попытки игроки уже дважды подбивают мяч над собой. Ноги, согнутые до удара в коленных суставах, выпрямляются.

5. Тренер держит мяч на вытянутой руке (выше головы стоящего перед ним партнера). Отталкиваясь двумя ногами, игрок прыгает несколько раз подряд, пытаясь нанести удар головой по мячу.

6. Тренер держит мяч на вытянутой руке. Стоящие в колонне игроки поочередно разбегаются и в прыжке ударом головой стараются «снять» мяч с его руки (рис. 67).

Рис. 67

7. Упражняются два игрока. Один из них с 4-5 м набрасывает мяч своему партнеру так, чтобы тот, перепрыгивая через набивной мяч, одно­временно наносил удар головой (рис. 68). Периодически партнеры меня­ются ролями.

 Рис. 68.

 

8. Выполнять удары головой по подвешенному мячу в прыжке с места (рис. 69). По мере освоения этого приема они переходят к выполнению ударов головой в прыжке с разбега в 2-3 шага (рис. 70).

Рис. 69.                  Рис. 70

9. Впереди колонны игроков на уровне головы натягивается шнур или устанавли­вается планка (рис. 71). Перед колонной с мячом в руках встает преподаватель. Он набрасывает мяч так, чтобы игрок, стоящий первым в колонне, разбежался и в прыжке ударом головой направил мяч через шнур тренеру. После удара головной игрок пере­мещается в конец колонны, а тренер набра­сывает мяч следующему номеру и т.д.

Рис. 71

10. Упражняются три игрока. Игрок А встает в затылок игроку В. Игрок Б встает с мячом напротив игрока А (рис. 72). Игрок Б набрасывает мяч так, чтобы игрок А, под­прыгнув, ударом серединой лба возвратил мяч назад, и т.д. Игрок В сначала действует пассивно. По мере освоения приема он в прыжке старается помешать партнеру сыг­рать головой. Периодически игроки меняются ролями.

 

Рис. 72

 

11. Игроки упражняются в парах. Один из них ложится на живот лицом к партнеру. Последний накидывает мяч перед лежащим игроком по крутой траектории. Тот вскакивает и в прыжке ударом головой посылает мяч обратно подающему (рис. 73). Периодически партнеры меняются ролями.

Рис. 73

12. Перед колонной игроков устанавливается барьер. Перед барьером занимает позицию игрок с мячом. Он набрасывает мяч по крутой траектории так, чтобы головной игрок с разбега, перепрыгнув барьер, ударом головой возвратил мяч обратно (рис. 74). После этого головной игрок устремляется в конец колонны, а набрасывающий игрок направляет мяч следующему участнику и т.д.

Рис. 74

13. Игроки отрабатывают технику удара головой в броске. Заняв позицию сидя на коленях в упоре на руках, они по сигналу преподавателя выполняют бросок вперед на маты, имитируя удар головой. Внимание занимающихся акцентируется на приземлении на обе руки в целях амортизации.

14. Занимающиеся упражняются в парах. Один из них занимает позицию сидя на коленях в упоре на руки. Его партнер встает в 3-3,5 м напротив и набрасывает ему мяч, вынуждая первого в броске вперед наносить удары по мячу головой. Приземляется бьющий игрок на маты. Периодически партнеры меняются ролями. Вариант: то же, но удар головой выполняется в броске через сидящего партнера с разбега в 2-3 шагах (рис. 75).

Рис.75.

15. Занимающиеся поочередно в броске наносят удар головой по мячу, подвешенному на высоте примерно 1 м. Приземление происходит на повер­хность игрового поля (рис. 76). Вариант: то же, но мяч набрасывается партнерами, стоящими перед бьющими игроками или сбоку от них.

Рис. 76

16. Занимающиеся встают в колонну за границей штрафной площади. Головной игрок занимает позицию на границе штрафной площади. Тренер, стоя за воротами, набрасывает мяч так, чтобы он опускался в 3-4 м от впереди стоящего в колонне игрока. Тот, сделав 2-3 шага, в броске на опускающийся мяч ударом головой направляет его в ворота.

 

В мини-футболе прием (остановка) мячадостигается амортизирующим движением той или иной части тела, расслаблением определенных мышечных групп, а также накрыванием мяча стопой, животом, голенью.

Интенсивность игры, повышенные скоростные действия игроков, от­личающие этот вид спорта, не позволяют игрокам при приеме мяча пол­ностью его останавливать. Как правило, игроки вынуждены в игре сразу же переводить мяч в удобное положение для последующих игровых дей­ствий. Переводы мяча осуществляются в ту или иную сторону, а также за спину.

Разучивание этих технических действий в секции мини-футбола рекомен­дуется начать с освоения приема катящихся мячей - внутренней стороной стопы и подошвой, летящих мячей - внутренней стороной стопы и подъе­мом, грудью, головой и т.д. После этого рекомендуется перейти к разучива­нию приема мяча различными частями тела в движении и в прыжке. Следует учитывать, что обучение всем способам приема тогда приводит к хорошему результату, когда этот процесс осуществляется одновременно с разучиванием техники ударов по мячу, а затем в сочетании с выполнением других техни­ческих приемов.

Прием катящихся мячей внутренней стороной стопы(рис. 77) часто используется в мини-футболе, поскольку этот способ удобен, надежен и прост в исполнении. Приняв мяч внутренней стороной стопы, футболист тут же готов продолжить ведение мяча в ту или иную сторону или же направить его партнеру. Выполняется этот прием так. При приближении мяча игрок переносит тяжесть тела на согнутую в коленном суставе опорную ногу, носок которой точно совпадает с направлением движения мяча. Принимающая нога выносится навстречу мячу. Ее стопа развора­чивается наружу на 90°, образуя со стопой опорной ноги прямой угол. В момент соприкосновения мяча с внутренней стороной стопы принима­ющая нога мягко отводится назад (до уровня опорной). В результате скорость катящегося мяча гасится. Этим же способом принимаются и низко летящие на игрока мячи (рис. 78).

Рис. 77                                                      Рис. 78

А теперь рассмотрим, как выполняется прием катящихся мячей внутренней стороной стопы с переводом его за спину(рис. 79). В момент выполнения принимающей ногой уступающего движения назад игрок разворачивается на носке опорной ноги на 180°. Стопа принимающей ноги направляет мяч между ног (за спину). Туловище игрока наклоняется над мячом, который полностью нахо­дится под его контролем. Игрок начинает ведение мяча правой или левой ногой.

Рис. 79

 

Прием опускающихся на игрока мячей внутренней стороной стопы

(рис. 80) осуществляется следующим образом. Опорная нога ставится впе­реди-сбоку от места предполагаемого падения мяча. Принимающая нога от­водится назад, пропуская летящий мяч. Ее носок развертывается нару­жу, пятка низко опущена над пло­щадкой. В момент приземления мяч мягко накрывается внутренней сто­роной стопы.

Рис. 80

Прием летящих на высоте бедра мячей внутренней стороной стопы(рис. 81) во многом аналогичен приему катя­щихся мячей тем же способом. Опор­ная нога слегка сгибается в коленном суставе, выносится вперед-вверх с та­ким расчетом, чтобы мяч прикоснулся к внутренней стороне стопы. В тот же миг принимающая нога мягко подается назад, гася скорость полета мяча. Этим же приемом обрабатываются мячи, опускающиеся на игрока примерно на высоте бедра,или мячи, летящие на уровне живота параллельно груди иг­рока(рис. 82). Более высокие мячи внутренней стороной стопы принима­ются также и в прыжке. Полет мяча в этом случае гасится за счет уступающе­го движения назад расслабленной при­нимающей ноги, согнутой в тазобед­ренном и коленном суставах. Призем­ляется игрок на одну ногу, беря под контроль мяч.

Рис. 82

Прием катящихся мячей подошвой(рис. 83) является наиболее распрост­раненным в мини-футболе. Приняв мяч этим способом, игрок имеет возмож­ность сразу же перейти к следующему действию: пройти вперед, выполнить финт, подправить мяч для удара и т.д. Прием подошвой применяется в случа­ях, когда мяч катится навстречу игроку, при этом принимающая нога слегка сгибает­ся в коленном суставе, выносится навстречу приближающемуся мячу. Приподнятый но­сок и опущенная пятка как бы образуют над мячом косую крышу. Направление носка опорной ноги совпадает с направлением дви­жения мяча. При соприкосновении мяча с подошвой нога (за счет сгибания в коленном суставе) отводится чуть назад, прижимая мяч к поверхности площадки. Туловище игрока подается вперед.

Рис. 83

Прием опускающегося мяча подошвой(рис. 84) напоминает обработку мяча внут­ренней стороной стопы. Опорная нога ста­вится чуть позади предполагаемого приземления мяча. Принимающая нога, согнутая в коленном суставе, выносится вперед. Как только мяч касается поверхности площадки, игрок накрывает его подошвой за счет некоторого выпрямления ноги, которая при этом расслабляется.

 

Рис.84

Прием опускающихся мячейосуществляется также серединой подъема(рис. 85). Опорная нога игрока сгибается в коленном суставе, принимающая нога выносится вперед-вверх, также несколько сгибаясь в коленном суставе. Ее стопа оттягивается вниз. Туловище игрока подается назад. Опускающийся на игрока мяч встречается с серединой подъема (или носком). В этот момент принима­ющая нога быстрым, но мягким движением вниз гасит скорость полета мяча.

Рис. 85

Прием опускающегося в стороне от игрока мяча внешней стороной стопы(рис. 86) удобен для ухода от атакующего соперника сразу же после обра­ботки мяча. Выполняется этот прием так. Опорная нога сгибается в коленном суставе, а принимающая нога выносится впе-ред-в сторону, скрещиваясь с опорной. Ее носок поднимается вверх, разворачиваясь наружу. Как только мяч касается поверхно­сти площадки, игрок накрывает его внеш­ней стороной стопы, расслабляя при этом голеностопный сустав. Затем, наклонив ту­ловище в сторону мяча, он легко уходит от своего визави в сторону. Внешней стороной стопы можно также принять и катящийся в стороне от игрока мячили когда мяч, летя­щий сзади или сбоку от игрока, несколько удаляется от него(рис. 87). Этот прием требует от игрока мгновенного решения, а потому он отличается неожиданностью для атакующего соперника.

Рис. 86            Рис. 87.

 

Примерные упражнения

 

1. Игроки встают в 3-4 м от стенки и ударом внутренней стороной стопы низом направляют мяч так, чтобы, отразившись от стенки, он откатился назад. Мяч останавли­вается внутренней стороной стопы и вновь направляется в стенку и т.д.

2. Игроки разбиваются на пары. Партнеры встают друг против друга на расстоянии 5-6 м. Посылая друг другу мяч, они упражняются в передачах и остановках мяча внутренней стороной стопы.

3. Занимающиеся встают по кругу, диа­метр которого 10-12 м. Тренер занимает место в центре круга. Его задача - поочеред­но низом направлять мяч игрокам так, чтобы они останавливали его внут­ренней стороной стопы и ударом этим же способом отправляли мяч обратно.

4. Игроки разбиваются на пары, встав в 7-8 м друг от друга. Продвигаясь вперед, они передают мяч друг другу низом внутренней стороной стопы, останавливая тем же приемом.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 527.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...