Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Лекция 12. Понятие и виды нормативно-правовых актов; систематизация нормативно-правовых актов.
Понятие и признаки нормативно - правового акта. Виды нормативно – правовых актов и их иерархическая структура. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие и виды (инкорпорация, кодификация, консолидация). Понятие законотворчества. Субъекты законодательной инициативы. Стадии законодательного процесса. Лекция 13. Толкование нормативно – правовых актов: понятие, виды, способы и приемы. Толкование нормативно – правовых актов, как деятельность компетентных органов государства, общественных организаций и отдельных граждан по осознанию содержания нормативно – правовых актов в целом, их реализация и совершенствование. Уяснение и разъяснение нормативно-правовых актов, как способы их толкования. Грамматический, логический, систематический, специально – юридический и другие приемы толкования нормативно-правовых актов. Официальные и неофициальные виды толкования нормативно-правовых актов. Официальные и неофициальные виды толкования нормативно-правовых актов. Понятие и причины возникновения пробелов в праве. Аналогия закона и аналогия права, как способы восполнения пробелов в праве. Лекция 14. Правовые системы и правовые семьи.
Правовая система, как определяемая особенностями исторического развития совокупность источников права и органов государственной власти, осуществляющих правотворческую и правоприменительную деятельность. Правовая семья, как совокупность правовых систем различных государств, образуемая на основе общности источников права, структуры отраслей права и исторического пути их формирования. Общая характеристика романо-германской, англо-американской и религиозно-традиционной правовых семей. Форма права, как проявление нормативности права через различные формы регуляции поведения субъектов права: правосознание, нормы права, правоотношения. Источники права, как официально признанная форма права в качестве основы построения правовой системы. Правовой обычай, судебный прецедент, нормативно-правовой акт, договор, правовые идеи и документы, религиозные тексты - как виды источников права. Лекция 15. Система права.
Понятие системы права и ее отличие от правовой системы. Отрасль права, как элемент системы права. Предмет и метод правового регулирования, как основание выделения отраслей в системе права. Общая характеристика отраслей права различных правовых семей. Соотношение национальной (внутригосударственной) системы права с международным правом. Понятие системы законодательства и основание ее построения. Система права и система законодательства, их соотношение и взаимодействие. Связь системы законодательства с формой государственного устройства. Лекция 16. Правоотношения: понятие и виды.
Понятие правоотношения и его признаки. Состав правоотношения: объект, субъект, субъективные права и юридические обязанности. Поведения людей как объект правоотношения. Объект и предмет правоотношений (материальные блага и другие ценности, личные неимущественные блага, обстоятельства, устанавливаемые в процессуальном порядке). Физические и юридические лица как субъекты правоотношений. Понятие правосубъектности. Правоспособность и дееспособность, как проявление правосубъектности. Понятие объективного и субъективного права. Понятие и классификация юридических факторов, как оснований возникновения, изменения и прекращения правоотношений. Юридическая презумпция, как предположение о наличии или отсутствии определенных фактов, влекущие, однако, правовые последствия. Юридическая фикция, как обстоятельство, не существующее в действительности, но которому право придает значение юридического факта. Значение юридических презумпций и фикций для устранения неопределенности в правоотношениях. Объективное право, субъективное право, правосубъектность и юридические факты, как предпосылки правоотношений. Лекция 17. Понятие и формы реализации права
Понятие реализации права. Использование (осуществление права), исполнение и соблюдение обязанностей, как непосредственные формы реализации права, применение права, как особая форма реализации права. Субъекты и стадии правоприменительной деятельности. Установление фактических обстоятельств дела, правовая оценка (квалификация) установленных фактов, принятия решения (акта принятия права), как стадии правоприменительной деятельности. Понятие и признаки акта применения права. Отличие актов применения от нормативно-правовых актов. Лекция 18. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность.
Понятие правомерного поведения. Социально-активное, привычное, конформистское маргинальное поведение. Виды стимулирования правомерного поведения: льготы и поощрения. Понятия и признаки правонарушения. Субъект, субъектная сторона, объект, объектная сторона, как элементы состава правонарушения. Виды правонарушений: поступки и преступления. Степень общественной опасности, как основания разграничения поступков и преступлений. Административные, гражданско-правовые и дисциплинарные проступки. Понятие и признаки юридической ответственности. Основание юридической ответственности. Виды юридической ответственности: уголовная, административная, уголовно-правовая, дисциплинарная, материальная. Основание и порядок привлечения к уголовной, административной, гражданско-правовой, дисциплинарной и материальной ответственности. Понятия и виды юридических санкций. Особенности карательных, право-восстановительных и право-обеспечительных санкций. Лекция 19. Понятие законности и правопорядка.
Понятие законности. Нормативно-правовая основа и деятельность субъектов права, как условия законности. Принципы законности, единство понимания и применения законов, равенство всех перед законом, недопустимость противопоставления законности и целесообразности, реальность, как неотвратимость ответственности за правонарушение, верховенство закона. Понятие правопорядка и его признаки. Правопорядок и общественный порядок. Соотношение законности и правопорядка. Экономические, идеологические, политические, социальные и правовые гарантии законности и правопорядка. Законность и свобода, правопорядок и демократия Понятие правосознание и его структура. Правовая психология и правовая идеология. Обыденный и теоретический уровни правосознания. Индивидуальное, групповое (профессиональное) и общественное правосознание. Познавательная, оценочная и регулятивная функции правосознания. Правовое воспитание, как способ усиления регулятивной функции права. Формы и методы правового воспитания. Понятие и структура правовой культуры. Правовая культура, как результат правовоспитательной работы. Правовой нигилизм и правовой идеализм, как антиподы правовой культуры. Перечень рекомендуемой литературы и формы контроля (контрольные вопросы, логические задания и т.п.) 3.1. Перечень основной литературы
3.1. Перечень дополнительной литературы 1. Основы государства и права: Учебное пособие / Под ред. О. Е. Кутафина. - 14-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2007. - 478 с. 2. Шкатулла В. И. Основы права: Учебник. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Academa, 2007. - 255 с. 3. Марченко М. Н. Теория государства и права: Учебник / Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2009. - 637 с. 4. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник / Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - М.: Проспект, 2009. - 756 с. 5. Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник. - 4-е изд., стереотип. - М.: ОМЕГА-Л, 2007. - 607 с. 6. Сырых В. М. Теория государства и права: Учебник для студ. вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юстицинформ, 2007. - 703 с. 7. Перевалов В. Д. Теория государства и права: Учебник для бакалавров. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. :Юрайт, 2012. - 416 с. 8. Морозова Л. А. Теория государства и права: Учебник для ВУЗов. М., 2009 9. Теория государства и права: Учебник для ВУЗов / Под ред. А. С. Пиголкина. М., 2008 10. Теория государства и права: Учебник для ВУЗов / Под ред. А. В. Малько. М., 2008 11. Хропанюк В. Н. Теория государства и права: Учебник для ВУЗов. М., 2009 12. Чашин А. Н. Пособие по написанию курсовых и дипломных работ по теории государства и права. М., 2008 13. Алексеев С. С. Государство и право: Учебное пособие. - М.: Проспект, 2009. - 148 с. 14. Теория государства и права: учебник для вузов: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Юриспруденция" / [С. С. Алексеев, С. И. Архипов, Г. В. Игнатенко и др.; отв. ред. В. Д. Перевалов. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Норма, 2008. - 496 с. 15. Матузов Н.И. Теория государства и права: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности "Юриспруденция" / Н. И. Матузов, А. В. Малько; Саратов.фил. Ин-та государства и права Рос.акад. наук. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юристъ, 2009. - 540 с. 16. Кулапов В. Л. Теория государства и права: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Юриспруденция" и специальности "Юриспруденция" / В. Л. Кулапов, А. В. Малько. - Москва: НОРМА: ИНФРА-М, 2011. - 384 с.
Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе (по разделам, темам, контрольные вопросы и задания) Самостоятельная работа студента включает следующие виды работ:
Реферат, как правило, состоит из введения, в котором кратко обосновываются актуальность, научная и практическая значимость избранной темы, основного материала, содержащего суть проблемы и пути её решения, и заключения, где формулируются выводы, оценки, предложения. Изложение материала должно быть кратким, точным, последовательным. Необходимо употреблять термины, свойственные данной дисциплине, избегать непривычных понятий и символов, сложных грамматических оборотов. Заключение должное отражать главные выводы работы и актуальность темы проведенного исследования. Список литературы должен содержать не менее 10 источников специальной учебной литературы, в том числе ссылки на статьи в периодических изданиях. Формат реферата: А4 (210 х 297 мм), с одной стороны белого листа, междустрочный интервал – 1,5, цвет шрифта – черный, гарнитура шрифта «TimesNewRoman», кегль (размер) – 14 пт, поля – левое 30 мм, остальные – 20 мм, отступ красной строки – 12 мм, выравнивание текста – по ширине. Нумерация страниц: сплошная, верхний колонтитул, на титульном листе нумерации нет. Объем реферата – от 10 до 15 страниц. 3. Самостоятельная подготовка к лекциям, семинарам, дискуссиям. Учебно-тематический план семинарских занятий с указанием тем, методическими рекомендациями, темами докладов и рефератов, перечнем рекомендованной литературы, контрольными вопросами и заданиями) |
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 334. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |