Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 2. Законы диалектики.




Рассматривая основные три закона диалектики, ответим предварительно на вопрос, что мы понимаем под законом вообще. Закон в философском смысле понимается как существенная и необходимая, общая и повторяющаяся связь между явлениями материального мира, вызывающая строго определенное течение событий.[3]

Материалистическая диалектика выделяет три основных закона диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные и закон отрицания.

 

1. Закон единства и борьбы противоположностей.

Этот закон является ядром диалектики, раскрывает источники и причины развития материального мира.

Противоположности понимаются как внутренние стороны предмета, которые исключают и одновременно предполагают наличие друг друга. Отношение неразрывной связи двух сторон составляет единство противоположностей. И действительно, любой предмет содержит противоречивые стороны, как в самом себе, так и в отношении других предметов. Так, к примеру, развитие информационных технологий может, с одной стороны создать условия для всеобщего доступа к знаниям, всестороннего развития личности, а с другой может работать и на деградацию подрастающего поколения.

Помимо этого противоположности не только не исключают, но и предполагают одна другую. Если мы говорим «добро» значит где-то должно быть «зло», если говорим день, значит должна быть и ночь, теплое противоположно холодному и т.д.

Борьба противоположностей составляет противоречие, которое является источником всякого развития.

Так как сами противоположности носят всеобщий характер, то и борьба их между собой абсолютна. Единство же относительно и составляет необходимое условие для протекания борьбы, так как эта борьба протекает только там, где противоположности сосуществуют в одном предмете. Если бы развитие противоположностей протекало без борьбы, то не было бы никакого развития.

Противоречия бывают:

· Внутренние и внешние.

· Основные и неосновные.

· Антагонистические и неантагонистические.

 

Внутренние и внешние противоречия.

Внутренние противоречия –это борьба противоположных сторон данного предмета. Пример внутренних противоречий: экономические противоречия в государстве. Внутренние противоречия являются двигателем развития предмета, определяют основные тенденции в его изменениях. Что бы познать предмет, необходимо определить его внутренние противоречия. Определение внутренних противоречий крайне важно и при анализе исторических событий, которые зачастую интерпретируются в конспирологическом ключе.

Внешние противоречия – это противоречивые отношения данного предмета с другими предметами, с окружающей его средой. Примером внешних противоречий выступают противоречия между государствами. Внешние противоречия могут способствовать развитию предмета, а могут и тормозить его, но определяют направление развития противоречия внутренние. Так, к примеру, при всем том внешнем влиянии, которое оказывали на СССР страны западного мира, основными причинами его развала являются внутренние противоречия советского общества, которые еще предстоит исследовать. Аналогично и с анализом победы той или иной страны в войне, стоит всегда исходить и внутреннего устройства государства, которое определяет победу или поражение в войне.

 

Основные и неосновные противоречия.

Основными называют такие противоречия, которые играют решающую роль в развитии и воздействуют на все другие противоречия и стороны предмета.

К неосновным относят противоречия, порождаемые основными и не играющими определяющего влияния на развитие.

Примером основного противоречия в обществе является противоречие между производительными силами и производственными отношениями, которое двигает вперед общественное развитие. Проникая во все сферы жизни общества, основное противоречия любой общественно-экономической формации порождает ряд неосновных, второстепенных противоречий, которые выражают и проявляют основное противоречие. Так, к примеру, противоречия, связанные с реализацией авторского права и борьбой с пиратством неосновное, но оно является проявлением основного противоречия между производственными отношениями и производительными силами: с одной стороны уровень техники позволяет бесплатно присваивать результаты духовной деятельности человека, с другой стороны производственные отношения капиталистической общественно-экономической формации основаны на высшей стадии товарного производства, когда любой продукт приобретает товарную форму (то есть производится с целью обмена).

 

Антагонистические и неантагонистические противоречия.

Антагонистические противоречия– это непримиримые противоречия, которые снимаются в ходе их борьбы и подчинения одной стороны другой. Примерами антагонистических противоречий могут служить классовые противоречия между рабами и рабовладельцами. Противоречие тогда решалось подчинением рабов рабовладельцам и рабы могли возразить только в форме восстания. В ходе дальнейшего развития, общество выработало разные формы для разрешения классовых противоречий, но в основе своей в той или иной степени они остаются антагонистическими по сию пору.

Неантагонистические противоречия – это противоречия, которые возможно решить без подчинения одной стороны другой, с помощью взаимодействия и взаимодополнения противоречивых сторон предмета. Примером такого рода противоречий могут выступать внутриклассовые противоречия между различными слоями одного класса. Так, к примеру, противоречия между рабочими мигрантами и рабочими москвичами не является антагонистическим и может быть разрешено при соблюдении принципов равноправия в трудовых отношениях.

Выяснив, что такое противоположности и противоречия, дадим формулировку первого закона диалектики.

Закон единства и борьбы противоположностей: предметы и явления раздваиваются на противоположные стороны, которые представляют единство противоположностей. Противоположности не просто сосуществуют, а находятся в состоянии постоянного противоречия, борьбы между собой. Борьба противоположностей составляет внутреннее содержание и источник развития действительности.

 

2. Переход количественных изменений в качественные.

Для начала разберемся с тем, что такое количество и что такое качество.

Качество представляет существенную определенность, благодаря которой он является именно этим, а не иным объектом. Качество отражает устойчивое взаимоотношение составных элементов объекта, которое характеризует его специфику, дающую возможность отличать один объект от других. Именно благодаря качеству каждый объект существует и мыслится как нечто отграниченное от других объектов.

Качество проявляется в свойствах. При этом нужно отличать качество от свойства. Свойство характеризует вещь, с какой либо одной стороны, тогда как качество дает представление о предмете в целом.

Кроме качества любой предмет обладает и количеством. Количество характеризует предмет со стороны степени развития или интенсивности присущих ему свойств, а так же величины, объема и пр. Количество выражается числом.

Если взять для примера автомобиль, то с качественной стороны он обладает рядом, присущих ему свойств. С количественной стороны автомобиль обладает размером, формой, цветом и пр. И так любой предмет.

Количество и качество едины. Не бывает качества вообще, оторванного от количественных характеристик, равно как не бывает и количества вообще. Когда мы спрашиваем «сколько», то всегда имеем ввиду какую-то качественную определенность: «сколько людей», «сколько домов» и пр.

Таким образом, развитие выступает как единство количества и качества. Оно может происходить в двух формах: непрерывности и прерывности(скачкообразности).

Непрерывность в развитии - это стадия медленных, постепенных количественных накоплений. Данный этап еще называют «эволюционным путем» развития. Но достигая определенного этапа, на смену непрерывности приходит скачкообразная стадия.

Прерывность (скачок) – это стадия быстрых, коренных, качественных преобразований, момент превращения старого качества в новое.

Постепенное увеличение температуры воды приводит, в конце концов, к достижению ею необходимой температуры (100 градусов) и изменению своего агрегатного состояния (качества). Это самый наглядный пример того как постепенные количественные изменения приводят к качественным. В обществе развитие производительных сил вступает в противоречие с производственными отношениями. Постепенное накопление отдельных противоречий еще не создает ситуации скачкообразного перехода из одной общественно-экономической формации в другую, но когда противоречия достигают своей высшей формы, такой переход свершается, как правило, в форме социальной революции, когда происходит скачкообразная смена одной общественно-экономической формации на другую.

Закон перехода количественных изменений в качественные: всем предметам и явлениям свойственны количественная и качественная определенности, количество и качество. Количество и качество взаимосвязаны. В процессе развития постепенные количественные изменения приводят к коренным качественным. Этот переход, как правило, осуществляется в форме скачка.

 

3. Закон отрицания.

Стоит сразу отметить, что речь идет не о механическом, а о диалектическом отрицании, под которым понимается не любое отрицание, а только такое, которое приводит к качественным изменениям. Диалектическое отрицание исходит из того, что новое не уничтожает старое, а сохраняет все то лучшее, что в нем имелось. Энгельс в своей известной работе Анти-Дюринг приводил зерно в качестве примера диалектического отрицания. Сначала имеется зерно, затем его отрицает растение, а потом растения выбрасывает много зерен и круг как бы замыкается, но на более высоком уровне: вначале было одно зерно, а теперь зерен множество. Примером диалектического отрицания можно считать смену общественно-экономических формаций. Сначала господствовала архаическая (первобытнообщинная) формация, которая основывалась на общественной собственности, затем ей на смену пришла эпоха формаций основанных на частной собственности и затем, на новом более высоком уровне развития, в СССР была попытка вновь построить общество с господством общественной собственности.

Закон отрицания: развитие осуществляе6тся посредством отрицания старого новым, низшего высшим. Поскольку новое, отрицая старое, сохраняет и развивает его положительные черты, развитие приобретает прогрессивный характер. Вместе с тем развитие идет по спирали, с повторением в высших стадиях отдельных сторон и черт низших.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 254.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...