Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методика составления комплекса РГ




РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА

Характеристика упражнений РГ

Ритмическая гимнастика – традиционный вид гимнастики оздоровительно-развивающей направленности, основанный на подчинении двигательных действий задающему ритм и темп музыкальному сопровождению.

Ритмическая гимнастика представляет собой систему гимнастических упражнений, включающую упражнения общеразвивающего характера, циклические движения (ходьбу, бег, подскоки и прыжки, танцевальные элементы), выполняемые в заданном темпе и ритме.

В настоящее время этот вид гимнастики пользуется широкой популярностью, как среди взрослых, так и среди школьников. Результаты многочисленных исследований подтверждают, что у ритмической гимнастики есть большие возможности применения на уроках физической культуры в школе.

Воздействие ритмической гимнастики на организм занимающихся можно определить как комплексное. Поскольку упражнения носят поточный характер, то нагрузка ложится, прежде всего, на сердечно-сосудистую и дыхательную системы и опорно-двигательный аппарат. Движения и их соединения совершенствуют двигательные возможности, расширяют двигательный опыт, формируют правильную осанку и рациональную походку, воспитывают общую культуру движений, при определенных условиях могут привить эстетические вкусы. В процессе выполнения комплексов совершенствуются выносливость, подвижность в суставах, силовые качества, координационные способности.

В целом направленное воздействие ритмической гимнастики заключается в поддержании здоровья (по теории валеологии – в «зоне устойчивого здоровья»), в гармоничном физическом и функциональном совершенствовании.

Веселая, ритмичная музыка, которая является неотъемлемой частью занятий ритмической гимнастикой, не позволяет замечать утомления, превращает нагрузку в радость, а сами занятия – в танцевальную игру. Эмоциональное возбуждение способствует повышению работоспособности, предоставляет возможность выполнить большую по объему и интенсивности мышечную работу.

Содержание ритмической гимнастики:

– движения отдельными звеньями тела, (поднимания и опускания, сгибания и разгибания, повороты и вращения, махи с разной степенью напряжения);

– разновидности ходьбы, бега, подскоки, прыжки;

– элементы художественной гимнастики;

– танцевально-хореографические элементы.

Особенности ритмической гимнастики:

1. Использование упражнений циклического характера, вырабатывающих выносливость: бега, прыжков, танцевальных элементов.

2. Чередование различных музыкальных темпов (от 60 до 120-130 и 150-170 ударов в минуту) с многократным повторением одного и того же движения (от 8 до 32 раз).

3.  Фронтальный метод работы, который позволяет поднять моторную плотность занятия до 80% и выше.

4. Возможность конструировать движения и композиции, т.е. присутствует элемент творчества.

5. Стилизация движений, соответствующих требованиям времени, что создает благоприятные условия для воспитания выразительности и развития пластичности.

6.  Использование на занятиях современной ритмичной музыки, что создает положительный эмоциональный фон и способствует повышению эмоционального состояния занимающихся;

7. Обучение упражнению идет в основном через показ, благодаря чему не тратится время на объяснение и разучивание упражнений.

8. Отсутствие жестких требований к техническому обеспечению, возможность индивидуального выбора удобной и красивой экипировки, общая «веселая» обстановка делают ритмическую гимнастику популярной и массовой.

 

Классификация упражненийРГ

1. По возрасту: – дошкольников;

– младших школьников;

– средних школьников;

– старших школьников;

– молодежь – до 30 лет;

– средний возраст – 30-40 лет;

– старший возраст – 40-50 лет.

 

2. По уровню нагрузки: – развивающая;

– восстановительная;

– поддерживающая.

 

3. По целевой направленности: – общеразвивающая;

– танцевальная;

– силовая;

– психо-регулирующая;

 

4. По видам упражнений:

– в положении стоя (на месте, с продвижением);

– в «партере» (в положении сидя, лежа на боку, на животе, на спине, в упоре стоя на коленях);

– у опоры;

– с предметами (мяч, обруч, гимнастическая палка);

– с отягощениями (набивные мячи, гантели, резиновый бинт);

 

Формы проведения РГ

Современная ритмическая гимнастика как самостоятельный вид гимнастики с характерной методикой и правилами организации занятий имеет широкое применение в самых разнообразных формах.

           

Формы проведения ритмической гимнастики:

· утренняя зарядка;

· физкультурная пауза в течение рабочего или учебного дня;

· комплексы на уроках физической культуры;

· индивидуальные самостоятельные занятия;

· урок ритмической гимнастики (секционные занятия);

· спортивная разминка или часть тренировочного занятия.

Каждая из этих форм занятий имеет свои особенности.

Для утренней зарядки характерны простейшие движения отдельными звеньями тела, беговые шаги на месте и подскоки, танцевальные движения, полуприседания, наклоны и повороты, покачивания и встряхивания руками, невысокие легкие взмахи. Все это сопровождается музыкой, задающей невысокий темп и ненапряженный ритм.

 

Физкультурная пауза в течение рабочего или учебного дня проводится, чтобы дать срочный активный отдых, предупредить или ослабить утомление, сохранить работоспособность. Комплекс ритмической гимнастики состоит из 7-8 упражнений, повторяемых несколько раз в течение 5-10 мин. Комплексы составляются с учетом специфики деятельности в течение рабочего или учебного дня. При подборе упражнений необходимо учитывать: а) рабочую позу (стоя или сидя), б) положение туловища (согнутое или прямое, свободное или напряженное); в) рабочие движения (быстрые или медленные, амплитуда движе­ния, их симметричность или асимметричность, однообразие или раз­нообразие, степень напряженности движений); в) характер трудовой деятельности (нагрузка на органы чувств, психическая и нервно-мышечная нагрузка, сложность и интенсивность мыслительных процессов, эмоциональная нагрузка, необходимая точность и повторяемость движений, монотонность труда). Место физкультурной паузы и количество повторений зависит от продолжительности рабочего дня и динамики работоспособности.

 

Ритмическая гимнастика на уроках физической культуры используется в соответствии с учебными задачами и содержанием программного материала для каждого урока. Во вводной части урока в комплекс ритмической гимнастики включаются разновидности ходьбы, бега и их сочетания с продвижением и на месте, общеразвивающие упражнения средней интенсивности.

В основной части комплекс составляется из специальных упражнений на развитие физических качеств (различных видов силовых способностей, гибкости). Дозировка и интенсивность упражнений должны соответствовать возрасту и уровню физической подготовленности учащихся.

В заключительной части урока физической культуры в форме ритмической гимнастики могут выполняться спокойные виды ходьбы, мягкие плавные танцевальные движения, релаксационные упражнения.

Индивидуальные самостоятельные занятия. Внешне комплексы ритмической гимнастики довольно просты. Однако для самостоятельных занятий требуется предварительная подготовка: консультации у специалистов, изучение правил подбора упражнений, составления комплексов, установления уровня допустимой нагрузки, а также управления ею во время занятия, овладение приемами самоконтроля.

 

Урок ритмической гимнастики. Наиболее эффективной формой занятия ритмической гимнастикой является урок (секционное занятие). Он строится по стандартной схеме и содержит вводную, основную и заключительную части.

Вводная часть (или разминка)составляет 10-15% времени урока и содержит разогревающие упражнения общего воздействия и локальные движения для отдельных звеньев тела. Содержание вводной части:

а) стилизованные виды ХБ на месте и с небольшим продвижением;

б) полуприседы; подъемы на носки;

в) наклоны, повороты головы;

г) движения руками.

 Как правило, эти упражнения сочетаются друг с другом, соединяются в связки и выполняются с небольшой амплитудой в среднем и быстром темпе.

Основная часть занимает 80-85% времени урока и предполагает характерную проработку различных мышечных групп и воздействие на основные функциональные системы специальными упражнениями (повороты и наклоны туловища, выпады, приседания, махи ногами). Основная часть может состоять из нескольких серий:

две серии:

1 – беговая серия (бег, подскоки, танцевальные шаги с постепенным увеличением темпа и продолжительности каждого вида);

2 – общеразвивающие упражнения в положении стоя.

три серии:

1 – общеразвивающие упражнения в положении стоя;

2 – беговая серия (беговые упражнения, переход на ходьбу и дыхательные упражнения;

3 – упражнения в партере для развития гибкости и силы.

четыре серии:

1 – беговая серия;

2 – общеразвивающие упражнения в положении стоя;

3 – беговая серия;

4 – упражнения в партере.

Заключительная часть составляет – 5% времени занятия и направлена на успокоение и расслабление. Выполняются упражнения на расслабление, растягивание, акцентированное на удлиненном выдохе спокойное дыхание. Как дополнение возможно использование приемов аутогенной тренировки или медитации. Как правило, эти упражнения выполняются в положении сидя, лежа. В заключительную часть можно включать также спокойную ходьбу, медленные движения руками, несложные танцевальные элементы.

Содержание и продолжительность отдельных частей и урока ритмической гимнастики в целом могут варьироваться в зависимости от типа урока и решаемых задач.

Спортивная разминка. Ритмическая гимнастика как вариант разминки имеет широкое применение во многих видах спорта, особенно в тех, где соревновательная деятельность связана с использованием музыкального сопровождения и оценкой качества выполнения упражнений (точность и законченность, амплитуда и пластичность, красота и легкость движений). В комплексы включаются упражнения с учетом специфики мышечной деятельности и отражающие стилистику конкретного вида спорта.

За условную единицу комплекса упражнений обычно принимают отдельное движение звеном тела:

а) движения головой: повороты в стороны, поднимание и опускание подбородка, наклоны вперед, назад, в стороны, круговые движения;

б) движения руками: поднимания и опускания, сгибания-разгибания, скрестные, рывковые, круговые, вращательные. Различные по характеру –напряженные и расслабленные; одновременные и поочередные, симметричные и ассиметричные с различным сочетанием действий кистями, предплечьями, плечами;

в) движения туловищем: прогибы, наклоны и повороты, покачивания, волнообразные движения, сгибания и разгибания – с различным сочетанием действий в тех или иных частях позвоночного столба, плечевого пояса и тазобедренной области;

г) движения ногами: поднимания и опускания, сгибания и разгибания, махи с прямыми и в разной степени согнутыми ногами, с разным сочетанием действий стопами, коленями, бедрами.

Все эти движения сходны с теми, что выполняются в качестве общеразвивающих, но в ритмической гимнастике они более свободны и стилизованы.

По сложившейся методике каждое отдельное движение может иметь несколько вариантов выполнения с постепенно увеличивающейся координационной сложностью. Например: наклоны – сначала наклоны со статичным положением рук, потом наклоны с движением руками и далее пружинистые наклоны в сочетании с поворотами. Каждое упражнение повторяется не менее 8 – 16 раз (во все стороны).

Методика составления комплекса РГ

Составление комплекса ритмической гимнастики требует большой подготовительной работы, эффективность которой зависит не только от профессиональной грамотности и опыта учителя, но и технических возможностей, имеющихся в его распоряжении. Работа может проходить по трем направлениям:

1) запись музыки → подбор упражнений;

2) разработка упражнений → подбор музыки;

3) импровизационное конструирование комплекса по ходу занятия.

Методика составления комплекса 1

 (музыка → упражнения)

1. Подобрать фонограммы с четким ритмом и яркой выразительной мелодией. Определить темп музыки, выделяя акценты. Распределить фонограммы для вводной, основной и заключительной частей урока с учётом продолжительности звучания.

2. Записать фонограммы в определенной последовательности.

3. Подобрать упражнения в соответствии с темпом музыки и направленностью комплекса;

4. Выполнить каждое упражнение под музыку, уточняя наиболее удобный ритм движений, амплитуду и варианты выполнения;

5. Выучить последовательность упражнений в комплексе;

6. Выполнить весь комплекс под музыку, корректируя дозировку и совпадение упражнений с началом музыкальной фразы.

7. Выполнить с занимающимися упражнения комплекса без музыки, обращая внимание на правильность выполнения наиболее сложных упражнений, на исходные и конечные положения, амплитуду.

8. Выполнить комплекс с занимающимися под музыку.

 

Методика составления комплекса 2

(упражнения → музыка)

1. Определить длительность комплекса в целом и каждой части.

2. Подобрать упражнения для каждой части.

3. Найти музыкальное сопровождение для каждой цепочки упражнений.

4. Выполнить цепочки упражнений под музыку, определить рациональную дозировку и переходы к следующему упражнению в соответствии со структурой музыкальных фонограмм.

5. Записать музыку в нужной последовательности, исключая резкие изменения темпа, паузы.

6. Опробовать весь комплекс под музыку, при необходимости внести коррективы.

7. Выполнить с занимающимися упражнения комплекса без музыки, обращая внимание на правильность выполнения наиболее сложных упражнений, на исходные и конечные положения, амплитуду.

8. Выполнить комплекс с занимающимися под музыку.

Методика составления комплекса 3 (импровизация)

1. Запись фонограмм с четким ритмом и яркой выразительной мелодией в нужной последовательности без пауз и резких изменений темпа.

2. Выполнение упражнений поточным способом без предварительного разучивания в соответствии с направленностью занятия, акцентируя внимание занимающихся на переходах к каждому следующему упражнению.

Такая методика предполагает большой опыт и профессионализм учителя, а также определенный уровень координационной подготовленности занимающихся.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 174.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...