Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Методика составления комплекса РГСтр 1 из 2Следующая ⇒
РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА Характеристика упражнений РГ Ритмическая гимнастика – традиционный вид гимнастики оздоровительно-развивающей направленности, основанный на подчинении двигательных действий задающему ритм и темп музыкальному сопровождению. Ритмическая гимнастика представляет собой систему гимнастических упражнений, включающую упражнения общеразвивающего характера, циклические движения (ходьбу, бег, подскоки и прыжки, танцевальные элементы), выполняемые в заданном темпе и ритме. В настоящее время этот вид гимнастики пользуется широкой популярностью, как среди взрослых, так и среди школьников. Результаты многочисленных исследований подтверждают, что у ритмической гимнастики есть большие возможности применения на уроках физической культуры в школе. Воздействие ритмической гимнастики на организм занимающихся можно определить как комплексное. Поскольку упражнения носят поточный характер, то нагрузка ложится, прежде всего, на сердечно-сосудистую и дыхательную системы и опорно-двигательный аппарат. Движения и их соединения совершенствуют двигательные возможности, расширяют двигательный опыт, формируют правильную осанку и рациональную походку, воспитывают общую культуру движений, при определенных условиях могут привить эстетические вкусы. В процессе выполнения комплексов совершенствуются выносливость, подвижность в суставах, силовые качества, координационные способности. В целом направленное воздействие ритмической гимнастики заключается в поддержании здоровья (по теории валеологии – в «зоне устойчивого здоровья»), в гармоничном физическом и функциональном совершенствовании. Веселая, ритмичная музыка, которая является неотъемлемой частью занятий ритмической гимнастикой, не позволяет замечать утомления, превращает нагрузку в радость, а сами занятия – в танцевальную игру. Эмоциональное возбуждение способствует повышению работоспособности, предоставляет возможность выполнить большую по объему и интенсивности мышечную работу. Содержание ритмической гимнастики: – движения отдельными звеньями тела, (поднимания и опускания, сгибания и разгибания, повороты и вращения, махи с разной степенью напряжения); – разновидности ходьбы, бега, подскоки, прыжки; – элементы художественной гимнастики; – танцевально-хореографические элементы. Особенности ритмической гимнастики: 1. Использование упражнений циклического характера, вырабатывающих выносливость: бега, прыжков, танцевальных элементов. 2. Чередование различных музыкальных темпов (от 60 до 120-130 и 150-170 ударов в минуту) с многократным повторением одного и того же движения (от 8 до 32 раз). 3. Фронтальный метод работы, который позволяет поднять моторную плотность занятия до 80% и выше. 4. Возможность конструировать движения и композиции, т.е. присутствует элемент творчества. 5. Стилизация движений, соответствующих требованиям времени, что создает благоприятные условия для воспитания выразительности и развития пластичности. 6. Использование на занятиях современной ритмичной музыки, что создает положительный эмоциональный фон и способствует повышению эмоционального состояния занимающихся; 7. Обучение упражнению идет в основном через показ, благодаря чему не тратится время на объяснение и разучивание упражнений. 8. Отсутствие жестких требований к техническому обеспечению, возможность индивидуального выбора удобной и красивой экипировки, общая «веселая» обстановка делают ритмическую гимнастику популярной и массовой.
Классификация упражненийРГ 1. По возрасту: – дошкольников; – младших школьников; – средних школьников; – старших школьников; – молодежь – до 30 лет; – средний возраст – 30-40 лет; – старший возраст – 40-50 лет.
2. По уровню нагрузки: – развивающая; – восстановительная; – поддерживающая.
3. По целевой направленности: – общеразвивающая; – танцевальная; – силовая; – психо-регулирующая;
4. По видам упражнений: – в положении стоя (на месте, с продвижением); – в «партере» (в положении сидя, лежа на боку, на животе, на спине, в упоре стоя на коленях); – у опоры; – с предметами (мяч, обруч, гимнастическая палка); – с отягощениями (набивные мячи, гантели, резиновый бинт);
Формы проведения РГ Современная ритмическая гимнастика как самостоятельный вид гимнастики с характерной методикой и правилами организации занятий имеет широкое применение в самых разнообразных формах.
Формы проведения ритмической гимнастики: · утренняя зарядка; · физкультурная пауза в течение рабочего или учебного дня; · комплексы на уроках физической культуры; · индивидуальные самостоятельные занятия; · урок ритмической гимнастики (секционные занятия); · спортивная разминка или часть тренировочного занятия. Каждая из этих форм занятий имеет свои особенности. Для утренней зарядки характерны простейшие движения отдельными звеньями тела, беговые шаги на месте и подскоки, танцевальные движения, полуприседания, наклоны и повороты, покачивания и встряхивания руками, невысокие легкие взмахи. Все это сопровождается музыкой, задающей невысокий темп и ненапряженный ритм.
Физкультурная пауза в течение рабочего или учебного дня проводится, чтобы дать срочный активный отдых, предупредить или ослабить утомление, сохранить работоспособность. Комплекс ритмической гимнастики состоит из 7-8 упражнений, повторяемых несколько раз в течение 5-10 мин. Комплексы составляются с учетом специфики деятельности в течение рабочего или учебного дня. При подборе упражнений необходимо учитывать: а) рабочую позу (стоя или сидя), б) положение туловища (согнутое или прямое, свободное или напряженное); в) рабочие движения (быстрые или медленные, амплитуда движения, их симметричность или асимметричность, однообразие или разнообразие, степень напряженности движений); в) характер трудовой деятельности (нагрузка на органы чувств, психическая и нервно-мышечная нагрузка, сложность и интенсивность мыслительных процессов, эмоциональная нагрузка, необходимая точность и повторяемость движений, монотонность труда). Место физкультурной паузы и количество повторений зависит от продолжительности рабочего дня и динамики работоспособности.
Ритмическая гимнастика на уроках физической культуры используется в соответствии с учебными задачами и содержанием программного материала для каждого урока. Во вводной части урока в комплекс ритмической гимнастики включаются разновидности ходьбы, бега и их сочетания с продвижением и на месте, общеразвивающие упражнения средней интенсивности. В основной части комплекс составляется из специальных упражнений на развитие физических качеств (различных видов силовых способностей, гибкости). Дозировка и интенсивность упражнений должны соответствовать возрасту и уровню физической подготовленности учащихся. В заключительной части урока физической культуры в форме ритмической гимнастики могут выполняться спокойные виды ходьбы, мягкие плавные танцевальные движения, релаксационные упражнения. Индивидуальные самостоятельные занятия. Внешне комплексы ритмической гимнастики довольно просты. Однако для самостоятельных занятий требуется предварительная подготовка: консультации у специалистов, изучение правил подбора упражнений, составления комплексов, установления уровня допустимой нагрузки, а также управления ею во время занятия, овладение приемами самоконтроля.
Урок ритмической гимнастики. Наиболее эффективной формой занятия ритмической гимнастикой является урок (секционное занятие). Он строится по стандартной схеме и содержит вводную, основную и заключительную части. Вводная часть (или разминка)составляет 10-15% времени урока и содержит разогревающие упражнения общего воздействия и локальные движения для отдельных звеньев тела. Содержание вводной части: а) стилизованные виды ХБ на месте и с небольшим продвижением; б) полуприседы; подъемы на носки; в) наклоны, повороты головы; г) движения руками. Как правило, эти упражнения сочетаются друг с другом, соединяются в связки и выполняются с небольшой амплитудой в среднем и быстром темпе. Основная часть занимает 80-85% времени урока и предполагает характерную проработку различных мышечных групп и воздействие на основные функциональные системы специальными упражнениями (повороты и наклоны туловища, выпады, приседания, махи ногами). Основная часть может состоять из нескольких серий: две серии: 1 – беговая серия (бег, подскоки, танцевальные шаги с постепенным увеличением темпа и продолжительности каждого вида); 2 – общеразвивающие упражнения в положении стоя. три серии: 1 – общеразвивающие упражнения в положении стоя; 2 – беговая серия (беговые упражнения, переход на ходьбу и дыхательные упражнения; 3 – упражнения в партере для развития гибкости и силы. четыре серии: 1 – беговая серия; 2 – общеразвивающие упражнения в положении стоя; 3 – беговая серия; 4 – упражнения в партере. Заключительная часть составляет – 5% времени занятия и направлена на успокоение и расслабление. Выполняются упражнения на расслабление, растягивание, акцентированное на удлиненном выдохе спокойное дыхание. Как дополнение возможно использование приемов аутогенной тренировки или медитации. Как правило, эти упражнения выполняются в положении сидя, лежа. В заключительную часть можно включать также спокойную ходьбу, медленные движения руками, несложные танцевальные элементы. Содержание и продолжительность отдельных частей и урока ритмической гимнастики в целом могут варьироваться в зависимости от типа урока и решаемых задач. Спортивная разминка. Ритмическая гимнастика как вариант разминки имеет широкое применение во многих видах спорта, особенно в тех, где соревновательная деятельность связана с использованием музыкального сопровождения и оценкой качества выполнения упражнений (точность и законченность, амплитуда и пластичность, красота и легкость движений). В комплексы включаются упражнения с учетом специфики мышечной деятельности и отражающие стилистику конкретного вида спорта. За условную единицу комплекса упражнений обычно принимают отдельное движение звеном тела: а) движения головой: повороты в стороны, поднимание и опускание подбородка, наклоны вперед, назад, в стороны, круговые движения; б) движения руками: поднимания и опускания, сгибания-разгибания, скрестные, рывковые, круговые, вращательные. Различные по характеру –напряженные и расслабленные; одновременные и поочередные, симметричные и ассиметричные с различным сочетанием действий кистями, предплечьями, плечами; в) движения туловищем: прогибы, наклоны и повороты, покачивания, волнообразные движения, сгибания и разгибания – с различным сочетанием действий в тех или иных частях позвоночного столба, плечевого пояса и тазобедренной области; г) движения ногами: поднимания и опускания, сгибания и разгибания, махи с прямыми и в разной степени согнутыми ногами, с разным сочетанием действий стопами, коленями, бедрами. Все эти движения сходны с теми, что выполняются в качестве общеразвивающих, но в ритмической гимнастике они более свободны и стилизованы. По сложившейся методике каждое отдельное движение может иметь несколько вариантов выполнения с постепенно увеличивающейся координационной сложностью. Например: наклоны – сначала наклоны со статичным положением рук, потом наклоны с движением руками и далее пружинистые наклоны в сочетании с поворотами. Каждое упражнение повторяется не менее 8 – 16 раз (во все стороны). Методика составления комплекса РГ Составление комплекса ритмической гимнастики требует большой подготовительной работы, эффективность которой зависит не только от профессиональной грамотности и опыта учителя, но и технических возможностей, имеющихся в его распоряжении. Работа может проходить по трем направлениям: 1) запись музыки → подбор упражнений; 2) разработка упражнений → подбор музыки; 3) импровизационное конструирование комплекса по ходу занятия. Методика составления комплекса 1 (музыка → упражнения) 1. Подобрать фонограммы с четким ритмом и яркой выразительной мелодией. Определить темп музыки, выделяя акценты. Распределить фонограммы для вводной, основной и заключительной частей урока с учётом продолжительности звучания. 2. Записать фонограммы в определенной последовательности. 3. Подобрать упражнения в соответствии с темпом музыки и направленностью комплекса; 4. Выполнить каждое упражнение под музыку, уточняя наиболее удобный ритм движений, амплитуду и варианты выполнения; 5. Выучить последовательность упражнений в комплексе; 6. Выполнить весь комплекс под музыку, корректируя дозировку и совпадение упражнений с началом музыкальной фразы. 7. Выполнить с занимающимися упражнения комплекса без музыки, обращая внимание на правильность выполнения наиболее сложных упражнений, на исходные и конечные положения, амплитуду. 8. Выполнить комплекс с занимающимися под музыку.
Методика составления комплекса 2 (упражнения → музыка) 1. Определить длительность комплекса в целом и каждой части. 2. Подобрать упражнения для каждой части. 3. Найти музыкальное сопровождение для каждой цепочки упражнений. 4. Выполнить цепочки упражнений под музыку, определить рациональную дозировку и переходы к следующему упражнению в соответствии со структурой музыкальных фонограмм. 5. Записать музыку в нужной последовательности, исключая резкие изменения темпа, паузы. 6. Опробовать весь комплекс под музыку, при необходимости внести коррективы. 7. Выполнить с занимающимися упражнения комплекса без музыки, обращая внимание на правильность выполнения наиболее сложных упражнений, на исходные и конечные положения, амплитуду. 8. Выполнить комплекс с занимающимися под музыку. Методика составления комплекса 3 (импровизация) 1. Запись фонограмм с четким ритмом и яркой выразительной мелодией в нужной последовательности без пауз и резких изменений темпа. 2. Выполнение упражнений поточным способом без предварительного разучивания в соответствии с направленностью занятия, акцентируя внимание занимающихся на переходах к каждому следующему упражнению. Такая методика предполагает большой опыт и профессионализм учителя, а также определенный уровень координационной подготовленности занимающихся. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 174. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |