Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ,




ISBN 5-296-00336-5

В пособии предлагается ряд нетрадиционных тренировоч­ных упражнений для всестороннего воздействия на ребенка с нарушением речи.

Это дыхательная гимнастика, игровые артикуляционные упражнения с шариком и ложкой, упражнения для развития движений кисти и пальцев рук с резинкой и поролоновым мя­чиком и, наконец, общеразвивающие комплексные разминки.

Упражнения просты в выполнении и доступны, не требуют специальной подготовки и сложного оборудования. Могут вы­полняться ребенком не только с педагогом, но и с родителями.

Предназначено для логопедов, воспитателей и родителей.

ББК 743

ISBN 5-296-00336-5  © Коноваленко В.В., Коноваленко СВ., 2003

© Оформление. ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2003



Введение

Успешная коррекционная работа может быть осуществлена только при наличии достаточно высокой познавательной актив­ности, при высоком уровне развития тонкой, общей и артикуля­ционной моторики, достаточном уровне сформированности про­странственных ориентировок. Для этого необходим комплексный подход к обучению и коррекции речевых нарушений. С этой це­лью должны быть объединены усилия всех специалистов, а так­же родителей детей, имеющих нарушения речи.

Работа с ребенком должна быть динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных , так и нетрадицион­ных игровых приемов в коррекционной логопедической работе с детьми.

Предлагаем вашему вниманию ряд нетрадиционных упражне­ний для развития слухового внимания и фонематического воспри­ятия, речевого дыхания, тонкой и артикуляционной моторики, общей координации движений.

Упражнения с шариком и ложками просты и не требуют спе­циальных навыков. Они могут выполняться как логопедом, так воспитателем и родителями. Шарик должен быть строго индиви­дуальным и после каждого занятия промываться теплой водой с мылом.

Комплексные разминки и дыхательно-голосовая гимнастика могут выполняться логопедом и воспитателем на коррекционной часе, а также дома родителями. Упражнения выполняются с постепенным наращиванием темца и усложнением. Предлагаемые комплексы содержат дыхательно-координационные упражнения, сочетанные артикуляционные и пальчиковые упражнения, а так­же упражнения для развития слухового внимания и фонемати­ческого восприятия. Необходимо отметить, что регулярное вы-^ полнение дыхательных упражнений является также профилак- -тикой острых респираторных заболеваний.

Различные виды графических звуковых диктантов использу­ются нами для дифференциации звуков, развития слухового вни­мания, фонематического восприятия, а также в качестве тренин­га произвольности и совершенствования графических навыков детей. Могут использоваться как в работе логопеда, так и в само­стоятельной домашней работе с родителями.

Предлагаемые нетрадиционные упражнения апробировались логопедом Юнусовой С.Н. (ДОУ №77 компенсирующего вида ЗАО г. Москвы), Евграфовой И.В. (ДОУ № 908 компенсирующего вида СВАО г. Москвы).


 


2-1994


3


1. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Выполняется стоя, руки свободно опущены.

1. Плечи поднять— вдох, опустить— выдох.

2. Свести лопатки — вдох, развести — выдох.

3. Плечи вперед — вдох, назад выдох.

4. Правое плечо поднять — вдох, опустить — выдох. То же с левым плечом.

5. Наклон вправо — вдох, выпрямиться — выдох. То же влево.

6. Скручивание вправо — вдох, исходное положение вы­
дох. То же влево (ноги не отрываются от пола, таз неподви-

ЯССЫ |#

7. Круговые движения плечами вперед, затем назад — дыхание свободное.

8. Закрыть указательным пальцем правой руки правую ноздрю — вдох, выдох. Затем закрыть ноздрю средним паль­цем, безымянным...(остальные пальцы согнуты и прижаты к ладони).

То же с левой ноздрей и левой рукой.

9. Вдох — руки вверх, подняться на носки.

Выдох — теплый воздух выдыхается с длительным зву­ком ХХХХ или Ш Ш Ш Ш, руки при этом свободно опуска­ются вниз («задуть свечу»).

10. Вдох — руки вверх, выдох с силой.

Теплый воздух выдыхается тремя порциями X — X — X или Ш — Ш— Ш («задуть три свечи»).

11. Вдох— руки вверх.

Выдох длительный, холодная воздушная струя по подбо­родку вниз со звуком С С С С — руки при этом медленно опус­каются вниз.

12. Аналогично холодный воздух выдыхается тремя пор­
циями со звуком С — С — С.









УПРАЖНЕНИЯ, СОВЕРШЕНСТВУЮЩИЕ АРТИКУЛЯЦИОННУЮ МОТОРИКУ

В дополнение к общепринятым артикуляционным и пальчиковым упражнениям предлагаемые нетрадиционные упражнения носят игровой характер и вызывают положи­тельные эмоции у детей.

Упражнения с шариком,

(диаметр шарика 2 3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел, рис. 1)

1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на паль­цах обеих рук веревке языком вправо — влево.

2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).

3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натяну­та горизонтально

4. Язык — «Чашечка», цель — поймать шарик в «Ча­шечку».

5. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выпле­вывая» его.

6. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.

7. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.



Рис. 1


 



Упражнения с двумя шариками

(диаметр шариков не более 1,5 см, рис. 2)

1. Двигать поочередно шарики вправо и влево по гори­зонтально натянутой руками веревке.

2. Веревка натянута горизонтально, шарики толкать поочередно вверх и вниз.

3. Веревка натянута вертикально, быстро подталкивать нижний шарик вверх.

4. Ловить оба шарика в « Чашечку ».

5. Поймать шарики губами и расположить их во рту так, чтобы один оказался за правой щекой, а другой за левой. Напрягая щеки, толкать шарики.

Примечание.

1. Используются пластмассовые шарики из детских по­гремушек российского производства при наличии сертифи­ката качества.

2. Шарики, веревочки, ложки строго индивидуальны.

3. Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно про­мывается теплой водой с детским мылом и просушивается салфеткой.

 

 








Упражнения с ложкой

1. Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и впра­во, соответственно поворачивая руку с ложкой.

2. Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.

3. То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть.

4. Язык— «Лопаточка». Похлопывать выпуклой час­тью чайной ложки по языку;

5. Толчками надавливать краем ложки на расслаблен­ный язык.

6. Ложкой, плотной стороной плотно прижатой к губам, сложенным трубочкой, совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.

7. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против.

8. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и со­вершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.

9. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).

10. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.


 

Рис.2


6


7


3. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТОНКОЙ МОТОРИКИ

1. Сшить кусок мягкой текстильной резинки длиной 4 - 5 см и полученное колечко поочередно надевать на кольцо из большого и указательного пальцев (затем большого и сред­него, безымянного, мизинца). Раздвигать пальцы, растяги­вая резиновое колечко. Перемещать резиновое колечко с кольца из большого и указательного пальца на следующее кольцо из большого и среднего пальца, не помогая себе сво­бодной рукой.

2. Сжимать мягкий поролоновый мячик между ладоня­ми (диаметр мячика 3-4 см).

3. Мягкий поролоновый или резиновый мячик сжимать большим и поочередно остальными пальцами сначала веду­щей (правой), затем левой руки.

4. В коробку с фасолью или крупой поместить несколь­ко мелких игрушек, предварительно показанных ребенку. Затем завязать глаза и предложить ребенку на ощупь найти эти игрушки и, не подсматривая, определить, что это.

5. Мешать воду (крупу, песок и т. п.) каждым пальцем поочередно по часовой стрелке и против, стараясь держать кисть руки неподвижной. (В качестве емкости использовать пластмассовый стаканчик).

6. Предложить ребенку закрасить разными способами (точками, вертикальной или горизонтальной штриховкой) изображенные на альбомном листе контурные геометричес­кие фигуры.

7. На альбомном листе нарисовать крупный квадрат (8 Х8 см) и предложить ребенку закрасить его, например, красными точками.

Не настаивать на продолжении работы.

Через день предложить ребенку продолжить работу на этом же листе и этом же квадрате, только изменив цвет ка­рандаша.

Еще через день опять продолжить работу, взяв другой ка­рандаш. И так до тех пор, пока весь квадрат не окажется зак­рашенным точками. 8


 

8. Отстукивание простых ритмических рисунков поду­шечками пальцев обеих рук по подражанию (взрослый по­казывает одной рукой, ребенок воспроизводит обеими одно­временно). В данном ритме можно проговаривать слоги на отрабатываемые звуки.

9. Приподнимание пальцев поочередно от мизинца ве­дущей руки к мизинцу другой с проговариванием слоговых рядов на отрабатываемые звуки. Ладони при этом плотно прижаты к столу.

10. Рисование различных геометрических фигур в одну сторону обеими руками одновременно. Закрашивание их точками, штрихование горизонтально, вертикально и на­клонно.

11. Рисование мелкой петлей (штрихом, точками и т. д.) обеими руками одновременно различных знакомых предме­тов.

12. Рисование различных животных из геометрических фигур обеими руками одновременно.

13. Повторное рисование различных геометрических фи­гур с закрытыми глазами обеими руками одновременно.

14. Дорисовывание различных рисунков с закрытыми глазами (рисунок выполняется по предварительно тщатель­но рассмотренному и прорисованному с открытыми глазами образцу).

15. Рисование геометрических фигур, элементарных
предметов и знакомых букв в воздухе ладонями и пальцами
рук поочередно, затем обеими руками одновременно.

9










КОМПЛЕКСНЫЕ РАЗМИНКИ

Комплексные разминки желательно проводить несколь­ко раз в день как на занятиях, так и в повседневной жизни. Сначала упражнения выполняются детьми по подражанию и по инструкции, а затем уже самостоятельно (в роли веду­щих выступают все дети поочередно).

Разминка содержит комплекс упражнения для одновре­менной тренировки вестибулярного аппарата, общей коор­динации движений, совершенствования артикуляционной и тонкой моторики, а также дыхательные и голосовые упраж­нения и задания для развития фонематического восприятия.

Время выполнения разминки примерно 5 минут. Внача­ле комплекс может выполняться частично с постепенным увеличением нагрузки.

Комплекс 1

1. Дыхательное упражнение «Ракета»

Глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав друг к другу, подняться на носки, потянуться вверх, задержав ды­хание.

Медленный глубокий выдох со звуком А, руки в такт вы­доху опускаются вниз через стороны.

2. « Улыбка» — согнутые в локтях руки перед грудью ла­
донями вперед, губы и зубы сомкнуты.

Растянуть разомкнутые губы, одновременно развести руки в стороны и произнести длительно, протяжно звук И.

3. «Трубочка»— одновременно с длительным и протяж­ным произнесением звука У (вытянуть губы вперед трубоч­кой) соединить ладони перед грудью, а локти развести в сто­роны.

4. «Болтушка» — рот широко раскрыт, прямые руки подняты вверх.

Одновременно с движениями широкого мягкого языка вперед-назад, и в такт с этими движениями, также вперед-назад двигаются мягкие, расслабленные кисти рук (локти не сгибать).

10


5. «Щелканье» («Цоканье»)языком — прямые руки подняты верх над головой.

По команде одновременно с цоканьем языком сжимают­ся и разжимаются сначала кулаки обеих рук одновременно, затем поочередно то правой, то левой руки.



Коготки»,

7. «Ножницы»— выполняются в тради­ционной манере с дополнительным изменением по команде положения рук:

«Вверх; в стороны; к груди; вниз;

правая вверх — левая вниз;

левая в сторону — правая вверх и т. п.».

8. Игра «Хлоптоп».Услышав звук И — хлопнуть в ладоши, звук Ы — топнуть ногой.

Комплекс2

1. Дыхательное упражнение «Ракета»(см. компл. 1), только выдох выполняется со звуком О.

2. Чередование «Улыбки»и «Трубочки»в сопровожде­нии соответствующих гласных звуков и движений рук (см. компл. 1).

3. «Накажем непослушный язык»— пошлепывание гу­бами кончика широкого языка, губы при этом растянуты в улыбке. Прямые руки подняты над головой, пальцы сжима­ются в кулаки и с силой разжимаются.

4. «Качели»— движение языка вверх-вниз.
Кисти рук при этом также движутся вверх-вниз.

5. «Болтушка»(см. компл. 1), только руки разведены в стороны.

6. «Щелканье» («Цоканье»)языком (см. компл Л)

7. «Коготки»(см. компл. 1).

8. Игра «Хлоптоп».Услышав звукО, хлопнуть вла­доши, на звукУ — топнуть ногой.


Комплекс 3

1. Дыхательное упражнение «Ракета», выдохсо звуком У.

2. Чередование «Улыбки» и «Трубочки»в сопровожде­нии соответствующих гласных звуков и движений рук (см. компл.2).

11


3. Широко открыть рот — руки согнуты в локтях, паль­
цы разведены с силой.

Закрыть рот — пальцы сжать в кулаки.

4. «Качели»— (см. компл.2).

5. «Болтушка»— (см. компл.1,2).

6. «Часики»— руки перед грудью ладонями вперед, пальцы каждой руки плотно прижаты друг к другу.

Движение языка с одновременным движением кистей рук вправо-влево.

7. «Накажем непослушный язык»— покусывание кон­чика широкого языка, губы при этом растянуты в улыбке.

Руки разведены в стороны, кулаки обеих рук сжимаются и разжимаются в такт движениям челюстей.

8. Игра «Хлоптоп».Услышав звук А, хлопнуть в ла­
доши, на звук И — топнуть правой ногой.

Комплекс4

1. Дыхательное упражнение «Ракета».

Только выдох сильный, резкий, руки так же резко в такт выдоху опускаются вниз (выполняется это упражнение пос­ле «Ракеты» с медленным плавным выдохом).

2. Упражнение «Крокодил». Широко раскрывать и зак­рывать рот в сопровождении движений рук, имитирующих
движения пасти крокодила: рот широко открыт — руки вы­
тянуты вперед с плотно соединенными запястьями и разве­
денными кистями, одна вверх, другая вниз, пальцы при этом
напряжены и разведены с силой.

При закрывании рта кисти соединить, плотно сжав ладо­ни и сведя вместе пальцы.

3. Упражнение «Болтушка»(см. компл. 1, 2).

4.    Чередование «Улыбки»и «Трубочки».
«Улыбка»
— руки разводятся в стороны, при этом указа­
тельные пальцы с большими образуют «колечки».

«Трубочка»— руки сгибаются в локтях, пальцы обеих рук собираются в щепоти и соприкасаются на уровне груди.

5. «Накажем непослушный язык»(см. компл. 3).

6. «Качели»(см. компл. 2).

7. «Часики»— см. компл. 3.

12


8. Игра «Хлоп — топ» на различение звонких-глухих согласных.Услышав слог ПА, хлопнуть себя по коленкам, на слог БА легко подпрыгнуть на двух ногах и мягко при­землиться на носки. (То же с другими парами БОПО, ПЫ

БЫ...).











Комплекс 5

1.    Дыхательное упражнение «Геометрические фигуры».
Медленный глубокий вдох через нос. Руки вытянуты впе­
ред (ладонями вперед).

Задержать дыхание.

Медленно выдохнуть со звуком О, руки при этом в такт выдоху рисуют круги.

Задержать дыхание.

Снова глубокий медленный вдох.

Задержать дыхание.

Медленно выдохнуть со звуком А, руки при этом рисуют в воздухе треугольники.

2. Упражнение «Крокодил»(см. компл. 4).

- 3. «Накажем непослушный язык»(см. компл. 2 и 3).

4. «Ножницы»(см. компл. 1).

5. «Коготки»(см. компл. 1).

6. Поочередное сжимание и разжимание кулаков по ко­манде.

7. «Качели»(см. компл. 2).

8. «Часики»(см. компл. 3).

9. Игра «Топтоп».Правой ногой топнуть, когда взрос­лый произносит слог созвуком П, левой — со звуком Б (ПА-БА, БОПО...).



Комплекс 6

1.    Дыхательное упражнение «Ракета».

Во время паузы на вдохе поджать одну ногу, опустить, затем поджать и постараться удержать равновесие на дру­гой ноге, а затем сделать глубокий выдох.

2. Чередование «Улыбки» и «Трубочки»(см. компл. 4).

3. «Болтушка»(см. компл. 1,2).

4. «Ножницы» — «Дощечка» — «Кулачок».

13


«Ножницы»— пальцы с силой разведены, «Дощечка»— плотно прижаты друг к другу, «Кулачок»— пальцы с силой сжимаются в кулаки по ко­мандам взрослого, которые подаются в быстром темпе.

5. «Качели» (см. компл. 2).

6. «Накажем непослушный язык»(см. компл. 2 и 3).

7. «Часики»(см. компл. 3).

8. Игра «Топтоп».Услышав слог со звуком Т, топ­нуть правой ногой, со звуком Д — левой (ТО — ДО, ДУ— ТУ...).

Комплекс7

1. Дыхательное упражнение « Воздушный шарик».

Медленный глубокий вдох через нос, руки через стороны вверх (« надуваем шар»).

Задержать дыхание.

« Сдуть шарик», выдыхая воздух порциями (ХА — ХА — ХА), руки опускаются в такт выдоху рывками.

Задержать дыхание.

Снова сделать глубокий вдох, подняв руки через стороны вверх («надуть шар»).

Задержать дыхание.

Выдохнуть резко, опустив руки через стороны вниз (ХА!).

2. «Крокодил» (см. компл. 4).

3. «Качели»(см. компл. 2).

4. «Болтушка» (см. компл. 1,2).

5. «Часики» (см. компл. 3).

6. Чередование «Улыбки» и «Трубочки»(см. компл. 4).

7. «Ножницы» — «Дощечка» — «Кулачок»(см. компл. 6).


Упражнение «Маляры».

а) Круговые движения языком по губам, сопровождающи­
еся синхронными круговыми движениями кистей рук.

б) То же самое с движениями языка в преддверии рта (рот
закрыт).

в) По зубам (рот раскрыт).

10. Игра «Топтоп»(см. компл. 5, 6).


Комплекс8

1. Дыхательное упражнение «Воздушный шарик»( см. компл. 7).

2. «Качели»(см. компл 2).

3. «Болтушка» (см. компл. 1,2).

4. «Часики» (см. компл. 3).

5. «Накажем непослушный язык»(см. компл 2 и 3).

6. «Маляры»(см. компл. 7).

7. Упражнение«Змея».

Руки согнуты в локтях, кисти охватывают параллельныеплечевые суставы (правая кисть — правое плечо, левая кисть — левое плечо).

Рот закрыт, язык лежит свободно.

Руки резко выбрасываются вперед, пальцы сжаты в щепо­ти, а язык, как змеиное жало, также выбрасывается вперед.

Затем руки медленно сгибаются и возвращаются на пле­чи, язык — «жало» также медленно расслабляется и возвра­щается на место.

8. Проговаривание звуковых рядов, произнесение каж­
дого звука сопровождается определенным жестом:

звукО — пальцы обеих рук образуют «колечки» из боль­шого и указательного пальца;

звукА — ладони перед грудью сложить домиком, боль­шие пальцы соприкасаются;

звукУ — руки перед грудью, ладони плотно прижаты друг

к другу;

звукИ — руки медленно разводятся в стороны.

(Сначала упражнение выполняется с одним, затем с 2-мя, 3-мя, 4-мя звуками).





Комплекс 9

1.   Дыхательное упражнение «Насос».

Руки опущены вниз вдоль туловища.

Медленный вдох через нос — руки при этом скользят вдоль туловища вверх к плечам, сгибаясь в локтях.

Задержка дыхания. Руки согнуты в локтях, кисти рук под мышками.


 


14


15


Медленный выдох через рот со звуком УУУУ. Руки сколь­зят вдоль туловища вниз.

2. «Крокодил»(см. компл. 4).

3. «Болтушка»(см. компл. 2).

4. «Качели»(см. компл. 2).

5. «Часики»(см. компл. 3).

6. «Маляры»(см. компл. 7).

7. «Ножницы» — «Дощечка» — «Кулачок»(см. компл. 6).

8. Угадывание гласного звука по беззвучной артикуляции, произнесение его в сопровождении соответствующих жестов (по памяти) (см. компл. 8).





Комплекс 10

1.Дыхательное упражнение «Веточка».

Медленно поднимите руки вверх, сделайте при этом вдох через нос.

Потянитесь вверх к солнцу — задержите дыхание.

Медленно выдохните через рот, наклоняясь вправо, руки прямые над головой.

Задержите дыхание.

Медленный вдох через нос. Выпрямитесь.

Задержите дыхание.

Медленно выдохните через рот, наклоняясь влево.

Снова задержите дыхание.

2. «Крокодил»(см. компл. 4).

3. Чередование «Улыбки» и «Трубочки»(см. компл. 4).

4. «Болтушка»— см. компл.2

5. Повторяется упражнение 5, комплекс 1.

6. «Качели» —см. компл. 2.

7. «Часики»— см. компл. 3.

8. «Змея»— см. компл. 8.

9. Игра «Топтоп».Проговаривание слоговых рядов в сопровождении соответствующих движений. Слог со звуком Ф — хлопнуть в ладоши, слог со звуком В — стукнуть пят­ками по полу, предварительно поднявшись на носки.



Комплекс 11

1. Дыхательное упражнение «Веточка»(см. компл. 10).

2. «Крокодил»(см. компл. 4).

3. Чередование «Улыбки», «Трубочки», «Рупора».

«Рупор»— зубы слегка разомкнуты, губы слегка вытя­нуты и округлены. Ладони в это время перед грудью сложе­ны корабликом.

«Улыбка»— руки в это время разводятся в стороны, паль­цы поочередно образуют с большим пальцем колечки.

«Трубочка»— пальцы обеих рук собираются в щепоти и соприкасаются на уровне груди.

4. «Качели»(см. компл 2). .

5. «Часики»(см. компл. 3).

6. «Болтушка» (см. компл. 1, 2).

7. «Маляры» (см. компл. 7).

48. «Накажем непослушныйязык» (см. компл. 2, 3). 9. Проговаривание слоговых рядов в сопровождении со­ответствующих движений. Слог со звуком К- стукнуть ку­лаком об кулак, слог со звуком Г- хлопнуть себя по колен­кам.


 


16


17






УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ,










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 175.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...