Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Структурализм -Представители: К.Леви-Стросс, М.Фуко,Ж.Лакан,Ж.Деррида.




Сорокин Питирим. Социокультурная динамика. Социальные страты.Типология культуры.Концепция "волнообразного изменения культуры". Культуры движутся от идеационального типа к гармоническому, смешанному и наконец к чувственному.

2) любое общество можно принять и оценить через призму и универсальность категорий "ИСТИНА,КРАСОТА,ДОБРО,ПОЛЬЗА".

3) за основу типологии взято мировосприятие и мироощущение.

 

Тайлор Э. 1)отождествил понятие "культура" и "цивилизация". 2)дал определение культуры: "культура или цивилизация слагается из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества".3)Периоды в эволюции культуры: "дикость-варварство-цивилизация". 4) "Минимум любой религии являетсяфетишизм".4) "В человеческих институтах исторически слои выражены так же отчетливо как и в отношении пород".

Тойнби А. Работа: "Постижение истории". Теория круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций.Продвижение по пути прогресса связывается с выбором адекватного ответа на вызовы внешних обстоятельств; 2) цивилизации как самозамкнутые дискретные единицы, на которые распадаетсяисторическое существование человечества;3) идея создания универсальной вселенской церкви.

Тоффлер.Работа: "Третья волна","Шок от столкновения с будущим". Автор концепции сверхиндустриальной цивилизации. Выделилз волны цивилизации: аграрную, индустриальную. сверхиндустриальную.

  Тиллих П. Три типа культур: автономную, гетерономную, теономную; считал необходимым создание теологии культуры.

Уайт Лесли. Работа: "Эволюция культуры "(1959. Выделяет 4 подсистемы культуры:  социальную, технологическую, идеологическую, поведенческую.Культурология имеет собственный предмет исследования - содержание общественной жизни. Уайт ввел термин "культурология".

 

  З. Фрейд . Работа "Введение в психоанализ".1) культура основана на отказе удовлетворения желанийбессознательного и существует за счет сублимации энергии либидо; прогресс культуры ведет к уменьшению человеческого счастья и усилению чувства вины из-за растущего ограничения реализации природных явлений.2) Культура основана на запрете влечений и служит двум целям: защите от природы и урегулировании отношений между людьми.

Филмер Нортроп.Основаниями для различения типов культуры служит рациональный и интуитивный типы мировосприятия. Западная и восточная культурыим были выделены.

  Фробениус Л. Морфология культуры. Ввел понятие "культурного круга", представив культуры как порожденные природными условиями организмы, которые проходят определенные ступени развития: растение - животное -человек.

Шарден Пьер Т. "Феномен человека".

 

Хейзинга И. Игровая концепция культуры. "Человек играющий".; "Осень Средневековья".В этой работе автор утверждает, что подлинная культура - это средневековая цивилизация - основа современной цивилизации, а Ренессанс - это завершение средневековья. В его работе " В тени завтрашнего дня" речь идет о соотношении культуры и цивилизации. Культура это игра, свободная деятельность.В цивилизации игровой элемент утрачен, общества ввергнуты в хаос и варварство.

Ч.Хой Форт. Теория палеоконтактов.

Шлезингер А.Процесс изменений в культуре подобен колебаниям маятника между либерализмом и консерватизмом.

Швейцер А. Работа:"Культура и этика". Главное: 1) противопоставлял культуру и цивилизацию;2) призывал к культурно-нравственному обновлению человечества, выдвигая тезис благоговения перед жизнью; 3) считал, что органическое слияние этики с культурой может обеспечить прогресс человечества.

Шпенглер О . Работа "Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории".". Главное: Противопоставлял культуре цивилизацию.Считал, что существует множество культур; у каждой душа, форма, идеи, манера;период упадка - период цивилизации, переход от творчества к бесплодию, от органических деяний и механической работе;1)социальные процессы, последовательно происходящие в различных цивилизациях - аналогичны.2) каждый культурный тип самодостаточен, существует обособленно, замкнуто, изолированно.Каждая культура с неизбежностью проходит одни и те же этапы и порождает одни и те же явления, но окрашенные в своеобразные тона, присущие только ей.

3) славянский, американский, японский, австралийский тип культуры; особый тип культуры - русско-сибирский.Закатом культуры является цивилизация, несущая мировые войны и тоталитарные системы господства.

 

Элиот Т. Разработал концепцию "культурного элитаризма", выделил в вертикальном срезе культуры два уровня: высший и низший, в зависимости от степени признанности культуры; под культурой он понимал образ жизни, который вести могут только избранные - элита.

 

Юнг К.Г. Архетипы "прообразы коллективного бессознательного".Работа "Современность и будущее" об опасности растущей технической цивилизации.Катастрофе человеческой культуры в связи с техническим прогрессом.

Ясперс К. Работа: "Истоки истории и ее цель". Вводит понятие "осевое время" / 800 -200 гг. до н.в./ Осевое время обозначает период, когда возникли предпосылки , позволившие человеку стать таким, какой он есть; для всех народов были найдены рамки понимания их исторической значимости.

 

Вторая часть тестовых заданий.

1.Антропологический подход в культуре (основоположник антр.подхода - амер.этнограф Франц Боас /1858-1942/ разработал свой "исторический метод - эмпирический метод" описание культурных феноменов и накопление эмпирических данных.

Антропология культуры . Культура понимается как совокупность обычаев, традиций, привычек, учреждений. Установка на понимание своей и чужой культуры.

2.Социальная антропология .А.Кребер. Главное этнологический анализ культуры от фактов к гипотезам; отрицание способности культурных феноменов к усовершенствованию и признание уникальности культуры. Попытки сравнительного анализа элементов культуры (Рэдклиф, Малиновский). К.Леви-Строс (социальная антропология приобретает черты семиотич.науки).

Социальная культурологияизучает цивилизационные формы бытия культуры:ее нормы, традиции, социальные институты.

Направления в культурологии:

1.Эволюционизм (Тайлор, Спенсер,Дж. Фрэзер,Л.Морган) .

2.Неоэволюционизм (Дж.Стюарт,Дж.Мердок)

3.Функционализм ( Б.Малиновский, Рэдклиф -Браун )

4.Диффузионизм ( Ф.Гребнер, Л.Фробениус)

5.Структурализм (К.Леви-Строс, М.Фуко, Ж.Лакан, Ж.Деррида).

6.Психологическая антропология (З.Фрейд,Э.Фромм,К.Юнг,В.Вунд)

7.Игровая концепция культуры (Й.Хейзинге, Х.Ортега-и-Гассет,Г.Гессе)

8.Семиотическое направление (Э.Кассирер, Ю.Лотман)

9.Методологическое (А.Кребер, К.Клакхон)

10.Диалогическое (В.Библер)

11.Антропологическое (М.Мид)

12.Религиозная культурология (Ж.Маритен,М.Буббер)

13.Культурный релятивизм (М.Херсковец).

 

КУЛЬТУРОЛОГИЯ - интегративная дисциплина, изучающая содержание общественной жизни людей.

Методы исследования в культурологии:

Исторический; сравнительно-исторический; морфологический; цивилизационно-типологический; структурно-функциональный; семиотический; структуральный.Дискрептивно-классифицирующий метод исследования культуры описывает элементы и черты культуры, а не ее саму. как систему.

Модели социокультурных изменений: эволюционная, волновая, циклическая.Первой в истории была циклическая.

Антропосоциогенез - процесс возникновения и развития человека как социального существа.

Аккультурация - процесс взаимовлияния культур, а также результат этого влияния, заключающийся в восриятии одной из культур (обычно менее развитой) элементов другой или в возникновении новых культурных явлений.

Архетип ы-прообразы, составляющие содержание коллективного бессознательного в концепции Г.Юнга.

Библия - греч. книги

Знак -это материальный предмет ( явление, событие), выступающее в качестве объективного заместителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (знаний, информации). О знаках и символах писал Кассирер.

Мимесис - подражание

Коран - читать

Культурология - наука о наиболее общих закономерностях развития культуры.

 Культуракак самостоятельное явление впервые была рассмотрена лишь во второй половине 18 века в эпоху Просвещения.

Символ - универсальная категория, раскрывающаяяся через сопоставление предметного образа и глубинного смысла.

Ценность -общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая задает образцы и стандарты поведения и оказывает влияние на выбор между поведенческими альтернативами.Т.Парсонс писал, что ценность - это представление о желательном, влияющем на выбор поведенческой альтернативы.

Проблема ценностей разработанав философии и социологии, антропологии Э.Дюркгейм,Дж.Дьи,Т.Парсонс,В.Келер)

Функции культуры: преобразующая,защитная,коммуникативная. познавательная. информационная, нормативная.

Европейская традиция становления культурологии с конца 18-начала 19 века в Германии. И.Гердер культуру связал со степень развития наук и просвещения.

Семиотика - наука о знаковых системах или семиозисе культуры.Разработали: Ч.Моррис,Ф.де Соссюр.Русская ветвь семиотики - А.Потебня,Г.Шпет,Ю.

Текст - все, что создано искусственно (книги, рукописи, картины,одежда и другое, что еще иначе называется артефактами.

Этнография - народ

Этнографический периодв антропологии - с 1800-1860

Фетишизм - ранняя форма религии, сущность которой состоит в поклонении неодушевленным предметам, обладающим сверхестественными свойствами.

Шкалы, используемые в культурологии(1-25 лет,25-30 лет,48-55 лет,100 лет и более).

Тотемизм- ранняя форма религии, сущность которой состоит в поклонении какому-либо животному или растению и вере в свое происхождение от него.

Язык - способ коммуникации; средство мышления

Язык культуры- это те средства, знаки,формы, символы,тексты,которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры.

Языки культуры: естественные, искусственные, вторичные (миф, религия, искусство)

Синкретизм - нерасчлененность, слитность искусства, мифологии, религии, характеризующая первоначальное состояние первобытной культуры

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 387.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...