Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Структурализм -Представители: К.Леви-Стросс, М.Фуко,Ж.Лакан,Ж.Деррида.Стр 1 из 4Следующая ⇒
Сорокин Питирим. Социокультурная динамика. Социальные страты.Типология культуры.Концепция "волнообразного изменения культуры". Культуры движутся от идеационального типа к гармоническому, смешанному и наконец к чувственному. 2) любое общество можно принять и оценить через призму и универсальность категорий "ИСТИНА,КРАСОТА,ДОБРО,ПОЛЬЗА". 3) за основу типологии взято мировосприятие и мироощущение.
Тайлор Э. 1)отождествил понятие "культура" и "цивилизация". 2)дал определение культуры: "культура или цивилизация слагается из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества".3)Периоды в эволюции культуры: "дикость-варварство-цивилизация". 4) "Минимум любой религии являетсяфетишизм".4) "В человеческих институтах исторически слои выражены так же отчетливо как и в отношении пород". Тойнби А. Работа: "Постижение истории". Теория круговорота сменяющих друг друга локальных цивилизаций.Продвижение по пути прогресса связывается с выбором адекватного ответа на вызовы внешних обстоятельств; 2) цивилизации как самозамкнутые дискретные единицы, на которые распадаетсяисторическое существование человечества;3) идея создания универсальной вселенской церкви. Тоффлер.Работа: "Третья волна","Шок от столкновения с будущим". Автор концепции сверхиндустриальной цивилизации. Выделилз волны цивилизации: аграрную, индустриальную. сверхиндустриальную. Тиллих П. Три типа культур: автономную, гетерономную, теономную; считал необходимым создание теологии культуры. Уайт Лесли. Работа: "Эволюция культуры "(1959. Выделяет 4 подсистемы культуры: социальную, технологическую, идеологическую, поведенческую.Культурология имеет собственный предмет исследования - содержание общественной жизни. Уайт ввел термин "культурология".
З. Фрейд . Работа "Введение в психоанализ".1) культура основана на отказе удовлетворения желанийбессознательного и существует за счет сублимации энергии либидо; прогресс культуры ведет к уменьшению человеческого счастья и усилению чувства вины из-за растущего ограничения реализации природных явлений.2) Культура основана на запрете влечений и служит двум целям: защите от природы и урегулировании отношений между людьми. Филмер Нортроп.Основаниями для различения типов культуры служит рациональный и интуитивный типы мировосприятия. Западная и восточная культурыим были выделены. Фробениус Л. Морфология культуры. Ввел понятие "культурного круга", представив культуры как порожденные природными условиями организмы, которые проходят определенные ступени развития: растение - животное -человек. Шарден Пьер Т. "Феномен человека".
Хейзинга И. Игровая концепция культуры. "Человек играющий".; "Осень Средневековья".В этой работе автор утверждает, что подлинная культура - это средневековая цивилизация - основа современной цивилизации, а Ренессанс - это завершение средневековья. В его работе " В тени завтрашнего дня" речь идет о соотношении культуры и цивилизации. Культура это игра, свободная деятельность.В цивилизации игровой элемент утрачен, общества ввергнуты в хаос и варварство. Ч.Хой Форт. Теория палеоконтактов. Шлезингер А.Процесс изменений в культуре подобен колебаниям маятника между либерализмом и консерватизмом. Швейцер А. Работа:"Культура и этика". Главное: 1) противопоставлял культуру и цивилизацию;2) призывал к культурно-нравственному обновлению человечества, выдвигая тезис благоговения перед жизнью; 3) считал, что органическое слияние этики с культурой может обеспечить прогресс человечества. Шпенглер О . Работа "Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории".". Главное: Противопоставлял культуре цивилизацию.Считал, что существует множество культур; у каждой душа, форма, идеи, манера;период упадка - период цивилизации, переход от творчества к бесплодию, от органических деяний и механической работе;1)социальные процессы, последовательно происходящие в различных цивилизациях - аналогичны.2) каждый культурный тип самодостаточен, существует обособленно, замкнуто, изолированно.Каждая культура с неизбежностью проходит одни и те же этапы и порождает одни и те же явления, но окрашенные в своеобразные тона, присущие только ей. 3) славянский, американский, японский, австралийский тип культуры; особый тип культуры - русско-сибирский.Закатом культуры является цивилизация, несущая мировые войны и тоталитарные системы господства.
Элиот Т. Разработал концепцию "культурного элитаризма", выделил в вертикальном срезе культуры два уровня: высший и низший, в зависимости от степени признанности культуры; под культурой он понимал образ жизни, который вести могут только избранные - элита.
Юнг К.Г. Архетипы "прообразы коллективного бессознательного".Работа "Современность и будущее" об опасности растущей технической цивилизации.Катастрофе человеческой культуры в связи с техническим прогрессом. Ясперс К. Работа: "Истоки истории и ее цель". Вводит понятие "осевое время" / 800 -200 гг. до н.в./ Осевое время обозначает период, когда возникли предпосылки , позволившие человеку стать таким, какой он есть; для всех народов были найдены рамки понимания их исторической значимости.
Вторая часть тестовых заданий. 1.Антропологический подход в культуре (основоположник антр.подхода - амер.этнограф Франц Боас /1858-1942/ разработал свой "исторический метод - эмпирический метод" описание культурных феноменов и накопление эмпирических данных. Антропология культуры . Культура понимается как совокупность обычаев, традиций, привычек, учреждений. Установка на понимание своей и чужой культуры. 2.Социальная антропология .А.Кребер. Главное этнологический анализ культуры от фактов к гипотезам; отрицание способности культурных феноменов к усовершенствованию и признание уникальности культуры. Попытки сравнительного анализа элементов культуры (Рэдклиф, Малиновский). К.Леви-Строс (социальная антропология приобретает черты семиотич.науки). Социальная культурологияизучает цивилизационные формы бытия культуры:ее нормы, традиции, социальные институты. Направления в культурологии: 1.Эволюционизм (Тайлор, Спенсер,Дж. Фрэзер,Л.Морган) . 2.Неоэволюционизм (Дж.Стюарт,Дж.Мердок) 3.Функционализм ( Б.Малиновский, Рэдклиф -Браун ) 4.Диффузионизм ( Ф.Гребнер, Л.Фробениус) 5.Структурализм (К.Леви-Строс, М.Фуко, Ж.Лакан, Ж.Деррида). 6.Психологическая антропология (З.Фрейд,Э.Фромм,К.Юнг,В.Вунд) 7.Игровая концепция культуры (Й.Хейзинге, Х.Ортега-и-Гассет,Г.Гессе) 8.Семиотическое направление (Э.Кассирер, Ю.Лотман) 9.Методологическое (А.Кребер, К.Клакхон) 10.Диалогическое (В.Библер) 11.Антропологическое (М.Мид) 12.Религиозная культурология (Ж.Маритен,М.Буббер) 13.Культурный релятивизм (М.Херсковец).
КУЛЬТУРОЛОГИЯ - интегративная дисциплина, изучающая содержание общественной жизни людей. Методы исследования в культурологии: Исторический; сравнительно-исторический; морфологический; цивилизационно-типологический; структурно-функциональный; семиотический; структуральный.Дискрептивно-классифицирующий метод исследования культуры описывает элементы и черты культуры, а не ее саму. как систему. Модели социокультурных изменений: эволюционная, волновая, циклическая.Первой в истории была циклическая. Антропосоциогенез - процесс возникновения и развития человека как социального существа. Аккультурация - процесс взаимовлияния культур, а также результат этого влияния, заключающийся в восриятии одной из культур (обычно менее развитой) элементов другой или в возникновении новых культурных явлений. Архетип ы-прообразы, составляющие содержание коллективного бессознательного в концепции Г.Юнга. Библия - греч. книги Знак -это материальный предмет ( явление, событие), выступающее в качестве объективного заместителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (знаний, информации). О знаках и символах писал Кассирер. Мимесис - подражание Коран - читать Культурология - наука о наиболее общих закономерностях развития культуры. Культуракак самостоятельное явление впервые была рассмотрена лишь во второй половине 18 века в эпоху Просвещения. Символ - универсальная категория, раскрывающаяяся через сопоставление предметного образа и глубинного смысла. Ценность -общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая задает образцы и стандарты поведения и оказывает влияние на выбор между поведенческими альтернативами.Т.Парсонс писал, что ценность - это представление о желательном, влияющем на выбор поведенческой альтернативы. Проблема ценностей разработанав философии и социологии, антропологии Э.Дюркгейм,Дж.Дьи,Т.Парсонс,В.Келер) Функции культуры: преобразующая,защитная,коммуникативная. познавательная. информационная, нормативная. Европейская традиция становления культурологии с конца 18-начала 19 века в Германии. И.Гердер культуру связал со степень развития наук и просвещения. Семиотика - наука о знаковых системах или семиозисе культуры.Разработали: Ч.Моррис,Ф.де Соссюр.Русская ветвь семиотики - А.Потебня,Г.Шпет,Ю. Текст - все, что создано искусственно (книги, рукописи, картины,одежда и другое, что еще иначе называется артефактами. Этнография - народ Этнографический периодв антропологии - с 1800-1860 Фетишизм - ранняя форма религии, сущность которой состоит в поклонении неодушевленным предметам, обладающим сверхестественными свойствами. Шкалы, используемые в культурологии(1-25 лет,25-30 лет,48-55 лет,100 лет и более). Тотемизм- ранняя форма религии, сущность которой состоит в поклонении какому-либо животному или растению и вере в свое происхождение от него. Язык - способ коммуникации; средство мышления Язык культуры- это те средства, знаки,формы, символы,тексты,которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры. Языки культуры: естественные, искусственные, вторичные (миф, религия, искусство) Синкретизм - нерасчлененность, слитность искусства, мифологии, религии, характеризующая первоначальное состояние первобытной культуры
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 387. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |