Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 5. Политическая мысль древнего Китая: даосизм и моизм.




Задание для самостоятельной работы студентов.

1. Изучение и конспектирование работы Зенгера Х. ф. Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. М., 1995. Конспект стратагемы и 2 примера на каждую стратагему.

2. Конспект «Политики» Аристотеля.

Сдача конспектов не позднее 8 декабря 2014г.

История политических учений древнего Востока и античности.

Тема 1. Введение в Историю политических учений.

Лекция. 8 сент.

1. История предмета.

2. Функции, методы и межпредметные связи курса истории политических учений.

3. Периодизация курса.

4. Обзор учебно-методической литературы.

Рекомендуемая литература ко всему курсу.

· Антология мировой политической мысли. В пяти томах. Под ред. Г.Ю. Семигина. М., 1997.

· Антология мировой правовой мысли. В пяти томах. Под ред. В.Н. Кудрявцева, Г.Ю. Семигина. М., 1998.

· Грацианский П.С. Хрестоматия по истории политических учений. Вып. I., М., 1972.

· Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология. Учебник для студентов юридических вузов. Главы 2-4. М., 2000.

· Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России. XI-XII века. М., 1995.

· История политических и правовых учений. Под ред. проф. О.Э. Лейста. М., 1999.

·  История политических и правовых учений. Под ред. чл.-корр. РАН, проф. В.С. Нерсесянца. М., 2000.

· История политических учений. В трех выпусках. Под ред. проф. О.В. Мартышина. М., 1994, 1996 и 2000.

· Мухаев Р.Т. Хрестоматия по теории государства и права, политологии, истории политических и правовых учений. М., 2000.

· Политическая теория и политическая практика. Словарь-справочник. Под ред. проф. А.А. Миголатьева. М., 1994.

· Политическая энциклопедия. В двух томах. М., 1999.

· Политология; Энциклопедический словарь // Ю.И. Аверьянов. М., 1993.

· Чичерин Б.Н. Политические мыслители древнего и нового мира. М., 1999.

 

 

Тема 2. Политическая мысль древней Индии: Артхашастра.

Работа с документами.

Семинар. 15 сент.

 

1. Индия в эпоху Ашоки и династии Маурьев.

2. Артхашастра как памятник политической мысли.

3. Функции царя.

4. Назначение министров и роль тайных агентов.

5. Управление государством разными способами (по пятому и шестому отделу).

6. Внешняя политика.

7. Военное дело.

 

Рекомендуемая литература.

 

1. Каутилья. Артхашастра или наука о политике. М., 1959; М., 1993.

2. Бонгард-Левин. Г. М. Древнеиндийская цивилизация. М., 2000.

3. Бонгард-Левин. Г. М. Древняя Индия: История и культура. М., 2008.

4. Бонгард-Левин. Г. М. Индия: этнолингвистическая история, политико — социальная структура, письменное наследие и культура древности. М., 2003.

5. Бонгард-Левин. Г. М. Индия эпохи Маурьев. М., 1973.

6. Бонгард-Левин Г. М., Ильин. Г. Ф. Индия в древности. С. — Пб., 2001.

7. Васильев Л. С. История востока. Т.1. М., 1993.

8. Васильев Л. С. История религий Востока. М., 2000.

9. Вигасин А. А. Источниковедческие проблемы изучения «Артхашастры» // ВДИ. М., 1972, № 1.

10. Вигасин А. А., Дандамаев М. А., Кузищин В. И. и др. История Древнего Востока. М., 2001.

11. Вигасин А. А., Самозванцев А. М. «Артхашастра» (проблемы социальной структуры и права). М., 1984.

12. Ильин Г. Ф. Шудры и рабы в древнеиндийских сборниках законов // ВДИ. 1950. № 2.

13. Лелюхин Д. Н. Концепция идеального царства в «Артхашастре» Каутильи // Государство в истории общества: (к проблеме критериев государственност). М., 1998; То же: М., 2001.

14. Лелюхин Д. Н. Государство и администрация в «Артхашастре» Каутильи // Альтернативные пути к цивилизации. М., 2000.

15. Неру Д. Открытие Индии. М., 1989. кн. 1.

16. Самозванцев А. М. Теория собственности в древней Индии. М., 1978.

17. Самозванцев А. М. «Артхашастра» III. 10.8-17: Опыт интерпретации правового текста. // Вестник древней истории 1983, № 4.

18. Самозванцев А. М. «Артхашастра» и дхармашастра: право и проблемы интеграции жанров // Вестник древней истории 1984, № 2.

19. Шарма Р. Ш. Древнеиндийское общество. М., 1987.

 

Методические рекомендации.

 

При подготовке к семинару необходимо начать с обзора социально-экономических и политических процессов древней Индии (IV-III вв. до н.э.) и остановиться на создании трактата Артхашастра, а также его открытии и научном изучении.

 

 

Политическая мысль древней Индии.

Лекция. 15 сент.

1. Особенности развития политической мысли древней Индии.

2. Политическое учение ведизма.

3. Политическая мысль брахманизма.

4. Буддизм: история и основные идем.

5. Буддизм: направления и эволюция.

 

Рекомендуемая литература.

1. Андросов В. П. Буддизм.

2. Васильев Л. С. История востока. Т.1. М., 1993.

3. Васильев Л. С. История религий Востока. М., 2000.

4. Ермакова Т. В., Островская Е. П. Классический буддизм.

5. Ригведы. Избранные гимны. М., 1972.

6. Торчинов Е. А. Введение в буддологию. СПб., 2005.

7. Законы Ману. М., 1960.

                                                                                  

 

Тема 3. Политическая мысль древнего Китая: конфуцианство.

Лекция. 22 сент.

 

1. Источники и историография по истории конфуцианства.

2. Особенности развития политической мысли древнего Китая.

3. Конфуций: биография и труды.

4. Трансформация учения Конфуция и политические идеи Мэн-Цзы.

5. Конфуцианство сегодня.

 

Рекомендуемая литература.

 

1. Конфуций. Луньюй. Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Том 1. М., 1972.

2. Конфуций. Лунь Юй. М., 2009. Или любое другое издание.

3. Конфуций. Я верю в древность. М., 1995.

4. Конфуций. Уроки мудрости. Сочинения. М., 1998.

5. Конфуций. Изречения. Книга песен и гимнов. М., 2006.

 

6. История китайской философии. М., 1989. Гл. 2-7.

7. Васильев Л. С. История востока. Т.1. М., 1993.

8. Васильев Л. С. История религий Востока. М., 2000.

9. Малявин В. В. Конфуций. М., 1992.

10. Переломов Л. С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М., 1981.

11. Переломов Л. С. Конфуций: Жизнь, учения, судьба. М., 1993.

 

Учение Конфуция о государстве (по книге «Лунь Юй»).

Семинар. 22 сент.

 

1. Происхождение государства согласно Конфуцию.

2. Типология государств по Конфуцию.

3. Отношение к законам и правилам.

4. Образ идеального правителя Цзюн Цзы.

5. Структура управления и образ чиновника.

6. Роль местного самоуправления в государстве и положение простых людей.

 

 

Рекомендуемая литература.

 

1. Конфуций. Луньюй. Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Том 1. М., 1972.

2. Конфуций. Лунь Юй. М., 2009. Или любое другое издание.

3. Конфуций. Я верю в древность. М., 1995.

4. Конфуций. Уроки мудрости. Сочинения. М., 1998.

5. Конфуций. Изречения. Книга песен и гимнов. М., 2006.

 

6. История китайской философии. М., 1989. Гл. 2-7.

7. Васильев Л. С. История востока. Т.1. М., 1993.

8. Васильев Л. С. История религий Востока. М., 2000.

9. Малявин В. В. Конфуций. М., 1992.

10. Переломов Л. С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М., 1981.

11. Переломов Л. С. Конфуций: Жизнь, учения, судьба. М., 1993.

 

Методические рекомендации.

 

Первые два вопроса посвящены государству, необходимо рассмотреть причины возникновения государства по Конфуцию, виды государств. Что такое датун и сяокан? По третьему вопросу требуется дать обзор роли традиций в конфуцианском обществе, насколько традиции ли сильнее закона фа, какова причина столь неуважительного отношения Конфуция к закону? При ответе на четвертый вопрос надо не только дать характеристику Цзюн цзы, но и его антиподу Сяо-жэнь. Какими качествами должны обладать идеальный правитель по мнению Конфуция? По пятому вопросу: какой видел Конфуций систему управления в древнем Китае, какой образ чиновника создает Конфуций, какова была роль сословия шэньши в древнем Китае? Рассматривая шестой вопрос, необходимо остановиться на следующих аспектах: отношение Конфуция к крестьянству, роль общин фу-лао и сань-лао, насколько самостоятельны в своих решениях сельские общины? Есть ли у народа право на восстание? При каких обстоятельствах?

 

 

Тема 4. Политическая мысль школы фа-цзя (легизм).

Лекция. 29 сент.

1. Политические идеи Гунсунь Яна.

2. Правовая доктрина Хань Фэя.

3. Шэнь Бухай.

4. Синтез конфуцианства и легизма.

 

Рекомендуемая литература.

 

1. Переломов Л. С. Легистская концепция «равенства перед законом» и ханьская бюрократия // Китай: общество и государства. М., 1973.

2. История китайской философии. М., 1989. Гл. 2-7.

3. Книга правителя области Шан. М., 1968.

4. История китайской философии. М., 1989. Гл. 2-7.

5. Васильев Л. С. История востока. Т.1. М., 1993.

6. Васильев Л. С. История религий Востока. М., 2000.

 

Тема 5. Политическая мысль древнего Китая: даосизм и моизм.

Лекция. 29 сент.

 

1. Личность Лао-Цзы и исторические споры о его существовании.

2. Принцип у-вэй как основа политической деятельности.

3. Управление государством.

4. Идеи патриархальности и пацифизма.

5. Моизм и Мо-Цзы.

 

Рекомендуемая литература.

1. Лао Цзы. Да дэ дзинь.

2. История китайской философии. М., 1989. Гл. 2-7.

 

3. Васильев Л. С. История востока. Т.1. М., 1993.

4. Васильев Л. С. История религий Востока. М., 2000.

5. Ключарева О. Тайны Вселенной Дао. М., 2006.

6. Кобзев А. И. Ван Янмин и даосизм // Дао и даосизм в Китае. М., 1982. С. 80-106.

7. Маслов А. А. Даосские символы // Китай: колокольца в пыли. Странствия мага и интеллектуала. М., 2003. С. 70-82.

8. Рыков С. Ю. Учение о знании у поздних моистов // Общество и государство в Китае: XXXIX научная конференция. М., 2009. С.237-255.

9. Семененко

10. Спирин В.С. "Любовь" и математика в "Мо-цзы" // Письменные памятники и проблемы истории культуры народов Востока. X. М.,1974.

11. Стулова Э. С. Даосская практика достижения бессмертия // Из истории традиционной китайской идеологии. М., 1984. С. 230-270.

12. Титаренко М.Л. «Древнекитайский философ Мо Ди, его школа и учение». М., 1985.

13. Титаренко М.Л. Мо-цзы и ранние моисты о процессе познания // Вопросы философии.1964. № 11.

14. Ткаченко Г. А. Даосизм и школа имен в традиции древнекитайской мысли // Методологические и мировоззренческие проблемы истории философии стран Востока. Ч.I. М., 1996.

15. Торчинов Е.А. Даосизм. СПб., 1999.

16. Шкуркин П. В. Очерк даосизма: Даосизм. Ба Сянь // Вестник Азии. 1925. № 53. С.121-125.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 246.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...