Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Различия в положениях стандартов ISO-9000 и концепции ТQМ




Положения стандартов ISO 9000 Положения концепции TQM
1 Нет необходимости в ориентации на определенного потребителя Ориентация на определенного потребителя
2 Ориентация на технические системы и процедуры Ориентация на философию, концепции, инструменты и методологию
3 Вовлечение всех сотрудников не обязательно Вовлечение всех сотрудников – обязательное условие
4 Ответственность за качество оформлена документально и может возлагаться на подразделение в целом, например, на отдел качества Каждый сотрудник организации ответственен за качество
5 В основном, статичность процессов и корпоративной культуры Подразумевается постоянное изменение процессов и культуры организации

 

Система TQM помимо постоянного планового изучения рын­ка предусматривает также постоянное плановое изучение воз­можности повышения качества производства, производитель­ности труда, удовлетворенности сотрудников и общества. С этой целью формируются проекты по усовершенствованию, созда­ются специальные проектно-ориентированные организацион­ные структуры, изучаются и реализуются возможности по усо­вершенствованию.

Цикл всеобщего управления качеством аналогичен циклу уп­равления качеством продукции (рис. 2.9).

В основе системы TQM лежат четыре стратегии:

• ведущая роль высшего руководства в управлении качеством;

• обучение качеству, привлечение к управлению, мотивация и изучение интересов сотрудников;

• ориентация на интересы покупателей и повышение произ­водительности труда;

• разработка программ в целях постоянного улучшения каче­ства и оценка результатов.

Основное же отличие стандартов ISO 9000 от концепции ТОМ состоит в том, что стандарты, в первую очередь, направлены на сни­жение вероятности сделать что-либо неверно, в то время как ТQM является вершиной современных методов управления качеством и ориентирована на дальнейшее повышение качества продукции, когда уже достигнут некий уровень качества.

Для интегрального оценивания деятельности предприятий разных отраслей, подчинения и величины используются Национальные и Международные премии по качеству.

 

 

Планирование совершенствования Анализ изменяющихся требований потребителей, общества, сотрудников и организации Анализ внутренних возможностей организации по улучшению качества Расчет перспективных затрат на качество

Реализация

совершенствования

Определение приоритетов среди процессов, подлежащих корректирующим воздействиям

Создание команды по совершенствованию процесса

Уточнение задач

Сбор данных

Причинно-следственный анализ

Планирование и осуществление решения, документирование

Оценка результатов

Стандартизация

 
Самооценка Критерии: национальные и международные премии по качеству, внутрифирменная система баллов

 

Рис. 2.9. Цикл всеобщего управления в системе TQM [5]

 

В Европе с 1992г. по результатам конкурса среди лауреатов национальных премий по качеству присуждается Европейская премия по качеству. При этом методом экспертной оценки определяется количество баллов из максимума, который установлен по каждому критерию (рис. 2.10).

 

 


 

Рис.2.10. Модель делового совершенства EFQM

 

В Украине конкурсы за достижения в области качества с 1996г. проводит Украинская ассоциация качества. В качестве основы Украинской национальной премии принята Европейская премия по качеству.

Национальные премии по качеству в Украине и других странах проводятся ежегодно. Победители получают символ премии (статуэтку, приз, диплом), которые могут использоваться с целью рекламы. Одновременно победители должны распространять свой опыт по управлению качеством.

Украинская премия по качеству присуждается на Днях качества в Киеве. В праздничной церемонии принимают участие руководители государства и отраслей народного хозяйства.

 

 

Стандарты ISO серии 14000

Проблемы окружающей среды по своей природе являются международными и могут быть решены только на международном уровне, поэтому все законы, нормативные документы и стандарты этого направления должны базироваться на одной и той же научной и методической основе.

В связи с этим ISO в 1993 г. был создан комитет ТС 207, ответственный за подготовку стандартов по управлению окружающей средой, которые могут быть использованы во всех сферах бизнеса.

Первые стандарты серии 14000, которые устанавливают общие критерии для оценки соответствия систем управления окружающей среды (EMS), были опубликованы ISO в сентябре 1996 г. С тех пор наработан ряд основных соответствующих стандартов:

Стандарты ISO серии 14000, так же как и  стандарты ISO серии 9000 являются базовыми, то есть они могут применяться как на производстве, так и организациями, которые предоставляют услуги в массовом и индивидуальном порядке. Они фиксируют, что должна сделать организация для регулирования влияния на окружающую среду, но не обязывают, как это необходимо делать.

Во время разработки стандартов ІSО серии 14000 ТС/ІSО 207 координировал свою деятельность с ТC/ІSО 176. Поэтому обе системы (ISO серии 9000 и ІSО серии 14000) легко интегрируются в систему управления производством. Сходство между этими системами обеспечивается тем, что обе системы

- возглавляются руководством;

- являются частью политики компании;

- сосредоточиваются скорее на предупреждении, чем выявлении и коррекции дефектов;

- направлены на развитие и усовершенствование деятельности предприятия;

- стремятся к повышению конкурентоспособности компании;

- призваны обеспечить полное согласование собственных интересов с требованиями внешних потребителей.

Одновременно с развитием стандартов серии ISO 9000 дополнялись и развивались стандарты ISO 14000.

Центральным документом стандарта ISO 14000 является ISO 14001 -«Спецификация (требования) и руководство по использованию систем экологического менеджмента». Соответствие систем экологического менеджмента организации всем требованиям данного стандарта подле­жит оценке и подтверждению посредством специальной процедуры сер­тификации. Этим предполагается, что соответствие или несоответствие данным требованиям документов, подготовленных конкретной органи­зацией, может быть установлено с высокой степенью определенности.

Стандарт ISO 14001 содержит требования к системе экологического менеджмента (рис. 2.11), основанные на цикле PDCA (Деминга), рассмотренные ранее.

Требования к экологической политике Требование 1: Экологическая политика Требование 2: Экологические аспекты Требование 3: Правовые и другие требования Требование 4: Целевые и плановые экологические показатели Требование 5: Программы управления ООС Совокупность требований по внедрению и функционированию Требование 6: Структура и ответственность Требование 7: Обучение, осведомленность и компетентность Требование 8: Коммуникация (связь) Требование 9: Документация системы управления ООС Требование 10: Управление документацией и операциями Требование 11: Подготовленность к аварийным ситуациям и реагирование на них Требования по проведению проверок и корректирующих действий Требование 12: Мониторинг и измерения Требование 13: Несоответствия и корректирующие, а также предупреждающие действия Требование 14: Зарегистрированные данные Требование 15: Аудит системы управления ООС Требования к анализу со стороны руководства Требование 16: Анализ со стороны руководства

Рис. 2.11. Требования стандарта ISO 14001

 

Все остальные стандарты серии ISO 14000 имеют рекомендательный характер и в этом смысле являются вспомогательными. Струк­тура стандартов серии ISO 14000 представлена в таблице 2.3.

Таблица 2.3










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 259.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...