Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Эксплуатация, обслуживание, ремонт пожарных рукавов




использование всасывающих рукавов

 

Всасывающие рукава размещаются на пожарных автомобилях в пеналах, а на мотопомпах в специально отведенных местах.

Укомплектовывать автомобиль неисправными и грязными рукавами запрещается.

Для удобства извлечения рукавов из пеналов и предохранения их от истирания под рукава подкладывают прокладочные ленты. При извлечении рукавов из пеналов не допускается их сбрасывание на землю во избежание механических повреждений.

При заборе воды с пирса или крутого берега водоема рекомендуется использовать вторую (разгрузочную) веревку, привязывая ее за горловину сетки. Разгрузочная веревка воспринимает вес воды, находящейся во всасывающей линии, и помогает избежать повреждения всасывающих рукавов.

Для предотвращения замерзания воды в рукавах всасывающей линии при длительной работе пожарного насоса на небольших расходах часть воды следует сбрасывать обратно в водоем через напорный рукав, присоединенный к свободному патрубку насоса.

При прокладке всасывающей линии необходимо следить за тем, чтобы в места соединения не попадал песок, земля и т.п., нарушающее герметичность. Не следует допускать резких перегибов, механических повреждений рукавов, запрещается перемещение рукавов волочением.

При работе на пожарах и учениях не допускать попадания на рукава нефтепродуктов и едких химических веществ.

Использование напорных рукавов

 

Напорные рукава укладывают в отсеки кузова пожарного автомобиля в соответствии с инструкцией по эксплуатации автомобиля.

Рукава, расположенные на катушках, закрываются специальным чехлом из плотной водонепроницаемой ткани.

При прокладке рукавных линий необходимо следить, чтобы рукава не имели резких перегибов, не допускать прокладки рукавов по острым или горящим (тлеющим) предметам, поверхностям, залитым горюче-смазочными материалами или химикатами. Прокладывать рукавные линии в лестничных клетках следует между маршами, не загромождая при этом

проходы и лестницы. Прокладка рукавных линий по улице, дороге, двору, должна производиться по возможности на непроезжей части, а через железнодорожные или трамвайные пути - под рельсами между шпалами. В местах движения автотранспорта рукава должны защищаться рукавными мостиками.

При прокладке рукавных линий через заборы, окна и другие препятствия, где возможны резкие перегибы рукавов, следует использовать рукавное колено (седло)

Для разгрузки вертикальной рукавной линии, прокладываемой по стене, внутри здания или по пожарной лестнице, необходимо применять рукавные задержки из расчета одной задержки на рукав.

Запрещается сбрасывать на рукавные линии части разбираемых конструкций, а также сбрасывать рукава с крыш и верхних этажей зданий. Рукава должны переноситься пожарными, спускаться с высоты при помощи веревок или других приспособлений.

Во избежание разрывов рукавов от гидравлических ударов подавать воду в рукавную линию следует путем постепенного открытия клапанов напорных патрубков насоса и разветвлений. Запрещается резко повышать давление в насосе, а также резко перекрывать ствол.

При возникновении течи в рукаве она должна быть немедленно устранена путем установки рукавных зажимов. В зависимости от размера дефекта рукава могут использоваться следующие рукавные зажимы:

а) ленточный зажим для ликвидации течи из отверстий диаметром до 2 см или разрывов длиной до 3 см;

б) корсетный зажим для ликвидации течи из продольных разрывов длиной до 10 см.

В качестве зажима может быть использован также отрезок рукава того же диаметра длиной 15-20 см, который до навязки головок одевается на рукав.

При появлении течи во время работы на пожаре, давление в рукаве сбрасывается, и отрезок (зажим) перемещается на место дефекта рукава.

После окончания тушения пожара при сборке рукавов зажимы снимают, а место течи отмечают химическим карандашом.

В зимнее время после окончания тушения пожара необходимо воду немедленно слить из рукавов. Вмерзшие в лед рукава следует отогреть паром, горячим воздухом или применять компресс из коммы, смачиваемой горячей водой. Перед складыванием рукавов места сгибов необходимо оттаять. В случае сплошного промерзания рукавов сборку их проводить без сгибов и переломов, при этом перевозку рукавов надо производить на грузовых автомобилях с прицепами или на санях с подсанками, укладывая рукава во всю длину.

3.3. Техническое обслуживание пожарных рукавов

 

Техническое обслуживание - это комплекс профилактических мероприятий, проводимых с целью поддержания пожарных рукавов в исправном состоянии. При выявлении дефектов рукавов одновременно производится их ремонт.

Техническое обслуживание, ремонт и хранение пожарных рукавов может производиться на рукавных базах (постах) или в пожарных частях.

Обслуживание рукавов , находящихся в эксплуатации

Оттаивание (отмочка)

Доставленные на рукавную базу (пост) или в часть использованные на пожаре или учении рукава должны полностью оттаять в теплом помещении. Для этого может быть использована ванна с водой, рис. 15 Чтобы ускорить процесс оттаивания, ванна закрывается сверху крышками и в нее подается горячая вода. Эта же ванна используется для отмочки загрязненных рукавов.

Мойка

После оттаивания или отмочки рукава подаются на мойку. Мойке должны подвергаться все типы напорных рукавов. Рукавомоечная машина, рис.16, устанавливается, как правило, на торце ванны. Для заправки рукава в машину необходимо открыть крышку, развести моющие щетки, через входное окно вставить рукав, привести метки в рабочее положение, закрыть крышку, открыть клапан подачи воды и включить электропривод щеток. В случае сильного загрязнения рукав пропускается через рукавомоечную машину несколько раз до полного удаления грязи.

Ремонт всасывающих рукавов

  • Всасывающие рукава следует ремонтировать, если они не соответствуют требованиям испытаний, а также при наличии механических повреждений (проколы, абразивный износ, смятие спирали) и других неисправностей.
  • При ослаблении натяжения хомутов, крепящих рукава к всасывающим головкам, они подтягиваются с помощью ключа и контрятся гайкой.
  • При потере герметичности и внешних повреждениях ремонтируют рукава одним из способов, в зависимости от характера повреждения:
  • а) наклеиванием заплат на наружную поверхность рукава клеевыми составами;
  • б) вулканизацией сырой резиной.
  • Наружная поверхность рукава, изношенная на глубину до проволочной спирали, ремонтируется наложением кольцевых или ленточных заплат из прорезиненного полотна с помощью обувных клеев (например, клеи "Ропид-5" ТУ 201-28-39-88, УР-2 ТУ 201 РСФСР 109-79 или другие) или любой технической ткани, приклеиваемой с помощью хлориновой ткани.
  • Ремонт рукавов, получивших повреждение в виде сквозных проколов и порезов длиной до 10 мм, производится наложением заплат на наружную поверхность. Места вокруг прокола на поверхности рукава зачищаются и обезжириваются бензином или другим растворителем. Вырезаются заплаты из прорезиненного полотна или вулканизованной резины толщиной 1,5-2,0 мм диаметром 50-60 мм или прямоугольной формы размером 60х60 мм со скругленными углами, зачищаются и обезжириваются. На зачищенное место поверхности рукава и заплату наносится по одному тонкому слою клея, дается выдержка 10-12 мин на его высыхание до "отлила', после чего заплата вручную или с помощью держателя наклеивается на подготовленное место и прижимается усилием от руки в течение 1-2 мин.
  • Несквозные проколы (порезы) заполняются клеем, наносится слой клея вокруг прокола и на заплату из резины или прорезиненного полотна и заплата приклеивается аналогично изложенному выше.
  • Ремонт сквозных разрывов требует вскрытия стенки рукава с наружной стороны путем последовательного вырезания и удаления слоев, составляющих стенку. При этом последующие слои вырезают ступеньками, соблюдая порядок, при котором каждый нижележащий слой вырезается на ширину и длину, большую вырезанной части вышележащего слоя. Для удобства работы верхние слои стенки рукава по мере вырезки негодных участков отгибают вверх. После этого поврежденный участок рукава сушат и подготавливают к ремонту.
  • Зачищают и промывают с обеих сторон подготовленную для ремонта заплату из листовой резины. По размерам заплата должна перекрывать поврежденный участок рукава на 30-35 мм во всех направлениях.
  • После просушки на заплату и ремонтируемый участок рукава наносят тонкий слой клея, подсушивают и заплату приклеивают.
  • Резиновая заплата второго слоя рукава должна быть на 12-20 мм больше вырезанного слоя ремонтируемого участка. Это обеспечивает возможность выполнения шва внахлестку. Процесс подготовки и наложения этой заплаты тот же, что и первого слоя.
  • Раскрой и обклейка всасывающего рукава прорезиненной тканью и наружной обкладкой проводятся так, чтобы обкладка 2-з раза обернула отремонтированный участок и перекрыла место разрыва на рукаве на длину 200-250 мм с каждого конца. Для лучшего прилегания наружной обкладки к поверхности рукава рекомендуется на время сушки поверх обкладки намотать веревку, воспроизводя спиральную форму рукава.
  • Деформация металлической спирали рукава устраняется деревянным или резиновым молотком на круглой оправке.
  • Для ремонта способом вулканизации необходимо иметь специальные приспособления, позволяющие зажимать ремонтируемый участок рукава в аппарате без изменения его формы, с усилием до 100 кг на 10 см длины рукава (рис. 21).
  • Отремонтированные рукава подвергают гидравлическим испытаниям не ранее чем через 24 часа после окончания ремонта.

Ремонт напорных рукавов

  • В процессе эксплуатации напорные рукава получают повреждения: проколы, прожоги, разрывы, протиры каркаса, которые могут быть устранены ремонтом. Ремонту подвергают вымытые, высушенные рукава.
  • Напорные рукава ремонтируют следующими способами: вулканизацией; с применением клеев; при помощи хлориновой ткани.

 

 Ремонт вулканизацией

  • Вулканизацией сырой резиной можно ремонтировать прорезиненные и льняные рукава с продольными и поперечными разрезами на вулканизационном аппарате любой конструкции.
  • Для проведения ремонта вулканизацией необходимо иметь:
  • - вулканизационный аппарат со струбцинами;
  • - волосяную жесткую щетку;
  • - ножницы, нож сапожный, молоток деревянный или резиновый;
  • - 3-5 деревянных подкладок;
  • - кисть для клея;
  • - клей, бензин;
  • - суровые нитки и комплект иголок.
  • Ремонт вулканизацией осуществляется одним из следующих способов:
  • Первый способ:
  • Место разрыва на рукаве зашивают суровыми нитками крестообразным швом и накладывают заплату из ткани
  • Шов должен начинаться на расстоянии 15-20 мм от края разрыва, а стежки отстоять один от другого на расстоянии 8-10 мм. Затем шов разравнивают и уплотняют деревянным молотком;
  • Заплату вырезают из льняного рукава, длина ее должна быть на 60 мм, а ширина на 35-40 мм больше места разрыва рукава. Если заплата вырезана из прорезиненного рукава, то резиновый слой следует удалить. Приклеиваемая сторона заплаты должна быть чистой и сухой.
  • Вулканизационный резиновый клей приготавливают из сырой клеевой резины, которую растворяют в авиационном бензине. Сырую клеевую резину нарезают мелкими кусками, помещают в плотно закрывающуюся банку и заливают авиационным бензином в соотношении: з кг бензина на 1 кг резины, полученная смесь отстаивается в течение суток. По истечении этого срока набухшую резину тщательно перемешивают и в смесь еще заливают такое же количество бензина, после чего 2-3 часа смесь снова тщательно перемешивают до получения однородной массы клея.
  • Ремонтируемое место рукава и заплата обезжириваются путем тщательной протирки ветошью, смоченной в бензине, ацетоне или другом растворителе.
  • На ремонтируемое место и заплату кистью наносят 5-7 слоев клея общей толщиной не более 1 мм, причем каждый слой следует просушивать до такого состояния, когда к клеевой поверхности не будут прилипать волоски сухой щетки. После просушки последних слоев клея на рукаве и заплате, заплата накладывается на ремонтируемое место и равномерно прижимается к нему легкими ударами резинового молотка.
  • Участок рукава с наложенной заплатой кладут на плиту вулканизационного аппарата заплатой вниз и плотно прижимают к плите струбциной, под которую подкладывают деревянную доску (подкладку) размером, превышающим заплату.
  • Рукав с заплатой выдерживают в аппарате при температуре 130-140"Св течение 35-40 мин.
  • Второй способ:
  • Заплату изготавливают из сырой резины и прорезиненного полотна “Чефер” (применяется для ремонта автомобильных шин). После подготовки ремонтируемого места на рукаве, на него кладут сырую резину толщиной 2мм, а на нее полотно “Чефер”. Размер заплаты из сырой резины должен быть на 20-25 мм больше размеров поврежденного участка по всем направлениям, а заплата из полотна "Чефер" должна перекрывать заплату из сырой резины на 15-20 мм по всем сторонам.
  • Наложенную заплату из сырой резины и полотна "Чефер" тщательно прикатывают к рукаву, после чего вулканизируют в течение 25 мин. при температуре 130-140"С.
  • Третий способ:
  • Рукава, получившие большие продольные и поперечные разрывы, которые невозможно отремонтировать предыдущими способами, ремонтируют соединением "встык" по следующей технологии:
  • - поврежденный участок рукава вырезается так, чтобы поверхность среза была перпендикулярной оси рукава;
  • - от рукава того же диаметра, что и ремонтируемый, отрезается заготовка длиной 140-150 мм ;
  • - внутренняя поверхность стыкуемых концов рукавов, предварительно вымытых и высушенных, зачищается и обезжиривается. Та же операция производится с наружной поверхностью заготовки, на которую наносится слой резинового клея;
  • - в рукав вводится приспособление (рис .23) таким образом, чтобы заготовка наполовину входила в одну и другую части стыкуемого рукава. На место стыка надвигается опорное кольцо.
  • - перед нагревом в полости приспособления создается давление воздуха, равное 0,4 - 0,5 МПа, которое поддерживается в течение всего процесса вулканизации;
  • - после вулканизации давление в полости "А" снижается до нуля, рукав извлекается из приспособления, опорное кольцо снимается и вставка извлекается из рукава.

Ремонт с применением клеев










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 756.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...