Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 5.Поэтическая традиция классического Китая и образы природы в ней. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Поэзия гор и вод –Шань шуй ши. Коллизия «служба - сущность человека» как основа пейзажной лирики. Антитеза «службы - поэзия». Понимание природы как сакрализованного космоса. Феномен поэзии отшельничества (Ван Вэй). Основные представители пейзажной поэзии (Тао Дзянь, Тао Юаньмин, Шэнь Юэ, Юй Сянь). Тема 6. Поэзия садов - принципы ландшафтной архитектуры средневекового Китая. История становления китайского пейзажного сада. Феномен дома-сада как единство утилитарного и эстетического. Сад как микрокосм. Архитектура природных форм. Хаос и миропорядок в пейзажных садах. Основные элементы и принципы организации пространства пейзажного сада: гора, водный поток, растение, постройка; принцип экранирования и метаморфозы. Буддизм и его влияние становление китайского пейзажного сада. Буддистский монастырь как образец ландшафтной архитектуры. Даосская традиция и ее влияние на ландшафтную архитектуру. Феномен частного сада как места уединения. Сад –картина. Пейзажные сады Сучжоу эпохи Мин (1368 - 1644 гг.) и Цин (1644 - 1911 гг.) - "Чжочжэнъюань" ("Сад удалившегося от дел чиновника"), "Лююань" ("Оставляющий у себя сад"), "Ваншиюань" ("Сад рыбака") "Хуаньсюшаньчжуан" ("Усадьба в живописном окружении гор"), "Шицзылинь" ("Львиная чаща"), "Ипу" ("Цветник искусства"), "Оуюань" ("Сад уединения супружеской пары") и "Туйсыюань" ("Сад последующих размышлений о делах и поступках"). Классический пейзажный сад XVI-XVIII вв. как воплощение сокровенной идеи китайской культуры - воссоздать и превзойти саму природу.
Темы для самостоятельной работы. 1. Пяти-членная модель как универсальный классификационная схема духовной жизни Китая. 2. Композиция и семиотика космологической модели. 3. "Три учения" Китая (по выбору). 4. Основные категории китайской эстетики. 5. Даосизм и его влияние на культурную традицию Китая. 6. Космолого-онтологические и антропологические воззрения даосов. 7. «Учение о сокровенном» и культурное течение «ветра и потока». 8. Пейзажно-лирическая поэзия Китая. 9. Сравнительный анализ китайского и европейского пейзажа. 10. Сады Сучжоу. 11. Классическая живописная традиция в современной художественной культуре Китая. 12. Модель восприятия дикой природы в культуре Китая (на материале пейзажной лирики, пейзажной живописи и пейзажного сада – по выбору). 13. «Служилый человек» как субъект культуры.
4.Контрольные вопросы: Проблема «человек и природа» и космогоническая модель в китайском мировоззрении. 2. Основные элементы и структура космогонической модели. 3. Основные категории китайской культуры. 4. Религиозно-философские учения Древнего Китая как основа модели мира в системе «человек-природа». 5. Природа человека в философии конфуцианства. 6. Даосизм и его влияние на художественную традицию Китая. 7. Китайская пейзажная живопись и ее основные принципы. 8. Стили и средства художественной выразительности пейзажной живописи. 9. Каллиграфия как искусство и ее связь с живописью и поэзией. 10. Основные жанры пейзажной живописи в классической традиции Китая. 11. Поэтическая традиция и феномен чиновника-литератора. 12. Поэзия отшельничества как воплощение антитезы «служба – поэзия».- 13. Пейзажная поэзия, ее основные школы и направления. 14. Буддизм и его влияние на художественную культуру Китая. 15. Основные принципы и формы ландшафтной архитектуры традиционного Китая. 16. Основные элементы пейзажного сада и их символические основания. 17. Проблеме единства эстетического и утилитарного в китайских садах. Сад-дом. 18. Китайский календарь и его значение для мировоззрения Китая. 19. Календарные праздники традиционного Китая. 20. Искусство живописи и искусство сада – сад-картина.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО ВИДАМ И ТЕМАМ РАБОТ
Всего: 48 ч. (28 аудит.)
Форма итогового контроля - зачет Учебно-методическое обеспечение курса. Основная литература. 1. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., Восточная литература,2001 2. Виноградова Н.А. Китайские сады. М.,2004 3. Китайская пейзажная лирика. В 2-х т. М.,1999. 4. Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994. 5. Кравцова М.Е. История искусства Китая . Уч. пособие. СПб., 2004 6. Кравцова М.Е. История культуры Китая СПб., 2003 7. Кравцова М.Е. Поэзия древнего Китая. СПб., 1994. 8. Кульпин Э.С. Человек и природа в Китае М.,1990 9. Малявин В. Китайская цивилизация. М., “Издательство Астрель» 2000. 10. Малявин В. Сумерки Дао. Культура Китая на пороге Нового времени. М., «Издательство Астрель» 2000. 11. Малявин В. Чжуан-цзы. М., Наука, 2005. 12. Слово о живописи из сада с горчичное зерно. М.,2001 13. Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб., 1998
Дополнительная литература. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 206. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |