Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 3.Эстетические аспекты китайской культуры.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Екатеринбург 2006
Утверждаю Проректор ____________ В.П. Прокопьев _____________ (дата)
Программа дисциплины «Человек и природа в китайской культурной традиции» составлена в соответствии с требованиями федерального/национально-регионального (вузовского) компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки: дипломированного специалиста по специальности Философия 030101 бакалавра, магистра по направлению Философия 030101
по циклу «Общепрофессиональных и специальных дисциплин» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Семестр 8 Общая трудоемкость дисциплины _______48______, в том числе: Лекций ______24________________ Семинаров ___________________ Контрольные мероприятия: Зачет _______________
Автор: Юрлова С.В.., к.ф.н., доцент кафедры эстетики, этики, теории и истории культуры Уральского государственного университета им. А.М. Горького
Рекомендовано к печати протоколом заседания кафедры эстетики, этики, теории и истории культуры от 01.02.06 № 8
(С) Уральский государственный университет (С) __Юрлова С.В.., 2005
Введение
Актуальностьи необходимость чтения данного спецкурса определяется рядом причин. Во-первых, проблема взаимодействия культуры и природы является одной из фундаментальных проблем философии культуры. Во-вторых, последние десятилетия в гуманитарном знании активно развивается идея мультикультурности и понимание многообразия мировоззренческих парадигм в различных типах культур. Данный спецкурс расширяет культурный горизонт и позволяет преодолеть сохраняющийся до сих пор европоцентризм в философском анализе культурного многообразия мира. В-третьих, последние десятилетия существенно возрос интерес к восточным культурам, а китайская культура является одним из наиболее целостных вариантов гармонического сосуществования человека и природы, природы и культуры. ЦЕЛЬ КУРСА Целью курса является философско-культурологический анализ системы «человек –природа» как фундаментального основания китайской культурной традиции. ЗАДАЧИ КУРСА 1. Формирование целостного представления о системе «человек - природа» в контексте религиозно-философской мысли Китая. 2. Анализ культурных практик, воплощающих китайскую парадигму взаимодействия человека и природы. 3. Исследование единства религиозно-философской и художественной традиций в китайской культуре.
МЕСТО КУРСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ Курс читается на философском факультете в 8 семестре для студентов специализаций: «Эстетика» и «Философская социолингвистика», выступая дополнением к курсу «Истории философии», опирается на курс «Культурологии», «Эстетики» . «Философии религии».
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА Студенты должны: · владеть понятиями: «традиция»,»художественная традиция»,основными категориями китайской философии («инь», «ян», «дао», «дэ», «ци», « вэнь», «тай цзы», «жэнь», «син», «вэй»). · знать основные закономерности возникновения и развития космо-антропологической мировоззренческой системы Китая, уметь анализировать формы бытия данной системы в контексте культурных практик (в том числе, художественных); - иметь представление об исторических этапах развития философской традиции Китая, основных формах художественной культуры Китая, репрезентативных для парадигмы «культура-природа». Методическая новизна курса определяется активным использованием уникальных наглядных материалов, мультимедийного материала, проведения зачетных мероприятий в форме взаимного обсуждения самостоятельных работ студентов.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Тематический план. Тема I. Фундаментальные принципы китайской классической культурной традиции. Тема 2. Религиозно- философские учения Древнего Китая как основа модели мира в системе «человек –природа» Тема 3. Эстетические аспекты китайской культуры. Тема 4. Китайская пейзажная живопись и ее основные принципы. Тема 5. Поэтическая традиция классического Китая и образы природы в ней. Тема 6. Поэзия садов - принципы ландшафтной архитектуры средневекового Китая.
Содержание курса. Тема I. Фундаментальные принципы китайской классической культурной традиции. Географические и климатические факторы складывания китайской культурной традиции. Структура и особенности китайского языка и письменности. Визуальная природа иероглифа. Разорванность письменного и разговорного языков. Письменный язык как интегрирующее начало китайской культуры. Письменность как основа своеобразия китайского виденья мира (структура, образный и символический характер). Категория "вэнь" (культура, письменность, цивилизованность) и ее космологическая значимость. Основные категории китайской культуры (ю,у, инь, ян, дао, дэ, ци, тай цзы, жэнь, син, вэй). Ритуальное значение письменности для государства. Концепция «небесного мандата». Роль чиновничества как культурно-привелегированного сословия. «Служилый человек» как основной творец и носитель культурной традиции. Феномен чиновника-литератора. Своеобразие понимания традиции: китайская культура как «культура грамматики» (ЮМ Лотман). Каноничность и вариативность как способ существования культурной традиции. Природа как источник культуры. Непрерывность развития китайской культуры как основа устойчивости культурой модели. Тема 2. Религиозно-философские учения Древнего Китая как основа модели мира в системе «человек-природа». Мифологические истоки китайского мировоззрения. Пяти-членная космологическая модель (у-син) как основа понимания единства человека и природы. Основные элементы космогонической модели – пространство-время, первоэлементы, цвет, число, животные, человеческие качества. Китайский календарь и календарные праздники. Натурализм китайской мысли. Отсутствие оппозиций "духовное – материальное", "духовное – телесное". Рационализация космогонической модели в даосизме ("Чжуан-цзы" и "Дао-Дэ цзин"). Категория "Дао" ("Путь"). Единство человеческого общества и космического универсума. Идея антропокосма. Триада "Небо – Земля – Человек" (сань цай). Отсутствие дуализма субъекта и объекта. Китайская философия как философия жизни. Своеобразие философствования и фигура мудреца –учителя. Возвышение разума и стремление к высшим ценностям бытия как цель философии. Проблема «природа – человек» как главная проблема китайской философии. Даосизм как философия и выражение национального самосознания. Проблема «человек и природа» в даосской философской традиции. Пантеизм китайской философской мысли. Проблема природы человека в конфуцианской философии. Категория Дао в трудах Конфуция. Этика и ритуал в китайской традиции. Буддистская традиция и ее модификации в контексте китайской культуры. Тема 3.Эстетические аспекты китайской культуры. Своеобразие эстетического отношения как отношения сосуществования («хочешь написать камень –стань камнем»). Творчество художника как основное средство воплощения Дао. Общение с природой как способ возврата к себе восстановления гармонии мира и человека. Антитеза «Служба-поэзия». Особое понимание природы пейзажа в китайском классическом искусстве. Видо-жанровая структура китайского искусства. Доминирование видов искусства, связанных с умением владеть кистью (живопись, каллиграфия, поэзия). Чиновник - художник-мудрец. Тема 4.Китайская пейзажная живопись и ее основные принципы. Диалектика бытия и небытия как основа эстетики китайской живописи. Категории китайской пейзажной живописи (Ци, ДаоТай Цзы). «Шесть законов» и «шесть достоинств» живописи. Основные элементы пейзажа – «горы-воды», дерево, человек (хижина). Стиль и изобразительные средства: 1)Принципы организации пространства китайского пейзажа: «высокие дали, «глубокие дали», «широкие дали»; 2)линия как основа выразительности, 3)темповая характеристика, символика. Северная и южная школа пейзажной живописи. Основные жанры пейзажной живописи: горы-воды, цветы и птицы, «живопись четырех благородных» (бамбука, орхидеи, хризантемы, «мэйхуа»). Каллиграфия как единство слова и изображения. Единство каллиграфии, живописи и поэзии. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 196. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |