Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 3.Эстетические аспекты китайской культуры.




Екатеринбург

           2006

 

 

Утверждаю

Проректор

____________

В.П. Прокопьев

_____________

      (дата)

 

Программа дисциплины «Человек и природа в китайской культурной традиции» составлена в соответствии с требованиями федерального/национально-регионального (вузовского) компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки:

дипломированного специалиста по специальности Философия 030101

бакалавра, магистра по направлению Философия 030101

 

по циклу «Общепрофессиональных и специальных дисциплин» государственного образовательного           стандарта высшего профессионального образования.

 

Семестр 8

Общая трудоемкость дисциплины _______48______, в том числе:

Лекций ______24________________

Семинаров ___________________

Контрольные мероприятия:

Зачет _______________

 

Автор: Юрлова С.В.., к.ф.н., доцент кафедры эстетики, этики, теории и истории культуры Уральского государственного университета им. А.М. Горького

 

 

Рекомендовано к печати протоколом заседания

кафедры эстетики, этики, теории и истории культуры

от 01.02.06 № 8

            

 

(С) Уральский государственный университет

(С) __Юрлова С.В.., 2005

 

Введение

 

Актуальностьи необходимость чтения данного спецкурса определяется рядом причин.

Во-первых, проблема взаимодействия культуры и природы является одной из фундаментальных проблем философии культуры.

Во-вторых, последние десятилетия в гуманитарном знании активно развивается идея мультикультурности и понимание многообразия мировоззренческих парадигм в различных типах культур. Данный спецкурс расширяет культурный горизонт и позволяет преодолеть сохраняющийся до сих пор европоцентризм в философском анализе культурного многообразия мира.

В-третьих, последние десятилетия существенно возрос интерес к восточным культурам, а китайская культура является одним из наиболее целостных вариантов гармонического сосуществования человека и природы, природы и культуры.

ЦЕЛЬ КУРСА

Целью курса является философско-культурологический анализ системы «человек –природа» как фундаментального основания китайской культурной традиции.

ЗАДАЧИ КУРСА

1. Формирование целостного представления о системе «человек - природа» в контексте религиозно-философской мысли Китая.

2.  Анализ культурных практик, воплощающих китайскую парадигму взаимодействия человека и природы.

3. Исследование единства религиозно-философской и художественной традиций в китайской культуре.

 

 

МЕСТО КУРСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ

Курс читается на философском факультете в 8 семестре для студентов специализаций: «Эстетика» и «Философская социолингвистика», выступая дополнением к курсу «Истории философии», опирается на курс «Культурологии», «Эстетики» . «Философии религии».

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Студенты должны:

· владеть понятиями: «традиция»,»художественная традиция»,основными категориями китайской философии («инь», «ян», «дао», «дэ», «ци», « вэнь», «тай цзы», «жэнь», «син», «вэй»).

· знать основные закономерности возникновения и развития космо-антропологической мировоззренческой системы Китая, уметь анализировать формы бытия данной системы в контексте культурных практик (в том числе, художественных);

- иметь представление об исторических этапах развития философской традиции Китая, основных формах художественной культуры Китая, репрезентативных для парадигмы «культура-природа».

Методическая новизна курса определяется активным использованием уникальных наглядных материалов, мультимедийного материала, проведения зачетных мероприятий в форме взаимного обсуждения самостоятельных работ студентов.

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тематический план.

Тема I. Фундаментальные принципы китайской классической культурной традиции.                                                

Тема 2. Религиозно- философские учения Древнего Китая как основа модели мира в системе «человек –природа» 

Тема 3. Эстетические аспекты китайской культуры. 

Тема 4. Китайская пейзажная живопись и ее основные принципы.                                                                                

Тема 5. Поэтическая традиция классического Китая и образы природы в ней.                                            

Тема 6. Поэзия садов - принципы ландшафтной архитектуры средневекового Китая.     

 

Содержание курса.

 Тема I. Фундаментальные принципы китайской классической культурной традиции.                                                     

Географические и климатические факторы складывания китайской культурной традиции. Структура и особенности китайского языка и письменности. Визуальная природа иероглифа. Разорванность письменного и разговорного языков. Письменный язык как интегрирующее начало китайской культуры. Письменность как основа своеобразия китайского виденья мира (структура, образный и символический характер). Категория "вэнь" (культура, письменность, цивилизованность) и ее космологическая значимость. Основные категории китайской культуры (ю,у, инь, ян, дао, дэ, ци, тай цзы, жэнь, син, вэй).

 Ритуальное значение письменности для государства. Концепция «небесного мандата». Роль чиновничества как культурно-привелегированного сословия. «Служилый человек» как основной творец и носитель культурной традиции. Феномен чиновника-литератора.

Своеобразие понимания традиции: китайская культура как «культура грамматики» (ЮМ Лотман). Каноничность и вариативность как способ существования культурной традиции. Природа как источник культуры. Непрерывность развития китайской культуры как основа устойчивости культурой модели.

Тема 2. Религиозно-философские учения Древнего Китая как основа модели мира в системе «человек-природа».

Мифологические истоки китайского мировоззрения. Пяти-членная космологическая модель (у-син) как основа понимания единства человека и природы. Основные элементы космогонической модели – пространство-время, первоэлементы, цвет, число, животные, человеческие качества. Китайский календарь и календарные праздники.

 Натурализм китайской мысли. Отсутствие оппозиций "духовное – материальное", "духовное – телесное". Рационализация космогонической модели в даосизме ("Чжуан-цзы" и "Дао-Дэ цзин"). Категория "Дао" ("Путь"). Единство человеческого общества и космического универсума. Идея антропокосма. Триада "Небо – Земля – Человек" (сань цай). Отсутствие дуализма субъекта и объекта.

Китайская философия как философия жизни. Своеобразие философствования и фигура мудреца –учителя. Возвышение разума и стремление к высшим ценностям бытия как цель философии. Проблема «природа – человек» как главная проблема китайской философии.

Даосизм как философия и выражение национального самосознания. Проблема «человек и природа» в даосской философской традиции. Пантеизм китайской философской мысли.

Проблема природы человека в конфуцианской философии. Категория Дао в трудах Конфуция. Этика и ритуал в китайской традиции.

Буддистская традиция и ее модификации в контексте китайской культуры.

Тема 3.Эстетические аспекты китайской культуры.

Своеобразие эстетического отношения как отношения сосуществования («хочешь написать камень –стань камнем»). Творчество художника как основное средство воплощения Дао. Общение с природой как способ возврата к себе восстановления гармонии мира и человека. Антитеза «Служба-поэзия». Особое понимание природы пейзажа в китайском классическом искусстве.

 Видо-жанровая структура китайского искусства. Доминирование видов искусства, связанных с умением владеть кистью (живопись, каллиграфия, поэзия). Чиновник - художник-мудрец.

Тема 4.Китайская пейзажная живопись и ее основные принципы. Диалектика бытия и небытия как основа эстетики китайской живописи. Категории китайской пейзажной живописи (Ци, ДаоТай Цзы). «Шесть законов» и «шесть достоинств» живописи. Основные элементы пейзажа – «горы-воды», дерево, человек (хижина).

Стиль и изобразительные средства: 1)Принципы организации пространства китайского пейзажа: «высокие дали, «глубокие дали», «широкие дали»; 2)линия как основа выразительности, 3)темповая характеристика, символика. Северная и южная школа пейзажной живописи. Основные жанры пейзажной живописи: горы-воды, цветы и птицы, «живопись четырех благородных» (бамбука, орхидеи, хризантемы, «мэйхуа»).

Каллиграфия как единство слова и изображения. Единство каллиграфии, живописи и поэзии.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 196.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...