Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕМА 6. Социология культуры




Рабочая программа дисциплины

Социология

(наименование дисциплины)

 

 

Направление подготовки

Менеджмент организации, менеджмент организации туризма

 

 

Профиль подготовки

Менеджмент туризма, менеджмент

 

Квалификация (степень) выпускника

специалист

 

Форма обучения

Очная

(очная, заочная, очно-заочная и др.)

 

 

Трудоёмкость учебной дисциплины 1 зачётная единица

 

Барнаул

2011 год



Цели освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины социологии: рассмотреть социальные явления и процессы в контексте целостного представления об обществе и соотнести их с широкой картиной исторического развития, показать структуру и особенности предмета, особенности современного теоретического социологического знания, способствовать подготовке широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных социальных проблем и овладению методикой проведения социологических исследований.

2.Место дисциплины в структуре ООП (по направлению, профилю подготовки или специальности): социология является интегративной, междисциплинарной наукой, в которой содержатся основы знаний целого ряда естественных, социальных и гуманитарных дисциплин. Она тесно связана и находится под влиянием естественных наук: математики, демографической, экономической и социальной статистики, информатики, которые помогают ей в исследовании всех сфер жизни общества. В свою очередь социология гармонично дополняет знаниевую базу юриспруденции, экономики, государственного и муниципального управления и т.п. специфичной социологической информацией, позволяя отойти от механистического воззрения на общественную жизнь. Социология позволяет анализировать жизненные ситуации с позиции участвующих в них людей.

Требования к результатам освоения учебной дисциплины

Изучение курса «Социологии» должно способствовать обучающимся овладеть следующими компетенциями:

- умение собирать и обрабатывать необходимую информацию для более точного понимания общественных процессов.

- способность анализировать социально-значимые явления и процессы;

- способность свободно и креативно излагать свои мысли по обсуждаемому вопросу.

- разносторонне подходить к анализу общественных явлений и процессов;

- уметь анализировать общественные процессы не только с позиции профессиональной логики, но и человеческих ценностей;

- уметь аргументировано излагать свои мысли.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- место социологии в системе социогуманитарного знания;

- эвристические возможности социологии в своей профессиональной сфере;

- специфику общественного устройства;

- специфику общественных процессов и возможность своего участия в них как профессионала и гражданина;

- значение социальных факторов в разрешении проблемных ситуаций;

- роль социального в оптимизации государственного и муниципального управления, в сфере экономических отношений и права.

Уметь:

- применять полученные знания в профессиональной практике;

- анализировать общественные процессы;

- анализировать мотивацию и интересы различных социальных групп;

- определять факторы необходимости модернизации социального управления;

Владеть: научной терминологией; навыками сбора и анализа социологической информации.

 

4. Структура и содержание дисциплины.

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетных единиц, 90 часов.

Форма(ы) промежуточной аттестации по дисциплине: тест, контрольная работа.

 

Структура дисциплины

№ темы

Наименование темы

Количество часов

Форма контроля

Всего

в том числе

лекции практические занятия Сам. работа студентов
1. Научный статус социологии 10 2 2 6 опрос
2. Общество, как социальная система. 10 2 2 6 опрос
3. Социальные институты. 10 2 2 6 конт/раб.
4. Социология культуры 10 2 2 6 опрос
5. Социальное взаимодействие и социальные отношения. 10 2 2 6 Тест
6. Социология личности. 10 2 2 6 опрос
7. Социальный контроль и девиация. 10 2 2 46 доклад
8. Современная мировая социальная система 10 2 2 6 доклад
9. Методы социологического исследования. 10 2 - 8 Сам. работа
  Итого 90 18 16 56  

 

4.2. Содержаниедисциплины

ТЕМА 1. Научный статус социологии

 

Цель: продемонстрировать связь непосредственно социальной практики и необходимости её научного изучения, показать место социологии её связь с другими науками.

 

Социально-философские предпосылки возникновения социологии как науки. Социологический проект О.Конта Объект и предмет социологии. Место социологии в системе наук об обществе и человеке.

 

Литература.

[2, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 12, 16]

 

 

ТЕМА 2. Общество как социальная система.

Цель:раскрыть понятие «общество» и «социальная система», а также проиллюстрировать каким образом индивид участвует в её формировании.

 

Общество как система. Институциональный подход к анализ. Социальный институт. Сущность системного и социокультурного подхода к осмыслению общества. Сферы общественной жизни: экономическая, духовная, политическая. Социальная подсистема общества, ее элементы и структуры: личность, группа (общность, объединение, коллектив).

Литература.

[1, 2, 4, 5, 6, 7, 9, 9, 10, 12, 16]

 

ТЕМА 3. Социальные группы и общности.

 

Цель: раскрыть место и влияние социальных групп в жизни общества и их влияние на общественную жизнедеятельность и поведение человека.

 

Виды социальных общностей. Сущность социальной общности. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Типология социальных групп. Групповое членство и групповая идентификация членов групп.

 

Литература

[1, 2,  3, 4, 5, 7, 8, 9, 13, 14, 15, 16]

 

ТЕМА 4. Социальная организация общества.

 

Цель: раскрыть сущность системы общественного неравенства и возможность перемещения в ней индивида.

 

Социальная организация. Социальная структура и системность общества. Социальная дифференциация и социальное неравенство в обществе как основа стратификации. Социальная стратификация и социальная мобильность. П.А. Сорокин о социальной мобильности. Виды социальной мобильности. Понятие социального статуса. Понятие социальной роли личности. Социальные роли, ролевые ожидания и исполнения.

 

Литература.

[1, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 13, 18, 19, 20]

 

ТЕМА 5. Социальное взаимодействие и социальные отношения.

 

Цель: показать значение социального взаимодействия как способа воспроизводства общественных отношений и поддержания стабильности общества.

 

Сущность социального взаимодействия. Трактовка социального взаимодействия в социологических теориях. Виды социальных взаимодействий. Становление теории социального воспроизводства. Факторы социального воспроизводства. Социальное взаимодействие как основа социальных явлений. Социальное взаимодействие как интегрирующий фактор образования малых групп. Понятие гражданского общества. Общественное мнение как институт гражданского общества.

 

Литература.

[1, 3, 4, 5, 7, 9, 13, 18, 19, 20, 25, 26, 27]

 

 

ТЕМА 6. Социология культуры

 

Цель: раскрыть социальную сущность культуры, её многообразие и значение в общественной жизнедеятельности. Сформировать чувство сопричастности студентов к отечественной культуре.

 

Культура как социальный феномен. Культура как фактор социальных изменений. Социальные функции культуры. Историческое и национальное разнообразие культурных форм. Проблема формирования субкультур и контркультур в рамках отдельных социальных групп и слоев населения. Массовая и элитарная культура. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.

 

Литература.

[1, 3, 4, 5, 7, 9, 13, 18, 19, 20, 25, 26, 27]

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 453.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...