Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Формы позиций педагогов, включающихся в инклюзивные процессы




СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ПЕДАГОГОВ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ИНКЛЮЗИВНУЮ ПРАКТИКУ, КАК КОМПОНЕНТ ЦЕЛОСТНОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Любое нововведение в практику школьной жизни требует детального анализа ресурсов и состояния субъектов психолого-педагогического сопровождения, обсуждения целей и задач деятельности, детального планирования реализации этих целей. Педагог является центральной фигурой реализующей инклюзивные процессы, создающей психолого-педагогические условия для интеграции ребенка с ОВЗ в образовательное пространство. Значение имеет все — отношение педагога к ребенку, отношение педагога к результату достижений ребенка, умение педагога индивидуализировать процесс обучения, умение хвалить и т. д. Но, одной из основных характеристик педагога является готовность к изменениям, профессиональному поиску и готовность работать в команде специалистов.

У педагогов, начинающих реализовывать инклюзивную практику, на первом этапе возникает сопротивление, которое может иметь следующие известные причины: потеря контроля, потеря компетентности, личная неопределенность, неожиданность, увеличение объема работы. Если перевести на простой язык, то это основные страхи — страх не справиться и оказаться некомпетентным, страх остаться одному, не получить помощи и поддержки. Таким образом, определяются две содержательные линии необходимой профессиональной поддержки педагогов, которые начинают включаться в инклюзивный процесс в образовательном учреждении:

1.Развитие психолого-педагогической компетентности (овладение новыми и специальными знаниями, принятие ответственности за результаты педагогической деятельности, опора на ресурсы, построение картины профессионального будущего и т. д.).

2.Работа в команде специалистов реализующих инклюзивную практику (обмен информацией, обучение, поддержка в решении проблемных педагогических ситуаций, проведение совместных учебных и вне учебных мероприятий с детьми, родителями).

Можно условно выделить и две крайние позиции педагогов, начинающих целенаправленно работать в инклюзивной практике

Формы позиций педагогов, включающихся в инклюзивные процессы

Включенная позиция Отстраненная позиция
Принимает особенности ребенка с «Видит» проблемы ребенка с ОВЗ,
ОВЗ, «видит» ресурсы и ограничения называет трудности в контексте проблем
ребенка в образовательной ситуации. «не видит», «не успевает», «рассыпается»,
Например, « трудно включается, важно  «молчит, когда надо сказать»
подойти и постоять рядом, можно  
руку на плечо положить»  
Понимает особенности ребенка с ОВЗ, Получает информацию от специалис
проявляющиеся в образовательной тов об особенностях ребенка с ОВЗ
ситуации, запрашивает необходимую проявляющихся в образовательной
информацию от логопеда, педагога-психолога, ситуации
дефектолога  
Принимает ответственность за создание Возлагает ответственность на ребенка,
и реализацию эффективных психолого- родителей, специалистов «не хочет»,
педагогических условий включения «не может», « не занимаются
ребенка с ОВЗ в образовательный процесс родители»
   
Испытывает и анализирует свои «Отстранен» от своих переживаний,
чувства, возникающие в ситуации не выделяет их как важный материал
взаимодействия с ребенком, детским для собственного анализа, «эмоциональное выгорание»
сообществом, родителями, специалистами  
   
Планирует, осуществляет педагогическое Педагогическое воздействие носит характер
воздействие, анализирует результат указаний (не имея педагогической
  ценности) «смотри», «помолчи»,
  «делай», «успевай»
Вовлеченность в процесс взаимодействия Ожидание готовых рецептов от специалистов,
со специалистами, видение разобщенная картина психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ
целостной картины психолого-педагогического  
сопровождения ребенка  
   

Можно отметить, что система поддержки педагогов, реализующих инклюзивную практику, как компонент целостного психолого-педагогического сопровождения должна ориентироваться на следующие принципы:

1.Принцип потенциала. Ориентация на возможности формирования и развития педагогической компетентности, раскрытия потенциала и наличия ресурсов к осуществлению успешной педагогической деятельности в инклюзивной практике.

2.Принцип осознанности и ответственности. Педагог должен быть уверен в своих силах, а это возможно только в том случае, если педагог ощущает полную ответственность за результаты своего труда. И важным моментом здесь становиться, что бы цели профессиональной деятельности формулировал сам педагог.

3.Принцип будущего. Ориентироваться на потенциал педагога, а не на эффективность его предыдущей деятельности.

Можно выделить следующие компоненты системы поддержки педагогов, реализующих инклюзивную практику:

Организационная поддержка. Создание четких организационных условий, периодичность организационных процедур создает временныеипространственные границы взаимодействия, оказывает помощь в структурировании педагогической деятельности по реализации инклюзивной практики.

Основными задачами организационных мероприятий по отношению к педагогу являются:

1.Постановка целей в SMART формате. ( Цель деятельности должна быть конкретной, измеримой, достижимой, согласованной и на определенное время)

2.Распределение зон ответственности специалистов, введение правил и системы взаимодействия специалистов и педагога по реализации ИОП ребенка.

3.Анализ результатов и приоритетных профессиональных задач.

К наиболее адекватным формам, в которых может быть выстроенатакая поддержка мы относим:

1.Участие в совещаниях по вопросам реализации инклюзивной практики.

2.Проведение сессий психолого-медико-педагогического консультирования.

3.Групповые консультации.

Методическая поддержка: включение в профессиональное сообщество педагогов и специалистов, реализующих инклюзивную практику в образовательных учреждениях

Основными задачами методической поддержки являются:

•повышение профессиональной психолого-педагогической компетентности в области инклюзивного образования,

•овладение современными педагогическими технологиями ,

•обобщение и анализ педагогического опыта по реализации инклюзивной практики.

Формы методической поддержки:

1. Включение педагогов в проектные семинары на базе образовательного учреждения с участием консультантов по инклюзивной практике.

2. Включение педагогов в проблемные семинары по вопросам инклюзивной практики.

3. Включение педагогов в программы повышения квалификации на базе Городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования и семинары на базе ЦПМСС (реализующих функцию окружных ресурсных центров по развитию инклюзивного образования)

4.Реализация интерактивных форм взаимодействия с методистами, педагогами, посещение информационных пространств педагогов реализующих инклюзивную практику

5.Посещение занятий специалистов и коллег.

6.Обучающие и информирующие консультации со специалистами по результатам проведения мониторинга, диагностики.

7.Консультации по реализации ИОП ребенка на базе Окружного ресурсного центра по развитию инклюзивного образования.

8.Оформление методических рекомендаций по результатам педагогической деятельности по включению детей с ОВЗ в образовательное пространство.

Психологическая поддержка педагогов. В первую очередь, такая поддержка включает определение индивидуального педагогического стиля педагога, реализующего инклюзивную практику. Имеет смысл также провести структурированное анкетирование для определения основных представлений и смыслов, которые педагоги «вкладывают» в свое видение инклюзии.

Основные задачи психологической поддержки:

1.определение и использование личностных ресурсов,

2.постановка целей профессионального развития и составление плана реализации поставленных целей,

3.преодоление сложившихся стереотипов,

4.обучение навыкам эффективного взаимодействия

5.тайм'менеджмент

6.рефлексия педагогического опыта, профилактика «синдрома сгорания».

Соответствующие эффективные формы:

1.консультация, коучинг

2.экспертная оценка

3.супервизия педагогических ситуаций

4.тренинг коммуникативных навыков

5.фокус группа Основные субъекты взаимодействия с педагогом в условиях реализации инклюзивной практики и их ориентация на сопровождение педагогов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 223.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...