Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

По наблюдению за ходом урока и оценкой его рациональности.




Схема анализа урока

1. Общие сведения: дата, класс, школа, фамилия, имя, отчество учителя. Тема учебной программы, тема урока.

2. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм работы с компьютером.

3. Структура урока. Основные этапы урока, назначение и      длительность. Сочетание самоуправления и управления учителем. Индивидуальная, парная, групповая и совместная работа класса. Этапы повторения и закрепление материала, способы.

4. Цели, которые намечал учитель на урок, их достижение.

5. Сравнение содержания урока с материалом школьного учебника.

6. Оценка содержания урока с точки зрения обще дидактических принципов:

1. научность - учет новейших достижений в информатике на уроке (понятие исполнителя, синтаксические диаграммы, доказательство правильности алгоритмов и т.п.);

2. наглядность — использование графической информации, таблиц исполнения алгоритмов, записи текстов с отступами и т.д.;

3. последовательность — логическая стройность излагаемого материала, отсутствие пропусков в изложении, цикличность изучения сложных понятий;

4. связь с практикой - прикладные задачи, ориентация содержания на требования жизни в компьютерном обществе.

7. Методы деятельности учителя на уроке. Привлечение учащихся для подготовки средств к уроку. Подготовка вычислительной техники в начале урока (или до него). Свобода учителя во владении материалом. Момент ответа на актуальные вопросы (по ходу урока или в конце). Индивидуализация обучения — разные уровни заданий, привлечение сильных учащихся для помощи слабым и т.д. Приемы учителя для удержания внимания, действия при обнаружении ошибки на доске, в программе, в отчете.

8. Методы формирования и закрепления интереса к материалу. Стимулирование мыслительной деятельности учащихся. Источник заданий (из учебника, другой литературы, изобретение учителем по ходу урока). Другие известные и нестандартные методы обучения, использованные на уроке.

9. Работа учащихся на уроке. Степень интереса к изучаемому материалу. Активность и самостоятельность обучаемых. Сознательность усвоения — усвоение смысла действий за ЭВМ. Доступность — стандартность терминологии, учет уровня подготовленности класса, выделение уровней усвоения.

10. Эффективность обучения - насыщенность учебного времени, отсутствие постороннего материала, оптимальность выбора ПС. Взаимоотношения учителя и учащихся: авторитарные, либеральные, сотрудничество. Организованность и дисциплинированность учащихся на уроке - отношение к вычислительной технике, соблюдение техники безопасности при работе с компьютером. Умение самостоятельно овладевать знаниями с помощью справочного материала, компьютера, учебника.

11. Обратная связь. Система контроля знаний у данного учителя. Использование компьютера для проверки знаний — контролирующие программы, самоконтроль запуском программы, взаимоконтроль с товарищем. Объективность оценки знаний. Критерии оценок данного учителя (известны ли они учащимся?). Возможность автоматизации та кой системы контроля. Оценка трудоемкости типичного домашнего задания (выполните сами и «замерьте» время).

12. Воспитательный эффект урока. Черты характера и особенности личности учителя, которые могут служить ориентиром для учащихся. Воспитательные методы и приемы, замеченные Вами.

13. Выводы.

 

Вариант общей схемы анализа урока.

1. Учебное заведение, класс, предмет, фамилия учителя, количество учащихся по списку, и присутствовавших на уроке.

2. Тема урока; образовательные, развивающие и воспитательные цели и задачи урока.

3. Организационное начало урока:

1. готовность учителя к уроку - наличие конспекта или подробного плана урока, наглядных пособий, инструментов и т.д.;

2. подготовленность учащихся - дежурные, наличие тетрадей, учебников, пособий и т.д.;

3. подготовленность классного помещения - чистота, классная доска, мел, освещение и т.д.

4. Организационная структура урока:

1. мобилизующее начало урока;

2. последовательность, взаимосвязь и соотношение частей урока;

3. насыщенность урока и темп его проведения и т.д

5. Анализ содержания учебного материала урока:

1. обоснование учителем избранной последовательности реализации учебного материала на уроке;

2. соответствие программе и уровню знаний учащихся по предмету;

3. соотношение практического и теоретического материала;

4. связь с жизнью и практикой и т.д.

6. Общепедагогические и дидактические требования к уроку:

1. цель урока и соответствие плана и конспекта урока поставленной цели;

2. обоснование выбора методов обучения;

3. пути реализации дидактических принципов в обучении;

4. индивидуализация и дифференциация в обучении;

5. взаимосвязь образовательных, развивающих и воспитательных аспектов урока.

7. Деятельность учителя;

1. научность и доступность изложения новых знаний;

2. использование учителем опыта лучших учителей и рекомендаций методической науки;

3. организация закрепления учебного материала;

4. организация самостоятельной работы учащихся;

5. проверка и оценка знаний и умений учащихся;

6. вопросы учителя и требования к ответам учащихся;

7. отношение учителя к сознательному усвоению учащимися учебного материала;

8. задание на дом и проявленное учителем внимание к нему;

9. пути достижения порядка и сознательной дисциплины учащихся;

10. эффективность использования наглядных пособий, технических средств обучения;

11. контакт учителя с классом и т.д.

8. Деятельность учащихся:

1. подготовка рабочего места;

2. поведение учащихся на уроке - дисциплина, прилежание, активность, внимание, умение переключаться с одного вида работы на другой и т.д.;

3. интенсивность и качество самостоятельной работы учащихся;

4. состояние их устной и письменной речи;

5. знание учащимися теории, умение применять полученные знания;

6. отношение учащихся к учителю;

7. степень и характер участия коллектива в целом и отдельных учащихся в работе на уроке и т.д.

9. Выводы:

1. выполнение плана урока;

2. достижение целей урока;

3. особенно интересное и поучительное на уроке;

4. что произвело на уроке наибольшее впечатление;

5. какие изменения целесообразно внести при повторном проведении урока на эту же тему;

6. оценка урока.

С помощью приведенной общей схемы возможно проводить как анализ урока при взаимопосещениях, так и самоанализ. При их осуществлении наибольшие трудности вызывает детализация используемых основных положений общей схемы анализа урока. Приведем один из возможных ее вариантов:

1. Какие образовательные, развивающие и воспитательные цели достигались на уроке? Какие из них были главными и почему? Какова их взаимосвязь?

2. Какова специфика урока? Каков его тип? Каково место данного урока в теме, разделе, курсе?

3. Как учитывались возможности учащихся при планировании урока?

4. Рациональны ли выбранная структура урока и распределение времени на отдельные этапы урока?

5. На каком материале или этапе урока делается главный акцент?

6. Каково обоснование выбора методов обучения и их сочетания?

7. Как отбирались для урока формы обучения?

8. Почему был необходим дифференцированный подход к обучению на уроке? Как он был реализован?

9. Чем обоснованы выбранные формы проверки контроля знаний учащихся?

10. За счет чего обеспечивалась работоспособность: учащихся в течение всего урока?

11. Каким образом предупреждались перегрузки учащихся?

Рекомендации

по наблюдению за ходом урока и оценкой его рациональности.

При наблюдении за опросом школьников можно рекомендовать обратить внимание на такие моменты:

1. в какой форме был организован опрос (в индивидуальной или фронтальной, устной, письменной или лабораторной);

2. оценка рациональности избранной формы опроса,

3. правильно ли было определено место опроса среди других этапов урока,

4. оптимальными ли оказались затраты времени на опрос в ходе этого урока,

5. четко ли была поставлена цель опроса (подготовка к новой теме, проверка знаний, проверка умений),

6. удалось ли ее реализовать в полной мере,

7. стремился ли учитель обеспечить обучающий характер опроса,

8. активное участие в нем всех учеников,

9. умело ли исправлялись неточности, ошибки, привлекались ли к этому ученики,

10. насколько объективно были выставлены и убедительно аргументированы оценки,

11. как обращалось внимание на усвоение главного,

12. на логичность плана ответа,

13. на прочность знаний и умение их применять на практике.

При наблюдении за изучением на уроке нового материала важно обратить внимание на следующее:

1. были ли поставлены перед учениками основные задачи изучения темы урока, причем насколько конкретно и четко,

2. доступность изложения учебного материала,

3. выделялось ли в нем главное, существенное и концентрировалось ли на нем внимание учеников,

4. оптимальным ли был темп изучения нового,

5. проверялась ли степень понимания учениками нового материала по ходу его объяснения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 235.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...