Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
По наблюдению за ходом урока и оценкой его рациональности.Стр 1 из 7Следующая ⇒
Схема анализа урока 1. Общие сведения: дата, класс, школа, фамилия, имя, отчество учителя. Тема учебной программы, тема урока. 2. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм работы с компьютером. 3. Структура урока. Основные этапы урока, назначение и длительность. Сочетание самоуправления и управления учителем. Индивидуальная, парная, групповая и совместная работа класса. Этапы повторения и закрепление материала, способы. 4. Цели, которые намечал учитель на урок, их достижение. 5. Сравнение содержания урока с материалом школьного учебника. 6. Оценка содержания урока с точки зрения обще дидактических принципов: 1. научность - учет новейших достижений в информатике на уроке (понятие исполнителя, синтаксические диаграммы, доказательство правильности алгоритмов и т.п.); 2. наглядность — использование графической информации, таблиц исполнения алгоритмов, записи текстов с отступами и т.д.; 3. последовательность — логическая стройность излагаемого материала, отсутствие пропусков в изложении, цикличность изучения сложных понятий; 4. связь с практикой - прикладные задачи, ориентация содержания на требования жизни в компьютерном обществе. 7. Методы деятельности учителя на уроке. Привлечение учащихся для подготовки средств к уроку. Подготовка вычислительной техники в начале урока (или до него). Свобода учителя во владении материалом. Момент ответа на актуальные вопросы (по ходу урока или в конце). Индивидуализация обучения — разные уровни заданий, привлечение сильных учащихся для помощи слабым и т.д. Приемы учителя для удержания внимания, действия при обнаружении ошибки на доске, в программе, в отчете. 8. Методы формирования и закрепления интереса к материалу. Стимулирование мыслительной деятельности учащихся. Источник заданий (из учебника, другой литературы, изобретение учителем по ходу урока). Другие известные и нестандартные методы обучения, использованные на уроке. 9. Работа учащихся на уроке. Степень интереса к изучаемому материалу. Активность и самостоятельность обучаемых. Сознательность усвоения — усвоение смысла действий за ЭВМ. Доступность — стандартность терминологии, учет уровня подготовленности класса, выделение уровней усвоения. 10. Эффективность обучения - насыщенность учебного времени, отсутствие постороннего материала, оптимальность выбора ПС. Взаимоотношения учителя и учащихся: авторитарные, либеральные, сотрудничество. Организованность и дисциплинированность учащихся на уроке - отношение к вычислительной технике, соблюдение техники безопасности при работе с компьютером. Умение самостоятельно овладевать знаниями с помощью справочного материала, компьютера, учебника. 11. Обратная связь. Система контроля знаний у данного учителя. Использование компьютера для проверки знаний — контролирующие программы, самоконтроль запуском программы, взаимоконтроль с товарищем. Объективность оценки знаний. Критерии оценок данного учителя (известны ли они учащимся?). Возможность автоматизации та кой системы контроля. Оценка трудоемкости типичного домашнего задания (выполните сами и «замерьте» время). 12. Воспитательный эффект урока. Черты характера и особенности личности учителя, которые могут служить ориентиром для учащихся. Воспитательные методы и приемы, замеченные Вами. 13. Выводы.
Вариант общей схемы анализа урока. 1. Учебное заведение, класс, предмет, фамилия учителя, количество учащихся по списку, и присутствовавших на уроке. 2. Тема урока; образовательные, развивающие и воспитательные цели и задачи урока. 3. Организационное начало урока: 1. готовность учителя к уроку - наличие конспекта или подробного плана урока, наглядных пособий, инструментов и т.д.; 2. подготовленность учащихся - дежурные, наличие тетрадей, учебников, пособий и т.д.; 3. подготовленность классного помещения - чистота, классная доска, мел, освещение и т.д. 4. Организационная структура урока: 1. мобилизующее начало урока; 2. последовательность, взаимосвязь и соотношение частей урока; 3. насыщенность урока и темп его проведения и т.д 5. Анализ содержания учебного материала урока: 1. обоснование учителем избранной последовательности реализации учебного материала на уроке; 2. соответствие программе и уровню знаний учащихся по предмету; 3. соотношение практического и теоретического материала; 4. связь с жизнью и практикой и т.д. 6. Общепедагогические и дидактические требования к уроку: 1. цель урока и соответствие плана и конспекта урока поставленной цели; 2. обоснование выбора методов обучения; 3. пути реализации дидактических принципов в обучении; 4. индивидуализация и дифференциация в обучении; 5. взаимосвязь образовательных, развивающих и воспитательных аспектов урока. 7. Деятельность учителя; 1. научность и доступность изложения новых знаний; 2. использование учителем опыта лучших учителей и рекомендаций методической науки; 3. организация закрепления учебного материала; 4. организация самостоятельной работы учащихся; 5. проверка и оценка знаний и умений учащихся; 6. вопросы учителя и требования к ответам учащихся; 7. отношение учителя к сознательному усвоению учащимися учебного материала; 8. задание на дом и проявленное учителем внимание к нему; 9. пути достижения порядка и сознательной дисциплины учащихся; 10. эффективность использования наглядных пособий, технических средств обучения; 11. контакт учителя с классом и т.д. 8. Деятельность учащихся: 1. подготовка рабочего места; 2. поведение учащихся на уроке - дисциплина, прилежание, активность, внимание, умение переключаться с одного вида работы на другой и т.д.; 3. интенсивность и качество самостоятельной работы учащихся; 4. состояние их устной и письменной речи; 5. знание учащимися теории, умение применять полученные знания; 6. отношение учащихся к учителю; 7. степень и характер участия коллектива в целом и отдельных учащихся в работе на уроке и т.д. 9. Выводы: 1. выполнение плана урока; 2. достижение целей урока; 3. особенно интересное и поучительное на уроке; 4. что произвело на уроке наибольшее впечатление; 5. какие изменения целесообразно внести при повторном проведении урока на эту же тему; 6. оценка урока. С помощью приведенной общей схемы возможно проводить как анализ урока при взаимопосещениях, так и самоанализ. При их осуществлении наибольшие трудности вызывает детализация используемых основных положений общей схемы анализа урока. Приведем один из возможных ее вариантов: 1. Какие образовательные, развивающие и воспитательные цели достигались на уроке? Какие из них были главными и почему? Какова их взаимосвязь? 2. Какова специфика урока? Каков его тип? Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? 3. Как учитывались возможности учащихся при планировании урока? 4. Рациональны ли выбранная структура урока и распределение времени на отдельные этапы урока? 5. На каком материале или этапе урока делается главный акцент? 6. Каково обоснование выбора методов обучения и их сочетания? 7. Как отбирались для урока формы обучения? 8. Почему был необходим дифференцированный подход к обучению на уроке? Как он был реализован? 9. Чем обоснованы выбранные формы проверки контроля знаний учащихся? 10. За счет чего обеспечивалась работоспособность: учащихся в течение всего урока? 11. Каким образом предупреждались перегрузки учащихся? Рекомендации по наблюдению за ходом урока и оценкой его рациональности. При наблюдении за опросом школьников можно рекомендовать обратить внимание на такие моменты: 1. в какой форме был организован опрос (в индивидуальной или фронтальной, устной, письменной или лабораторной); 2. оценка рациональности избранной формы опроса, 3. правильно ли было определено место опроса среди других этапов урока, 4. оптимальными ли оказались затраты времени на опрос в ходе этого урока, 5. четко ли была поставлена цель опроса (подготовка к новой теме, проверка знаний, проверка умений), 6. удалось ли ее реализовать в полной мере, 7. стремился ли учитель обеспечить обучающий характер опроса, 8. активное участие в нем всех учеников, 9. умело ли исправлялись неточности, ошибки, привлекались ли к этому ученики, 10. насколько объективно были выставлены и убедительно аргументированы оценки, 11. как обращалось внимание на усвоение главного, 12. на логичность плана ответа, 13. на прочность знаний и умение их применять на практике. При наблюдении за изучением на уроке нового материала важно обратить внимание на следующее: 1. были ли поставлены перед учениками основные задачи изучения темы урока, причем насколько конкретно и четко, 2. доступность изложения учебного материала, 3. выделялось ли в нем главное, существенное и концентрировалось ли на нем внимание учеников, 4. оптимальным ли был темп изучения нового, 5. проверялась ли степень понимания учениками нового материала по ходу его объяснения. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 235. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |