Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методика PARI Е. Шеффера и Р. Белла (адаптация Т. В. Нещерет)




Методика PARI (parental attitude research instrument) предназначе­на для изучения отношения родителей (прежде всего матерей) к раз­личным сторонам семейной жизни (семейной роли).

В методике выделены аспекты, касающиеся разных сторон жизни в семье и отношения к ребенку. Отношение к семейной роли описыва­ется с помощью семи признаков:

■ ограниченность интересов женщины рамками семьи и заботами
исключительно о семье;

■ ощущение самопожертвования в роли матери;

■ семейные конфликты;

■ неудовлетворенность ролью хозяйки дома;

■ «безучастность мужа», его невключенность в дела семьи;

■ доминирование женщины;

■ зависимость / несамостоятельность женщины.

Отношение к ребенку рассматривается как выраженность эмоцио­нальной неустойчивости, то есть вспыльчивость, раздражительность матери.

Каждый признак измеряется с помощью пяти суждений, уравнове­шенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содер­жания. Методика состоит из 40 суждений, которые расположены в оп­ределенной последовательности, и отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия.

Каждому утверждению соответствуют четыре варианта ответа:

А — полностью согласен;

ч а — скорее согласен, чем не согласен;

j   б — скорее не согласен, чем согласен; |'х    

в — полностью не согласен.

 

Текст методики

1. Для хорошей матери дом и семья — самое важное в жизни.

2. Дети должны отдавать себе отчет в том, что родители делают для
них очень много.

3. Люди, которые думают, что в хорошей семье не может быть недо­
разумений, не знают жизни.

4. Ребенок, когда повзрослеет, будет благодарить родителей за стро­
гое воспитание.


 

5. Самое плохое для матери, занимающейся хозяйством, чувство,
что ей нелегко освободиться от своих обязанностей.

6. Если бы отцы не мешали в воспитании детей, матери бы лучше
справлялись с детьми.

7. Если бы мать не руководила домом, мужем и детьми все проис­ходило бы менее организованно.

8. Самое трудное для молодой матери — оставаться одной в первые
годы воспитания ребенка.

9. Женщины, которые ведут беззаботную жизнь, не очень хорошие

матери.

10.       Мать должна жертвовать своим счастьем ради счастья ребенка

11.       Супруги должны время от времени ругаться, чтобы доказать свой
права.

12.Строгая дисциплина по отношению к ребенку развивает в нем
сильный характер.

13. Постоянное пребывание с детьми убеждает мать в том, что ее
воспитательные возможности меньше умений и способностей (могла*
бы, но...).

14. Мужья, если не хотят быть эгоистами, должны принимать учас­тие в семейной жизни.

15. Если жена достаточно подготовлена к самостоятельному реше­нию проблемы, то это лучше и для детей, и для мужа.

16. Нехорошо, когда мать одна преодолевает все трудности, свя­занные с уходом за ребенком и его воспитанием.

17. Женщина должна выбирать между домашним хозяйством и раз­
влечениями.

18. Очень мало женщин получает благодарность детей за труд, за­траченный на их воспитание.

19. У молодых супругов, несмотря на силу чувств, всегда есть раз­ногласия, которые вызывают раздражение.

20. Дети, которым внушили уважение к нормам поведения, стано­вятся хорошими, устойчивыми и уважаемыми людьми.

21. Молодые матери страдают по поводу своего заключения дома
больше, чем по какой-нибудь причине.

22. Когда мать плохо выполняет свои обязанности по отношению к
детям, это, пожалуй, значит, что отец не выполняет своих обязаннос­тей по содержанию семьи.

23. Планировать должна только мать, так как только она знает, как
положено вести хозяйство.


24. Умная мать делает все возможное, чтобы ребенок до и после рож­дения находился в хороших условиях.

25. Слишком много женщин забывает о том, что их надлежащим
местом является дом.

26. Дети должны быть более заботливы и благодарны своей матери
за труд, вложенный в них.

27. В семейной жизни существует много вопросов, которые нельзя
решить путем спокойного обсуждения.

28. Большинство детей должны воспитываться более строго, чем
это происходит на самом деле.

29. Одно из плохих явлений заключается в том, что у матери, как
правило, нет свободного времени для любимых занятий.

30. Самое большое желание любой матери — быть понятой мужем.

31. Если мать руководит домом и заботится обо всем, вся семья чув­ствует себя хорошо.

32. Большинство женщин нуждаются в большом количестве вре­мени для отдыха после рождения ребенка, чем им дается на самом деле.

33. Для хорошей матери достаточно общения с собственной семьей.

34. Матери жертвуют всем ради блага собственных детей.

35. Естественно, что двое людей с противоположными взглядами в
супружестве ссорятся.

36. Воспитание детей в строгой дисциплине делает их более счаст­ливыми.

37. Молодая мать чувствует себя несчастной, потому что знает, что
многие вещи, которые ей хотелось бы иметь, для нее недоступны.

38. Немногие мужчины понимают, что матери их ребенка тоже нуж­на радость в жизни.

39. Выходя замуж, женщина должна отдавать себе отчет в том, что
будет вынуждена руководить семейными делами.

40. Нельзя требовать от матери слишком большого чувства ответ­ственности по отношению к детям.


























Обработка результатов

При выбранном испытуемым варианте (А; а; б; Б) начисляется определенное количество баллов (4; 3; 2; 1). Далее подсчитывается сум­марный балл по всем ответам конкретной шкалы. Сумма цифровой значимости определяет выраженность признака. Так, максимальная выраженность признака— 20, минимальная — 5; 18,19,20 — высокие оценки; соответственно, 8, 7, 6, 5 — низкие.



Татьяна Владимировна Андреева

СЕМЕЙНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Учебное пособие

Главный редактор И Авидон

Заведующая редакцией 7 Тулупьева

Литературный редактор В. Родионова

Художественный редактор П Бороленец

Технический редактор Л. Васильева

Директор Л. Янковский

Лицензия ЛП № 000364 от 29.12.99. Подписано в печать 10.11.2003. Формат 60x90 '/„. Усл. печ. л. 15,5. Тираж 4000 экз. Заказ № 1026.

ООО Издательство «Речь».

199004, Санкт-Петербург, ВО., 3-я линия, 6(лит. «А»), тел. (812)323-76-70, 323-90-63, info@rech.spb.ru, www.rech.spb.ru

Отпечатано с диапозитивов в ФГУП «Печатный двор» Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания

и средств массовых коммуникаций. 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 284.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...