Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тип направленности на творчество




Ведущие ценности — творчество, работа, любовь, познание; диф­ференцирующие — творчество и познание; отвергаемые — семья, ма­териальная обеспеченность, равенство. Представители этого типа про­исходили в основном из семей ученых, проектировщиков (то есть твор­ческой интеллигенции).

С детства мальчики проявляли склонность к изобразительному ис­кусству (рисованию, лепке, моделированию). Влияние семьи было раз­вивающим, а не направляющим. Это подразумевало совместные с родителями интересы, -занятия, лаже посещение работы родителей (на­пример, проектной мастерской). Однако не отмечалось организован* ного взрослыми раннего образования вне семьи; детские кружки и сек­ции представители данного типа начинали посещать не ранее 10-11 лет. Не было также большой разносторонности в развитии. Как пра­вило, у мальчиков за весь дошкольно-школьный период наблюдалось два направления: рисование и спорт. Характерна очень основательная специальная подготовка к рисунку: кроме кружков по рисованию боль­шинство посещало еще и художественные школы, меньшинство учи­лось рисовать непосредственно у родителей и закончило подготови­тельные курсы при вузе.

Характерен самостоятельный, осознанный выбор профессии, пос­ле выбора между рядом других (физикой, биологией, историей).

Для женщин с направленностью на творчество характерен полнос­тью самостоятельный (без контролирующего влияния родителей) вы­бор профессии под влиянием сестры, подруг, преподавателей художе­ственной школы и тернистый путь в вуз. У части женщин с творческой направленностью были творческие эмансипированные матери, кото-


рые в течение подросткового возраста своих дочерей постоянно сами совершенствовались в профессии. Возможно, как и по данным Текэкс, на творческое становление женщин и на российской выборке боль­шое влияние оказывает пример успешной и увлеченной своей профес­сией матери.

На стадии ранней взрослости (в нашей выборке 28—40 лет) пред­ставители типа направленности на творчество отличались большой творческой активностью и эффективностью (победы на международ­ных конкурсах, проектирование частных домов). Мужчины этого типа отличались эмоциональной стабильностью в сочетании с мягкостью, утонченностью.


Тип направленности интересов на познание (на мужской подвыборке)

Ведущие ценности — свобода, познание, самостоятельность, равен­ство. Особенность — снижены ценности интересной работы, творче­ства и семьи.

Представители этого типа выросли в основном в семьях инженер­но-технических работников (отцы). Матери, как правило, имели гу­манитарные профессии (филологи, учителя). Мужчины с направлен­ностью на познание в детстве получили очень серьезное разносторон­нее образование: их учили музыке, иностранным языкам, рисованию, шахматам и т. д. Обычно каждый из представителей типа развивался в двух—четырех направлениях, как правило достаточно престижных. Начало занятиям в этих кружках было положено родителями в дош­кольном возрасте. Часто, по признанию опрошенных, они занимались в кружках и спецшколах без особого интереса и успеха. В дальнейшем была очень серьезная подготовка по рисунку — все учились в художе­ственных школах и на подготовительных курсах при вузе. Профессио­нальное самоопределение осуществлялось под воздействием следую­щего: поиск специальности, в которой пригодились бы изобразитель­ные склонности, а также советы родителей (в основном матерей) и некоторых взрослых знакомых, рациональные соображения о вероят­ности поступления в вуз. Характерна неопределенность планов в стар­ших классов, вмешательство хорошо информированных о профессии архитектора матерей, которое часто осуществлялось в императивной форме.


Общим для представителей типа направленности на познание яв­ляются невысокие ранги при распределении на выпускном курсе вуза, неблестяще выполненные дипломные работы (в среднем на «хорошо»). В дальнейшем представители типа занимались либо научно-исследо­вательской деятельностью, либо планировкой городов.

Из личностных черт характерны — самодостаточность, необщитель­ность (холодность аффекта), настороженность, несколько сниженный уровень ответственности.

Спецификой этого типа можно считать наиболее разностороннее для выборки мужчин развитие, серьезную подготовку в детстве, на­правляющее влияние матерей, пассивность и неопределенность пла­нов при выборе профессии, среднюю успешность при обучении про­фессии, во взрослом возрасте — переход к деятельности, подразуме­вающей меньшую непосредственную ответственность (для сравнения: научные исследования, а не ответственность за строительство здания).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 235.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...