Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Дошкольный возраст (3-7 лет)




Основной характеристикой этого периода является игра. Игра, как средство познания мира и себя, как очередной этап психического развития. По мнению специалистов психологии и педагогики, в игре ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально, осваивает всю систему человеческих отношений. Игра - это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования. Она возникает только на определенных этапах развития общества, когда ребенок не может принять непосредственное участие в системе общественных отношений (взрослой жизни), когда возникает «пустой» промежуток времени, когда надо подождать, «чтобы ребенок подрос». Центром игры является роль, которую берет на себя ребенок. В детских садах можно видеть, что в игре детей присутствуют все основные профессии, которые есть в окружающем мире. Взяв на себя роль взрослого человека, ребенок воспроизводит его деятельность очень обобщенно, в символическом виде. Эта символика дает возможность смоделировать систему отношений между людьми, в игре происходит рождение смысла всех человеческих действий. Игра имеет величайшее значение для гуманистического развития малыша. А во время совместной игры (с мамой, папой или друзьями), моделируя различные ситуации, ребенок постепенно обучается тонкой оценке чувств и реакции на другого человека.

В дошкольном периоде ребенок, стремясь к реализации своего «Я», в общении с другими людьми широко и естественно пользуется и связью и, по необходимости, обособлением себя от других людей. Ребенку свойственно со всей своей детской горячностью погружаться в общение, в переживание за другого. Сочувствие делает детей из пассивных слушателей (чтение сказок, устные рассказы), активными. Ребенок искренне переживает за литературных героев, а во время страшных моментов, ужасается, требуя, чтобы книгу закрыли или придумывает более благополучное развитие ситуации. Обособление же выражается в стремлении подтвердить свою самостоятельность и, как частное выражение отчуждение - в виде страхов.

Недостаток любви в отношениях ребенка со взрослыми приводит к ощущению одиночества и «покинутости», отчужденное отношение близких порождает чувство отчужденности от других и связанный с этим страх - состояние тревоги, беспокойства, сильного смятения. Ребенок нигде не чувствует себя в безопасности. Некоторые взрослые, для того, чтобы добиться послушания, прибегают к запугиванию: «Веди себя тихо, не то бабайка заберет!», тем самым проявляя не только отчужденность, но и явную агрессию. А также, пытаясь найти легкий способ для того, чтобы успокоить малыша и заняться своими делами. Частое переживание страха негативно влияет на физическое и психическое самочувствие ребенка. Однако принципиально различается страх за других, который является скорее вариантом сочувствия и способствует появлению такого качества как сопереживание.

В этом же периоде ребенок активно овладевает речью как средством общения. С помощью речи, он учится рассказывать о значимых для него событиях, делиться впечатлениями и переживаниями. В своей речи, ребенок бессознательно перенимает стиль общения, принятый в семье, подражая родителям и близким людям. В своем ребенке каждая семья получает слепок своих недостатков и эмоциональных проявлений.

Развитие речи у дошкольника идет в нескольких направлениях: - совершенствуется ее практическое употребление, речь становится основой перестройки психических процессов и орудием мышления. Рост словарного запаса непосредственно зависит и отражает условия жизни и воспитания ребенка. Здесь наиболее заметны особенности индивидуального психического развития. Для детей такого возраста характерны эксперименты с рифмой, с суффиксами, со сменой смыслового значения слов. Поэтому, если ребенок 3-5 лет «коверкает слова», придумывает несуществующие слова или искажает их смысл, это вполне нормальное явление. Каждый из нас проходил через это для того, чтобы более полно овладеть речью.

В развитии детей в виде общения с другими детьми лежит такое стремление, как потребность быть признанным, но реализации такой потребности могут сопутствовать и негативные образования, такие, как ложь (намеренное искажение истины в корыстных целях) и зависть (чувство досады, вызванное благополучием, успехом у другого). Если взрослые адекватно воспринимают своего ребенка, не слишком наказывают и ругают, стараются удовлетворять его потребности, ухаживают за его внешним видом, такие образования как ложь и зависть вряд ли пригодятся ему и будут часто использоваться. Желание признания, уважение и интереса со стороны других людей, которое малыш не может получить, может спровоцировать ребенка на ложь, а так же ложь может возникать при недостаточном проявлении свой воли, излишнем давлении со стороны взрослых. В ситуации, когда ребенок должен решить для себя дилемму: удовлетворить собственные желания и стремления и пойти против воли взрослого или выполнить его требование, сохранив с ним хорошие отношения, ребенок открывает для себя еще один выход - сделать по-своему и скрыть это.

Промежуточный кризис в дошкольный период связан с посещением дошкольных учреждений типа детского сада, в котором ребенок вынужден строить взаимоотношения со своими сверстниками. Общение со сверстниками - жесткая школа социальных отношений. Именно это общение требует высокого эмоционального напряжения. В общении со сверстниками очень быстро складываются отношения, в которых появляются «предпочитаемые» и «отвергаемые». В этом отношении основная ответственность ложиться на плечи воспитателя. Воспитатель должен быть доброжелательным, видеть и нивелировать конфликтные ситуации, увлекать детей интересной деятельностью и игрой. От стиля общения, положения среди сверстников зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, это один из первых серьезных опытов социального взаимодействия на равных условиях, с себе подобными. И именно здесь ребенок учится применять на практике усваиваемые нормы поведения. Во всей своей взрослой жизни человек будет перенимать именно эти способы поведения.

Особое место в общении детей начинают занимать отношения мальчиков и девочек. Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребенка через непосредственное наблюдение поведения мужчин и женщин, мамы и папы, а так же через традиционные установки: «Ты же девочка, тебе нельзя драться!», «Не реви. Мальчики не плачут!». Таким образом, осознание своего «Я», обязательно включает в себя осознание половой принадлежности. В совместных играх и реальном общении дети усваивают не только социальные роли, но и способы общения мужчин и женщин, мальчиков и девочек. Этому периоду характерно появление первых предпочтений, «влюбленностей» в особу противоположного пола.

Для родителей важно понимать всю серьезность этого, ни в коем случае не смеяться над рассказами ребенка о его «первой любви». Здесь кроется формирование отношений человека с противоположным полом, что в дальнейшем оставит отпечаток на всю его жизнь.

К концу дошкольного периода (5-7 лет) ребенок учится таким эмоциям и чувствам, которые помогают ему устанавливать продуктивные отношения со своими сверстниками и со взрослыми. У него начинают формироваться основы ответственного отношения к результатам своих действий и поступков. Ответственность пробуждает чувство долга. Личная заинтересованность в уважении и признании окружающих приводит к потребности соответствия нравственному эталону. Если ребенок до школы обладает чувством ответственности за самого себя, то с этим чувством он придет в класс и постепенно оно разрастется до таких форм, как «ответственность за группу», «ответственность за класс».

Кризис семи лет

В жизни ребенка наступает переломный момент. Возникает необходимость достаточно резкой смены игровой деятельности на учебную. Начинается довольно строгая регламентация по времени всего распорядка дня. На отдых как таковой времени почти не остается, очень большая доля нагрузки приходится на умственную работу.Открывается значение новой социальной позиции – позиции школьника. Формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет самосознание ребенка. По мнению многих исследователей, это период рождения социального «Я» ребенка, то есть осознание им себя в окружении сверстников и преподавателей. Происходят глубокие изменения в плане переживаний, могут сложиться – устойчивые эмоционально-психологические комплексы. Это и страх перед абсолютно новой обстановкой, и психологическая неготовность к таким переменам. Цепь неудач или успехов (в учебе, в широком общении), каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого комплекса – чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия. Или, если все складывается удачно, наоборот, чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. В этом возрасте появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.

Начинается разделение внешней и внутренней (психологической) жизни ребенка. Появляется смысловая ориентировочная основа поступка – звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями. Смысловая ориентировка в собственных действиях становится важной стороной внутренней жизни. В то же время она исключает импульсивность и непосредственность в поведении. Другими словами, ребенку приходится независимо от своих желаний становится более взрослым, так как этого от него требует статус ученика, члена коллектива. Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, нового содержания отношений, в том числе и с близкими. Эти тенденции выражаются в стремлении скорее пойти в школу.

Можно сказать, что основным симптомом кризиса семи лет является потеря непосредственности Чисто кризисным проявлением обычно становятся кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения. Также может появиться замкнутость, неуправляемость. Эти внешние особенности так же, как и склонность к капризам, эмоциональным реакциям, конфликтам, начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст.

К этой проблеме непосредственно примыкает проблема готовности ребенка к школе, его психическое и нравственное развитие. Нередко ребенок приходит в школу с более высокими показателями развития, однако позже обнаруживается, что психологически он оказывается не готов.

Согласно программе воспитания детей в детском саду, обязательно преподаются основы грамоты и счета, а также знания об окружающем мире, которыми они уже должны обладать к школьному возрасту. В подготовительной группе детского сада предусмотрено и психологическое обследование. Психологи проводят так называемый «срез» – тестирование, которое выявляет психологическую готовность ребенка к школе и проблемы, которые необходимо решить до того, как он покинет садик. Такой «срез» проводится как в начале, так и в конце года, а показатели сравниваются.

Если ребенок не ходил в детский сад, подготовка к школе будет зависеть от родителей. С этой целью можно водить ребенка в развивающий центр, либо с ним необходимо заниматься дома.

Перед поступлением в школу вашему ребенку обязательно предложат тест на интеллектуальное развитие и готовность к школе. Желательно, чтобы наряду с этим родители заранее обратились к психологу и выяснили, насколько ребенок психологически готов к школе.

Младший школьный возраст (7-10 лет).

Ведущей деятельностью данного периода становится учебная деятельность. Младший школьник приступает к усвоению человеческого опыта, представленного в форме научных знаний. Это качественно новый этап психологического развития человека. Ведь в это время психическое развитие осуществляется главным образом в процессе учебы и, следовательно, определяется степенью включённости в нее самого школьника. Несмотря на подготовку к школе, осуществляемую в детском саду и родителями, адаптация к школе требует немалых усилий от ребёнка. Происходит резкое изменение режима всего дня. Учебная деятельность, став ведущей, ставит свой ряд требований к младшему школьнику. Игра как деятельность отходит далеко на второй план. Ритм школьной жизни способствует развитию необходимых для успешного обучения навыков и умений. Школьник теперь сам должен распределять своё время, общается с большим количеством детей. Ребёнок меньше двигается, но зато ему приходится выносить нагрузки, связанные с умственной деятельностью.

 

20. Школьный возраст - это очень серьезный этап в становлении человека. Психика человека меняется кардинально, и за 10 школьных лет, из меленького ребенка формируется взрослая личность. Этот этап невозможно рассматривать целиком, поэтому он разбивается на две составляющих - младший школьный возраст и подростковый период (отрочество).

Младший школьный возраст (7-10 лет).

Ведущей деятельностью данного периода становится учебная деятельность. Младший школьник приступает к усвоению человеческого опыта, представленного в форме научных знаний. Это качественно новый этап психологического развития человека. Ведь в это время психическое развитие осуществляется главным образом в процессе учебы и, следовательно, определяется степенью включённости в нее самого школьника. Несмотря на подготовку к школе, осуществляемую в детском саду и родителями, адаптация к школе требует немалых усилий от ребёнка. Происходит резкое изменение режима всего дня. Учебная деятельность, став ведущей, ставит свой ряд требований к младшему школьнику. Игра как деятельность отходит далеко на второй план. Ритм школьной жизни способствует развитию необходимых для успешного обучения навыков и умений. Школьник теперь сам должен распределять своё время, общается с большим количеством детей. Ребёнок меньше двигается, но зато ему приходится выносить нагрузки, связанные с умственной деятельностью.

Два важных новообразования младшего школьного периода - это личностная рефлексия и рефлексия интеллектуальная. Рефлексия (от лат "reflexio" - "обращение назад") - это процесс самопознания человеком внутренних психических актов и состояний. Личностная – означает то, что ребенок оценивает себя уже сам, по собственным, сложившимся раньше, критериям, нормам и правилам. Это помогает ребенку понять особенности своего характера, как положительные, так и отрицательные. Такое самопознание, как процесс получения явного знания о себе самом, ведёт к исследованию своего поведения, своих личностных особенностей, отношений с людьми, своего поведения. В младшем школьном возрасте появляется гораздо больше факторов, влияющих на самооценку ребенка, по сравнению с дошкольным возрастом. Она теперь зависит от социальных условий (родители и среда окружения ребенка), индивидуально-типологических условий (степень интроверсии-экстраверсии) и биографических условий (семейное воспитания, отношения со сверстниками). А еще условиями для самопознания могут стать какие-то необычные или озадачивающие ситуации в общении, необходимость понять переживания другого человека.

Постепенно у ребенка, учащегося в школе, появляется своя точка зрения на всё, охватывающее его. Конечно, мнение окружающих влияет на самооценку младших школьников. Обычно, отвечая на вопрос, что о них думают другие, учащиеся начальных классов сосредотачиваются на конкретных делах, и лишь в средней школе дети начинают постигать особенности своего характера. Оценочные представления младших школьников зависят от конкретной ситуации, и критерии их оценок относительны (связаны с конкретной ситуацией, мнением, которое бытует у них в семье).

В школьные годы дети становятся способны не только запоминать информацию, но и размышлять о том, как они это делают. Интеллектуальная рефлексия - это осмысление ребёнком своих действий, в процессе которого он осознаёт схемы и правила его деятельности. Такое интеллектуальное самопознание определяется, как умение ребенка оценивать, выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия. Основой для этого являются мыслительные операции: анализ, синтез, построение умозаключений, обобщений, аналогий, сопоставлений, оценок, выводов. Также важными функциями являются критичность, составление собственных представлений, накопление опыта.

Все это неразрывно связано с самооценкой ребенка, то есть отношением его к самому себе, собственным возможностям, статусу в обществе, успешности и желанности для родителей.

Недостаточное развитие рефлексии чаще всего связано с неполноценным развитием общения в дошкольном детстве, с бедным содержанием игрового взаимодействия детей и их предметной деятельности, и, как следствие, с недостатками в развитии воображения.

Внутренний план действий тесно связан с воображением. Условием для развития внутреннего плана действий является общение с людьми, в ходе которого происходит усвоение социального опыта и средств его осмысления. Как и любое психическое действие, становление внутреннего плана действий проходит в своём развитии несколько этапов. Сначала это внешнее, практическое действие с материальными предметами. Затем реальный предмет заменяется его схемой, изображением. На финальном этапе после фазы проговаривания действия с предметом "про себя" следует действие «в уме».

Нельзя не упомянуть о влиянии отметки на психику школьника. Отметка существенно осложняет жизнь ребенка. Начав понимать зависимость своего положения в классе от отметки, ребенок превращает ее в фетиш - в знак, который определяет его место в жизни. Поэтому низкая отметка травмирует психику, создает комплексы неполноценности, а высокая отметка может давать повод к зазнайству и высокомерию.

Подростковый период

Его возрастные границы все специалисты очерчивают по-разному. Если делать акцент на на физическом развитии организма (пубертатный период) и на появлении психологических новообразований, то границы подросткового периода лучше устанавливать между 10-11 и 15-16 годами. Специфическая особенность этого периода состоит в том, что с одной стороны, по уровню характера психического развития это типичная эпоха детства, с другой - перед нами растущий человек, имеющий во многом уже взрослые желания, мысли и собственные взгляды, направленность на новые действия.

Важнейший факт физического развития в подростковом возрасте - половое созревание, начала функционирования половых желез. Половое созревание провоцирует интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см. в год, которое опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими. Появляются вторичные половые признаки - внешние признаки полового созревания, и это происходит в разное время у разных детей. В связи с быстрым развитием возникают трудности функционирования сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения.

В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. К этому следует добавить, что ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать саму “гормональную бурю”. Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждения, сопровождающие процесс сексуального созревания. Большинство мальчиков все в больше мере осознают истоки этого возбуждения. У девочек больше индивидуальных различий: часть из них испытывают такие же сильные сексуальные возбуждения, но большинство более неопределенные, связанные с удовлетворением других потребностей (в привязанности, любви, поддержке, самоуважении). В этот период половая идентификация достигает более высокого уровня. Отчетливо проявляется ориентация на образцы мужественности и женственности поведении и личностных проявлениях. Но ребенок еще может сочетать в себе как и традиционные женские, так и традиционно мужские качества.

В это время у человека резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического “Я”. Из-за его высокой значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные, а также мнимые (связанные с модой на слишком худое тело, веснушками, слишком большой или маленькой грудью у девочек, отсутствием атлетического телосложения у мальчиков). Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильности черт лица, появление прыщей на коже, излишний вес или худоба - все это очень расстраивает. А иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу. Типичны случаи нервной анорексии у девочек, мальчики могут становиться замкнутыми, стесняются, уходят в себя.

Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости, возникает и отношение подростка к себе, как взрослому, ощущение себя в практически взрослым человеком. Это главное новообразование подросткового возраста.

Как проявляется чувство взрослости подростка? Прежде всего он претендует на равноправие в отношениях со взрослыми. Отсюда, частые конфликты, отстаивание своей позиции. Это может проявляться и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Кроме того, проявляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения.

Конечно, человеку в этом возрасте еще далеко до истинной взрослости - и физически, и психологически, и социально. Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные со взрослыми правам. Новая позиция проявляется в разных сферах, чаще всего во внешнем облике, в манерах.

Самостоятельность выражается, в основном, в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождение от их опеки, контроля и в разнообразных увлечениях и неучебных занятиях. Эти потребности так ярко проявляются в поведении, что говорят о ”подростковых реакциях ”. В этот период часто случаются сильные увлечения, часто сменяющие друг друга, иногда “запойные”. Это абсолютно нормально. Считается, что подростковый возраст без увлечений подобен детству без игр. Ребенок сам выбирает себе занятия по душе, тем самым, удовлетворяя потребность и в самостоятельности, и в выбросе своей мощной энергии. Подросток с жаром отстаивает свои увлечения. В подростковом возрасте все не стабильно, взгляды могут измениться через пару неделей, но защищать противоположную точку зрения ребенок будет столь же эмоционально.

Между подростками появляется «моральный кодекс», предписывающий своеобразный стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками. Этот кодекс не всегда совпадает, а может и противоречить нормам, навязываемым родителями и педагогами. В это время возрастает опасность вступления ребенка в противоправные группы, связанные с криминалом, алкоголем или наркотиками.

У подростков появляются не только бурные увлечения делами, но и очень эмоционально е общение со сверстниками. Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на неучебные занятия, и на отношения с родителями. Близкий друг (подруга), обычно ровесник – это для подростка своеобразный психотерапевт, умеющий выслушать и посочувствовать, принимающий его переживания и понятия, помогающий преодолеть трудности, поверить в себя. В этот возрастной период детей так тянет друг к другу, их общение настолько интенсивно, что говорят о типично подростковой “реакции группирования”.

Но особенно важно для подростка иметь так называемую референтную группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется. Бывает и так, что подросток чувствует себя одиноким рядом со сверстниками в шумной компании. Кроме того, не всех принимают в группу, часть детей оказывается изолированной. Это могут быть неуверенные в себе, замкнутые, непохожие на других, либо излишне агрессивные и заносчивые подростки.

Еще одна значимая сфера отношения подростков - отношения со взрослыми, прежде всего, с родителями. Влияние родителей уже ограничено, им не охватываются все сферы жизни ребенка, как это было в младшем школьном возрасте. Но его значение трудно переоценить. Мнение сверстников обычно наиболее важно в вопросах дружеских или любовных отношений, вопросах, связанных с развлечением, современной модой и музыкой. Но ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки зависят, в первую очередь, от позиций родителей.

Подростки в этот период начинают рассуждать об идеалах, о будущем, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир. Появляется взрослая логика мышления. В это же время происходит дальнейшая развитие таких психических функций как восприятие и память, развивается воображение.

Подросток хочет понять, каков он есть на самом деле, и представляет себе, каким бы он хотел быть. Это порождает «исповедальность» в общении с ровесником, и дневники, которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии.

 Кризис подросткового возраста

В первую очередь он связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием (пубертатный период). Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Появляются вторичные половые признаки (волосы на теле, растет грудь у девочек, ломается голос у мальчиков). Подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. Возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга, эмоциональный фон становится нестабильным. Поэтому может появляться раздражительность, даже агрессивность, бурные всплески энергии сменяются упадком сил.

Появляется чувство взрослости, родительский авторитет обесценивается. В семье возникают частые конфликты, нередко подросток реагирует протестом на любые попытки вмешаться в его жизнь. В это время ребенку уже хочется всего и сразу. Человек уже видит возможности, которые открыты перед ним, но фактически он еще не умеет управлять своим поведением, желаниями, он еще ребенок. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельным, равными с ними в правах.

То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит, главным образом, от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроится - принять чувства своего ребенка. Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля над поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д. Контроль может быть принципиально различным. Наиболее благоприятный стиль семейного воспитания - демократичный, когда родители не ущемляют права ребенка, но одновременно требуют выполнения обязанностей; Контроль основан на теплых чувствах и разумной заботе. Гиперопека, вседозволенность, а также равнодушие или авторитарное воспитание - все это препятствует успешному развитию личности подростка. Конфликты возникают при отношении родителей к подростку как к маленькому ребенку и при непоследовательности требований, когда от него ожидается, то детское послушание, то взрослая самостоятельность.

Главная особенность подростка - личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка.

Многие подростки из-за своего физического состояния или внешности начинают сильно нервничать и обвинять себя в несостоятельности. Эти ощущения часто не осознаются, а подспудно формируют напряженность, с которой подростку трудно справиться. На таком фоне любые внешние трудности воспринимаются особенно трагически.

Подростковый возраст – период отчаянных попыток «пройти через все». При этом подросток по большей части начинает свой поход с запретных или прежде невозможных сторон взрослой жизни. Многие подростки «из любопытства» пробуют алкоголь и наркотики. Это может делаться для пробы или для куража, но вполне возможно возникновение физической или психологической зависимости. Подростки достаточно легкомысленно относятся к человеческим порокам и слабостям, и в результате быстро приобщаются к алкоголю и наркотикам, превращая их из источника ориентированного поведения (любопытства) в предмет своих потребностей. Нередко употребление психоактивных веществ в компании друзей, значимых и авторитетных для ребенка, превращается в форму самоутверждения, заглушая внутреннее чувство потери себя, своего личного кризиса.

Подростки с большим любопытством относятся к сексуальным отношениям. Там, где слабы внутренние тормоза, где слабо развито чувство ответственности за себя и другого, прорывается готовность к сексуальным контактам с представителями противоположного, а иногда и своего пола. Высокая степень напряжения до и после сексуального общения ложится сильнейшим испытанием на психику человека. Первые сексуальные впечатления могут оказать влияние на сферу сексуальной жизни взрослого человека. На почве неблагополучного опыта многие могут обрести неврозы. Другой проблемой могут являться еще и венерические заболевания.

Все эти формы новой жизни подростков ложатся на психику тяжелым бременем. Напряженность от неопределенности жизни в новом качестве («курильщик», «сексуальный партнер», «лидер тусовки» и др.) толкает многих подростков в состояние остро переживаемого кризиса.

Отдельно следует указать на отроческий кризис, связанный с духовным ростом и изменением психического статуса. Появляется рефлексия на внутренний мир и глубокая неудовлетворенность собой. Несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом. Неудовлетворенность собой может быть столь сильной, что появляются навязчивые состояния: непреодолимые угнетающие мысли о себе, сомнения, страхи.

Не всякий подросток, однако, проходит столь тяжелое испытание душевным кризисом. А те, кто проходят, по большей части выбираются из него самостоятельно: близкие нередко не догадываются о душевных бурях своих дорогих чад.

Особенности подросткового возраста

Важная собенность подросткового возраста заключается в том, что очень многие моменты человек переживает в одиночку, не посвящая в них окружающих, либо делясь только с очень близкими друзьями. Между тем, проблемы, с которыми сталкиваются, подростки носят зачастую отнюдь не детский характер и требуют немедленного решения.

Здесь описаны некоторые из них. В любом случае важно помнить: не следует оставаться один на один со своей бедой, любую проблему можно решить, получить помощь возможно! Если по личным причинам вы не можете поделиться с окружающими, разумно обратиться к психологу, либо позвонить по телефону доверия. Узнайте обо всех возможных способах получения психологической и другой помощи подросткам.

Рост тела

Многих подростков пугают ощущения и перемены, происходящие с ними в этот период. Для подросткового возраста совершенно нормально следующее.

Начинается бурный рост и развитие организма. Интенсивно меняется и развивается половая система человека. Происходит рост тела: в этом время и бывает такое, что части тела растут несоразмерно. Иногда голова кажется непропорциональной по отношению к остальным частям тела, затем могут вытягиваться конечности. Часто появляются прыщи, с которыми очень трудно бороться. Все это может вызывать чувство неполноценности, комплексы. Тем более, что в подростковом возрасте приобретают большую значимость отношения с противоположным полом, и многие начинают пристально следить за своей внешностью. Развиваются и меняются все системы организма, так как все в нашем теле тесно взаимосвязано. Часто сосудистая система и сердце плохо справляются с этим ростом, начинают проявляться усиленное сердцебиение, усталость, потливость. Меняется эндокринная (гормональная) система. Это влияет на психику и нервную систему. В этот период совершенно нормальными могут быть резкие перемены настроения, вспышки радости, гнева, депрессивные состояния. Как следствие, часто возникают конфликты в семье, ссоры с друзьями, чувство непонимания, отчужденности от окружающего мира. Многие подростки очень остро, даже болезненно переживают этот период.

Сексуальное развитие

У парней появляются вторичные половые признаки (волосы на теле), поллюции, эротические сны, усиленное сексуальное желание, которое еще невозможно контролировать. Как раз в этот момент появляются прыщи, часто тело еще выглядит некрасиво, не соразмерно, плохо развита мускулатура. К этому добавляются еще и материальные проблемы, ведь потребности растут: нужно и с девушкой сходить куда-нибудь, и с друзьями «потусоваться», а собственного заработка еще нет.

У девушек также появляются вторичные половые признаки (волосы на теле, растет грудь, начинаются месячные), может появиться сильное половое влечение. Опять же, увеличивается беспокойство и забота о своей внешности, ведь необходимо нравиться парням, да и выглядеть «не хуже других». В этот момент у многих девушек также появляются денежные проблемы, ведь уход за собой, покупка красивых вещей и косметики, возможность сходить в клуб – все это требует расходов.

Ранний секс

Очень многие подростки вступают в половую связь под давлением "общественного мнения", друзей и подруг, в компании. Не всегда человек даже сам окончательно готов к сексуальной близости, но он чувствует давление, хочет быть «круче», взрослее, показать, что он многое может. Это вызывает чувство экстрима, всплеск адреналина. Часто сексуальная связь случается под воздействием алкоголя или даже наркотиков.

Иногда, даже если организм уже созрел для половых контактов и деторождения, человек еще не готов к этому по многим причинам. И тогда, занимаясь сексом, он не будет чувствовать той радости, удовлетворения и полгой гаммы ощущений, которые может подарить секс, когда человек готов к нему. В период жизни, когда наши желания уже более взвешены, подходящая для близости обстановка, сексуальный партнер - не случайный человек, есть чувства друг к другу.

Последствиями раннего, незапланированного секса могут быть: депрессии, неврозы, беременность, болезни, передающиеся половым путем.

В тяжелые моменты, когда ситуация сложная и деликатная, очень важна поддержка. Не известно, как отреагируют родные на то, что случилось, поэтому большинство подростков стараются скрывать подобные ситуации от родителей. Хорошо, когда рядом есть близкий друг, с которым можно поделиться. Многие ведут дневники, некоторые просто замыкаются в себе.

Внешние и внутренние перемены очень тяжело эмоционально переживаются. С родителями они обсуждаются редко, иногда не обсуждаются вообще. Отсюда отдаление, непонимание родителями. Родительские ожидания не осуществляются, родители видят непослушание, отрицание, грубость. Конфликт «отцов и детей» усиливается вдвойне.

В этот период очень сильно влияние группы. Вокруг подростки с различным материальным положением, они выглядят по-разному, у них у всех разные возможности. Многие группы пропагандируют ранний секс, курение, алкоголь и даже употребление наркотиков. Группа очень часто давит на подростка. Несоответствие ее критериям ведет к отчуждению. Подросток очень болезненно переживает это.

Непохожим на других быть в этот момент очень трудно. В каждом, классе или группе подростков всегда есть такие люди, с которыми не общается большинство. Этих людей либо игнорируют, либо, что еще страшнее, они подвергаются нападкам, насмешкам и издевательствам, поощряемым всеми членами группы. Такие подростки могут становиться изгоями, отверженными.

И это опять же тема, которую человек не всегда готов обсуждать с кем-либо. Здесь возможна такая реакция, как замкнутость в себе, либо отчаянные попытки противопоставить себя группе, становясь еще более непохожим, ярко выделяться. Попыткой быть принятым в группе могут быть и поступки, которыми человек пытается показать, что он не хуже других и тоже многое может. В таких случаях подростки могут начать выпивать, за компанию принимать наркотики и совершать другие, возможно криминальные действия, за которые их примут в группу, перестанут отвергать, сделают своими.

Чувства и эмоции в подростковый период очень сильны. Эта сила бывает не адекватна происходящим на самом деле событиям. В этот период очень часто происходит сотворение кумиров. Если же подросток влюбляется в реального человека, то это чувство может захватить его всего. Но любовь не всегда бывает взимна. На почве неразделенной любви может возникать навязчивое состояние, невроз, чувство глубокой депрессии.

Непонимание со стороны родителей только усиливает негативные переживания. Родители, сами того не понимая, зачастую желая добра, могут довести своего ребенка до тяжелого нервного срыва.

Насилие

В подростковом возрасте девушки и парни часто стремятся "ко всему и сразу", Они не умеют разбираться со своими желаниями, не знают до конца своих возможностей. «Нельзя» - это не для них. Многие кидаются как в омут головой в отношения, в сомнительное общение, занимаются «запойно» какой-нибудь одной деятельностью. В этот момент часто вступают в молодежные течения. Многих начинает увлекать клубная жизнь, тусовки. Конечно, совсем не обязательно, каждый подросток начнет употреблять наркотики, если он ходит в клуб. Но часто такие общества действительно связаны с употреблением психоактивных веществ. Заводятся различные знакомства, и люди не до конца осознают, к чему это может привести. Нередки случаи, когда с неопытными и неразборчивыми в общении девушками случаются трагедии. Девушка может попасть в сложную ситуацию, в которой происходит насилие. Если девушку-подростка изнасиловали, то она, скорее всего, не будет обращаться в милицию. Скорее всего, она не расскажет об этом и своим родным. Иногда об этом знает самая близкая подруга, и то не всегда.

Но насилие может происходить не только вне дома и семьи. Очень распространены такие ситуации, когда подростки подвергаются насилию именно в собственных семьях. Девушку может насиловать отчим, но она не рассказывает об этом матери. В свою очередь, мать, желая сохранить отношения, не пытается разобраться в ситуации, не замечает проблемы, иногда сознательно старается закрыть глаза на такое насилие. В немолодом возрасте все труднее найти спутника жизни, а так рядом есть какой-никакой, но мужчина.  

Это огромный стресс для человека, причем психотравмирующая ситуация продолжается для подростка долгое время, меняя психику, нервную систему, отношение к жизни и семье.

Если вы оказались в такой ситуации, просто необходимо получить помощь психолога. Вы также можете просто обратиться в кризисный центр или позвонить по телефону доверия.

Попытки суицида

Неразделенная любовь, недовольство своей внешностью и отрицание себя, несоответствие идеалам других, отвержение группой, конфликт, грубость и непонимание со стороны родителей, насилие в семье или в другой обстановке – все это может привести и часто приводит к суицидам в подростковом возрасте. Не всегда подросток действительно планирует уйти из жизни. Часто попытки суицида совершаются от безнадежности, от отчаянного желания привлечь внимание родителей, друзей, желания сочувствия и понимания. Заблуждением было бы полагать, что все эти проблемы надуманы, раздуты. Для подростка они огромны, глобальны, он стоит перед ними незащищенный и ранимый. Каждая из них при отсутствии адекватной психологической разрядки и понимания близких может привести к трагедии.

 

22. личност и профсамоопреде в ран юности. станволен мировоззр. взаимоотношен ст шк с окр. людьми. Симптомы подростко возраста Эльконину): трудности в отношениях со взр — проявления. негативизм; упрямство; обесценивание внеш оценок взр; уход из шк — в психологич смысле, но иногда и буквально; появление подростк компаний — в них происходит поиск | др, референтной гр (гр, с к реб себя отождествл и на к равняется); потребность свободно выражать свои мысли и ч-ва — подросток начин вести дневник. Все эти симптомы связаны с попыткой ответить на вопрос: «кто я?», пубертат период – физиол взрослени, подростк возр – явл псих; противореч подрост возраст: реб стрем быть взр, но соц окружение совершенно не восприним. реб не может занять место в общ взр людей, и тогда он уходит в общ сверстников; соц ситуация разв под возр: домин дет соообщ над взр; вед тип деят – интимно – л общ со сверстник, появл уважение др к др. новообраз возр: развит рефлексии, появл самосозн на основе рефлекс, представ о собе как о взр чел, самоопредел– основыв на интересах и направл л и учитывает внешн, объективн обстоят. Подр выбирает профессию. но настоящ самопред возник позднее и связано с формир позиц взрослого. Особ мотив сф: домин мотивы, относ к мировоззрению, будущему; стр-ра мотивов- иерархия, соподчинение мотив тенденций во главе с соц значимыми И присвоенными цен

23. Социальная психология – одна из наиболее перспективных отраслей психологической науки, изучающая закономерности поведения в деятельности людей, обусловленные фактом их принадлежности к социальным группам, а также психические явления, возникающие в ходе взаимодействия между людьми в группах и коллективах, шире – в различных организованных и неорганизованных человеческих общностях. Из всех социальных наук, социальная психология представляет собой попытку, систематически используя методы, сходные с методами других наук, исследовать человека как ученика общества. В течение долгого времени в психологической науке за основу теоретического анализа принималась личность, как некий обособленный феномен. Связи личности с обществом подразумевались, но предметом конкретного исследования не были. Интерес к человеческому поведению, к взаимовлиянию людей в обществе пробудился очень рано. Наблюдения за фактами взаимодействия между индивидами, зафиксированные в трудах мыслителей многих веков, были той основой, на которой в дальнейшем возникла социальная психология. Возникновение термина «социальная психология» относят к началу XX века. Закономерности развития социальной психологии сходны с закономерностями развития преобладающего большинства наук. В истории социальной психологии можно выделить три периода:

 

    I период - период накопления знаний в сферах философии

               и общей психологии (VI в. до н.э. – середина XIX в.).

      С точки зрения Гордона Олпорта древне – греческий философ Платон явился родоначальником проблем социальной психологии. Через все эпохи развития философского знания можно проследить, как внутри него разрабатывались ключевые идеи социальной психологии. В античной философии – это не только философия Платона, но и философия Аристотеля, ученика Платона.

      В философии более позднего времени нельзя опустить такие имена, как Томас Гоббс, Джон Локк, Жан Жак Руссо, Клод Адриан Гельвеций, Георг Вильгельм Фридрих Гегель. В их трудах содержатся многочисленные наблюдения за поведением людей в обществе, влиянием,

которое они оказывают друг на друга, за их обычаями и традициями. Многие из выдвинутых в этих произведениях идей, получили развитие в процессе более поздней научной разработки; некоторые идеи – наивные и противоречи вые – дали импульс для их научного опровержения и тем самым объективно оказались полезными в ходе подготовки к возникновению социальной психологии.

      Как видно, социально – психологические идеи присутствовали в системах как идеологической, так и материалистической философии. В общем, они были неразрывно связаны с трактовкой более общих психологических идей.

 

       II период - период выделения описательной социальной

        психологии из философии (социологии) в самостоятельную

             область знания (50 – 60-е годы XIX в. – 20-е годы

XX в.).

  Для того чтобы рассмотреть этот период нужно сконцентрировать внимание на трёх моментах:

           - на «запросах» по решению социально – психологических

    проблем,    которые возникают в различных смежных науках;

           - на процессах подготовки к вычленению социально – психологической проблематики внутри двух основных, «родительских», дисциплин: психологии и социологии;     - на характеристике первых форм самостоятельного социально - психологического знания.

В этот период можно было наблюдать значительный прогресс в развитии целого ряда наук, в том числе имеющих непосредственное отношение к различным процессам  общественной жизни. Были накоплены значительные факты в области языкознания, этнографии, археологии, криминологии, биологии. Признавая значимость названных областей научного знания в развитии социальной психологии, нельзя не назвать ряд других наук о человеке, внесших свой вклад в становление социальной психологии, а именно: психиатрия, биология.

Большой вклад в развитие социальной психологии этого периода внесли антропологи, психиатры, психологи и социологи. Однако представители каждой школы склонны полагать, что только их позиция соответствует истине, и относятся к другим снисходительно.

Психологи обычно изучают устойчивое и повторяющееся в индивидуальном поведении. Теоретически сюда могут входить все аспекты поведения человека, но в действительности интерес концентрируется на изучении восприятия, памяти и мышления, на изучении и развитии личности. Во второй половине XIX века появился некоторый интерес к вопросу  о том, как влияют друг на друга индивиды,    участвующие в группах; значительное внимание привлекли явления массового гипноза и внушаемости. Но большинство психологов отстаивают индивидуалистические предубеждения и основной единицей  анализа считают обособленного человека. Психологи считают, что всё, что люди чувствуют, думают и делают в группах, может быть объяснено в терминах индивидуального поведения. Некоторые заявляют даже, что группы реально не существуют, что это не более как скопление индивидов.

Экспериментальный подход к социальной психологии пытались разработать многие специалисты в этой области, такие как: англо - американский психолог Уильям Мак-Дугалл, психолог Гордон Уиллард Олпорт, который работал сначала в США, а затем в Германии, немецкий психолог Курт Левин и другие. Для их научного творчества, характерны настойчивые попытки, найти какой-либо универсальный принцип объяснения социальных явлений с позиции психологии. Они также развивали разные концепции. Олпорт утверждал, что личность это динамическая организация мотиваций систем, привычек, установок и т.д.. Левин разработал концепцию личности, в основе которой – понятие «поля» как единства личности и её окружения. Он же являлся основоположником эксперимента исследования мотивации и психологии групп. Но пришло время, когда накопилось достаточно наблюдений,  которые уже нельзя было объяснить теориями  традиционной психологии.

Один из учёных изучал автокинетический эффект, что привлекло всеобщее внимание. В ходе эксперимента испытуемые должны были высказать своё мнение о направлении движения некоей точки и расстоянии до неё. Пока индивиды исследовались поодиночке, их ответы значительно отличались один от другого. Но когда несколько испытуемых вместе наблюдали этот эффект, содержание их суждений постепенно сближалось. Люди как бы стремились прийти к соглашению. Этот эксперимент доказал, что восприятия человека не есть прямая копия того, что «существует вне нас». И что в определённых обстоятельствах на восприятие сильно влияют сообщения окружающих.

Позднее другие исследователи продемонстрировали зависимость восприятия и познавательных процессов индивида от поведения других людей, в контакте с которыми он состоит. Многие психологи с энтузиазмом приступили к изучению групповых связей человека.

Социологи всегда стремились изучать закономерность формирования, укрепления и распада человеческих групп. Почти с самого начала они приняли социальную психологию как составляющую часть своей науки. Такие учёные, как немецкие социологи Макс Вебер и Георг Зиммель, основатель французской социологической школы Эмиль Дюркгейм и ещё один социолог из Франции Габриэль Тард, рассматривали группу как процесс взаимодействия людей. Поэтому они не могли не испытывать интерес к индивидуальным участникам, чьё поведение создавало те шаблоны взаимодействия, которые они описывали.

  В Соединённых Штатах распространение социальной психологии среди социологов было связано с более широким интеллектуальным движением, развивавшим некоторые положения дарвинской теории эволюции. Прагматисты – Уильям Джемс, Джон Дьюи, Джордж Герберт Мид и Чарлз Сандерс Пирс – пытались выработать новый взгляд на человека и общество. Вместо того чтобы изучать, что составляет содержание человеческого разума, они рассматривали восприятие и мышление как типы поведения. Они переключили внимание с изучения устойчивых форм на исследование закономерностей изменений – на генезис и развитие. От анализа структур личности они перешли к анализу процессов, к изучению того, как что происходит, каким образом живые организмы – индивидуально и коллективно – приспосабливаются к условиям жизни.

Итак, социальная психология получила новый импульс благодаря усилиям группы философов, преследовавших более широкие интересы. Своеобразный интеллектуальный климат обусловил тот факт, что американские социологи больше, чем психологи, проявили интерес к исследованиям внушаемости. Они подчёркивали, что социальная группа состоит из взаимодействующих лиц, а различные шаблоны взаимодействия – не что иное, как коллективное приспособление к условиям жизни. Поведение толпы, например, - это один из многих возможных способов встретить кризис. Сверх того они живо интересовались проблемой социализации: как человеческое дитя, рождаясь беспомощным и неразвитым, приобретает способность участвовать в организованных группах? Для Чарлза Хортона Кули и Уильяма Айзека Томаса изучение развития личности становится одной из главных подотраслей социологии.

Антропологи постоянно занимались изучением различных культур – особенно обрядов, систем родства и артефактов, обнаруживаемых в доиндустриальных обществах. Но не все антропологи ограничивались чистым описанием – психологическая интерпретация находок всегда занимала почётное место в этой области. Французский учёный Люсьен Леви - Брюль был  среди тех, кто первым попытался объяснить  эзотерические обычаи с точки зрения общих психологических принципов. В 1920 году американский этнограф Эдвард Сепир задался вопросом, не составляет ли культура нечто большее, чем просто шаблонное поведение в определённых группах, а десять лет спустя Маргарет Мид опубликовала своё сравнительное исследование, посвящённое развитию личности в условиях различных культур. Так была продемонстрирована полезность этнографических данных для анализа проблем, представляющих более широкий интерес. Совсем недавно изучение культурных изменений заставило обратиться к вопросу о том, как индивид овладевает новой культурой, а исследование различных типов культурной интеграции привело к поискам соответствующих шаблонов интеграции личности. Взаимовлияние социальной психологии и антропологии приводит к развитию методов полевого исследования и к более глубокому пониманию вариабельности человеческого поведения.

Психиатры заинтересованы, прежде всего, в лечении людей, которые признаны душевнобольными. Но терапевтические меры могут быть эффективными лишь тогда, когда они базируются на достоверном знании. Не получая такового из других источников, врачи вынуждены были положиться на свои собственные исследования. Подобно психологам, поначалу они концентрировали внимание на изучении пациента вне его общения с другими людьми, причём нередко были  уверены, что все расстройства порождаются лишь органическими причинами – повреждением мозга, нарушением обмена веществ или токсинами в крови. Австрийский врач - психиатр Зигмунд Фрейд отказался от прежних концепций и сосредоточил внимание на изучении эмоциональных бессознательных реакций. Его методика в значительной степени состоит из попыток манипулировать переживаниями в процессе коммуникации. Правда, Фрейд пытался свести свою теорию к физиологическим и химическим терминам, но не добился в этом успеха. Его последователи – австрийский врач-психиатр и психолог, ученик Зигмунда Фрейда, основатель индивидуальной психологии Альфред Адлер; американский психолог, основатель неофрейдизма Харри Стэк Салливен;немецко-американские психиатры,

представители неофрейдизма Эрих Фромм и Карен Хорни и другие прямо говорят о душевных расстройствах как о результате нарушений в межличностных отношениях. В сущности, это не противоречит Фрейду, Фрейд очень интересовался такими связями, но многих своих проницательных наблюдений не включил в формальную теорию. Салливен определил психиатрию как изучение межличностных отношений. Разумеется, все попытки этого рода были обречены на неудачу, так как исходили из ложной посылки.

Итак, стены между этими специальностями оказались непрочными: психологи и психиатры стали интересоваться отношениями объекта их изучения с другими людьми, продолжают изучать мышление и другие психические процессы, но понимают эти явления как формы деятельности, в значительной степени лингвистической по своей природе, а социологи и антропологи начали понимать важность личностных различий, антропологи также не отказываются от археологических исследований, но всё более интересуются шаблонами поведения людей, пользовавшихся данными артефактами.

Внимание сконцентрировалось на взаимодействии индивидов. Осознание общности интересов получило в дальнейшем институциональное выражение в форме «междисциплинарных» исследований, осуществляемых учёными разных специальностей.

Социальная психология стала независимой наукой отчасти потому, что специалисты различных отраслей знания не в состоянии были решить некоторые свои проблемы. Психологи обнаружили, что они не могут объяснить некоторых наблюдаемых фактов восприятия и мышления; социологи не имели удовлетворительного объяснения того, каким образом поддерживаются и изменяются групповые структуры; антропологи нашли, что некоторые из их обобщённых описаний культуры кажутся пустыми и безжизненными, пока не принимаются в расчёт личные переживания участников; и психиатры были вынуждены внимательно отнестись к теориям человеческого поведения, когда терапевтические меры оказались неадекватными. Подобные трудности заставляют осознать то, что должно было бы быть ясно с самого начала, а именно, что люди всегда живут в группах и что подавляющее большинство их поступков связано с прошлым, настоящим или будущим поведением их товарищей.

Особую роль в становлении социальной психологии сыграло развитие двух наук: психологии и социологии. Возникнув на стыке этих наук, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус, который приводит к тому, что каждая из «родительских» дисциплин довольно охотно включает её в себя в качестве составной  части. Такая неоднозначность положения научной дисциплины имеет много различных причин. Главной из них является объективное существование такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединённых усилий двух наук: психологии и социологии.

К началу XX века наметилось их встречное движение друг к другу, которое должно было закончиться формулированием проблем, которые и должны были стать предметом новой науки. Оно проявилось в круге проблем, связанных с изучением взаимовлияния личности и общества. Эти взаимные устремления реализовались и дали жизнь первым формам социально – психологического знания.

Немецкие исследователи Г.Гибш и М.Форверг предложили принцип, по которому можно классифицировать эти первые социально – психологические системы. Таким принципом является способ анализа взаимоотношения личности и общества. При выяснении этой проблемы возможны два решения: признание примата личности или примата общества. Тогда примером первого решения явятся психология масс и теория инстинктов социального поведения, а примером второго решения – психология народов. Оба этих решения найдут своё продолжение в истории социальной психологии в последующие этапы её развития.

Психология народов как одна из первых социально - психологических теорий сложилась в середине XIX века в Германии. С точки зрения выделенного нами критерия психология народов предлагала «коллективистическое» решение вопроса о соотношении личности и общества. В ней допускалось субстанционное существование «сверхиндивидуальной души», подчинённой «сверхиндивидуальной целостности», каковой является народ. Теоретическими источниками психологии народов послужили: философское учение Георга Гегеля о «народном духе» и идеалистическая психология Иоганна Гербарта.

Непосредственными создателями психологии народов выступили немецкие учёные: философ Мориц Лацарус и языковед Хейман Штейнталь. По их мнению, задача социальной психологии – «познать психологически сущность духа народа, открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народа».

В дальнейшем идеи психологии народов получили развитие во взглядах Вильгельма Вунда. Впервые свои идеи по этому поводу Вунд сформулировал в 1863 году. Вунд излагал свои мысли о том, что психология должна состоять из двух частей: физиологической психологии и психологии народов. С точки зрения Вунда, физиологическая психология является экспериментальной дисциплиной, но эксперимент непригоден для исследования высших психических процессов – речи и мышления. Поэтому именно с этого «пункта» и начинается психология народов. В ней должны применяться иные методы, а именно анализ продуктов культуры: языка, мифов, обычаев, искусства.

В России идеи психологии народов развивались в учении известного лингвиста А. А. Потебни. несмотря на различия в подходах Лацаруса, Штейнталя, Вунда и Потебни, основная идея концепции является общей: психология сталкивается с такими феноменами, которые коренятся не в индивидуальном сознании, а в сознании народа, и поэтому должен быть как минимум специальный раздел этой науки, который и будет заниматься названными проблемами, применяя особые, отличные от обычной психологии, методы. Полезная сама по себе идея

в руках авторов психологии народов приобрела идеалистическую окраску.

Психология масс представляет собой другую форму первых социаль но – психологических теорий, ибо она даёт решение вопроса о взаимоотношении личности и общества с «индивидуалистических» позиций. Эта теория родилась во Франции во второй половине XIX века. Истоки её были заложены в концепции подражания Габриеля Тарда. С его точки зрения, социальное поведение не имеет другого объяснения, кроме как при помощи идеи подражания.

Идеи Тарда были усвоены непосредственными создателями психологии масс. Это были итальянский юрист С. Сигеле, который опирался на изучение уголовных дел, где его привлекала роль аффективных моментов и французский социолог Г. Лебон, уделяющий внимание проблеме противопоставления масс и элит общества. Лебон наблюдал поведение человека в массе в ситуации паники и сделал выводы, что масса всегда по своей природе неупорядоченна, хаотична, поэтому ей нужен «вождь», роль которого может выполнять «элита».

Большое распространение получает идея о том, что конец XIX – начало XX века – это «эра толпы», когда человек теряет свою индивидуальность, подчиняется импульсам, примитивным инстинктам, поэтому легко поддаётся различным иррациональным действиям.

Теоретическое значение психологии масс оказалось двойственным: с одной стороны, здесь был поставлен вопрос о взаимоотношении личности и общества, но, с другой стороны, решение его было никак не обосновано. Поэтому сколько-нибудь серьёзного значения для  дальнейших судеб социальной психологии психология масс не имела.

Третьей концепцией, которая стоит в ряду первых самостоятельных

социально-психологических построений, является теория инстинктов социального поведения английского психолога Уильяма Мак-Дугалла. Основной тезис теории Мак-Дугалла заключается в том, что причиной социального поведения признаются врождённые инстинкты. Эта идея есть реализация более общего принципа, а именно стремления к цели, которое  свойственно и животным и человеку. Мак-Дугалл называл созданную им психологию «целевой», или «гормической». Гормэ и выступает как движущая сила интуитивного характера, объясняющая социальное поведение. В терминологии Мак-дугалла, гормэ «реализуется в качестве инстинктов».

Репертуар инстинктов у каждого человека возникает в результате определённого психофизического предрасположения – наличия наследственно закреплённых каналов для разрядки нервной энергии. Инстинкты включают аффективную, центральную и афферентную части. Таким образом, всё, что происходит в области сознания, находится в прямой зависимости от бессознательного начала. Внутренним выражением инстинктов являются главным образом эмоции. Связь между инстинктами и эмоциями носит систематический и определённый характер.

Несмотря на огромную популярность идей Мак-дугалла, их роль в истории науки оказалась отрицательной. Поэтому, как и в общей психологии, преодоление идей теории инстинктов послужило в дальнейшем важной вехой становления научной социальной психологии.

После того как были выстроены первые концепции социальной психологии, выявилось положительное значение в  том, что были выделены и чётко поставлены действительно важные вопросы, подлежащие разрешению. Интересно также и то, что во первых социально-психологических опытах с самого начала пытались найти подходы к решению поставленных проблем как бы с двух сторон: со стороны психологии и со стороны социологии.

Но первые социально-психологические концепции оказались слабыми потому, что они не опирались ни на какую исследовательскую практику, они вообще не базировались на исследованиях, но в духе старых философских построений были «рассуждениями» по поводу социально-психологических проблем, но не исследованием их. Однако важное дело было сделано, и социальная психология была «заявлена» как самостоятельная дисциплина, имеющая право на существование. Теперь она нуждалась в подведении под неё экспериментальной базы, поскольку психология накопила к этому времени достаточный опыт в использовании экспериментального  метода.

Тот факт, что социальная психология имеет столь разнообразные источники, означает, что она, вероятно, будет какое-то время страдать от противоречий. Принимая во внимание серьёзность кризиса, напрашивается вопрос: «Почему  же учёные не могут забыть своих разногласий и не объединятся в согласованном усилии?» Однако они открыли для науки новую область исследований.

Следующий этап становления дисциплины мог стать только экспериментальным этапом в её развитии.

 

    III период - период оформления социальной психологии в

            экспериментальную науку ( 20-е годы XX в.) и её

                                    современного развития.

  Начало XX века и особенно время, наступившее после первой

математических методов. Официальной вехой послужила программа, предложенная в Европе немецким психологом В. Мёде по использованию экспериментальных методик в исследовании массовой психологии и в США психологом Ф. Олпортом, обобщившим опыт социально-психологического экспериментирования и разработавшего общую методологию группового эксперимента. В этой программе были сформулированы требования превращения социальной психологии в экспериментальную дисциплину. Основное развитие в этом её варианте социальная психология получает в США, где бурное становление капиталистических форм в экономике стимулировало практику прикладных исследований и заставило социальных психологов повернуться лицом к актуальной социально-политической тематике. Особое значение такая практика приобрела в условиях развернувшегося экономического кризиса. Беспомощность старой социальной психологии перед лицом новых  задач стала очевидной.

  В развитии психологии к этому времени чётко обозначились три основных подхода: психоанализ, бихевиоризм и гештальттеория, и социальная психология стала опираться на идеи, сформулированные в этих подходах. Особый упор был сделан на бихевиористский подход, что соответствовало идеалу построения строго экспериментальной дисциплины.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 219.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...