Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
КОНЦЕПЦИЯ А.Н.ЛЕОНТЬЕВА (ТЕОРИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Предмет данной концепции выступает личность как иерархия деятельностей, за которой стоят соподчиненные мотивы. Основные задачи: 1) Исследовать роль деятельности в функционировании и развитии личности; 2) Исследовать личностные структуры с точки зрения их формирования в деятельности. Личность - в теории деятельности - это внутренний момент деятельности, некоторое неповторимое единство, выполняющее роль высшей интегрирующей инстанции, управляющей психическими процессами, целостное психологическое новообразование, которое формируется в жизненных отношениях индивида в результате преобразования его деятельности. Теория деятельности, рассматривающая личность в контексте порождения, функционирования и структуры психического отражения в процессах деятельности, разработана во второй половине XX в. в трудах Леонтьева. Исходным методом изучения психики выступает анализ преобразований психического отражения в деятельности, исследуемой в ее филогенетическом, историческом, онтогенетическом и функциональном аспектах. Генетически исходной является внешняя, предметная, чувственно-практическая деятельность, от которой производны все виды внутренней психической деятельности индивида. Обе эти формы имеют общественно-историческое происхождение и принципиально общее строение. Конституирующей характеристикой деятельности является предметность. Первоначально деятельность детерминируется предметом, а затем она опосредуется и регулируется его образом как своим субъективным продуктом. Взаимно превращающимися единицами деятельности считается потребность <=> мотив <=> цель <=> условия и соотносимые с ними деятельность <=> действия <=> операции. Под действием подразумевается процесс, предмет и мотив которого не совпадают между собой. Мотив и предмет должны быть отображены в психике субъекта: иначе действие лишается для него смысла. Действие в теории деятельности внутренне связано с личностным смыслом. Психологическое слияние в единое действие отдельных частных действий представляет собой превращение последних в операции, а содержание, которое прежде занимало место осознаваемых целей частных действий, занимает в строении действия структуры место условий его выполнения. Другой вид операций рождается из простого приспособления действия к условиям его выполнения. Операции - это качество действия, образующая действия. Генезис операции состоит в соотношении действий, их включенности одно в другое. В теории деятельности введено понятие «мотива-цели», т. е. осознанного мотива, выступающего в роли «общей цели» и «зоны целей», выделение которой и зависит от мотива либо конкретной цели, а процесс целеобразования всегда связан с апробированием целей действием. Личность впервые возникает в обществе. Человек вступает в историю как индивид, наделенный природными свойствами и способностями, а личностью он становится лишь в качестве субъекта общественных отношений. Понятием «личность» обозначается относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека. Общественные отношения реализуются совокупностью многообразных деятельностей. Иерархические отношения деятельностей, за которыми стоят соотношения мотивов, и характеризуют личность. Последняя рождается дважды: первый раз - когда у ребенка проявляются в явных формах полимотивированность и соподчинение его действий, второй раз - когда возникает его сознательная личность. Становление личности - это становление личностных смыслов. Психологию личности венчает проблема самосознания, поскольку главное - это осознание себя в системе обществ, отношений. Личность - это то, что человек создает из себя, утверждая свою человеческую жизнь. В теории деятельности предлагается использовать следующие основания при создании типологии личности: богатство связей индивида с миром, степень иерархизированности мотивов, их общую структуру. На каждой возрастной ступени развития личности в теории деятельности более представлен какой-либо определенный вид деятельности, приобретающий ведущее значение в формировании новых психических процессов и свойств детской личности. Разработка проблемы ведущей деятельности явилась фундамент, вкладом Леонтьева в детскую и возрастную психологию. Этот ученый не только охарактеризовал смену ведущих деятельностей в процессе развития ребенка, но и положил начало изучению механизмов этой смены, превращения одной ведущей деятельности в другую. Понятийное поле концепции А.Н. Леонтьева Деятельность - Предмет рассмотрения в теории деятельности - целостная деятельность субъекта как органическая система во всех ее формах и видах. Становление личности - это становление личностных смыслов. Единицы деятельности - считается потребность <=> мотив <=> цель <=> условия и соотносимые с ними деятельность <=> действия <=> операции. Действие - под действием подразумевается процесс, предмет и мотив которого не совпадают между собой. Мотив - опредмеченная потребность. Ведущая деятельность - имеет ведущее значение в формировании новых психических процессов и свойств детской личности. Основания для типологии личности - в теории деятельности предлагается использовать следующие основания при создании типологии личности: богатство связей индивида с миром, степень иерархизированности мотивов, их общую структуру. Первое рождение личности - происходит, когда у ребенка проявляются в явных формах полимотивированность и соподчинение его действий. Второе рождение личности - происходит, когда возникает его сознательная личность.
12. Заруб т.л. Психодинамич(Фрейд), поведнческие (Скиннер, Бандура), диспозиционные (Олпорт, Кеттел, Айзенк), гуманистич. (Маслоу, Роджерс), когнитивные (Келли) . 1. Основопол психодин направления в исследовании л явл З. Фрейд. В противоположность классическому взгляду на чел, как на существо разумное и осознающее свое поведение, Фр разработал концепцию л, в к истоки поведения чел лежат в неосознав и агресс побужд. Психика - непримиримую вражду м/д силами интеллекта, рассудка и сознания. Им была разработана психодин т, в к л формир в течение первых 6лет. Источник развит л явл инстинкты (либидо, агрессия). Эта энергия направлена на продолжен рода и на разрушение. Л формир на первых 3стадиях сексразвития. На «оральной» ст (0-1,5) при резком отказе от кормления грудью у ребенка формир л св-ва недоверия, сверхнезависимости, сверхактивности. При длительном кормлении (до 1,5) формир доверчивость, пассивность и зависимость.На анальной ст (1,5-3) грубое наказание ребенка в процес обуч туалетным навыкам порождает такие черты л: жадность, чистоплотность, пунктуальность, при попустительском отношении родителей – щедрость, творческий потенциал, непунктуальность. На фаллич ст (3-6) – агрессивное, непослушное поведение, связ с неприятием семейных и социальных нормативов, к символизирует отец, к ненавидит мальчик за то, что тот прерывает его первые эротические влечения к матери. З. Фр выделяет 3инстанции л: Оно, Я и сверх-Я. Онго – ядро л, совокупность бессозн побуждений, функц по принципу удовольствия; эго (Я) – совок всех зн о мире и осознав чел ф-ций психики, к функц в соответст с принципом реальности и регулирующей процесс взаимодействия м/д Оно и сверх-Я; суперэго (сверх-Я) – стр-ра, содер соцнормы, установки, мор ценности того общества, в к живет чел. Эти стр-ры ведут постоянную борьбу за психичэнергию. Сильные конфликты могут привести чел к психичрасстройствам. Для снятия напряжения конфликтов л вырабатывает защитные мех: вытеснение (перевод в подсознание мыслей и чувств, причиняющих страдание; проекция (приписывание неприемлемых мыслей и чувств другим людям, возлагая на них вину за свои недостатки и промахи); замещение (переадресовка агрессии от более угрожающего объекта к менее угрожающему); реактивное образование (подавление неприемлемых побуждений и замена их на противоположные); сублимация (замена неприемлемых сексуальных побуждений на социально приемлемые формы поведения в целях адаптации). 2. Поведенческие т л гла источнразвития л считают среду. В л нет ничего от генет или психолог наследования. Л явл продуктом научения, а ее св-ва – обобщ повед рефлексы и соцнавыки. С т зр Уотсона, все эм св-ва л явл результатом выработки классических условных рефлекосв. Скиннер рассматривал л как совок соцнавыков, сформиров в результате научения. Л формир и развив в течение всей жизни по мере социализации, воспитания и научения. Ранние годы жизни чел наиболее важные. Основа любых знаний, способностей закладывается в детстве. В л рац и иррац пр представлены в равной мере. Поведение полностью детерминировано внешн обстоятельствами. Выученные чел рефлексы и навыки становятся автоматизир. Внутр мир чел полностью объективен. В нем все от среды. Поведение и есть л. В качестве элементов л выступают элементы и соцнавыки. Список соцнавыков (черт л) опред соцопытом (научением). Св-ва л и требования л совпадают. Если вы воспитывались в достойной семье, и доброта поощрялась, то вы будете иметь черты доброго, спокойного чел и т.д. Для чел сущ своя система поощрений. 1 явл пищевое поощрение, 2– активностное (телевизор, видео), 3 – манипулятивное (поиграть, порисовать), 4 - социальное (похвалить, обнять и т.д.). В рамках повед направл распространненое явл социально-когнитивная т л (А. Бандура).основн дисциплинир фактором поведения чел явл внутрен факторы (ожидание, цель, значимость). Такое поведение, к детерминируется внутрен факторами-саморегуляцией. Основная задача саморегуляции – обеспечивать только те формы поведения, к можно реализовать, опираясь на внутрен факторы в каждый данный момент, т.е. обеспечивать самоэффективность. В стр-ре л выдел основные блоки: самоэффективность, к явл когнитивным конструктом. Этот блок определ как вера, убеждения или ожидание получения подкрепления. Он детерминирует успешность совершен поведения или усвоения новых соцнавыков. Если чел принимает решение «могу», то он приступает к выполнению опред действия, если чел говорит себе «» не могу, то он отказывается от выполнения данного действия. Существует 4условия, к формир у чел уверенность в том, что он сможет сделать и чего не сможет: прошлый опыт (знания, навыки);самоинструкция (я могу это сделать);повышенное эм состояние;наблюдение, моделирование, подражание примеру др людей (если др могут, то и я смогу). Люди, к видят четкую связь м/д своим поведением и результатами своего поведения, имеют внутренний (интернальный) локус контроля. Интерналы – это люди, которые управляют ситуацией, контролируют ее. С т зр поведенческих когнитивистов, л больше система внутрен факторов (самоэффективность, субъективная значимость , доступность), чем иерархия рефлексов и соцнавыков, а стр-ра л – сложно организов иерархия рефлексов и соцнавыков, в к ведущую роль играют внутрен блоки самоэфективности, субъективной значимости и доступности. 3. Экзистенциально-феноменолог направление вкл экзистенц т л и феноменолог (К. Роджерс). Это направление еще называют гуманистическим. тенденцию к саморазвитию и личн росту, как изначальн потребность л. сущ фундаментал аспект челприроды, к побуждает чел двигаться к расширению собственного опыта, и более реал функционированию. Стремление расширяться, развиваться, становиться автономным проявляется у каждого чел.сравнивал побуждение чел стать целостным, самоактуализирующим со стремлением маленьк зернышка быть здоровым и полноценным растением.Он приписывал каждому организму естеств наличие позит сил, устремле к здоровью и личн росту. Для чел развитие его л определ ассимиляцией, усвоением опыта и того, чему он учит. Также развитие л опред модификацией представлений о себе и естественным движением от проблемы, конфликта к его реальн практич разрешению.Развитие и становление л рассматривается как творч процесс поиска чел своего предназначения, согласия с самим собой, самоактуализации своих возможностей.Растущая л – это измен л, способная осознавать собств новый опыт и находить решение жизн проблем. Развитие л зависит от нее самой, ее постоянных и активных усилий по самораскрытию, пониманию своих индивид особенностей. В процессе роста расшир возможности л, углубляются понимание жизни, духовность и открываются новые перспективы для л. Никто не может помешать л, находящейся в этом процессе, кроме нее самой, поскольку все препятствия личн развит находятся внутри нее, а не в ее окружении. Основ противоречия лич роста объясняются двойственностью чел натуры. чел растет, изучает себя, углубляется в тайны собств уникальности, неповторимости, непохожести на дрлюдей, и при этом л в процессе своего становления стремится выйти за пределы собствен «Я», объедин со всеми людьми. 1приводит отгороженности, отрешенности и одиночеству. 2– к потере чувства интегрированности, целостности собственного «Я». Потребн в активности и самореализации вступает в противоречие со стремлением к любви и признанию со стороны окр, ибо ожидания др людей не всегда совпадают с нашими целями и задачами, желаниями. это несоответствием между «идеальным Я» и «реальным Я» .В этой связи перед чел возник проблема разрешения противоречия. Сложность заключается еще и в том, что личн рост связан с внутрен сомнениями, переоценкой предыдущ опыта на каждом новом этапе жизни. Если у чел вырабатывается опред стереотип поведения, он может намеренно избегать нов опыта, закрывая глаза на себя и сложивш обстоятельства. Л растет за счет своих внутрен ресурсов. Она не изолирована и не зависит от своего окр, она должна отвечать на вызов жизни, сохраняя собствен целостность ради осуществления смысла собствен сущ – в этом и состоит основ зад личн роста. Автор экзистенц конц л А. Маслоу- стремление к самоактуализации и более выс целям само по себе указывает на психолздоровье. становление л как работу самоактуализации, как длит вовлеченность чел в развитие собств способн, а не удовлетворенн в малом из-за лени или недостатка уверенности в себе. Самоактуализ требует макс твор усилий и вк: переживание того, что происходит в нас и вокруг нас; способность открыться нов опыту и сделать выбор в пользу изменения себя; стремление к независ сущ, определению собственной т зр и взгляда на окр мир; принятие ответственности за свои действия и поступки, честность по отношению к себе. Личн рост в гуман психо явл слож противореч процессом. Это кропотливая работа над собой, требующая большой энергии и огромного желания. В процессе такой работы чел необходимо: - научиться понимать и принимать себя;- определить место в мире людей;- найти смысл своей жизни, свое уникальное предназначение.4. Диспозиционное направление представлено множеством т л. Диспозиция (предрасположенность). Гл источ разв л явл факторы генно-средового взаимод. Л развивается в течение всей жизни. Однако ранние годы, период полового созревания наиболее важные. Люди, несмотря на пост изменения в стр-ре их поведения, обладают устойч внутрен кач-вами (чертами). В л представлены как сознател, так и бессознател черты. Рац процессы более хар-ны для высших стр-р л, и иррац – для низших – темперамента. Основ блоком личности явл темперамент. Поведение чел детерминировано эволюц и генет факторами, а также темпераментом и чертами. Ганс Ю. Айзенк отождествлял темперамент с л. В его модели л представлены 3св-ва л: интроверсия – экстраверсия; нейротизм – эмстабильность, психолиция. Экстраверсия – интроверсия (общительность - замкнутость) обусловлена функц ретикулярной формации. У интравертов – высок тонус коры, у экстравертов – пониж тонус коры. Нейротизм – это св-во, связ с высок раздражител и возбудим. Высок показатели по этим св-вам – это невротизм. Психотики хар-ются такими св-вами как безразличие, равнодушие, неприятие соцнормативов. Айзенк выделял 4 типа темперамента. Холерик: эм-неустойч экстраверт (раздраж, беспок, агресс, возбуд, изменч, активн, оптим). Меланхолик: эм-неустойч интарверт (фригид, трезв, пессимистич, молчалив). Сангвиник: эм-стабильн экстраверт (безобид, живой, общит, разговорч). Флегматик: эм-стаб интраверт (безмятеж, уравновеш, надежн, мирн и т.д.). Оллпорт разработал т черт. Черта – предрасположенность чел вести себя сходным образом в разл ситуациях. По-ство черт обусловлено набором психофизиологич хар-тик чел. Помимо черт сущ надличн стр-ра – проприум (Я сам). Проприум – это высшие цели, смыслы, мор установки чел. В развитии проприума осн роль играет общество. Но черты тоже косвенно влияют на проприум. Оллпорт выделял 3разн-сти черт: 1) кардинальная черта – отлич черта, присущая только этому чел; 2) общ черты (пунктуал, общит, добросовест.); 3) вторичные черты – менее устойчивые, чем общие. Зрелая личность имеет развитый проприум. Кеттелл разработал факторную т. Личности. Черты л представляют собой гипотетические конструкции, предрасполагающие чел к устойчивому поведению в различных обстоятельствах. Он черты делит на концептуальные и сформированные окр средой. 5. Келли разработал когнит т л. Гл источ развит л явл среда, соцокруж. В этой т подчеркивается влияние интеллект процессов на поведение чел. Гл понятием явл конструкт. Конструкт – это шаблон, классификатор нашего восприятия др людей и самого себя. Благодаря конструктам чел не т познает мир, но и устанавливает межличн отнош. Конструкты, к лежат в основе этих отношений - межличнконструктами. Келли открыл и описал гл мех функц личн конструктов, сформулир. Постулат утверждает, что личн процессы психологически определены таким образом, чтобы обеспечить чел макс предсказание событий Каждый чел строит и проверяет гипотезы, решает проблему, пользуясь соответствующими конструктами. Каждый конструкт имеет дихотомию (два полюса): интеллиг – неинтеллиг и т.д. Чел выбирает произвольно тот полюс дихотомического конструкта, к лучше описывает событие, т.е. обладает лучшей прогностической ценностью. Одни конструкты пригодны для описания лишь узкого круга событий, в то время как другие обладают широким диапазоном применимости. Конструкт «умный – глупый» вряд ли годится для описания погоды, а вот конструкт «хороший – плохой» пригоден фактически на все случаи жизни. Люди отлич не т кол-вом конструкторов, но и их местоположением. Те конструкты, к актуализируются в сознание быстрее, называют суперординатными, а к медленнее – субординатными. Если, встретив какого-то чел, сразу оцениваете его с т зр, того, явл ли он умным или глупым, то Ваш конструкт (умный - глупый) явл суперординатным, и только потом – добрым или злым, и этот конструкт – субординатным. У каждого человека есть своя система личностных конструктов, к делятся на два блока: блок ядерных конструктов, к находятся в фокусе оперативного сознания; блок периферических конструктов – это все остальные конструкты. Целостные св-ва л явл результатом совместного функционир обоих блоков, всех конструктов. Выделяют 2типа целостной л: когнитивно слож л, когнитивно пр л (небольшой набор конструктов). Когнитивно сложная личность имеет хар-ки: имеет лучшее психич здоровье;лучше справляется со стрессами;более высокий уровень самооценки;более адаптирована к новым ситуациям. Л – система организов личн конструктов, в к перерабатывается личн опыт человека. 13. Для обозначения данной области психологического знания используют несколько понятий: 1) возрастная психология; 2) психология развития; 3) генетическая психология. 1-ая делает акцент на возрастных особенностях психики; 2-ая изучает сам процесс психического развития. Составляющими предмета возрастной психологии являются: изменения, которые происходят в психике и поведении человека при переходе из одного возраста в другой; при этом изменения могут быть различны: количественные (увеличение словарного запаса, объема памяти...) - эволюционные - накапливаются постепенно, плавно, медленно; качественные (усложнение грамматических конструктов в речи - от ситуативной речи к монологу, от непроизвольного к произвольному вниманию) - революционные - более глубокие, происходят быстро (скачок в развитии), появляются на рубеже периодов; ситуационные - связаны с конкретной социальной средой, ее влиянием на ребенка; неустойчивы, обратимы и нуждаются в закреплении;понятие возраста - определяется как специфическое сочетание психики и поведения человека. Возраст или возрастной период - это цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику. Психологический возраст (Л.С. Выготский) - качественно своеобразный период психического развития, характеризуется прежде всего появлением новообразования, которое подготовлено всем ходом предшествующего развития. Психологический возраст может не совпадать с хронологическом возрастом отдельного ребенка, записанным в его свидетельстве о рождении, а затем в паспорте. Возрастной период имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а другой - позже. Особенно сильно "плавают" границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей. закономерности, механизмы и движущие силы психического развития; детство - предмет возрастной психологии по Обуховой - период усиленного развития, изменений и обучения. 14. Основные подходы к построению периодизаций псих. развитияв психологии. особен. стаб и критич периодов развития. Понятие сензитивного периода в разв.психики. Особен сензит. периодов на различных этапах развития. Псих разв – закон изменение психич процессов во времени, выраженное в их колич, кач и стр-ных преобразованиях. В процессе псих развития выделяются опред стадии (опираясь на понятие возраста).Л.С. Выготский различал три группы периодизации: по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития.Для 1гр хар-но построение периодизации на основе внешнего, но связ с самим процесс разв критерия. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу. Периодизация Заззо (сист воспитания и обучения совпадают с этапами детства):0-3 года раннее детство;3-5 лет дошк в 6-12 лет нач шк образ12-16 лет обуч в сред шк; 17 и старшевысш или универс образов. Для 2гр хар-но построены на основе ОДНОГО, ПРОИЗВОЛЬНО ВЫБРАННОГО, ВНУТРкритерия. Периодизации, основанные на одном признаке, субъективны. Блонскнй выбрал объект, легко доступ наблюдению, связ с сущ особен конституции растущего организма признак — появление и смену зубов. 0-8 мес. - 2,5 -беззубое детство2,5 - 6,5. - детство молочн зубов6,5 и старше детство постоянных зубов (до появления зуба мудрости) Фрейд считал гл источн, двиг чел повед бессознательное, насыщ секс энергией. Дет секс-ность -приносящее телесное удовольствие, — поглаживания, сосание, освобождение кишечника и т.д.0 – 1-оральная ст(эрог з — слизистая рта и губ. Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствие пищи — собственный палец или к-нибудь предмет. Кроме бессозн“Оно” формир “Я” ).1 - 3 анальная ст (эрог з смещается в слизистую оболочку кишечника. Ребенка приучают к опрятности, возникает много требований и запретов, в результате чего в л реб начин формир последн, 3 инстанция — «Сверх-Я» как воплощение соцнорм, внутрен цензура, совесть).3 - 5 фаллическая ст(высшая стадия детской секс-ности). эрог з стан гениталии. Если до сих пор дет секс-ность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексу привязанность к взроз людям, мальчики к матери (Эдипов комплекс), девочки к отцу (комплекс Электры). Это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования «Сверх-Я». 5 - 12 -латентная ст как бы временно прерывает секс разв ребенка. Влеч, исход из «Оно»,контролир. Детс секс переживания вытесн, и интересы ребенка направл на общение с др, шк обучение 12 - 18 генитальная ст-собственно половое развитие реб. Объединяют все эроген з, появл стремление к норм секс общению. Периодизация Выготского и Эльконина. В них используются 3критерия — соц ситуация развития, ведя д-ьность и центральн возрастн новообразовани |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 227. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |