Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социально-психологический механизм «общности судьбы»




Функционирование этого механизма обеспечивается следующими отношениями.

1. У членов семьи формируется представление, навык, привычка

именно семейного (а не индивидуального) удовлетворения сво­их потребностей. В сознании членов семьи семейная жизнь представляется наиболее естественным, удобным, привычным способом удовлетворения жизненных потребностей: матери­ально-бытовых, сексуальных, в понимании, общении и уваже­нии.

2. Укрепление семьи воспринимается членами такой семьи как са-

мый удобный путь удовлетворения собственных потребностей. Забота о семье в целом воспринимается как забота о себе.

3. Развитие «семейного доверия». Оно проявляется в том, что в та-

кой семье противоречия смягчаются или перерабатываются за счет взаимных уступок, либо добровольной уступки одной из сторон. В основе уступки — не самопожертвование, а доверие. Уступающий уверен, что, во-первых, его уступки будут в конеч­ном счете в более длительной перспективе полезны и ему само­му; во-вторых, что в иное время и в другой ситуации аналогич­ным образом поступят и другие члены семьи; в-третьих, что его уступчивостью не злоупотребят и она будет воспринята с чув­ством благодарности.

Система взаимоотношений в таких семьях в определенной мере напоминает взаимоотношения хорошего экипажа находящегося в


дальнем плавании судна. Каждый понимает, что, заботясь о судне и экипаже, он заботится и о себе. Члены таких семей сами выросли в дружных семьях.

4. Высокий уровень взаимной эмпатии. Высоко развита способность хорошо представлять внутренний мир друг друга. Члены семьи, как правило, легко и правильно могут предсказать поступки друг друга в самых различных ситуациях.

Семьи, в которых описанный механизм интеграции не развит или, нарушен (семьи с взаимонезависимыми отношениями) отличаются сле­дующими характеристиками:

1. Выражена тенденция удовлетворять широкий круг потребнос­
тей вне семьи и независимо от нее. Семья по мере возможнос­
тей старается не обзаводиться хозяйством, выражены традиции
раздельного отдыха, отдельного у каждого члена семьи круга
друзей и знакомых. В семейном бюджете значительную роль,
играют средства, расходуемые каждым членом семьи по своему
усмотрению.

2. Члены семьи весьма сдержанны в создании и осуществлении
общих планов и дел (нередко семья «тянет» с обзаведением
детьми).

3. В семье с взаимонезависимыми отношениями в значительно
меньшей мере выражено взаимное доверие «в кредит», то есть щ
случае противоречия у члена такой семьи нет ощущения, что то,,
что он делает для другого, он делает и для себя. Семья с неразви-j
тостью механизма «общности судьбы» не обязательно являете*
нестабильной, но стабильность достигается за счет каких-то дру­
гих моментов. Источники неразвитости данного механизма мо­
гут быть самые различные — в первую очередь общесемейные:
наличие в семье длительного серьезного конфликта. Препятству-t
ет и отрицательный опыт семейных взаимоотношений, выне­
сенный из другой семьи или родительской семьи. Возникает
«фобия семьи», которая проявляется в страхе вступить в проч­
ные семейные взаимоотношения, характеризующиеся «общно­
стью судьбы», люди стремятся возможно дольше сохранить не­
зависимость от семьи. С точки зрения семейной психотерапии
семья с ослабленным механизмом семейной интеграции обла­
дает пониженным иммунитетом к широкому кругу нарушений.
Семья такого типа очень чувствительна к условиям жизни. От-ношения в ней «хороши, пока все хорошо».   s





























Социально-психологический механизм «эмоциональной идентификации с семьей»

Ведущую роль в функционировании данного механизма семейной интеграции играют эмоциональные отношения симпатии между чле­нами семьи.

Отношения симпатии играют многообразную роль в жизнедеятель­ности семьи. Во-первых, они удовлетворяют чрезвычайно важную по­требность членов семьи в эмоциональном общении, симпатии. Во-вто­рых, эти отношения играют основную роль в усилении просемейных мотивов и ослаблении антисемейных. Отношения симпатии в опре­деленной мере нейтрализуют состояния фрустрации, возникающие в межличностных отношениях, в том числе и в семье. Человеку, кото­рый симпатичен, а особенно которого любят, многое прощается. Лег­че возникает адаптация к фрустрирующим особенностям его характе­ра. Возникает эффект «растворения фрустрации».

Таким образом, отношения симпатии выполняют многообразную интегрирующую функцию в семье: снимают и смягчают фрустраци-онные состояния, снижают взаимную агрессивность членов семьи, создают более благоприятные условия для разрешения межличност­ных конфликтов и формирования взаимопонимания в семье. В силу этих обстоятельств развитие отношений симпатии означает и усиле­ние сплоченности семьи, ее способность противостоять широкому кругу отрицательных и разрушающих ее факторов (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В., 1990, с. 69-78).

РОЖДЕНИЕ ПЕРВЕНЦА

Особый период жизни молодой семьи наступает после рождения ребенка-первенца. Появление первого ребенка можно назвать факто­ром, который ведет к серьезным изменениям в жизни семьи. Это со­бытие неминуемо приводит к изменению стиля жизни семьи, сформи­ровавшихся у обоих супругов интересов и привычек, к необходимости овладения трудными социальными ролями отца и матери.

С рождением ребенка резко возрастают физические и эмоциональ­ные нагрузки супругов, связанные с нарушением сна и привычного


уклада жизни, финансовыми расходами, повышенной напряженно-, стью и конфликтами по поводу распределения обязанностей и соблю­дения определенного порядка (Крайг Г., 2002). Мать утомлена, отец чувствует себя отвергнутым, и оба испытывают ограничение своей свободы. Некоторые авторы отмечают, что появление нового члена семьи ослабляет связь и общение между мужем и женой; младенец оказывается в центре забот одного или обоих родителей (Кота-rovskiM., 1964).

К интересным выводам в результате своего исследования пришла Ю. Е. Алешина (1985). Когда в семье появляется ребенок, уход и забо­та о нем сразу же ложатся на плечи матери, способствуя тому, что се­мейные роли начинают распределяться в соответствии с полом супру­гов. Муж при этом больше ориентирован на события, происходящие вне семьи, его роль более инструментальна, а жена отвечает за все про­исходящее внутри дома, исполняя традиционно женскую экспрессив­ную роль. Таким образом, после рождения первого ребенка происхо­дит усиление поло-ролевой дифференциации.

Рождение ребенка сопровождается не только изменением структу­ры социальных потребностей супругов, но и переориентацией профес­сиональных потребностей. Как отмечает И. Ф. Дементьева (1991), по­требность профессиональной деятельности у работающей женщины оттесняется на второй план, уступая место реализуемой потребности в материнстве. Определенные качественные изменения наблюдаются с рождением ребенка и в структуре профессиональных потребностей отца. Прежде всего это относится к потребностям профессионально-статусного характера: актуализируется потребность в повышении ра­бочей квалификации как фактора увеличения заработной платы. Рож­дение ребенка может служить также косвенной причиной изменения профессиональных планов молодого отца.

Подобные же изменения приоритетов наблюдались и в американ­ских семьях. Женщины после рождения ребенка, как правило, изме­няют свой образ жизни, отдавая приоритет родительским и семей­ным ролям. Большинство же мужчин начинает больше работать, что­бы лучше обеспечить семью (Крайг Г., 2002). Появление ребенка становится причиной новых стрессов и трудностей, причем, как ука­зывает Росси, изменение ролей происходит довольно внезапно (Rossi A. S., 1979).

Представления о распределении ролей в семье, свидетельствующие о принятии-непринятии своей семейной роли, также со временем ме­няются. Наше исследование представлений о распределении обязан- <


ностей в семье молодых незамужних женщин-студенток двух петер­бургских вузов показало, что практически все бытовые обязанности в семье студентки хотели бы выполнять совместно (кроме ремонта, ко­торый они предписывают мужу).

Переход к замужеству и материнству приводит к изменению взгля­дов на семейно-бытовые обязанности. Изучение проблем молодых матерей-петербурженок (с детьми от рождения до 7 лет) показало, что часть функций молодые женщины-матери соглашаются взять полно­стью на себя. Опрошенные терпимы к выполнению внутрисемейных чисто хозяйственно-бытовых обязанностей, в особенности это каса­ется ухода за ребенком, — подавляющее большинство женщин зани­мается этим сами, и 70% из них согласны и дальше продолжать вы­полнять эти функции, не привлекая к данным обязанностям мужа. Около половины молодых матерей рассматривает и как чисто женс­кую обязанность некоторые домашние бытовые функции (уборку и т. п.), а реально выполняют их без помощи мужей около 80% опро­шенных.

Не претендуют на то, чтобы муж сопровождал их в походах в поли­клиники с ребенком 25% матерей, однако большинство опрошенных женщин хотели бы совместно с мужем выполнять функции, касаю­щиеся общения с детьми и взаимодействия с внешним миром по по­воду детей (посещение поликлиник, детского сада и т. д.). Весьма не­значительная часть замужних женщин (от 0 до 12% в зависимости от функции) хотели бы, чтобы та или иная семейная обязанность выпол­нялась только мужем.

В целом удовлетворенность браком молодых матерей высокая, несмотря на то что идеальные представления о распределении бы­товых и родительских обязанностей и их реальное выполнение силь­но расходятся (по некоторым пунктам, таким, например, как об­щение с детьми — в два и более раза) (Андреева Т. В., Кононова А. В., 2002).

Опрос севастопольских супругов обоего пола, имеющих ребенка-первенца дошкольного возраста, показал, что лишь в части семей представления о распределении ролей приближаются к эгалитарно­му типу. Так, 36% молодых отцов (и 33% матерей) считают, что вос­питанием детей супругам следует заниматься совместно. Большин­ство же — 56% мужчин и 50% женщин отводят воспитательные фун­кции женщине-матери. Только 6% мужчин и 16% женщин отводят исполнение этой роли мужчине. Мужчины предпочитают занимать­ся материальным обеспечением семьи (56%), 30% и мужей и жен хо-


тели бы обеспечивать семью совместно, а 10% мужчин и 16% жен­щин считают, что материальным обеспечением семьи должна зани­маться женщина.

Более половины женщин считает себя ответственной не только за выполнение роли воспитателя детей, но и «психотерапевта», хозяйки. Лидерство в сексуальных отношениях женщины отводят мужчине (73%), в то время как среди мужчин с этим согласны лишь 33%. Треть (36%) мужчин полагает, что хозяйственные функции в семье супруги должны выполнять совместно, а еще 30% согласны взять на себя эту роль полностью.

Таким образом, в представлениях семейных мужчин и женщин на­блюдается некоторая тенденция к совместному выполнению ролей, однако по-прежнему доминирует общая установка на то, что семей­ные обязанности, включая воспитание детей, — удел женщин, мужчи­ны в своем большинстве чувствуют себя ответственными только за одну роль — материального обеспечения. Приближается к половине (око­ло 40%) число мужей и жен, полагающих, что каждую из семейных ролей супруги должны делить поровну (Андреева ТВ., Бакулина Ю. А., 1996).

А. Я. Варга (1989) отмечает еще одну особенность функционирова­ния семьи в этот период — уменьшение свободного времени, в осо­бенности проводимого супругами совместно. Если раньше муж и жена, как правило, проводили досуг вместе, то теперь это часто приходится делать в одиночку, так как один из супругов должен оставаться с ре­бенком, особенно если нет родителей или родственников, способных на время их подменить. Кроме того, ухудшается качество межличност­ного общения в семье, на него отводится меньше времени, оно ослож­няется различными обязанностями, связанными с детьми.

На сокращение времени, которое супруги уделяют друг другу и сво­им увлечениям, а также на проблемы коммуникативного и сексуаль­ного характера, на учащение конфликтов указывают и американские авторы (Osofski J. D., Osofski H. J., 1984, Крайг Г., 2002).

Итак, можно заключить, что рождение ребенка действительно ве­дет к серьезным изменениям в семейной жизни. Это период, когда супругам необходимо овладеть новыми для них социальными роля­ми — отца и матери. Происходит резкое уменьшение свободного вре­мени, дохода на одного человека, усиливается поло-ролевая диффе­ренциация, переориентируются профессиональные потребности мо­лодых родителей. Семья неминуемо должна перестроиться, чтобы соответствовать новым требованиям.






Литература

Лбалакина М. А. Межличностное взаимодействие и динамика предбрачных отношений.

Дис.... канд. психол. наук. М., 1987. Алешина Ю. Е. Цикл развития семьи: исследование и проблемы // Вестник Моск. ун-та.

Сер. 14. Психология. 1987. № 2. Алешина Ю. Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских

парах с различным стажем совместной жизни. Дис.... канд. психол. наук. М., 1985. Андреева Т. В. Социальная психология семейных отношений. СПб.: СПбГУ, 1998. Андреева Т. В. Сельская семья. Материалы III съезда Общества психологов. СПб.: СПбГУ,

2003.

Андреева Т. В., Бакулина Ю. А. Представления молодых супругов (с ребенком-первен­цем) о распределении семейных ролей и удовлетворенность браком // Психология:

итоги и перспективы. Тез. конф. СПб., 1996. Андреева Т. В., Кононова А. В. Распределение ролей в молодой семье / Психология и

политика. Тез. научно-практ. конф. Ананьевские чтения, 2002. СПб.: Изд-во

С.-Петербургского университета, 2002. Варга А. Я. Изменения отношений в семье // Популярная психология для родителей /

Под ред. А. А. Бодалева. М., 1989. Гребенников И. Ф. Основы семейной жизни. М., 1991.

Гурко Т. А. Становление молодой семьи в крупном городе: условия и факторы стабиль­ности. Дис. ... канд. филос. наук. М., 1983.

Дементьева И. Ф. Первые годы брака: Проблемы становления молодой семьи. М., 1991. Добрынина О. А. Проблема формирования благоприятного социально-психологического

климата семьи: Дис.... канд. психол. наук. М., 1993. Ковалев С. В. Психология современной семьи. М., 1988. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2002.

Леей Д. А. Семейная психотерапия: История, теория и практика. СПб., 1993. Сысенко В. А. Супружеские конфликты. М., 1989.

ХарчевА. Г., Марковский М. С. Современная семья и ее проблемы. М., 1978. Психология человека от рождения до смерти. Психологическая энциклопедия / Под

ред. А. А.Реана СПб.: Прайм-Еврознак; Издательский Дом «Нева»; М.: ОЛМА-

Пресс, 2001.

Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. Л., 1990. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2000. Rossi A. S. Transition to parenthood. In P. Rossi (Ed), Socialization and the life cycle. New

York: St. Martins Press.



Тема VI










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 676.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...