Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные показатели результативности социальной политики.




Уровень жизни оценивается как обеспеченность населения жизненными благами и как степень удовлетворения потребностей людей в определенных благах. Система показателей уровня жизни, рекомендуемая ООН, включает: рождаемость, смертность и другие демографические характеристики; санитарно–гигиенические условия жизни; потребление продовольственных товаров; жилищные условия; образование и культура; условия труда и занятость; доходы и расходы населения; стоимость жизни и потребительские цены; транспортные средства; организация отдыха; социальное обеспечение; свобода человека. Уровень жизни можно определить путем сопоставления фактического уровня обеспечения населения продуктами питания, промышленными товарами, услугами, жильем и т.д. с "потребительской корзиной", которая включает набор благ и услуг, обеспечивающих определенный уровень потребления (минимальные – "черта бедности" или рациональный – наиболее благоприятный для человека) среднего жителя страны. Она формируется по основным статьям расходов: питание, одеяла, белье, обувь, предметы санитарии, гигиены, лекарства, мебель, жилище и коммунальные услуги, транспорт, связь, налоги, обязательные платежи. Мин. ПК" рассчитывается для стандартной семьи, состоящей из двух взрослых и двух детей школьного возраста, и означает такой мин. допустимый потребительский набор, снижение которого социально не приемле­мо. Она лежит в основе определения среднедушевого минимального потребитель­ского бюджета и прожиточного минимума. Среднедушевой среднемесячный мин. потребительский бюджет определяется в РБ как 1/4 от мин. потребительского бюджета для семьи из 4 человек.

Прожиточный минимум — это размер денежного дохода, удов­летворяющий мин. допустимые потребности. Он является базовым нормативом для отнесения граждан к малоимущим груп­пам населения, находящимся за "чертой бедности". Эта черта опре­деляется как 60 % среднедушевого среднемесячного минимального потребительского бюджета семьи из 4 человек за предшествующий квартал. От мин. уровня потребления следует отличать физио­логический мин. потребления, который необходим для физи­ческого существования человека.

Качество жизни населения характеризуют следующие показатели: условия и безопасность труда; наличие и возможности использования свободного времени; культурный и образовательный уровень населения; физическое развитие и продолжительность жизни; личная и имущественная безопасность. С 1990 года среди комбинированных показателей особенно выделился ИРЧПиндекс развития человеческого потенциала. Он оценивается на основе: ожидаемой продолжительности жизни; уровня образованности; реального душевого ВВП. По этому индексу в 1994 году 1–е место занимала Канада, а последнее – Нигер. Республика Беларусь в 1998 году среди обследованных стран мира была на 57–м месте.

Экономический рост.

Экономический рост (ЭР) - увеличение объема производства товаров и услуг за некоторый период времени. Обычно он измеряется с по­мощью такого показателя, как (ВНП). Для этих же целей может использоваться и (ВВП). При ана­лизе ЭР во внимание принимается только измене­ние реального ВНП (ВВП). ЭР может быть измерен в абсолютной или от­носительной величине. Напр., если в текущем году реальный ВВП составил 420 у.е., а в предыдущем 400, то в абсолютном выра­жении он увеличился на 5 %. Расчет относительной величины ЭР связан с понятием "годовой темп прироста". Для расчета последнего необходимо из величины реального ВНП отчетного года вычесть величину реального ВНП базисного перио­да и указанную разность соотнести с величиной реального ВНП ба­зисного года, выразив результат в %: ДВНП = (ВНП, - ВНП0) / ВНП0 *100%.

Выделяет 2 типа ЭР: экстенсивный и интенсивный. Экстенсивный происходит за счет увеличения факто­ров производства — земли, труда, капитала, предпринимательства.Напр., базисный период характеризовался при­менением в рамках экономической системы труда 2 млн чел. Пусть в отчетном периоде вовлекаются дополнительно 100 тыс. чел. Результатом будет рост ВНП на 5 %. ИнтенсивныйЭР характеризуется увеличе­нием объема производимых благ за счет роста производительности труда на базе применения более эффективных средств труда, более совершенных технологий.

Существуют два направления в исследованиях проблем ЭР — кейнсианское (позднее неокейнсианское) и неоклассическое. Простейшей неокейнсианской моделью ЭР является модель Домара. В ней в явном виде присутствует только рынок благ. На рынке труда имеет место избыток предложения, что обеспечивает постоянство уровня цен. Рынок благ сбалансирован, а фактором увеличения совокупного спроса и предложения выступает прирост инвестиций. ЭР будет равновесным, если прирост денежного дохода (спрос) будет = приросту производственных мощностей (предложению). Неоклассические модели ЭР основаны на 3 идеях: 1.теории Сея. Стоимость продукции создается тремя производственными факторами (трудом, землей, капиталом), каждый из которых вносит определенный вклад в ее создание. 2. идее о равенстве цен производственных факторов (зарплаты, прибыли) их предельным продуктам. 3. производственной функции, что позволило рассматривать взаимозаменяемость ресурсов и перейти от однофакторной неокейнсианской к многофакторной неоклассической моделям роста.

Гос. Регулирование эк. роста.

Можно выделить следующие направления гос. регулирования ЭР:

1. Государство берет на себя решение тех проблем, которые не доступны рыночной системе. Это финансирование фундаментальных исследований, производство общественных товаров, ликвидация последствий внешних эффектов, антимонопольная политика.

2. Антициклическое регулирование, или политика краткосрочной стабилизации. Задача государства в том, чтобы не допустить жестких дисбалансов рынков. Главным способом стала денежная политика. При ее осуществлении государство вызывает 2 эффекта. Во-первых, уве­личивается объем денежной массы в обращении и прогрессирует открытая инфляция, результатом же является рост потребительского спроса (что и требовалось правительству). Во-вторых, по мере роста предложения денег начинают падать процентные ставки, конечным же итогом этого процесса становится возрастание вели­чины инвестиционного спроса.

3. Структурное регулирование. Решая данную проблему, госу­дарство стремится снизить риск осуществления инвестиционных проектов, стимулирует предпринимателей осваивать новые сектора экономики, где перспективы получения прибыли первоначально туманны, поддерживает экспортные отрасли и т.п. Государство производит распре­деление субсидий, применяет налоговые льготы, выдает льготные кредиты.

4. Политика ускоренной амортизации. Она проводится посред­ством увеличения государством нормы амортизации основного капитала. Это дает возможность предпринимателям быстрее обновлять средства труда.

5. Налоговая политика. Главное направление - значительное уменьшение ставок налогообложения с целью мобилизации частного сектора экономики










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 192.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...