Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Разгосударств. и приватиза. собственности. Реформирование собственности в РБ.
Переход к рыночной эк. требует коренного преобразования отн-ий с-ти. ибо на рынки должны действовать хоз. объекты, присваивающие эффект от своих усилий. и в то же время несущих полную мат-ную ответственность за не использование ресурсов. Современный рынок функционирует при многообразии форм с-ти. Каждый собственник избирает те сферы хоз. деятельности, где можно получить наивысшую эффективность. Приватизация – ключевой момент процесса становления бизнеса. Это положение актуально для стран с развитой рын. эк-ой. Особенно приватизация важна для переходного периода. Разгосударствление эк-ки – это многогранный процесс отстранения гос-ва от прямого хоз. упр-ия. и усиления на этой основе самостоятельности предпр-ий. С целью создания условий саморегулирования эк-ки. Сущ 2 направления развития эк-ки: путем ограничения вмешательства гос-ва в хоз-ную деятельность предприятий, путем разгосударствления собственности. Разг. с-ти может осуществляться как путем организации новых предприятий основанных на негос-ых формах собственности, так и путем приватизации гос-ных приватизаций. Цель разг. с-ти. Состоит в том, чтобы уменьшить долю гос-ой собственности и тем самым ликвидировать обезличность соб-ти. Важнейшим направлением разгос-ия соб-ти явл. приватизация. Приват-ия – процесс приобретения у гос-ва предприятий и имущественных комплексов трудовыми коллективами и гражданами и теми юр-ми лицами, деятельность кот. основана на негос-ых формах собс-ти. В результате приватизации гос-во утрачивает права владения, распоряжения и пользования объектами гос-собственности, а гос-ые органы—право непосредственного управления ими. Принципы приватизации в РБ. приоритет платных форм. Право каждого гражданина РБ на безвозмездного получения части гос-го имущества Предоставление льгот субъектам приватизации Гибкое сочетание форм приватизации Широкая гласность при проведении приватизации Контроль за ходом приватизации со стороны гос-ва и общественных организаций. Финансовые источники приватизации: средства предприятий (часть прибыли, амортизаторционные отчисления, фонд накопления) заемные и привлечонные мр-ва (кредиты банков, кредиты предприятий, средства от продажи ценных бумаг) личные средства Объекты приватизации Жилье, предприятия, цехи, производства, участки, иные подразделения этих предприятий. Оборудования, здания, сооружения и т.д. Доли (паи, акции) гос-ва и аддминистративнотерриториальных образований в капитале акционерных обществ. Субъекты приватизации: граждане РБ юридические лица РБ деят. Кот. Основанна на негосударственных формах собственности Трудовые коллективы гос-ых предприятий Иностранные инвесторы Лица без гражданства. Субъекты приватизации могут действовать через своих представителей в соответствии с законодательством РБ.
Или вот (более подробно)
-Трудовые коллективы гос-ых предприятий Малая – предприятия коммунальной собственности. ВОПРОС 20 Функции рынка и его проблемы. Функции рынка: 1Регулирующая (рынок явл соморег системой, в которой пр-во опред спросом и само пр-во может вызвать спрос) 2Стимулирующая ((при сниж цены пр-во не только сокращ, но изыскиваются пути сниж издержек пр-ва, повыш качества прод, обновление ассортимента) 3Информационная (рынок дает объективную информацию о кол, ассортименте, качестве, ценах) 4Посреднеческая (создает условия для взаимного поиска продавца и покупателя) 5Санирующая 6Ценообраз (цена склад только на рынке под воздействием спроса и издержек) 7Соц. функция (рынок дифференцирует и покупателей и производителей) 8Обеспеч окончательное признание общественной значимости производственного процесса. Проблемы: 1Установление равновесия между спросом и предлож 2Установление равновесной цены 3Является нестабильность структуры потребления (цена, доходы людей, их вкусы) (за свои деньги не можем приобрести то, что хотим) (20) Вопрос 19 Причины возникновения и понятие рынка. В узком смысле слова рынок – это обмен организаций по законам тов пр-ва и тов обращения. В широком рынок – это саморег система воспроизводства, все звенья которой наход под воздействием спроса и предложения. Сам рынок нечего не продает и не покупает, он дает возможность для обмена жизненными благами. Условия возник рынка: 1Общественное разделение труда (осущ обмен продуктами деятельности людей) Исторически 1-й ступенью общественного раздел труда явилось отдел скотоводства от земледелия, на 2-й ступени выдел. ремесла, на 3-й купечество потом стали появл отрасли, предприятия) 2Специализация (как форма общественного разделения труда между отраслями, производствами и внутри пр-ва. В связи с этим в помыш выделены 3 формы специализации: предметная, подетальная, стадийная. Все страны шли к рынку своим путем, но сущ общие закономерности его формирования: 1Наличие свободных независимых товаропроизводителей. 2Гарантия прав собственности 3Свободный выбор формы собственности 4Свободные рыночные цены 5Образование фин рынка и т.д. (19) 21. Виды рынков и их классификация
22. Рыночная инфраструктура Инфраструктуру можно определить как совокупность институтов, систем, служб, предприятий и организаций, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования. Основными элементами инфраструктуры рынка в современных условиях являются:
Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектам извне, а порождены самими рыночными отношениями. К основным функциям инфраструктуры рынка относят:
23. Модели рыночной экономики.Во всех рыночных моделях есть общие черты, к числу которых относятся: - наличие многообразных форм собственности; - преобладание свободных цен на товары и услуги; - развитая система свободной конкуренции; - распространение предпринимательской деятельности; - определенная система государственного регулирования экономики.Можно выделить несколько характерных моделей рыночной экономики, используемых в современных условиях:1.Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. 2.Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны. 3.Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Социально ориентированная рыночная экономика -- это высокоэффективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием распределения доходов, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников -- в высокопроизводительном труде. В принципиальном плане социальная ориентация рыночного хозяйства в Беларуси предполагает смягчение негативных черт чистого рыночного хозяйства - безработицу, социальное и имущественное расслоение населения, безразличие к экологически вредным производствам и др. Реализация этих принципов осуществляется на конституционной основе, путем принятия необходимой системы законов и при активном участии демократического правового государства. 24. Роль гос-ва в современ. Рыноч. эк-ке, функции и методы регулир-я.Государственное регулирование в рыночном хозяйстве - целенаправленное воздействие государства на микро - и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении. Высшая цель сводится к достижению максимального благосостояния всего общества, ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся: экономический рост; полная занятость; стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты; внешнеэкономическое равновесие. Рыночная экономика, основанная на частной собственности, не может функционировать без необходимой законодательной базы. Должна быть обеспечена неприкосновенность частной собственности, гарантированы соблюдение заключенных частных контрактов и защита граждан от произвола бюрократии. Поэтому важнейшей функцией государства является создание правовой основы функционирования и развития экономической системы. Это реализуется через законодательство о собственности, налогах, предпринимательстве, внешнеэкономической деятельности, антимонопольные законы и др. Причины гос. регулирования: 1. Наличие в каждой стране общественных и смешанных благ, которые невсегда можно довести до населения через рынок в полном объеме, особенно те, что характеризуются неконкурентностью и неисключаемостью. 2. Усиление общественного характера производства товарных благ. 3. Возникновение отрицательных внешних эффектов рынка, именуемых экстерналиями. 4. Важным фактором гос. регулирования экономики является научно-технический прогресс (НТП). 5. Государству необходимо вмешиваться в экономику и в связи с тенденцией к монополизации ее важнейших сфер, которая нарушает совершенство рынка. 6. Гос. регулирование развивается и под воздействием ожесточенной международной конкуренции.Функции: 1.своевременное выявление преимуществ стран в конкурентной борьбе, концентрация ресурсов для приоритетного развития соответствующих отраслей, ускоренной структурной перестройки промышленности; 2. активизация, интенсификация прежде всего инвестиционной, инновационной и предпринимательской деятельности, при обеспечении стабильности национальной валюты (это достигается мерами финансовой, денежной и кредитной политики);3.воздействие государства на распределение доходов в обществе и др.Методы: 1.законодательные и правовые документы, издаваемые государством; 2.государственная собственность и государственное предпринимательство (освоение неразвитых территорий, строительство новых и перевод уже существующих предприятий в депрессивные районы); 3.финансовая, денежно-кредитная, промышленная, структурная и научно-техническая политика. 4.Социальная политика и внешнеэкономическое регулирование. Выделяют: Прямые методы: величина налогов, величину амортизационных отчислений, бюджетные процедуры по государственным инвестициям. Косвенные методы:программирование, предоставление рыночному сектору экономической информации. Также административные и экономические. 1.Административные методы подразделяются на методы запрета, разрешения, принуждения и основываются на регулирующих действиях, связанных с обеспечением правовой инфраструктуры. 2.Экономические методы не ограничивают свободу выбора, порой расширяют ее (прим: изменение государством ставки процента по своим долговым обязательствам). |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 243. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |