Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Разгосударств. и приватиза. собственности. Реформирование собственности в РБ.




 

Переход к рыночной эк. требует коренного преобразования отн-ий с-ти. ибо на рынки должны действовать хоз. объекты, присваивающие эффект от своих усилий. и в то же время несущих полную мат-ную ответственность за не использование ресурсов. Современный рынок функционирует при многообразии форм с-ти. Каждый собственник избирает те сферы хоз. деятельности, где можно получить наивысшую эффективность.

Приватизация – ключевой момент процесса становления бизнеса. Это положение актуально для стран с развитой рын. эк-ой. Особенно приватизация важна для переходного периода. Разгосударствление эк-ки – это многогранный процесс отстранения гос-ва от прямого хоз. упр-ия. и усиления на этой основе самостоятельности предпр-ий. С целью создания условий саморегулирования эк-ки.

Сущ 2 направления развития эк-ки: путем ограничения вмешательства гос-ва в хоз-ную деятельность предприятий, путем разгосударствления собственности. Разг. с-ти может осуществляться как путем организации новых предприятий основанных на негос-ых формах собственности, так и путем приватизации гос-ных приватизаций. Цель разг. с-ти. Состоит в том, чтобы уменьшить долю гос-ой собственности и тем самым ликвидировать обезличность соб-ти.

Важнейшим направлением разгос-ия соб-ти явл. приватизация.

Приват-ия – процесс приобретения у гос-ва предприятий и имущественных комплексов трудовыми коллективами и гражданами и теми юр-ми лицами, деятельность кот. основана на негос-ых формах собс-ти. В результате приватизации гос-во утрачивает права владения, распоряжения и пользования объектами гос-собственности, а гос-ые органы—право непосредственного управления ими.

Принципы приватизации в РБ.

приоритет платных форм.

Право каждого гражданина РБ на безвозмездного получения части гос-го имущества Предоставление льгот субъектам приватизации Гибкое сочетание форм приватизации Широкая гласность при проведении приватизации Контроль за ходом приватизации со стороны гос-ва и общественных организаций. Финансовые источники приватизации: средства предприятий (часть прибыли, амортизаторционные отчисления, фонд накопления) заемные и привлечонные мр-ва (кредиты банков, кредиты предприятий, средства от продажи ценных бумаг) личные средства Объекты приватизации Жилье, предприятия, цехи, производства, участки, иные подразделения этих предприятий. Оборудования, здания, сооружения и т.д. Доли (паи, акции) гос-ва и аддминистративнотерриториальных образований в капитале акционерных обществ. Субъекты приватизации: граждане РБ юридические лица РБ деят. Кот. Основанна на негосударственных формах собственности Трудовые коллективы гос-ых предприятий Иностранные инвесторы Лица без гражданства. Субъекты приватизации могут действовать через своих представителей в соответствии с законодательством РБ.

 

Или вот (более подробно)


Приватизация – ключевой момент процесса становления бизнеса. Это положение актуально для стран с развитой рын. эк-ой. Особенно приватизация важна для переходного периода. По официальным данным общая собственность гос-вого имущества в РБ оценивается в 36 триллионов рублей, 2/3 кот. принадлежит приватизации. Для этого вопроса необходимо изучить закон о разгосударствлении и приватизации соб-ти в РБ.
Разгосударствление эк-ки – это многогранный процесс отстранения гос-ва от прямого хоз. упр-ия. и усиления на этой основе самостоятельности предпр-ий. С целью создания условий саморегулирования эк-ки.
Сущ 2 направления развития эк-ки:
-путем ограничения вмешательства гос-ва в хоз-ную деятельность предприятий
-путем разгосударствления собственности.
Разг. с-ти может осуществляться как путем организации новых предприятий основанных на негос-ых формах собственности, так и путем приватизации гос-ных приватизаций.
Цель разг. с-ти. Состоит в том, чтобы уменьшить долю гос-ой собственности и тем самым ликвидировать обезличность соб-ти.
Важнейшим направлением разгос-ия соб-ти явл. приватизация.
Приват-ия – процесс приобретения у гос-ва предприятий и имущественных комплексов трудовыми коллективами и гражданами и теми юр-ми лицами, деятельность кот. основана на негос-ых формах собс-ти. В результате приватизации гос-во утрачивает права владения, распоряжения и пользования объектами гос-собственности, а гос-ые органы—право непосредственного управления ими.
Финансовые источники приватизации:
-средства предприятий (часть прибыли, амортизаторционные отчисления, фонд накопления)
-заемные и привлечонные мр-ва (кредиты банков, кредиты предприятий, средства от продажи -ценных бумаг)
-личные средства
Объекты приватизации
Жилье, предприятия, цехи, производства, участки, иные подразделения этих предприятий. Оборудования, здания, сооружения и т.д.
Доли (паи, акции) гос-ва и аддминистративнотерриториальных образований в капитале акционерных обществ.
Субъекты приватизации:
-граждане РБ
-юридические лица РБ деят. Кот. Основанна на негосударственных формах собственности

-Трудовые коллективы гос-ых предприятий
-Иностранные инвесторы
-Лица без гражданства
-Субъекты приватизации могут действовать через своих представителей в соответсвии с законодательством РБ.
Формы приватизации
Под формой приватизации понимается определенное сочетание способов и условий приобретения новым собственником прав на гос-ое имущество. Различают следующие формы приватизации:
Прямой выкуп гос-го предприятия
Преобразование гос-ых и арендных предприятий в открытые акционерные общества.
Продажа гос-го предприятия на аукционе.
Продажа гос-го предприятия на конкурсе.
Выкуп арендного предприятия
Безвозмездная передача имущества.
(1) Прямой выкуп предполагает одноразовость платежа в бюджет за выкупаемое имущество. Прямой выкуп может осуществляться и в рассрочку, но это – льгота. В случае прямого выкупа предприятия преобразуются в нар. Или коллективные. Однако могут образовываться и др. хозяйственно-правовые формы.
(2) Все предприятия, кот подлежат приватизации, включаются в перечень объектов приватизации. Утверждается советом министров. Инициатором приватизации могут быть: Трудовой коллектив и любое лицо не гос-ой формы собственности.
(негос-ая форма собственности, это когда в уставном капитале негосая собственность занимает более 70%.)
Создается комиссия по приватизации (налоговая инспекция, профсоюзы, трудовой коллектив). Эта комиссия производит переоценку имущества. Она должна предположить правовую форму функционирования предприятия.
Выделяют малую и большую приватизацию:

Малая – предприятия коммунальной собственности.
Большая – крупные предприятия.
Итак, основным способом приватизации для крупных предприятий явл. Акционирование. А для малых объектов продажа их по конкурсу или на аукционе. Главная Цель приватизации – повышение эффективности работы предприятия после приватизации.






































ВОПРОС 20

 Функции рынка и его проблемы. Функции рынка: 1Регулирующая (рынок явл соморег системой, в которой пр-во опред спросом и само пр-во может вызвать спрос) 2Стимулирующая ((при сниж цены пр-во не только сокращ, но изыскиваются пути сниж издержек пр-ва, повыш качества прод, обновление ассортимента) 3Информационная (рынок дает объективную информацию о кол, ассортименте, качестве, ценах) 4Посреднеческая (создает условия для взаимного поиска продавца и покупателя) 5Санирующая 6Ценообраз (цена склад только на рынке под воздействием спроса и издержек) 7Соц. функция (рынок дифференцирует и покупателей и производителей) 8Обеспеч окончательное признание общественной значимости производственного процесса. Проблемы: 1Установление равновесия между спросом и предлож 2Установление равновесной цены 3Является нестабильность структуры потребления (цена, доходы людей, их вкусы) (за свои деньги не можем приобрести то, что хотим)  

(20)

Вопрос 19

Причины возникновения и понятие рынка. В узком смысле слова рынок – это обмен организаций по законам тов пр-ва и тов обращения. В широком рынок – это саморег система воспроизводства, все звенья которой наход под воздействием спроса и предложения. Сам рынок нечего не продает и не покупает, он дает возможность для обмена жизненными благами. Условия возник рынка: 1Общественное разделение труда (осущ обмен продуктами деятельности людей) Исторически 1-й ступенью общественного раздел труда явилось отдел скотоводства от земледелия, на 2-й ступени выдел. ремесла, на 3-й купечество потом стали появл отрасли, предприятия) 2Специализация (как форма общественного разделения труда между отраслями, производствами и внутри пр-ва. В связи с этим в помыш выделены 3 формы специализации: предметная, подетальная, стадийная. Все страны шли к рынку своим путем, но сущ общие закономерности его формирования: 1Наличие свободных независимых товаропроизводителей. 2Гарантия прав собственности 3Свободный выбор формы собственности 4Свободные рыночные цены 5Образование фин рынка и т.д. (19)

21. Виды рынков и их классификация

  • По экономическому назначению объектов рыночных отношений:
    • Рынок товаров и услуг (потребительский рынок);
    • Рынок ценных бумаг;
    • Рынок труда (рынок рабочей силы);
    • Рынок и валюты;
    • Рынок информации;
    • Рынок научно-технических разработок (патентов, лицензий ноу-хау) и др.
  • По товарным группам:
    • Рынки товаров производственного назначения;
    • Рынки потребительских товаров (например, продовольствия);
    • Рынки сырья и материалов;
    • Рынки труда;
    • Рынки ЦБ и т.п.
  • По географическому положению:
    • Местные (локальные) рынки;
    • Региональные рынки;
    • Национальный рынок;
    • Мировой рынок.
  • По субъектам или их группам:
    • Рынок покупателей;
    • Рынок продавцов;
    • Рынок государственных учреждений;
    • Рынок промежуточных продавцов – посредников и др.
  • По степени ограничения конкуренции:
    • Монопольный рынок;
    • Олигопольный рынок;
    • Рынок монополистической конкуренции;
    • Рынок совершенной конкуренции.
  • По уровню насыщения:
    • Равновесный рынок;
    • Дефицитный рынок;
    • Избыточный рынок.
  • По степени зрелости:
    • Неразвитый рынок;
    • Развитый рынок;
    • Формирующийся рынок.
  • По соответствию законодательству:
    • Легальный (официальный) рынок;
    • Нелегальный, или теневой, рынок ("черный" и "серый").
  • По характеру продаж:
    • Оптовый рынок;
    • Розничный рынок.
  • По отраслевому признаку:
    • Рынок автомобилей;
    • Рынок нефти;
    • Рынок компьютерной техники и т.д.

22. Рыночная инфраструктура

Инфраструктуру можно определить как совокупность институтов, систем, служб, предприятий и организаций, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.

Основными элементами инфраструктуры рынка в современных условиях являются:

  • биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество;
  • аукционы, ярмарки и другие формы организационного внебиржевого посредничества;
  • кредитная система, коммерческие банки
  • эмиссионная система, эмиссионные банки
  • система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости (биржи труда);
  • информационные технологии и средства деловой коммуникации;
  • налоговая система и налоговая инспекция;
  • система страхования различных рисков и страховые компании;
  • специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства средств массовой информации;
  • торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;
  • таможенная система;
  • профсоюзы работающие по найму;
  • коммерческо-выставочные комплексы;
  • система высшего и среднего экономического образования;
  • аудиторские компании;
  • консультативные (консалтинговые) компании;
  • общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;
  • специальные зоны свободного предпринимательства.

Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектам извне, а порождены самими рыночными отношениями.

К основным функциям инфраструктуры рынка относят:

  • облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов, экономия средств и снижение издержек в ходе проведения различных операций;
  • повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;
  • организационное оформление рыночных отношений;
  • облегчение юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования хозяйственной деятельности.

 

 

23. Модели рыночной экономики.Во всех рыночных моделях есть общие черты, к числу которых относятся: - наличие многообразных форм собственности; - преобладание свободных цен на товары и услуги; - развитая система свободной конкуренции; - распространение предпринимательской деятельности; - определенная система государственного регулирования экономики.Можно выделить несколько характерных моделей рыночной экономики, используемых в современных условиях:1.Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства здесь вообще не ставится. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. 2.Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны. 3.Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Социально ориентированная рыночная экономика -- это высокоэффективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием распределения доходов, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников -- в высокопроизводительном труде. В принципиальном плане социальная ориентация рыночного хозяйства в Беларуси предполагает смягчение негативных черт чистого рыночного хозяйства - безработицу, социальное и имущественное расслоение населения, безразличие к экологически вредным производствам и др. Реализация этих принципов осуществляется на конституционной основе, путем принятия необходимой системы законов и при активном участии демократического правового государства.

24. Роль гос-ва в современ. Рыноч. эк-ке, функции и методы регулир-я.Государственное регулирование в рыночном хозяйстве - целенаправленное воздействие государства на микро - и макроэкономические процессы развития экономики в целях поддержания ее стабильности или изменения в нужном обществу направлении. Высшая цель сводится к достижению максимального благосостояния всего общества, ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся: экономический рост; полная занятость; стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты; внешнеэкономическое равновесие. Рыночная экономика, основанная на частной собственности, не может функционировать без необходимой законодательной базы. Должна быть обеспечена неприкосновенность частной собственности, гарантированы соблюдение заключенных частных контрактов и защита граждан от произвола бюрократии. Поэтому важнейшей функцией государства является создание правовой основы функционирования и развития экономической системы. Это реализуется через законодательство о собственности, налогах, предпринимательстве, внешнеэкономической деятельности, антимонопольные законы и др. Причины гос. регулирования: 1. Наличие в каждой стране общественных и смешанных благ, которые невсегда можно довести до населения через рынок в полном объеме, особенно те, что характеризуются неконкурентностью и неисключаемостью. 2. Усиление общественного характера производства товарных благ. 3. Возникновение отрицательных внешних эффектов рынка, именуемых экстерналиями. 4. Важным фактором гос. регулирования экономики является научно-технический прогресс (НТП). 5. Государству необходимо вмешиваться в экономику и в связи с тенденцией к монополизации ее важнейших сфер, которая нарушает совершенство рынка. 6. Гос. регулирование развивается и под воздействием ожесточенной международной конкуренции.Функции: 1.своевременное выявление преимуществ стран в конкурентной борьбе, концентрация ресурсов для приоритетного развития соответствующих отраслей, ускоренной структурной перестройки промышленности; 2. активизация, интенсификация прежде всего инвестиционной, инновационной и предпринимательской деятельности, при обеспечении стабильности национальной валюты (это достигается мерами финансовой, денежной и кредитной политики);3.воздействие государства на распределение доходов в обществе и др.Методы: 1.законодательные и правовые документы, издаваемые государством; 2.государственная собственность и государственное предпринимательство (освоение неразвитых территорий, строительство новых и перевод уже существующих предприятий в депрессивные районы); 3.финансовая, денежно-кредитная, промышленная, структурная и научно-техническая политика. 4.Социальная политика и внешнеэкономическое регулирование. Выделяют: Прямые методы: величина налогов, величину амортизационных отчислений, бюджетные процедуры по государственным инвестициям. Косвенные методы:программирование, предоставление рыночному сектору экономической информации. Также административные и экономические. 1.Административные методы подразделяются на методы запрета, разрешения, принуждения и основываются на регулирующих действиях, связанных с обеспечением правовой инфраструктуры. 2.Экономические методы не ограничивают свободу выбора, порой расширяют ее (прим: изменение государством ставки процента по своим долговым обязательствам).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 243.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...