Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Критерии и показатели системы экономической безопасности.
Экономическая безопасность — это такое состояние национальной экономики, которое позволяет обеспечить ее устойчивое функционирование в условиях воздействия неблагоприятных внутренних и внешних факторов, достаточное удовлетворение общественных потребностей, необходимую обороноспособность, защиту национальных интересов. Обеспечение экономической безопасности — это создание государством условий, гарантирующих недопущение нанесению хозяйству страны непоправимого ущерба от внутренних и внешних экономических угроз. В широком смысле экономическая безопасность — это создание условий по устранению возможных негативных воздействий для жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства. Экономическую безопасность следует рассматривать как систему взаимосвязанных уровней: международного, национального, регионального, отраслевого, отдельных предприятий, личности. Под международной экономической безопасностью понимается такое состояние международных отношений, при которых обеспечиваются взаимовыгодное сотрудничество различных стран в решении национальных и интернациональных экономических проблем, свободный выбор и осуществление ими своей модели социально-экономического развития и участие в международном разделении труда. Международная экономическая безопасность обеспечивается различными структурами ООН, другими международными экономическими организациями, в том числе МВФ, Всемирным банком, ВТО, ФАО. Экономическая безопасность страны представляет собой сложную систему, важнейшими составляющими которой являются следующие виды безопасности: • производственная; • финансовая; • продовольственная; • энергетическая; • инфраструктурная; • инновационная; • внешнеэкономическая. Производственная безопасность — основа экономической безопасности, поскольку аккумулирует в себе все многообразие факторов, прямо или косвенно влияющих на уровень последней. Основными угрозами производственной безопасности в Республике Беларусь являются: • износ, физическое и моральное старение основных производственных фондов; • высокая энерго- и материалоемкость производства, зависимость от внешних поставок топливно-энергетических и материально-сырьевых ресурсов, а также комплектующих; • неустойчивое финансовое положение предприятий, хронический дефицит оборотных средств; • преобладание устаревших технологий; • высокий уровень монополизации в производственной сфере, несовершенство механизма регулирования деятельности производственных монополий, что позволяет повышать цены без снижения издержек производства и улучшения качества продукции; • сохранение устаревшей структуры производства без учета спроса на выпускаемую продукцию. Финансовая безопасность страны охватывает все секторы экономики: государство, нефинансовые предприятия, финансовые организации, домашние хозяйства, регионы, а также внешнеэкономическую деятельность. Основная задача обеспечения финансовой безопасности Беларуси — улучшение финансового состояния организаций реального сектора экономики, уменьшение числа убыточных производств. Это требует продолжения реструктуризации и приватизации предприятий, расширения конкуренции для субъектов хозяйствования на внутреннем рынке продукции, товаров, работ и услуг. Положительное влияние на финансовое состояние предприятий имеет совершенствование налоговой системы, сокращение количества налогов и повышение их собираемости. Продовольственная безопасность является как самостоятельным направлением, так и составной частью экономической безопасности. Этот термин официально принят в мировой практике для характеристики состояния продовольственного рынка и в целом экономики стран или группы интегрированных стран (ЕС, СНГ), а также мирового рынка продовольствия. Энергетическая безопасность является важнейшим слагаемым экономической безопасности Республики Беларусь, что обусловлено слабой обеспеченностью страны собственными топливно-энергетическими ресурсами (до 15 % общего объема потребления). Основными направлениями повышения энергетической безопасности Беларуси являются: • улучшение энергоэффективности потребления топливно-энергетических ресурсов, прежде всего импортируемых видов топлива и электрической энергии; стимулирование увеличения использования местных видов топлива и возобновляемых источников энергии, особенно для выработки электрической энергии; • диверсификация импортируемых ТЭР по видам топлива и его поставщикам; проработка вопросов диверсификации поставок электрической энергии из сопредельных с Беларусью государств; • увеличение запасов импортируемых видов топлива, в первую очередь основных — природного газа и мазута; • модернизация оборудования действующих тепловых электростанций в области повышения его надежности и энергоэффективности; • реконструкция и развитие линий электропередач, модернизация автоматики и релейной защиты электрических подстанций для повышения надежности энергоснабжения потребителей; • модернизация и реконструкция схем теплоснабжения и тепловых сетей с целью уменьшения потерь тепла, включая автоматизацию управления тепловыми и гидравлическими режимами; • развитие объектов малой энергетики, использующих энергию пара и редуцированного природного газа для комбинированного производства электрической и тепловой энергии; • осуществление постоянного мониторинга состояния энергетической безопасности. Инфраструктурная безопасность имеет для национальной экономики Беларуси особое значение, так как республика занимает стратегически важное геополитическое и экономико-географическое положение, располагает густой сетью железнодорожных и автомобильных магистралей, газо- и нефтепроводов. Инновационная безопасность имеет для Беларуси первостепенное значение, так как в государствах с ограниченными природными ресурсами роль научно-технической и инновационной деятельности является решающей в обеспечении не только экономической, но и национальной безопасности в целом. Внешнеэкономическая безопасность, учитывая открытый характер экономики Республики Беларусь, является одним из приоритетов проводимой социально-экономической политики. Внешнеэкономическая безопасность должна обеспечить сохранение экономического суверенитета страны, рост конкурентоспособности национальной экономики и защиту интересов белорусских производителей с учетом изменений мировых экономических процессов. К числу важнейших факторов, определяющих внешнеэкономическую безопасность, следует отнести: • конкурентоспособность товаров и услуг на внешних рынках; • объемы внешнеторгового оборота, экспорта и импорта, а также сальдо внешнеторговых операций и их отношение к объему ВВП; • товарную диверсификацию экспорта и импорта; • долю добавленной стоимости в экспорте основных видов продукции; • внешнюю задолженность. Для обеспечения информационной безопасности необходимы эффективное использование национальных информационных ресурсов, защита безопасности информационных систем и сетей связи, поддержка современных информационных технологий, национальной индустрии средств информатизации и связи. Главной целью оборонной безопасности является создание необходимых условий для обеспечения эффективной защиты суверенитета и территориальной целостности страны в случае применения против нее (или угрозы) вооруженной силы. Угрозы экономической безопасности — это негативные факторы и явления, оказывающие дестабилизирующее воздействие на хозяйство страны и ухудшающие социально-экономические условия жизнедеятельности человека. Показатели и индикаторы экономической безопасности — наиболее значимые параметры, характеризующие состояние экономической системы страны, ее устойчивость и мобильность. Пороговые значения экономической безопасности — предельные величины, несоблюдение которых способствует дестабилизации национальной экономики, обострению социальной и политической ситуации.
59. Жизненно важные интересы Республики Беларусь в экономической сфере Жизненно важными интересами в производственной сфере являются, прежде всего: - высокая конкурентоспособность производимой продукции на внутреннем и внешнем рынках; - рост объемов выпуска продукции и ритмичность производства; - высокий уровень технологии и качества продукции, рентабельность производства; - обеспеченность производства ресурсами; - перераспределение ресурсов от малоэффективных и неэффективных производств к производствам, где эти ресурсы используются с большей эффективностью; - соответствие структуры выпускаемой продукции спросу. Реализации основных жизненно важных интересов в сфере обеспечения продовольственной безопасности Республики Беларусь придается в современных условиях особое значение. Такими интересами являются: - максимальное обеспечение собственными продовольственными товарами населения республики; - определение и достижение оптимальных квот производства сельхозпродукции с другими государствами. - эквивалентность обмена с другими отраслями народного хозяйства республики, - снижение энерго- и материалоемкости сельскохозяйственного производства; - повышение технологического уровня производства продовольственных товаров; - преобразование земельных отношений на принципах развития разнообразных форм собственности; - развитие современной рыночной инфраструктуры агропромышленного комплекса; - структурная перестройка АПК с целью повышения его эффективности и производства высококачественной и конкурентоспособной продукции; - сохранение существующих и восстановление утраченных сельскохозяйственных земель; - значительный рост государственных и частных инвестиций в АПК для перехода к цивилизованным рыночным отношениям. Внутригосударственные интересы включают: - умеренные и стабильные темпы инфляции; - стабильность денежно-кредитной системы; - стабильность бюджетно-налоговой системы; - стабильность обменного курса национальной денежной единицы по отношению к конвертируемым валютам; - ориентацию финансовой инфраструктуры на обслуживание производственного сектора. Внешние интересы в области финансовой деятельности государства обусловлены высокой степенью открытости экономики республики (размеры внешнеторгового оборота сопоставимы с объемом ВВП) и заключаются в необходимости обеспечения эффективного участия в международном разделении труда. К ним относятся: - сокращение внешней задолженности страны; - достижение конвертируемости белорусского рубля на мировом финансовом рынке; - повышение доверия международных финансовых организаций к экономике республики в части инвестиционных и финансовых рисков, обеспечивающего отсутствие дискриминации и равнодоступность к международным кредитным ресурсам; - поддержание эффективного уровня обменного курса белорусского рубля, стимулирующего отечественных производителей-экспортеров; - рост валютных активов банковской системы. Государственная социальная политика направлена на реализацию следующих интересов населения страны: - поддержание рациональной занятости населения при среднем уровне безработицы, не превышающем 5-6%; - предоставление возможности всем трудоспособным зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей; - четкое определение круга лиц, нуждающихся в государственных социальных гарантиях, и разграничение в связи с этим социального страхования и социальной помощи, что будет способствовать уменьшению иждивенческих настроений в обществе; - разработка и осуществление социальных программ, охватывающих определенные категории населения; - введение нового механизма финансирования социальной сферы. Жизненно важные интересы Республики Беларусь в инфраструктурной сфере включают: - повышение технологического уровня инфраструктурного комплекса; - опережающее развитие инфраструктуры по сравнению с обслуживаемыми ею сферами и отраслями экономической системы республики; - значительное снижение материалоемкости функционирования инфраструктуры; - совершенствование структуры инфраструктурного комплекса - опережающее развитие рыночной инфраструктуры, а также транспорта и связи, учитывая открытый характер экономики и географическое положение Беларуси; - создание дополнительных резервов мощностей инфраструктурного комплекса. В целом жизненно важные интересы РБ в экономической сфере согласно Концепции национальной безопасности включают: 1. Осуществление преобразований в экономике, ориентированных на повышение ее эффективности, достижение требуемой динамики роста объемов производства, уровня и качества жизни населения. 2. Многоукладность национальной экономики и эволюционное развитие отношений собственности. 3. Поддержание устойчивого баланса между государственным регулированием и свободой экономических отношений. Расширение свобод для субъектов экономических отношений всех форм собственности, развитие конкуренции на внутреннем рынке. Стимулирование отечественных товаропроизводителей. 4. Сохранение и развитие национального интеллектуального потенциала и системы собственного научно-технического обеспечения выпуска конкурентоспособной продукции. 5. Повышение инвестиционной и инновационной активности, привлечение иностранных партнеров на основе выгодных для них и государства механизмов ввоза и вывоза продукции, имущества и финансовых средств. 6. Обеспечение положительной динамики чистого экспорта и оптимальных размеров внешнего и внутреннего долга. Доступ к источникам сырья и товарам, производство которых невозможно или неэффективно в республике. 7. Защита внутреннего рынка и отечественного производства от недобросовестной конкуренции. 8. Стабилизация финансово-кредитной системы. Снижение бюджетного дефицита до оптимального уровня. 9. Устойчивое функционирование банковской системы, повышение регулирующей роли банков в экономическом развитии. 10. Совершенствование товарных рынков на основе новых информационных технологий, способствующих предупреждению циклических кризисов. 11. Обеспечение оптимального сочетания государственной поддержки и экономической самостоятельности в развитии сельскохозяйственного производства, создание эффективной системы землепользования. 12. Гармоничное развитие взаимовыгодных отношений с иностранными государствами, направленное на совершенствование рыночных механизмов, обмен информацией и технологиями, способствующий экономическому развитию. 13. Формирование единого экономического пространства с Российской Федерацией в соответствии с Договором о создании Союзного государства на принципе баланса интересов. 14. Совершенствование экономических и правовых условий, препятствующих криминализации экономики.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 237. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |