Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Налоговая система и пути ее совершенствования в нац экономике
Налог – принудительно изымаемые гос-вом или местными органами власти средства с физ и юр лиц, необходимые для осуществления гос-вом своих функций. Рядом законов, принятых Верховным Советом РБ, создана новая налоговая система, включающая следующие налоги с юридических лиц: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на топливо и налог на прибыль, доходы; на недвижимость; земельный налог; за пользование природными ресурсами (экологический); чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС; налог на импорт и экспорт; транзитный налог. Кроме того, в налоговую систему включаются и налоги с населения: подоходный налог; земельный; налог на имущество. Местными органами власти могут быть введены дополнительные местные налоги и сборы. В современных условиях налоги выполняют 2 функции: фискальную и экономическую(регулирующую и распределительную). Фискальная является основной в формировании денежных фондов гос-ва. Экономическая предусматривает использование налогов в качестве инструмента перераспределения нац дохода, влияния на реальный процесс произ-ва и инвестиций, на масштабы и темпы роста эко. По методу взимания различают прямые и косвенные налоги. Прямые налоги непосредственно выплачиваются конкретным плательщиком. Косвенные – это обязательные платежи, включенные в цену товара. Значительную их часть образуют акцизы (надбавки к ценам товаров). В соответствии с гос устройством и бюджетной структурой налоги делятся на республиканские и местные. Сов-ность всех взимаемых в гос-ве налогов, методы и принципы их построения, способы исчисления и взимания, налоговый контроль, устанавливаемые в законодательном порядке, образуют налоговую систему. Согласно нормам, все граждане РБ обязаны принимать участие в финансировании гос расходов путем уплаты законодательно установленных налогов, сборов и пошлин. Право устанавливать республиканские налоги и сборы, утверждать республиканский бюджет и отчет о его исполнении принадлежит Парламенту – Национальному собранию РБ. При этом законопроекты, следствием принятия которых может быть сокращение гос расходов, снижение или увеличение расходов, могут вноситься на рассмотрение Парламента лишь с согласия Президента РБ либо по его поручению – Правительства. Основными направлениями совершенствования действующей системы налогообложения в Республике Беларусь являются: - выравнивание налогового бремени между субъектами хозяйствования различных форм собственности и отраслей; - упорядочение системы налоговых льгот и инструментов налогового регулирования по созданию благоприятной инвестиционной среды; - унификация налогового законодательства республики, приведение ее в соответствие с общепринятыми в мировой практике принципами построения; - совершенствование структуры налогов с ориентацией на значительное повышение роли прямого подоходного налогообложения, а также сокращение количества налогов за счет отмены малоэффективных сборов и отчислений во внебюджетные фонды, объединения налогов, имеющих сходную налоговую базу; - существенная модернизации методов расчета, а также механизмов и принципов взимания основных налогов; - упрощение налоговой системы таким образом, чтобы не допустить искажающего воздействия налогов на экономику и обеспечить достаточные поступления в бюджет.
47. Национальная валютная система РБ Национальная валютная система Республики Беларусь представляет собой государственно-правовую форму организации и регулирования ее валютно-кредитных и финансовых взаимоотношений с другими странами. Она является составной частью денежной системы страны. Эта система находится в процессе становления и окончательно еще не сформировалась Национальная валютная система Республики Беларусь образована с учетом структурных принципов мировой валютной системы, поскольку страна стремится к интеграции в международные финансовые механизмы. Основные элементы национальной валютной системы Республики Беларусь: валютная политика; режим валютного курса; организационно-правовая форма валютного регулирования. Основой валютной системы является национальная денежная единица – белорусский рубль, введенный в обращение в 1992 г. Выделим группы рисков, специальных факторов, влияющих на устойчивость белорусской валютной системы : - первая группа – риск кредитования; - вторая группа – риск рынка; - третья группа – операционный или системный риск; - четвертая группа – риск ликвидности; - пятая группа – факторы случайности. Национальными органами валютного регулирования и контроля используются следующие принципы директивного валютного регулирования: 1) принцип обеспечения гарантии выполнения обязательств по внешнеэкономическим контрактам нерезидентами в пользу резидентов Республики Беларусь при осуществлении последними предварительной оплаты в форме банковского перевода; 2) принцип определения сферы введения валютного контролинга; 3) принцип монопольного положения банков при проведении валютных операций; 4) принцип декларирования цели и необходимости проведения внешнеэкономических операций; 5) принцип ограничения или изоляции внутреннего валютного и денежного рынков от европейских рынков национальной валюты; Национальный банк выполняет следующие функции: - устанавливает официальные курсы белорусского рубля по отношению к другим валютам; - регулирует обращение валютных ценностей на территории Республики Беларусь; - разрабатывает и совместно с уполномоченными государственными органами единую денежно-кредитную политику Республики Беларусь; - осуществляет эмиссию денег; - выдает разрешение (лицензии) на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала; - регулирует денежное обращение; - регулирует кредитные отношения; - осуществляет валютное регулирование; - определяет в соответствии с законодательными актами функции агентов валютного контроля, которые могут быть возложены на банки и небанковские кредитно-финансовые организации; - организует функционирование системы межбанковских расчетов; - осуществляет регулирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций; - устанавливает порядок осуществления банковских операций; - определяет порядок проведения безналичных и наличных расчетов в Республике Беларусь; - создает золотовалютные резервы, в том числе золотой запас, и управляет ими; - выполняет другие функции в соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами Республики Беларусь.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 240. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |