Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос18 . Стилевые и жанровые особенности искусства XVIII столетия




В целом можно рассматривать художественную культуру XVIII века как период ломки воздвигающейся веками грандиозной художественной системы, в соответствии с которой искусство создавало особую идеальную среду, модель жизни более значительной, чем реальная, земная жизнь человека. Эта модель превращала человека в часть более высокого мира торжественной героики и высших религиозных, идейных и этических ценностей. Эпоха Возрождения заменила религиозный ритуал светским, возвела человека на героический пьедестал, но все равно искусство диктовало ему свои нормы. В XVIII веке вся эта система подверглась пересмотру. Ироническое и скептическое отношение ко всему, что почиталось избранным и возвышенным прежде, превращение возвышенных категорий в академические образцы снимали ореол исключительности явлений, которые веками почитались как образцы. Перед художником впервые открылась возможность небывалой свободы наблюдения и творчества. Искусство эпохи Просвещения использовало старые стилистические формы классицизма, отражая при их помощи уже совершенно иное содержание.

Европейское искусство XVIII столетия соединяло в себе два различных антагонистических начала. Классицизм означал подчинение человека общественной системе, развивающийся романтизм стремился к максимальному усилению индивидуального, личностного начала. Однако классицизм XVIII века существенно изменился по сравнению с классицизмом XVII века, отбрасывая в некоторых случаях один из характернейших признаков стиля — античные классические формы. К тому же, «новый» классицизм эпохи Просвещения в самой своей основе не был чужд романтизму. В искусстве разных стран и народов классицизм и романтизм образуют то некоторый синтез, то существуют во всевозможных комбинациях и смешениях.

Важным новым началом в искусстве XVIII века было и появление течений, не имевших собственной стилистической формы и не испытывавших потребностей в ее выработке. Таким крупнейшим культурологическим течением был прежде всего сентиментализм, отразивший в полной мере просветительские представления об изначальной чистоте и доброте человеческой натуры, утрачиваемых вместе с первоначальным «естественным состоянием» общества, его отдалением от природы. Сентиментализм был обращен прежде всего к внутреннему, личному, интимному миру человеческих чувств и мыслей, а потому не требовал особого стилистического оформления. Сентиментализм чрезвычайно близок романтизму, воспеваемый им «естественный» человек неизбежно испытывает трагичность столкновения с природными и общественными стихиями, с самой жизнью, готовящей великие потрясения, предчувствие которых наполняет всю культуру XVIII века.

Одной из важнейших характеристик культуры эпохи Просвещения является процесс вытеснения религиозных начал искусства светскими. Светское зодчество в XVIII веке впервые берет верх над церковным практически на территории всей Европы. Очевидно и вторжение светского начала в религиозную живопись тех стран, где она ранее играла главную роль, — Италии, Австрии, Германии. Жанровая живопись, отражающая повседневность наблюдения художника за реальной жизнью реальных людей, получает широкое распространение практически во всех европейских странах, порой стремясь занять главное место в искусстве. Парадный портрет, столь популярный в прошлом, уступает место портрету интимному, а в пейзажной живописи возникает и распространяется в разных странах так называемый «пейзаж настроения» (Ватто, Гейнсборо, Гварди).

Характерной чертой живописи XVIII столетия является возросшее внимание к эскизу не только у самих художников, но и у ценителей произведений искусства. Личное, индивидуальное восприятие, настроение, отраженные в эскизе, подчас оказываются интереснее и вызывают большее эмоциональное и эстетическое воздействие, чем законченное произведение. Рисунок и гравюра ценятся больше, чем живописные полотна, поскольку они устанавливают более непосредственную связь между зрителями и художником. Вкусы и требования эпохи изменили и требования к колориту живописных полотен. В работах художников XVIII века усиливается декоративное понимание цвета, картина должна не только выражать и отражать нечто, но и украшать то место, где она находится. Поэтому наряду с тонкостью полутонов и деликатностью цветовой гаммы художники стремятся к многокрасочности и даже пестроте.

Порождением сугубо светской культуры эпохи Просвещения стал стиль «рококо», который получил наиболее совершенное воплощение в области прикладного искусства. Он проявлялся также и в иных сферах, где художнику приходится решать декоративно-оформительские задачи: в архитектуре — при планировке и оформлении интерьера, в живописи — в декоративных панно, росписях, ширмах и т. п. Архитектура и живопись рококо прежде всего ориентированы на создание комфорта и изящества для того человека, который будет созерцать и наслаждаться их творениями. Небольшие по объему комнаты не кажутся тесными благодаря иллюзии «играющего пространства», создаваемой архитекторами и художниками, умело использующими для этого различные художественные средства: орнамент, зеркала, панно, особую цветовую гамму и т. п. Новый стиль стал прежде всего стилем небогатых домов, в которые немногочисленными приемами внес дух уюта и комфорта без подчеркнутой роскоши и помпезности. Восемнадцатый век привнес множество предметов быта, доставляющих человеку удобство и покой, предупреждающих его желания, сделав их в то же самое время и предметами подлинного искусства.

Не менее существенной стороной культуры эпохи Просвещения было обращение к запечатлению художественными средствами ощущений и наслаждений человека (как духовных, так и телесных). У крупнейших мыслителей эпохи Просвещения (Вольтера, Гельвеция) можно найти «галантные сцены», в которых протест против ханжеской морали времени порой перерастают во фривольность. Во Франции с самого начала XVIII века и публика и критики начинают требовать от нового искусства прежде всего «приятного». Такие требования предъявлялись и к живописи, и к музыке, и к театру. «Приятное» означало как «чувствительное», так и чисто чувственное. Наиболее ярко отражает это требование времени знаменитая фраза Вольтера «Все жанры хороши, кроме скучного»..

Вопрос 19 языческая культура славян Славянское язычество являлось составной частью комплекса первобытных воззрений и обрядов первобытного человека на протяжении многих тысячелетий. Термин "язычество" - условный, и его используют для обозначения многообразного круга явлений, таких как магия, тотемизм, анимизм и т.д., Которые входят в понятия ранних форм религии. Неизвестный русский автор "Слова об идолах" выделил три основных этапа развития славянского язычества. На перовм славяне поклонялись добрым и злым духам, управляющим стихиями. Это был "дуалистический анимизм" глубокой древности, когда люди верили, что божество в образе духа живет в различных предметах и явлениях, а животные и растения имеют бессмертную душу. грозы.   На втором этапе славяне поклонялись Роду и рожаницам. По мнению историков, Род - древнее земледельческое божество Вселенной, а рожаницы - божества благополучия и плодородия. По представлениям древних, Род, находясь на небе, распоряжался дождем, грозой, от него зависел урожай. Он давал жизнь всему живому. Отсюда целый рад понятий - народ, природа, родня и т.д. На третьем этапе славяне молились Перуну, т.е. сложился государственный культ княжеско-дружинного бога войны, который первоначально почитался богом

Кроме упомянутых, у славян существовало множество других божеств. Это Сварог, Даждьбог, Ярило, Стрибог. Особенно выделялся Велес - покровитель скота и бог богатства, а в дружинной среде он считался богом музыки и песен.

Местом отправления культа служили капища, требища , храмы, в которых волхвы - жрецы языческой религии - молились, совершали различные обряды, приносили жертвы богам, в том числе человеческие.

Князь Владимир попытался реформировать язычество, отдав первенство Перуну, создав киевский пантеон и возобновив человеческие жертвы. Но попытка создать религиозную систему на базе язычества, не учитывая социально-политические изменения, не увенчалась успехом.

Фольклор

Языческая культура нашла свое художественное выражение в народном творчестве, фольклоре, прикладном искусстве и т.д. Заговоры, заклинания, пословицы, поговорки, свадебные и обрядовые песни отражали древнейший быт.

Особое место в устном народном творчестве занимали былины. Они рассказывали о городе Киеве, Владимире Красно Солнышко, богатырях русских, отражая нравственные идеалы народа, черты древнего быта и события повседневной жизни.

Письменность

Большиснтво ученых считают, что тексты древнеславянских священных песен и мифов погибли после христианизации Руси. Даже знаменитую Велесову книгу, предположительно написанную новгородскими жрецами не позднее 9 века, считают подделкой. Но подделать ее также невозможно, как заново создать Ригведу или Библию. Велесова книга разрешает древний спор о происхождении славян, описывает судьбу различных племен, показывает древнейшую историю наших предков. Согласно этой книге, легендарных братьев Кия, Щека и Хорива - детей Сварога - следует считать основателями Киева и мифическими прародителями русского народа.До последнего времени считалось, что славяне до принятия христианства не имели своей письменности. Но по мнению ряда историков, Кирилл (827-869) и Мефодий (ок.815-885) были не столько создателями, а лишь реформаторами уже существующей азбуки, основанной на греческом алфавите и использованной в записях Велесовой книги. Кроме того, славяне имели так называемую узелковую письменность. Знаки завязывались на нитях и заматывались в книги-клубки.                

До сих пор мы говорим "узелки на память" или "нить повествования", а Баба-Яга является типичной языческой жрицей, хранительницей "библиотеки клубков" в берестяных коробках. Эта сложная узелковая пиьсменность не могла соперничать с простой и совершенной системой письма, основанной на кириллице, и постепенно была забыта после принятия христианства на Руси.

Вопрос 22 развитие иконописи в россии.Первые художники в России это были безусловно иконописцы, которые заимствовали технику иконописи от греческих мастеров иконы. Первые известные иконы- это несомненно каппонийские иконы, написанные такими мастерами древней иконописи как Андрей Ильин, Сергей Васильев, Никита Иванов. Первый иконописец информация о биографии которого дошла до наших дней- это монах Киево-Печерской лавры Алипий, причисленный к лику святых, живший в 12 веке и учившийся иконописи у греческих мастеров. Многие его работы были выполнены при сопровождении небесных знамений. Имена многих иконописцев не дошли до нашего времени и это вполне понятно. В отличие от западных художников Русские иконописцы часто не стремились указывать свое имя при написании икон, ибо пишет икону не художник, а бог его рукой, а указание своего авторства таким образом есть лишь проявление гордыни, которая является грехом. Но тем не менее слава некоторых мастеров иконописцев сохранила их имена ввиду того, что сам процесс написания икон сопровождался чудесными явлениями как у Алипия, либо их иконы были настолько удачно выразительными, что прориси с этих икон используются иконописцами и в наше время. К таким мастерам иконописи следует отнести Феофана Грека, жившего в 14 веке и Андрея Рублева жившего в начале 15 века. Андрей Рублев стал известен своими росписями церкви Благовещения на великокняжеском дворе во Владимире-на-Клязьме и Благовещенского собора в Московском кремле. Прориси с его знаменитой троицы до сих пор используются иконописцами и честно говоря другой композиции этой иконы трудно себе представить. Школ обучения иконописи тогда не было и обучение строилось на передачи опыта от мастера к ученику, причем первыми такими мастерами были греческие художники. В 16 веке при Иване Грозном наряду с зодчими, скульпторами из-за рубежа выписывались и художники. В исторических документах упоминается о том, что и в царствование Федора Иоанновича, в России отмечалось наличие как живописных икон прекрасного качества, так и мозаик, выполненных русскими мастерами. Таким образом вплоть до царствования Алексея Михайловича иконопись являлась основным видом изобразительного искусства в России.

20










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 314.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...