Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Взгляды Р. Оуэна на государство и право.




Центральное звено его взглядов - учение о характере человека. Он исходил из того, что человеческий характер – результат взаимодействия природы индивида и окружающей его среды, которая играет в этом важную роль. Таким же образом формируется характер целых общественных классов. Он был уверен, что предложенное им учение открывает людям путь к разумному и справедливому устроению общества. Основ источник всех зол - частная собственность. Осуждая социально-экономические порядки, он осознавал, что при капитализме имеет место прогресс производительных сил, рост крупной промышленности, использование научных знаний. Он считает, что все эти изменения происходят согласно законам природы и являются важной подготовительной ступенью к социальной революции, которая приближается.

Новый способ материального производства подготавливает людей к пониманию и принятию иных принципов и практики, а тем самым к осуществлению благодеятельнейшей перемены в человеческих делах. Обращаясь к проблеме средств и методов этих перемен, он рассчитывал на революцию в сознании людей, которую могла провести пропаганда науки о формировании характера. Он надеялся, что с помощью закона можно провести некоторые преобразования. Он был озабочен тем, что начинающаяся революция обрела форму мирных и постепенных преобразован.

Оуэн боялся 2 вещей: насильственного переворот и совершения революции темными и бескультурными людьми, т.к. это усугубляло тяжелое положение общества. Переход в светлое царство разума помогут совершить гражданам люди, располагающие необходимым для основания коммунистических поселений капиталом и руководствующиеся доброй волей. Окончательным результатом преобразований является возникновение разумной системы истины, богатства и счастья.

Ячейкой грядущего строя выступает самообеспечиваемая коммуна. Поселения группируются в федерации национального масштаба, а затем объединяются в международном масштабе. Со времени действия на земном шаре - единый свод законов. Население становится большой семьей. Эти поселения (от300до 3000 человек) должны строиться и функционировать на основе коллективного труда. Общественная собственность, равенство прав и обязанностей. Между членами коммуны устанавливаются отношения взаимопомощи, облагораживаются нравы и отпадает необходимость в поощрениях и наказаниях.

Юридический позитивизм. Дж. Остин.

На протяжении всего XIX в. юридический позитивизм занимал господствующие позиции в западном правопонимании. Возник он не случайно, став своеобразной реакцией на неспособность господствовавших прежде спекулятивных философских систем решить проблемы, выдвинутые в результате бурного развития производительных сил, технических знаний, наук о природе и обществе. Его родоначальники и их последователи старались отбросить "метафизические" конструкции (традиционную философию, идеологию и т.п.) и заняться изучением лишь сугубо эмпирического материала. Они полагали, что только посредством "беспредпосылочного" оперирования одними лишь "чистыми" фактами можно построить подлинную общественную науку, в том числе учение о государстве и политике, юриспруденцию.

Основоположником названного выше направления юридической мысли считается английский правовед Джон Остин (1790—1859). Его основной труд "Лекции о юриспруденции, или Философия позитивного закона" был опубликован посмертно.

Право по Остину относительно определенная, обозреваемая совокупность правил (норм). Если, по представлениям Бентама, право следует воспринимать как совокупность законов, изданных или одобренных сувереном для регулирования поведения класса лиц, находящихся под его властью, то, согласно Остину, такого суверена можно представить в виде нс только лица, но и учреждения, которое формально является сувереном для подвластных в политическом сообществе.

Источником права, таким образом, является суверенная власть, причем важнейшей для нормального функционирования права и самой суверенной власти выступает привычка большинства к повиновению суверену. Суверен предстает воплощением всевластного учреждения, а норма права — правилом властного принуждения, "правилом, установленным одним разумным существом, имеющим власть, над другим разумным существом для руководства им". Приказ суверена, снабженный санкцией, и есть, по сути, правовая норма (норма позитивного закона).

По логике позитивными законами, в строгом смысле этого слова, должны считаться законы, предполагающие возложение обязанностей и влекущие определенные, в том числе негативные, последствия в виде законного причинения вреда. Норма получает юридический характер только в том случае, когда некто, обладающий необходимыми властными возможностями и способностями, в состоянии придать ей обязывающую силу принуждения под угрозой причинить вред (негативные последствия) нарушителю данной нормы. Этим субъектом суверенных властных полномочий может быть не только человек, но и бог.

Санкции, установленные позитивным законом, имеют характер юридический и политический одновременно, поскольку они реализуются на практике данным политическим сообществом в принудительном порядке. В этом смысле право является приказом суверена, устанавливающим обязанности и находящим гарантии их реализации в политических (государственных) санкциях и принуждении. Остин не признавал естественно-правовых элементов и принципов обоснования и признания прав личности. В этом плане он был близок к Гуго и Савиньи, под руководством которых изучал в молодости юриспруденцию в Гёттингене и Берлине. Утилитарист Остин расходился с ними в оценке исторических корней права, ему был присущ внеисторический подход к изучению последнего.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 347.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...