Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос № 51. Буржуазная революция в Японии Реформы 60-80г, Конституция 1889 г.




 

В 1889 году император даровал Конституцию своим подданным. Она представляла собой умелое переложение принципов, заимствованных из западных Конституций (прусская конституция 1850 г), на основополагающих началах тэнноистской идеологии. Император, согласно ст.1 царствует и правит империей. Особа императора объявлялась священной и неприкосновенной. Император как глава гос-ва имел право объявлять войну и мир, заключать договоры, созывать и распускать парламент, руководить вооруженными силами, жаловать дворянство. Законодательная власть согласно Конституции вверялась императору и парламенту. Император утверждал законы. Министры назначались императором и были ответственны перед ним. Парламент наделялся по Конституции законодательными правами и состоял из двух палат: палаты пэров и палаты представителей. Нижняя палата избиралась на основе высокого возрастного ценза, а также имущественного ценза и ценза оседлости. Женщины и военнослужащие не получили избирательного права. Члены верхней палаты были принцы крови, представители титулованной аристократии, крупные налогоплательщики и лица, имеющие особые заслуги перед императором. В Конституции нашла отражение относительно-самостоятельная роль военщины, правящей монархической демократии – двуединой силы, ставшей со времени буржуазных реформ активным проводником интересов господствующих классов: полуфеодальных помещиков и крепнущей монополистической буржуазии. Это выражалось в особом привилегированном положении таких звеньев госуд аппарата как Тайный Совет, Генро (совет старейшин), Министерство двора, в ведении которого находились огромные земельные владения императора. Специальный раздел Конституции был посвящен правам и обязанностям японских подданных (платить налоги, нести военную службу и т.д.), которые отождествлялись с их долгом перед божественным императором. Конституция стала определенным шагом по пути крайне ограниченной демократизации японского общества. Конституция 1889 года определила лишь общие принципы будущей перестройки судов японии, формально установив несменяемость и независимость судей, деятельность которых осуществлялась от имени императора и согласно законам. Старая система и судопроизводство перестраивались крайне медленно. И только в 1890 году на основе Закона об организации судов происходит упорядочение судебной системы Японии.

По своей структуре парламент был определен двухпалатным. Каждая палата имела право высту­пать с представлениями правительству, "касающимися за­конов и другого рода предметов", но ст. 71 Конституции за­прещала парламенту какие-либо обсуждения относительно изменений в статусе императорского дома. Для решения во­просов в палатах требовалось абсолютное большинство го­лосов.

По избирательному закону 1890 г. нижняя палата из­биралась на основе высокого (в 25 лет) возрастного ценза, а также имущественного ценза (15 иен прямого налога) и ценза оседлости (1,5 года). Женщины и военнослужащие не полу­чили избирательных прав. Избирательным правом, таким образом, пользовалась незначительная часть населения Японии, около 1%. Срок полномочий нижней палаты опре­делялся в 4 года, верхней — в 7 лет.

 

В середине 19в. Япония находилась в состоянии глубокого социально-политического кризиса, обусловленного в конечном итоге разложением господствовавшего феодального строя, сдерживавшего дальнейшее развитие страны. 

Основные сельскохозяйственные земли вместе с крестьянами находились в собственности крупных феодалов - князей (дайме), которые с помощью вассалов управляли своими владениями. В стране почти непрерывно происходили крестьянские волнения и восстания. Ухудшилось внешнеполитическое положение страны. Появилась реальная угроза превращения страны в полуколонию. В этот период главой государства номинально считался император, но реально власть находилась в руках сёгуна (полководца) - высшего должностного лица, являвшегося главнокомандующим и начальником всего аппарата государственного управления, бесконтрольно осуществлял исполнительно-распорядительные, фискальные и законодательные функции.

Пост сёгуна занимали представители дома Токугава (с 17в.) - самого богатого феодального клана страны, противившегося любым прогрессивным реформам. В таких условиях были сформулированы конкретные задачи княжеско-самурайского движения: свергнуть сёгунат, восстановить власть императора и от его имени провести необходимые реформы. Руководители движения потребовали у сёгуна немедленной передача верховной власти императору (15-летнему Муцухито). Сёгун капитулировал. Власть перешла в руки князей и самураев-сторонников императора. Было официально объявлено о восстановлении императорской власти. В японской официальной историографии этот период обычно называют «реставрация Мэйдзи» (Мэйдзи - название времени правления императора Муцухито). По своему подлинному содержанию это была антифеодальная революция, руководство которой принадлежало умеренно радикальным кругам дворянства, связанным с императорским двором.

Вопрос № 52. Кодекс Наполеона.


В ходе революции 1789-1794 гг. были упразднены многие чисто средневековые гражданско-правовые институты и заложены основы современного права. Но только в начале XIX в., в период правления Наполеона Бонапарта, сформировались, наконец, необходимые условия для принятия единого и стабильного гражданского кодекса.
В состав комиссии по разработке проекта кодекса, созданной 13 июля 1800 г., вошли такие видные юристы Франции, как Тронше, Порталис, Малльвиль, Биго-Преамке. Проект был составлен в сжатые сроки (4 месяца) и направлен на обсуждение высших судов. После того как они представили свои замечания, проект должен был пройти обычный путь будущего закона – рассмотрение в Государственном совете, Трибунате, Законодательном корпусе и Сенате. Однако в Трибунате и Законодательном корпусе проект кодекса встретил серьезную оппозицию.

Это объяснялось тем, что ряд положений кодекса содержал значи­тельные отступления от революц законодат-ва. Первый титул "О праве и законах вообще" был отклонен. Опасаясь, что подобная судьба постигнет и другие титулы, правительство забрало свой проект на доработку. В результате рассмотрение проекта пошло быстро, и все титулы кодекса а виде отдельных законов были приняты и утверждены. Закон 21 марта 1804 г. объединил все 36 титулов а состав единого Гр кодекса французов. В 1807 г. он был назван Кодексом Наполеона. Кодекс сыграл огромную роль в упрочении буржуазных отношений во Франции. Он стал образцом для создания гр кодексов в Италии, Бельгии, Голландии, Польше, Швейцарии и других странах. Кодекс Наполеона воплощает и развивает гр-правовые принципы: юр равенства, законности, единства права, свободы. Разработчики Кодекса: опирались на юр доктрину, активно использовали революц законодат-во, сохранили некоторые положения французского обычного права и, конечно, не забыли римское право. Кодекс состоял из 2281 статьи и делился на книги, книги на разделы, разделы на главы, главы на отделения, отделения на статьи, статьи на части
Кодекс состоит из вводного титула и трех книг. 1-ая книга посвящена лицам. 2-ая содержит правила об имуществах и различных видоизменениях собственности. В 3-ей говорится о различных способах приобретения собственности.

В кодексе детально регламентированы права собственника земельного участка, сервитут, порядок раздела недвижимого имущества между наследниками, залог земли и т. п.
Помимо права собственности Кодекс Наполеона знает и другие вещные права: право на чужие вещи (узуфрукт, проживание в чужом доме, сервитут, право залога), владение, держание.
Кодекс Наполеона уничтожил различие между родовым и благоприобретенным имуществом, запретил субституции, разрешил мену недвижимых имуществ.
Обязательственное право. В соответствии с Кодексом Наполеона "договор есть соглашение, посредством которого одно или несколько лиц обязываются перед другим лицом или перед несколькими другими лицами дать что-либо, сделать что-либо или не делать чего-либо".
Понятие предмета договора совпадает с понятием предмета обязательства. Принципы, на которых строятся договорные отношения, таковы:
• принцип согласия обязываемой стороны. Под согласием сторон французская доктрина понимает согласие воль (внутреннего психического акта). Кодекс называет случаи возможного искажения воли: если согласие дано вследствие заблуждения или получено путем насилия или обмана;
• принцип незыблемости договора: "Соглашения, законно заключенные, занимают место закона для тех, кто их заключил. Они могут быть отменены лишь по взаимному согласию сторон или по причинам, в силу которых закон разрешает отмену. Они должны быть выполнены добросовестно".
В кодексе рассматриваются различные виды договоров: дарения, мены, купли-продажи, найма. Наибольшее внимание уделяется договору купли-продажи. Договор считается заключенным, когда достигается соглашение по поводу вещи и цены. Одновременно происходит переход права собственности на покупателя. Цена вещи определяется по усмотрению сторон.
Помимо договора к основаниям возникновения обязательств кодекс относит причинение вреда.
Семейное право. Кодекс рассматривает брак как договор, для заключения которого необходимо было выполнить ряд условий:
• взаимное согласие супругов (как в любом договоре - принцип согласия обязываемой стороны);
• достижение брачного возраста (для мужчин - 18 лет, для женщин - 15лет);
• не состоять в другом браке;
• согласие родителей для детей, не достигших определенного возраста (сын - 25 лет, дочь - 21 год).
Запрещался брак между лицами, находящимися между собой в определенной степени родства или свойства.
Кодекс допускал развод. Его причинами могли быть: прелюбодеяние; злоупотребление, грубое обращение или тяжелые обиды одного из супругов в отношении другого; присуждение одного из супругов к тяжкому и позорящему наказанию; взаимное и упорное желание супругов развестись.
Взаимоотношения между мужем и женой строились на основе власти и подчинения: "Муж обязан оказывать покровительство своей жене, жена - послушание мужу".

 Наследственное право. Кодекс разрешал наследование по закону и по завещанию. Однако завещательная свобода была ограничена и поставлена в зависимость от того, оставил наследодатель детей или нет. При одном ребенке можно было распоряжаться по завещанию половиной имущества, при двух детях - одной четвертью имущества. Если детей не было, но имелись родственники, восходящие по одной линии, то завещатель распоряжался тремя четвертями имущества, а если оставались родственники, восходящие по обеим линиям, - половиной имущества.
Свободное от завещательного распоряжения имущество наследовалось по закону. Право наследования имели родственники до двенадцатой степени. Ближайшая степень родства исключала дальнейшую. При отсутствии родственников с правами наследования имущество переходило к пережившему супругу. В 1917г. круг наследников был ограничен шестой степенью родства.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 342.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...