Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Мужчины и женщины: разделение ролей




Уже первобытный человек не был безразличен к сексуальной сфере. Правда, существует очень мало данных о представлениях и образе жизни пещерных людей, но и те, которыми мы располагаем, свидетельствуют об этом достаточно явно. Наскальные рисунки раннего палеолита (1 млн. — 100000 лет до н.э.), к которому относят первый этап развития человеческой культуры, свидетельствуют о том, что пещерный человек уже имел представления о

28


любви и смерти и связывал оба эти явления с жизнью человека. В более поздние периоды палеолита (100000—8000 лет до н.э.) не только рисунки: на стенах пещер, но и мифы и культы населения почти всех регионов земли подтверждают, что вопросы сексуальности всегда обращали на себя внимание человека. Конечно, в тех условиях внимание обращалось не на поведение, связанное с сексуальным возбуждением и удовлетворением, половую мораль, а на таинственные явления оплодотворения, сохранение и преумножение потомства, что обеспечивало существование человека как вида. Кроме того, первобытные люди стремились выражать сексуальность в символической форме. Многочисленны мифы и предания, в которых фигурируют двуполые существа (андрогины) — божества обладающие и мужской, и женской силой. Они являлись символами плодородия почти во всех, древнеегипетских и древнеиндийских источниках, свидетельств Геродота и Плутарха. В древнегреческом пантеоне это сын Гермеса и Афродиты — Гермафродит, в древнеиндийском — Адити, корова-бык, мать и отец других богов, в древнеегипетском — Ра, совокупившийся сам с собой («упало семя в мой собственный рот») и т.д. Такие божества иногда изображались с двойным набором гениталий и других половых признаков (например, Шива в Индии или бородатая Афродита). В некоторых мифологиях двуполыми считались и предки первых людей, причем речь идет не просто о двойном наборе гениталий, а о символе единства и цельности. Платон обращается к мифу об андрогинах для объяснения факта проявления интереса и переживания влечения людей друг к другу, стремления к сексуальному, духовному и телесному единению. В диалоге «Пир» он рассказывает о том, как эти существа, представляющие собой мужчину и женщину в их единении были разделены богами, то ли за провинности людей, то ли из зависти к ним. Эти половины, у Платона, могут быть как гетеро-, так и гомосексуальными. Они стремятся к духовному и телесному единению, ибо лишь единение в совокуплении может временно восстановить утраченное единство — и то лишь в том случае, если одна половина найдет соответствующую ей, «свою» половину. Миф об андрогинах представляет собой попытку решить проблему различия полов, следствием которого, в частности, явилась вечная недоступность для мужчины или женщины части (утраченной половины) человеческого опыта.

Библейская формула о сотворении человека «мужчиной и женщиной» также нередко трактуется как утверждение первоначальной цельности, двуполости Адама, из тела которого позже извлекается Ева. Тесно связан с этим и распространенный образ первоначальной бесполости или двуполости младенца, который Юнг считал одним из главных архетипов культуры.

29


Происхождение и смысл подобных представлений вызывают научные споры. Современные ученые, в частности американский философ М. Элиаде полагает, что идея андрогинии тесно связана темой перемены пола, которая играет важную роль во многих обрядах. Так, у австралийцев инициация (обряд посвящения) мальчика включает его временное ритуальное превращение в женщину. У многих африканских народов (масаи, найди, нуба и др.) инициируемых мальчиков переодевают в женскую одежду, а у южноафриканской народности суто одевают в мужское платье инициируемых девочек. Широко распространенный обычай ритуальной наготы инициируемых мальчиков в течение периода их сегрегации от женщин также интерпретируется как знак асексуальности посвящаемого, который, прежде чем обрести определенный пол, проходит фазу обладания свойствами обоих полов. Символическая инверсия, переодевание мужчин в женскую одежду и обратно, характерна и для многих древних праздников, от Сатурналий и Гибристики до средневекового карнавала.

Наивно-натуралистическое мышление склонно усматривать в двуполых божествах и ритуальном трансвестизме, простое отражение индивидуальной патологии (гермафродитизм, транссексуализм и т. п.). Однако почему такие случаи возводятся в культ? В наиболее развитых и сложных мифологиях оппозиция мужского и женского начал вообще не сводится к эмпирическим различиям между индивидами. Древнекитайская мифология утверждает, что всякое человеческое тело содержит в себе и мужское, и женское начало, хотя в женщине больше представлено «инь», а в мужчине — «янь»; на разделении органов по этому принципу покоится вся китайская народная медицина. На необходимости гармонического сочетания мужского и женского начал в одном лице настаивает и тантризм. Из этих представлений исходил и К. Юнг, утверждая, что в коллективном бессознательном каждого индивида присутствуют два разных архетипа: «душа» (анима), персонифицирующая женское начало — смутные чувства и настроения, пророческие предчувствия, восприимчивость к иррациональному, способность любить, чувство природы и т. п., и «дух» (анимус), персонифицирующий физическую силу, инициативу, организованное действие, духовную глубину и рациональность. Только сочетание души и духа обеспечивает гармоническое развитие индивида.

В доисторический период создаются обряды и ритуалы, связанные с таинством инициации (посвящения в мужчины, женщины), оплодотворения и рождения, устанавливается институт моногамного брака, в котором доминирующая роль отводится мужчине.

Влияние мифологии на развитие сексологии особенно ярко проявляется в заимствовании имен для обозначения соответст-

30


вующих органов, функций или сексуальных расстройств. Так, женские гениталии называли раковиной Афродиты (раковина символизировала тайну оплодотворения; Афродита же родилась из морской цены). До сих пор распространено название «клитор» для обозначения похотника (Клиторис, дочь Мирмидона, была так мала, что Зевс был вынужден превратиться в муравья, чтобы сблизиться с нею). Особенно же часто использовали мифологические названия представители психоанализа для обозначения различных комплексов. Приведем примеры некоторых из них.

Комплекс Эдипа - влечение мальчика к матери и ревность к отцу, зависть и чувство соперничества за полное владение матерью. Комплекс Электры - женский аналог Эдипова комплекса, фиксация либидо на отце при негативном отношении к матери и соперничество с нею. Комплекс Афины Паллады - отождествление женской психики и поведения с мужскими в результате чрезмерной идентификации дочери с отцом. Женщины, страдающие названным комплексом, обычно отличаются аналитическим умом, имеют юношескую фигуру, не любят женских нарядов и украшений, не пользуются косметикой, предпочитают мужские профессии. Внутренний барьер не дает им отдаваться партнеру в сексе, у них часто проявляется фригидность и вагинизм. Комплекс Онана - переживания страха и вины, возникающие в детстве и обусловленные ожиданием наказания за нарушение древнего табу на бесцельную трату семени. Подкрепляется запугиваниями взрослых по поводу вредных последствий мастурбации. С началом половой жизни эти страхи приводят к неудачам, которые, в свою очередь, подкрепляют тревожное ожидание будущих неудач. Комплекс Ореста - ненависть сына к матери, нарушающей отцовское право на абсолютное владение ею. В основе может лежать архетип роковой женщины, который актуализируется у мальчика в результате страха перед соблазняющей и фрустрирующей матерью и подкрепляется затем в ситуациях, когда женщина предпочитает мужу другого мужчину или переносит всю свою любовь на ребенка. Комплекс Иокасты - скрытое сексуальное влечение матери к сыну в форме уничижительной, самоотверженной преданности ему. Такая мать отказывается от личной жизни, посвящает себя навязчивому служению сыну.




Из истории однополой любви

Из философов древности, рассматривавших проблемы сексуальности главным образом с этической точки зрения, следует назвать создателей крупных философских систем — Платона и Аристотеля, а также основоположников гедонизма — Аристиппа и Эпику-

31


pa. В Древней Греции законодательство Солона впервые стало рассматривать проституцию как общественный институт. В Афинах, в соответствии со взглядами Солона, сексуальная связь с подростками рассматривалась как наиболее безвредная форма сексуального удовлетворения, имеющая и воспитательное значение в силу общения с приятелями. Считалось, что гомосексуальные наклонности связаны с эстетикой, этикой, интеллигентностью и мужеством. Гомосексуальные пары совершали паломничества к могиле Ялноса, возлюбленного Геркулеса, чтобы там принести клятву в вечной любви. Даже среди богов бытовала педерастия. Впоследствии, уже в IV веке до н. э., император Константин, руководствуясь религиозными и политическими мотивами, ввел смертную казнь за гомосексуализм. Еще ранее древние евреи отвергли любые вне-супружеские сексуальные связи, которые не приводили к приумножению рода, а гомосексуализм был осужден и карался смертью.

Вопреки устоявшемуся мнению о законности и одобрении гомосексуализма в Древней Греции следует сказать следующее. Ни у гре ков, ни у римлян никогда не существовало понятия гомосексуальности. Само слово «гомосексуализм» появилось в 1869 году (термин ввел венгерский врач Карой Мария Бенкерт, писавший также под псевдонимом Кертбени). Слово «гетеросексуализм» возникло в 1890 году. Эти термины возникли с попыткой разобраться в закономерностях формирования сексуальной ориентации. Ни греки, ни римляне не делали различия между гомосексуализмом и гетеросексуализмом. Они различали другое активность и пассивность. Они противопоставляли фаллос (fascinus) всем отверстиям (spintrias) человеческого тела. Греческая педерастия была ритуа лом социальной инициации. В процессе ритуального совокупления (содомии) мужчины с мальчиком (pais) сперма взрослого наделяла мужественностью ребенка. Объект любви подчиняется старшему по возрасту гражданину и, таким образом, приобщается к охоте и культуре.

В греческой педерастической паре участники никогда не менялись ролями. В Афинах мужская проституция (мужеложество) влекла за собою лишение гражданских прав; пассивный гомосексуалист, уличенный в занятии политикой, предавался смерти. Таких презирали еще сильнее, чем неверных жен (супружеская измена смертью не каралась). Ритуальный педерастический акт был строго функциональным: его смысл состоял в передаче ребенка из гинекея в мужские руки, в избавлении от пассивной сексуальности гинекея с тем, чтобы превратить мальчика в зачинателя (отца) и гражданина (взрослого, активного любовника, воина-охотника). В средние века гомосексуаллизм (содомия) сурово осуждался церковью. Однако суровые нравы не сильно страшили гомосексуалистов. О том, что монахи часто занимаются содомией, писал и Бокачо в

32


своём «Декамероне», упоминал и намного позже Вольтер. У Бокачо гомосексуализм представляется как грех, однако, говорит он о нём не всегда с ясной позиции осуждения. Средневековое понятие «содомии», помимо своей многозначности обозначало не человека, а тип запрещенных действий, с которыми не ассоциировалась особая социальная или психологическая идентичность. В период Ренессанса секс стал очень модной темой для разговоров и обсуждений, не исключая гомосексуализм. Наиболее суровы законы против гомосексуализма были в Испании - ревностной защитницей католицизма, где в период арабского владычества гомосексуализм был обычным явлением, а от того и рассматривался как губительное влияние ислама - вражеской религии. Единственным наказанием за гомосексуализм могла быть только смерть. В новых условиях реформации, в XVI в. папа римский Павел IV сжигал гомосексуалистов на кострах вместе с еретиками. В целом, до середины XIX века отношение к гомосексуализму было отрицательным, и более того за гомосексуализм полагалась смертная казнь. Однако во Франции уже после революции 1791 года на фоне философии просвещения и борьбы за права человека, были отменены все законы, наказывавшие за гомосексуализм, так как человек, по определению революционеров, был волен делать то, что хочет.

В XIX веке гомосексуализм изучается с позиций новых наук: психологии и социологии. В медицинской литературе XIX века проблема гомосексуализма была поставлена иначе. Слово «гомосексуализм» субстанциализировалось и стало обозначать не только особое психофизиологическое состояние, болезнь, но и определенный стиль жизни, разновидность человеческого рода, которая по всем основным показателям отличается от других людей.

Уже первые специальные теории гомосексуальности были неоднозначны. По мнению французского психиатра А. Тардье, половое влечение к лицам собственного пола — врожденное моральное и физическое уродство, следствие вырождения, которое обнаруживается даже в особой форме полового члена; единственный способ борьбы с ним — карательные меры, вплоть до кастрации.

К этому времени относится деятельность первого в истории активиста, борца за равноправие геев и лесбиянок К. Ульрихса, который заявил о необходимости не только легализовать гомосексуализм, но и разрешить однополые браки. Взгляды Ульрихса были также учтены и при составлении энциклопедии Брокгауза и Евфрона в статье «Извращение полового чувста». Им доказывалось, что в социальном и психическом отношении гомосексуалисты вполне нормальны, преследовать их жестоко и неразумно.

Знаменитый немецкий невропатолог и психиатр К. Вестфаль

зз 


определил гомосексуализм как врожденное изменение полового чувства. В 1882 г. французские психиатры Ж. Шарко и В. Маньян в статье «Инверсия генитального чувства» сообщили, что с успехом применили для лечения таких случаев гипноз. Хотя трудно понять, как можно гипнозом излечить врожденное заболевание (а его врожденность авторы не ставили под сомнение), статья имела большой резонанс и термин «инверсия» прочно вошел в научный язык. Однако клинические факты не укладывались в концепцию биологической предопределенности. В результате возникают дуалистические теории. Так, русский дерматовенеролог В.М. Тарнов-ский в конце XIX века предложил разграничивать врожденные, генетически обусловленные, и приобретенные формы гомосексуализма, возникающие вследствие внешних влияний, половых излишеств, жажды разнообразия и т. д.

Теоретические споры о «причине» гомосексуализма продолжались и в начале XX века. Форель и Молль считали его половым извращением, специфической психопатологией. Крафт-Эбинг и Эллис видели в нем аномалию, подобную дальтонизму, к которой слово «психическая болезнь» неприменимо, так как гомосексуальность совместима с нормальным психическим функционированием. Хиршфельд и Блох считали гомосексуализм врожденным предрасположением, своего рода идиосинкразией, которую нужно просто принимать как факт. Вместе с тем Хиршфельд вслед за Ульрихсом считал гомосексуалистов своего рода «третьим полом», промежуточной стадией развития, интерсексуальным состоянием, когда телесные свойства одного пола сочетаются с сексуальными или эмоциональными характеристиками другого. Исходя из представления о врожденности и неизлечимости гомосексуализма, Хиршфельд настойчиво добивался отмены его уголовного преследования и впоследствии добился успехов.

Научные споры по поводу причин формирования гомосексуальной половой ориентации не утихают весь XX в., однако отношение к этому явлению постепенно становится все более терпимым. Опубликованный в Англии в 1957 г. доклад Вольфендена рекомендовал ввести закон, разрешающий любые формы приватного полового поведения между взрослыми людьми по взаимному согласию. В 1991 г. гомосексуализм исключается ВОЗ из перечня психиатрических заболеваний.




Сексуальный символизм

Пол и сексуальность составляют неотъемлемую часть символической культуры человечества. Сексуальные свойства, как со-

34


матические, так и психологические, поведенческие выраженные в символической форме - важнейшие и универсальные знаки половой принадлежности, являются и знаками полового самосознания. Половой акт — синоним и прообраз всякой деятельности, значение которой передается глаголом «делать». Он предполагает наличие таких элементов, как активность, воля, могущество, власть, склонность, желание, удовольствие, инстинкт. Греческое слово «эрос» обозначало не только любовь, но и универсальную космогоническую силу, соединяющую первоначальные элементы мира. Такое отождествление космической энергии с актом оплодотворения универсально. Семиотика мужских и женских гениталий строго соотносится с разделением функций в половом акте. Слова и метафоры, обозначающие половой член, подразумевают активное, субъектное начало, а также инструмент, средство деятельности. Напротив, влагалище чаще описывается как пассивное начало, пустота, впадина, сосуд, вместилище, естественное отверстие (дыра, яма) или какая-то ограниченная часть пространства (комната, крепость). С этими образами связаны и древние архетипы мужского и женского начал вообще.

Мужские гениталии, особенно половой член, чаще всего, символизируют силу, могущество, власть, общее одухотворяющее, но не обязательно детородное начало. Семя скитается воплощением и источником жизненной силы, а его утрата связывается со склонностью к заболеваниям и угасанию. Как гласит Каббала, в яичках «собрано все масло, достоинство и сила мужчины со всего тела». В древнеиндийской мифологии семя часто отождествляется с абсолютным идеальным началом, Атманом, лежащим в основе мироздания. У многих культур оскопить мужчину значило лишить его символа власти и жизни. Половой член поверженного врага часто считался почетным воинским трофеем, как скальп у индейцев. Например, один египетский фараон XIX династии, рассказывая о поражении, нанесенном им ливийцам, называет в числе трофеев 6359 необрезанных половых членов ливийских воинов, а также половые члены сыновей и братьев вождей и жрецов. Библейский Давид преподнес своему царю крайнюю плоть 200 убитых филистимлян (Первая книга Царств, 18, 27).

Особое значение придавалось эрегированному половому члену, вид которого, согласно верованиям многих народов, должен внушать окружающим страх и почтение. С этим, возможно, отчасти связан и обычай прикрывать наготу. Хотя возникновение одежды обычно объясняют появлением чувства стыда, стыд явление сравнительно позднее. Кроме того, при некоторых священных обрядах гениталии нарочно обнажались. У австралийских аборигенов, мужчины при встрече в знак приветствия дотрагивались до поло-

35


вого члена друг друга. В древнем Израиле мужчина, принося клятву, должен был положить руку на свои гениталии или гениталии то го, кому он клялся. Старый Авраам, требуя клятвы от своего управляющего, говорит ему: «... положи руку твою под стегно мое» (Бытие, 24, 2 ). «Стегно» (бедро) явно замещает здесь гениталии; позже они замещаются другими частями тела, например коленями (обычай целовать колени или становиться на колени). Поскольку уже у высших животных эрекция приобретает значение социального знака агрессии или вызова, будучи в то же время неконтролируемой, Р. Мак-Лин высказывает предположение, что фиговые листки и набедренные повязки позволяли избежать связанного с этим социального напряжения. Особое значение придавалось головке полового члена. Подобно своим животным предкам, древний человек наделял эрегированный половой член особой охранительной и отпугивающей силой. Почти у всех народов был широко распространен фаллический культ. В Древней Греции перед храмами и домами стояли так называемые гермы квадратные колонны с мужской головой и эрегированным половым членом, но без рук и ног, служившие предметом поклонения. В древнем Риме, по свидетельству Плиния («Естественная история», XXVIII, 7, 39), маленькие дети носили на шее фаллические амулеты как средство защиты от зла. Античное божество производительных сил природы Приап, заимствованное, по-видимому, из Малой Азии, также изображался в виде фаллоса; позже его имя стало поэтическим эвфемизмом для обозначения полового члена (отсюда и медицинский термин «при-апизм»). В странах Скандинавии фаллические статуи ставили рядом с христианскими церквами вплоть до XII века. Множество фаллических изображений можно видеть в Центральной Азии. Женские гениталии (в литературе иногда используется в качестве их обобщенного названия слово «cunnus» или древнеиндийское «йо-ни», что буквально значит «источник») обычно описываются в мифологиях как таинственное и темное начало, таящее в себе опасность и угрозу смерти. В ритуалах мужской инициации широко варьируется тема возвращения юноши в материнское лоно, символизирующее смерть, за которой следует возрождение. Другой образ, часто возникающий в этой связи,«vagina dentata» «зубастое лоно», сквозь которое должен пройти инициируемый. Иногда его заменяет какое-то ужасное чудовище. Эти представления и обряды явно отражают мужскую точку зрения: материнское лоно как теплое, надежное убежище, источник жизни и одновременно женские гениталии как сексуальный объект, проникновение в который сопряжено с преодолением трудностей и опасностью.

Для символизма характерна не только генитальная символика, но и отождествление фемининной сексуальной позиции с подчиненным, а маскулинной — с господствующим положением. В стереотипах маскулинности и фемининности прослеживается связь с

36


социальными реалиями. Существует глубокая асимметрия в принципах описания и критериях оценки мужчин и женщин: мужчина трактуется обычно как активное, культурное начало, а женщина

_ как пассивная, природная сила. Мужчины воспринимаются и

оцениваются главным образом по своему общественному положению, роду занятий, социальным достижениям, а женщины — в системе семейно-родственных отношений как сестры, жены и матери. В описаниях женщин подчеркиваются такие черты, как плодовитость, сексуальность, материнство, свойства темперамента, характера, внешности. Кроме того, как персонификация природного начала женщина часто изображается нарушительницей социального порядка, воплощением беспорядочности, хаоса. Свойства, приписываемые женщинам или мужчинам, зависят также от их конкретной социальной роли. Теснее всего они связаны с семейно-родственными отношениями — относится ли данное лицо к категории матерей (отцов), жен (мужей) или дочерей (сыновей). Запрет инцеста (кровосмешения) делает совмещение этих ролей невозможным. В обществах, где происхождение определяется по отцовской линии (так называемая патрилинейность), а в известной степени и в остальных обществах разные категории мужчин и женщин воспринимают и оценивают друг друга по-разному, в зависимости от отношений родства. С одной стороны, мужчина видит в женщине сексуальный объект, жену. Поскольку жена происходит из чужого рода или общины, ей приписывается в лучшем случае сомнительная верность, а то и прямая враждебность. Женщины описываются как чуждые, опасные существа, нередко даже как колдуньи. Вместе с тем, мужчина видит в женщине мать, сестру или дочь; не будучи сексуальными объектами, эти женщины представляются дружественными, своими, близкими. Сводный, усредненный стереотип женщины будет производным от обеих этих ролевых систем и поэтому неизбежно противоречивым.

Еще сложнее обстоит дело у женщин. Они также категоризи-руют мужчин по принципу возможности или невозможности сексуальных отношений с ними. Мужчины, с которыми женщина может иметь сексуальную связь, ее реальные или потенциальные мужья, выступают в ее глазах как опасная, чуждая сила, которой нужно хитро управлять, используя свои права в приготовлении и распределении пищи, а иногда — и свои сексуальные возможности. Напротив, мужчины, с которыми половая связь невозможна,— сыновья, отец, братья, мыслятся как дружественное начало, возможные источники поддержки и помощи. Однако «сексуальный» принцип классификации мужчин женщинами не совпадает с

37


категоризацией по принципу семейно-групповой принадлежности.

Двойственность категоризации затрудняет женщинам формирование таких устойчивых и поляризованных стереотипов как муж и отец, а как мужчинам — жены и матери.

В религиозном символизме средневековья сексуальные функции получают моральную оценку греховности и нечистоты. Аскетический принцип ограничения сексуального влечения возводится в абсолютный моральный идеал. Отношение к сексуальной жизни становится однозначно негативным, но полного запрета на нее не налагалось из-за необходимости продолжения рода. Абсолютное подчинение сексуального влечения собственной воле рассматривалось как высшая степень совершенства личности. Возможность полового сношения допускалась только с целью оплодотворения, все прочие проявления сексуальной жизни решительно осуждались.

Психологический аспект культурного символизма и некоторые исторические сведения, рассматриваемые нами, ограничены кругом проблем и лишь некоторых вопросов сексуальности человека. В первую очередь это вопрос о мужской и женской сексуальности, андрогинии, гомосексуальной половой ориентации. Без рассмотрения остались некоторые другие вопросы. В первую очередь понятия любви и брака. Более подробно мы остановимся на его изложении в последующих разделах.

***********

История учит нас, что отношение к сексу, эталоны сексуального поведения, способы выражения эротических переживаний сильно варьируют в разное историческое время в разных культурах и разных странах. Возникшая в начале XX в. наука сексология, начиная с работ Рихарда Крафт-Эбинга, Августа Фореля, Альберта Моля, Магнуса Хиршфельда, Зигмунда Фрейда, Ивана Блоха, Генри Хэвлока Эллиса, Теодор Хендрик Ван де Велде, Альфред Кинзи, Ганс Гизе оказала огромное влияние на формирование современных представлений о сексе и сексуальности.

Следует остерегаться слишком упрощенной интерпретации сексуального поведения. Для понимания сексуальности и сексуального поведения необходимо иметь ясные и четкие представления о силах, формирующих отношение к сексу в рамках одной культуры, нации, в социальных группах, как в современный период, так и на протяжении исторического развития человечества. К. Имелинский выделил четыре периода развития сексологических знаний: 1) доисторический период, характеризующийся немногочисленными сведениями о сексуальной жизни доистори-

38


ческих людей; 2) период наблюдения и донаучных исследований, закончившийся на рубеже XVIII-XIX веков; 3) период досексоло-гических знаний, когда сексология не была выделена из других наук; 4) период сексологических знаний, во время которого сексология в результате развития научной методологии и теоретических основ, выделилась в самостоятельную науку. В отечественной литературе истории сексологических знаний посвящены публикации Г.С. Васильченко, И.С. Кона, Л.М. Щеглова. Ими выделяются: период первобытных ритуалов и мифов, период наблюдений и описаний, клинический период, статистический период, психофизиологический период.

Для мифологического сознания характерна идея разделения целого на мужское и женское, находящее в оппозиции или представленное бинарно. Согласно мифологическим представлениям мужское и женское начало в единении порождают жизнь. В мифологическом символизме также имеет место и идея андрогинии (двуполости). Ей присущи представления о равновесии мужского и женского начал, гармоничном их сочетании. Из этих представлений исходил и К. Юнг, утверждая, что в коллективном бессознательном каждого индивида присутствуют два разных архетипа: «душа» (анима), персонифицирующая женское начало — смутные чувства и настроения, пророческие предчувствия, восприимчивость к иррациональному, способность любить, чувство природы и т. п., и «дух» (анимус), персонифицирующий физическую силу, инициативу, организованное действие, духовную глубину и рациональность. Только сочетание души и духа обеспечивает гармоническое развитие индивида. Идея андрогинии также связана и с понятием бесполости, т.е. не относящемуся ни мужскому, ни к женскому. Эта идея положена в основу обрядов инициации, цель которых путем символической инверсии и других ритуалов обрести свой индивидуальный пол — мужской или женский и соответствующие ему признаки. Древние греки и римляне за женским началом закрепляли пассивность, за мужским - активность. Они противопоставляли фаллос (fascinus) всем отверстиям (spintrias) человеческого тела.

В культурном символизме мужские гениталии, особенно половой член, чаще всего, символизировали силу, могущество, власть, общее одухотворяющее, но не обязательно детородное начало. Семя считается воплощением и источником жизненной силы, а его утрата связывается со склонностью к заболеваниям и угасанию. Особое значение придавалось эрегированному половому члену, вид которого, согласно верованиям многих народов,

39


должен внушать окружающим страх и почтение. Женские гениталии (в литературе иногда используется в качестве их обобщенного названия слово «cunnus" или древнеиндийское «йони», что буквально значит «источник») обычно описываются в мифологиях как таинственное и темное начало, таящее в себе опасность и угрозу смерти. Для символизма характерна не только гениталь-ная символика, но и отождествление фемининной роли с подчиненным, а маскулинной — с господствующим положением.

Однако признаки пола, сами по себе, не определяют силы, характера и направленности сексуального влечения, стремления к духовной и физической близости. С древних времен человечество знакомо не только с гетеросексуальным, но и гомосексуальным поведением. В некоторых обществах некоторые формы гомосексуальности допускались и даже не воспринимаются как нечто необычное, во многих же отношение к ней было резко отрицательным, вплоть до смертной казни за гомосексуализм.

Термины гетеро- и гомосексуальность были введены в научный обиход в конце XIX века в связи с попыткой разобраться в закономерностях формирования сексуальной ориентации. Гомосексуальность, считаясь психиатрическим заболеванием, изучается с позиций новых наук: психологии и социологии. Появляются первые, специальные теории гомосексуального поведения.

Анализируя клинические факты, русский дерматовенеролог В.М. Тарновский (конец XIX века) предложил разграничивать врожденные, генетически обусловленные, и приобретенные формы гомосексуализма, возникающие вследствие внешних влияний, половых излишеств, жажды разнообразия и т. д. В этот же период возникают общественные движения за свободу геев. Его харизматический лидер К. Ульрихс предлагал легализовать гомосексуализм и разрешить однополые браки. Научные споры по поводу причин формирования гомосексуальной половой ориентации не утихают весь XX в., однако отношение к этому явлению постепенно становится все более терпимым. Опубликованный в Англии в 1957 г. доклад Вольфендена рекомендовал ввести закон, разрешающий любые формы приватного полового поведения между взрослыми людьми по взаимному согласию. В 1991 г. гомосексуализм исключается ВОЗ из перечня психиатрических заболеваний.

40









Контрольные вопросы

/ Перечислите и раскоройте содержание этапов исторического

развития сексологических знаний.

2. Какие объективные знания предшестовали научной сексологии?

Назовите ее основоположников.

2, Объясните с точки зрения мифологического символизма двупо

лую природу человека.

4. В каких современных психологических теориях встречается по нятие двуполости и бисексуальности человеческой психики?

5. Какие представления о гомосексуальной половой ориентации существовали в истории различных культур?

в. Какие психологические характеристики связаны с символикой

женского?

7. Какие психологические характеристики связаны с символикой

мужского?

Темы дискурса

1. Концепции развития сексологических знаний в XX столетии.

2. Социальные и культурные феномены сексуальности, семьи и брака.

3. Половой и гендерный символизм.

 

4. Феномен проституции: социальный, культурный, психологиче ский аспект.

5. Феминистское движение: истоки, сущность, современное со стояние.

Цитированная литература

1. Кон И.С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1989.

2. Лев-Старович 36. Секс в культурах мира. Пер. с польск. - М.: Мысль, 1991.

3. Мастере У., Джонсон В., Колонди Р. Основы сексологии. Пер. с англ. - М.: Мир, 1998.

4. Сексология / Под ред. Д.Н. Исаева. - СПб.: Питер, 2001.

Рекомендованная литература

/. Васильченко Г.С. Общая сексопатология. М.: Медицина, 1977.

2. Діденко СВ. Психологія сексуальності та сексуальних стосунків. - Київ: Арістей, 2003. - 312.

3. Жереб кина И.М. Фуко: Политические технологии тела. История женского как история сексуальности // Преображение. Русский феминистский журнал. М., 1996.- №4. ■ С. 20-27.

4. Жеребкина Инна «Прочти мое желание...». Постмодернизм. Психоанализ. Феминизм. ■ М.: Идея-Пресс, 2000.

5. Имелинский К. Сексология и сексопатология. Пер. с польск. - М.: Медицина, 1988.

6. Келли Г. Основы современной сексологии. - СПб.: Питер, 2000.

41


7. Кон И.С. Лики и маски однополой любви. Лунный свет на заре. М.: Олимп, 2003.

8. Кон И.С. Сексология. М.: Академия, 2004.

9. Кривцун ОЛ. Психологические корни эротического искусства // Психологический Журнал. -Т. 13. - № 1, 1992. ■ С. 95 106.

 

10. Моник Ю. Кастрация и мужская ярость. Фаллическая травма. - М., 1999.

11. Моник Ю. Фаллос. Священный мужской образ. - М., 2000.

12. Фуко М. Історія сексуальності. Т.1. Жага пізнання. - Харків: Око, 1997.

13. Фуко М. Історія сексуальності. Т.2. Інструмент насолоди. Ха рків.: Око, 1999.

14. Хейзинга И. Осень средневековья. М., 1988.

15. Чугунов В.В. Система сексологии: В 4 т.- Т.1: Отечественная сексология в XIX - XX веках (Историкотеоретическое исследование). - Харьков, 1995.

16. Шестаков В. Эрос и культура: Философия любви и европейское искусство. - М., 1999.

17. Щеглов Л.М. Неврозы и сексуальные расстройства. - СПб., 1996.

18. Яффе М., Фенвик Э. Секс в жизни женщины. - М., 1991.

19. Яффе М., Фенвик Э. Секс в жизни мужчины. - М„ 1990.

42


III










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 269.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...