Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Акты прокурорского надзора за законностью судебных решений.
Следует уяснить, что основным актом прокурорского реагирования в этой отрасли является протест прокурора против нарушения закона, допущенного при рассмотрении дела судом и вынесшим в силу этого незаконный и необоснованный приговор, решение, определение и постановление. Различают частный, апелляционный, кассационный и надзорный протесты прокурора. В общих судах право принесения частного протеста на определение суда и кассационного протеста на приговор или решение суда первой инстанции по гражданскому делу, не вступившему в законную силу, принадлежит руководителям соответствующих звеньев прокурорской системы и их заместителям независимо от того, принимали они участие в рассмотрении дела в суде или нет. Помощники прокурора, прокуроры отделов и управлений могут приносить протесты только по делу, в рассмотрении которого они принимали участие (ст. 370 УПК Республики Беларусь, ст. 399 ГПК Республики Беларусь). В отличие от общих судов в хозяйственных судах правом принесения апелляционного протеста на не вступившие в законную силу решения хозяйственного суда первой инстанции и кассационного протеста на вступившие в законную силу решения суда первой и апелляционной инстанции наделяется только тот прокурор, который участвовал в рассмотрении дела (ст. 216, 267, 282 ХПК Республики Беларусь). Если приговор, решение, определение и постановление суда вступили в законную силу, прокурор в пределах своей компетенции вправе истребовать из суда любое дело (группу дел) для изучения. В случае установления оснований к отмене или изменению приговора, решения, определения или постановления прокурор приносит протест. Правом принесения протеста в порядке надзора в общих судах наделяются все прокуроры и их заместители, начиная с прокурора области (города Минска) и приравненного к нему прокурора. Прокурор района не наделяется правом принесения протеста в порядке надзора на судебные решения по уголовным и гражданским делам, однако в случае обнаружения незаконного или необоснованного судебного решения он вправе войти с представлением к вышестоящему прокурору, чтобы он принес протест. Что касается постановлений судьи, вступивших в законную силу по делу об административном правонарушении, то протест может быть принесен как вышестоящим прокурором, так и прокурором района и приравненным к нему прокурором. В хозяйственных судах правом истребования дела из суда и принесения надзорного протеста наделяется только Генеральный прокурор и его заместители (ст. 301, 308 ХПК Республики Беларусь). По результатам надзорной практики за законностью судебных постановлений Генеральный прокурор вправе вносить на рассмотрение Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь предложение о даче ими судам в соответствии со своей компетенцией разъяснений по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении дел и исполнении судебных постановлений (ст. 13 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь»). Заканчивая изучение этой темы, полезно подготовить проекты частного, апелляционного, кассационного и надзорного протестов прокурора. Для этого следует ознакомиться с материалами разделов IV–V сборника «Образцы актов прокурорского надзора». Основными актами прокурорского надзора, способствующими устранению нарушений закона при рассмотрении судом уголовных дел является: 1. Возражение – если нарушение допускают судьи или иные участники процесса, то прокурор, участвуя в процессе, обязан сделать суду заявление об устранении допущенного нарушения. 2. Ходатайство – просьба, обращённая к органу, ведущему уголовный процесс. Прокурор заявляет ходатайства как по вопросу собирания и исследования доказательств, так и по любым другим процессуальным вопросам. 3. Заключение – присуще только прокурору, так как участники судебного разбирательства высказывают мнения, а прокурор обязан дать заключение, т.к. он исполняет от имени государства надзор за исполнением закона. Заключение заносится в протокол судебного заседания. Помимо заключения прокурора, которое дается в судебном заседании по существу дела, есть также заключение прокурора о возобновлении производства по уголовному делу по вновь открывшимся обстоятельствам. 4. Протест – акт надзора, посредством которого прокурор добивается устранения нарушений закона, допущенного судом при рассмотрении дела и вынесшего незаконный приговор или решение. · частный протест – протест прокурора на определение суда первой инстанции и постановление судьи, не вступившее в законную силу; · кассационный протест – протест прокурора (государственного обвинителя) об отмене или изменении приговора (решения), не вступившее в законную силу; К протестам предъявляются требования конкретности и аргументации в соответствии с материалами уголовного дела.протест в порядке надзора – протест управомоченных лиц об отмене или изменении приговора (решения) вступившего в законную силу. 5. Представление – акт прокурорского реагирования на все выявленные нарушения закона при рассмотрении дела в суде.представление о пересмотре решений, определений, постановлений по гражданским делам по вновь…..откр… 64. Прокурорский надзор за исполнением законов при назначении и подготовке судебного разбирательства. Осуществляя надзор за законностью назначения и подготовки судебного разбирательства, прокурор в первую очередь следит за точным следованием соответствующих лиц нормам УПК РБ. Так, после того как дело из прокуратуры попадает в суд, судья не позднее 14 суток выносит одно из следующих решений: 1) о направлении дела по подсудности; 2) о прекращении производства по делу; 3) о приостановлении производства по делу; 4) о назначении судебного разбирательства. В постановлении о назначении судебного разбирательства разрешаются следующие вопросы: - о времени и месте судебного разбирательства; - о рассмотрении дела лично или коллегиально; - об участии в судебном заседании защитника - о лицах, подлежащих вызову в судебное заседание и пр. Стороны должны быть извещены о месте и времени заседания не менее чем за 5 суток. Судебное разбирательство должно быть начато в судебном заседании не позднее 14 суток с момента вынесения судьёй постановления о его назначении, а по делам особой тяжести – не позднее 30 суток. Подготовка судебного заседания: после вынесения судьей постановления о назначении судебного разбирательства секретарь судебного заседания: 1. направляет обвиняемому и потерпевшему с переводом на их родной язык или на другой язык, которым они владеют, копию постановления о назначении судебного разбирательства, а также копию постановления о мере пресечения в отношении обвиняемого, если она судьей была изменена или отменена либо продлена в случае нахождения обвиняемого под стражей, домашним арестом; 2. вызывает в судебное заседание лиц, о необходимости вызова которых судья указал в постановлении о назначении судебного разбирательства; 3. по указанию судьи принимает иные меры к подготовке судебного разбирательства. При необходимости, принимаются меры по обеспечению гражданского иска. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 412. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |