Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) «Конфликтология»
Задания для самостоятельной работы студентов к семинарским занятиям
Номер темы
| Наименование темы
| Цель работы
| Тема 1
|
| Цель работы:изучить понятие «организационное поведение», а также понять сущность категории «поведение»
Лекции: проработка конспекта лекционных материалов. Основные вопросы для самоподготовки к семинарским занятиям:
История конфликтологии
1. Представления о конфликте в философских учениях: Конфуций, Гераклит, софистика, Платон, Аристотель, патристика и схоластика, гуманистическая школа эпохи Возрождения, Макиавелли, Фрэнсис Бэкон, Гоббс, французское Просвещение 18 века, Гегель, Маркс.
2. Представления о конфликте в социологии: Дюркгейм, Маркс, Конт, Зиммель, Парсонс, Да-рендорф, Козер.
3. Представления о конфликте в биологии и психологии: Дарвин, зоопсихология, психоанализ, бихевиоризм, гуманистическая психология.
4. Предмет, методы, задачи конфликтологии. Место конфликтологии в системе наук. Современные проблемы развития конфликтологии.
| Тема 2
| Личность и организация
| Цель работы:
Лекции: проработка конспекта лекционных материалов.
Основные вопросы для самоподготовки к семинарским занятиям:
1. Понятие «конфликт» в обыденном сознании.
2. Определение и функции конфликта.
3. Структурные характеристики конфликта.
4. Факторы, влияющие на возникновение и развитие конфликтов. Объективно-субъективная природа конфликтов.
5. Динамические характеристики конфликтов.
6. Теории механизмов возникновения конфликтов.
Классификация конфликтов.
| Тема 3
| Коммуникативное поведение в организации
| Цель работы:.раскрыть роль и содержание коммуникационного процесса, раскрыть факторы, влияющие на них.
Лекции: проработка конспекта лекционных материалов.
Основные вопросы для самоподготовки к семинарским занятиям:
1. Конфликтные типы личности.
2. Типы поведения, провоцирующего конфликты.
3. Мотивы и цели конфликтующих сторон.
Межличностное восприятие как источник конфликтов
| Тема 4
| Мотивация и результативность организации
| Цель работы: раскрыть функционирование механизма мотивации, рассмотреть результативность мотивации.
Лекции: проработка конспекта лекционных материалов.
Основные вопросы для самоподготовки к семинарским занятиям:
1. 1Понятие и механизм мотивации. Роль мотивации и стимулирования труда в современных условиях.
2. Понятия «мотивация», «побуждение», «потребность», «вознаграждение», их использование в процессе мотивации.
3. Содержательные теории мотивации. Общие черты и различия подходов к мотивации А. Маслоу, К. Альдерфера, Ф. Герцберга и Д. МакКлелланда.
4. Процессные теории мотивации. Теория подкрепления. Теория ожиданий. Модель Портера-Лоулера. Теория справедливости.
5. Современные теории мотивации. Практическое использование теорий мотивации..
| Тема 5
| Формирование группового поведения в организации
| Цель работы: раскрыть значение группового поведения в деятельности организации, рассмотреть ксловия и факторы групповой работы.
Лекции: проработка конспекта лекционных материалов.
Основные вопросы для самоподготовки к семинарским занятиям:
- Значение группового поведения в деятельности организации. Потенциальные преимущества и недостатки работы в группе.
- Особенности влияния индивида на деятельность группы.
- Этапы формирования групп, их характеристика; групповая сплоченность.
- Команда и группа. Формирование эффективной команды.
- Основные проявления и способы предупреждения группового единомыслия.
| Тема 6
| Лидерство в организации
| Цель работы:.раскрыть особенности группового лидерства, показать властный и управленческий аспекты.
Лекции: проработка конспекта лекционных материалов.
Основные вопросы для самоподготовки к семинарским занятиям
1. Классические и современные теории лидерства. Природа и сущность лидерства.
2. Теории трансформационного лидерства и вертикальной парной связи, модели Фидлера, П. Херши и К. Бланшарда, Врума – Йеттона – Яго.
3. Лидерство и руководство. Руководство и управленческие роли.
4. Источники и типы власти в организации.
5. Делегирование полномочий: преимущества и недостатки.
| Тема 7.
| Персональное развитие в организации.
| Цель работы:. Показать модель жизненного цикла работника и управления ею.
Лекции: проработка конспекта лекционных материалов.
Основные вопросы для самоподготовки к семинарским занятиям
- Сущность процесса социализации.
- Личностный потенциал работника. Структура личностного потенциала.
- Значение карьеры личности в процессе ее социализации.
- Взаимосвязь стадий социализации и стадий карьеры.
- Стресс. Управление стрессом. Роль организации в управлении стрессом.
- Удовлетворенность трудом и ее влияние на персональное развитие.
| Тема 8
| Организационное поведение в сфере международного бизнеса.
| Цель работы:.рассмотреть факторы и модели межкультурных различий, влияющих на организационное поведение компаний., занимающихся международным бизнесом.
Лекции: проработка конспекта лекционных материалов.
Основные вопросы для самоподготовки к семинарским занятиям:
- Факторы, оказывающие влияние на организационную культуру мультинациональных организаций.
2. Влияние различных национальных культур на ОП и организационную культуру мультинациональных компаний.
3. Параметры межкультурных различий.
4. Факторы, противодействующие и поддерживающие культурную адаптацию.
|
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) «Конфликтология»
а) основная литература:
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. –М.,2009
2. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. – М., 2000. (Рекомендовано Учебно-методическим объединением вузов России по образованию в области менеджмента в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Менеджмент», «Менеджмент в социальной сфере», «Государственное и муниципальное управление»).
3. Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. _-СПб:. Питер. 2009
4. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. - СПб, 2009. (Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Психология», «Юриспруденция», «Менеджмент организации», «Социальная антропология», «Связи с общественностью», «Социальная работа»).
5. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. Учебное пособие. – М., 1996. (Рекомендовано Отделом гуманитарного образования Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию в качестве учебного пособия для высших учебных заведений).
6. Ратников В.П. Конфликтология. Учебник. – М., 2007. (Для студентов, обучающихся по специальностям экономики и управления (060000) и гуманитарно-социальным специальностям (020000), аспирантов, преподавателей вузов
б) дополнительная литература
- Авидон И. , Гончукова О. Тренинги ведения переговоров. Спб: Речь, 2008
2. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. Спб:Питер. 2007.
- Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Конфликтология . Инфра-М, 2009
- Васильев Н.В. Тренинг преодоления конфликтов .Спб: Речь, 2008
5. Гришина Н.В. Психология конфликта. Хрестоматия 2 изд., доп. –Спб, : Питер, 2008.
6. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. – М., 2004.
- .Дорохова А.В.Разрешение конфликтов: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Академия ИЦ, 2008,
- Емельянов С.М. Управление конфликтами в организации: Учебное пособие. Авалон, 2006
- Конфликтология. Учебник для ВУЗов. Под ред. Ратникова В. П. 2-е издание. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
- Кричевский Р.Л. Если вы - руководитель... - М.: Дело, 2004.
11. Латынов В.В. Конфликт: протекание, способы разрешения, поведение конфликтующих сторон //Иностр. психология. – 2004. Т.1. - № 2.
12. Леонов Н. И. Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения. Учебное пособие. СПб.: «Питер», 2005.
- Лукин Ю.Ф.Управление конфликтами. .:Академический проект; Трикста, 2007
- Левин С. Разрешение конфликтов. От конфликта к сотрудничеству. Олимп-Бизнес, 2008,
- Литвак М.Е. Психологический вампиризм: учебное пособие по конфликтологии Изд. 8-е. Ростов, Феникс, 2008.
- Мокшанцев Р.И. Конфликтология в социальной работе Ростов, Феникс, 2008
- Решетникова К. В. Методологические основы квалификации технологий управления организационными конфликтами .СИ, 2008. № 10. С. 52-61.
- Решетникова К.В. Организационная конфликтология. Инфра –М, 2009
- Фелау Эберхард Г. Конфликты на работе: Как их распознавать, разрешать, предотвращать. ООО "Омега-Л", 2008,
- Хасан Б.И. Психология конфликта и переговоры . Академия ИЦ, 2008
- Цой Л.Н. Организационный конфликтменеджмент: 111 вопросов, 111 ответов
М.,Книжный мир, 2007
22. Цветков В.Л. Конфликтология. Учебное пособие с альбомом схем. М, Щит-М, 2004
23. Хода Лейси. Как разрешить конфликт на рабочем месте. М, НIРРО, 2004
24. Журнал «Управление персоналом»
25. Журнал «Эксперт»
26. Журнал «Менеджмент в России и за рубежом»
27. Журнал «Теория и практика менеджмента»
|