Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Декабристское движение в Украине




Крепостническое угнетения вызвало протест не только крестьян, но и передовых представителей помищицького класса. Если крестьянский протест проявлялся в форме побегов, стихийных бунтов, то дворяне, осознавали невозможность жизни по - старому, пошли на создание конспированих организаций с целью осуществления государственного переворота. Первые тайные общества появились в Петербурге после войны 1812. Они создавались с использованием опыта масонских лож, «занесенных» в Россию из-за рубежа в XVII в. В частности, в 1818 образовался «Союз благоденства», распространивший свое влияние и на провинцию. В Украине наиболее активно действовала Тульчинская управа во главе с П. Пестель. После самоликвидации «Союза благоденствия», в 1821 возникло Южное общество, поставившее цель создать в России республику. Наряду с Тульчинской были организованы Каменскую и Васильковскую управы во главе с В. Давыдовым, С. Волконским, С. Муравьевым-Апостолом, М. Бестужев-Рюмин. Программным документом Южного общества стала «Русская правда» (автор - П. Пестель), в которой провозглашались намерении уничтожить царизм и крепостничество, ликвидировать  военные поселения, отменить привилегии господствующих сословий, предоставить всему населению гражданские свободы (слова, печати, собраний , вероисповеданий), наделить крестьян земельными участками без выкупа.

В 1825 с Южным обществом слилось Общество соединенных славян, которое возникло двумя годами ранее в Новоград-Волынском и ставило целью объединить славянские народы в демократическую федеративную республику. Члены этого общества создали четвертую управу - Славянске.

Узнав о выступлении Северного общества в столице 14 декабря 1825, С. Муравьев-Апостол и М. Бестужев-Рюмин подняли восстание в размещенном в Василькове Черниговского полка. Повстанцы двинулись в Белую Церковь и далее на Волынь, где в военных частях служили члены Славянской управы, но были задержаны и арестованы.

Правительство императора Николая I жестоко расправился с декабристами. Они были осуждены на каторгу или ссылки в Сибирь, некоторых отправили на Кавказ. Пять руководителей восстания: П. Пестеля, С. Муравьева-Апостола, М. Бестужева-Рюмина, П. Каховського и К. Рылеева казнили через повешение.

 

3)

В январе 1846 г. в Киеве возникла тайная общественно-политическая организация - Кирилло-Мефодиевского братство. Сначала эта организация сформировалась вокруг группы молодых людей, которые вместе со студентами-товарищами посещали лекции проф. Николая Костомарова по славянской мифологии. Изучение народного творчества украинском и других славянских народов натолкнуло Костомарова на идею славянского единства.

Организаторами Кирилло-Мефодиевского братства стали представители интеллигенции: Н. И. Костомаров, Н. И. Гулак, В. М.Белозерский. Впоследствии в него вошли писатель Пантелеймон Кулиш, студенты Киевского университета А. В. Маркевич, А. А. Навроцкий, Г. В. Андрузский, А. Д. Тулуб и другие. В апреле 1846 г. в общество вступил Т. Г. Шевченко.

Идеология Кирилло-Мефодиевского братства была синтезом идей трех движений: Украинский автономистических, польскогодемократического, российского декабристского в Украине. Братчики произвели программные документы, в которые входили:«Устав и правила общества», написанные Белозерским, а также «Книга бытия украинского народа», или «Закон Божий», автором которой был Костомаров. В последнем документе развивается идея о том, что украинский народ благодаря своей свободолюбия и демократичности освободит русских от их деспотизма, а поляков - от аристократизма. Программа Кирилло-Мефодиевского братства производилась в острых дискуссиях. Это прежде всего исходило из того, что П. Кулиш подчеркивал национальном, Н. Костомаров - на общечеловеческом и христианском, а Т. Шевченко - на социальном элементе. Каждый из этих элементов нашел свое отражение в «Книге бытия ...».

Основными задачами, которые ставили перед собой члены Кирилло-Мефодиевского братства, были: ликвидация крепостного права и отмены состояний, распространения образования среди народных масс, объединение всех славянских народов в одну равноправное федерацию, в которой каждый народ имел бы свою государственность.

Украинскому народу отводилась ведущая роль в организации всех славян на освободительную борьбу. Центром всей федерации должен был стать Киев. У членов общества были разногласия относительно тактики, а именно: Костомаров и Кулиш считали путем практического воплощения в жизнь программы постепенные реформы, а Шевченко и Гулак - вооруженное восстание и свержение самодержавия.

Кирилло-Мефодиевского братство не успело осуществить свои намерения, так было разгромлено уже весной 1847 г. по доносу студента Алексея Петрова. Членов общества арестовали и после следствия сослали в разные места, запретив возвращаться на Украину и работать на ниве народного образования. Суровое наказание братчиков было стать предостережением для тех, кто бы пытался пойти дальше их пути. Шевченко отдали в солдаты на 10 лет.

Однако идеи братства глубоко вошли в мировоззрение тогдашней интеллигенции, создали почву для следующих поколений украинских деятелей. Это была первая попытка украинской интеллигенции перейти к политической борьбе.

Историческое значение Кирилло-Мефодиевского братства, этого украинского аналога национальных организаций, возникших по всей Европе ("Молодая Италия", "Молодая Германия", "Молодая Польша" и т.д.), заключалась в том, что оно органично соединило национальные и демократические идеи. Выработанная кирилло-мефодиевца идея славянского единства с центром в Киеве противостояла концепции централизованной славянской империи с центром в Петербурге.

 

4)

Общественно-политическое движение в Украине в XIX в.

«Русская Троица». Существенный вклад в национально-культурный подъем Украинский сделала «Русская троица». Учредителями этого общественно-культурного объединения были М. Шашкевич, И. Вагилевич и Головацкий, студенты Львовского университета и одновременно воспитанники греко-католической духовной семинарии. Они выступали за освобождение разделенной на части Родины - некогда единой Украины. Они начали новый этап в развитии национального движения на западноукраинских землях. Участники «Русской тройке» поддерживали тесные отношения с М. Максимовичем, О. Бодянским, И. Срезневским - известными деятелями украинской и русской культуры. Существенное влияние на формирование мировоззрения членов кружка малое творчество представителей новой украинской литературы - И. Котляревского, Квитки-Основьяненко, Е. Гребенки, П. Гулака-Артемовского. В 1834. «Русская троица» подготовила к печати историко-литературный сборник «Заря», в который был помещено  биографию Б. Хмельницкого, и другие произведения. Однако австрийская цензура запретила издавать «Зарю». В 1836. Члены кружка подготовили и издали в Будапешти литературно-научный альманах «Русалка Днестровская», содержавший ряд произведений по проблемам исторического прошлого Украины.

На западноукраинских землях сформировались две конкурирующие общественное - политические течения в образовательных кругах - москвофилы и народовцы . Они отличались, прежде всего, подходами к перспективам национально-освободительной борьбы. Москвофилы или русофилы, не верили в то, что политика Габсбургов обеспечит хотя бы минимальные возможности для украинского национального возрождения, и делали ставку на российскую династию Романовых, в конце концов, и определило реакционность их позиций в национальном и социальном вопросах.

Москвофильская течение возникло во время революционных событий 1848 Благодаря усилиям украинской интеллигенции во Львове тогда образовался национальное правительство - «Главная русская рада». В имперском парламенте встал вопрос о выделении украинских земель, включая Буковину и Закарпатье, в отдельный коронный край. Готовясь к борьбе с польскими политическими организациями, которые стремились включить всю Галичину к границам Польши, украинское правительство сделало собственные вооруженные силы - народную гвардию. Однако, вскоре император с помощью российских войск подавил революционное движение, отменил конституцию и возобновил абсолютистский режим. Австрийские власти  были заинтересованы в разжигании польско-украинских споров в Галичине и с этой целью начали ориентироваться на польскую шляхту. «Главную русскую раду» и ее вооруженные силы были ликвидированы. Украинские политические деятели, прежде всего старшего поколения, обратились за поддержкой к России. Так сложилось москвофильство.

Передовая украинская интеллигенция - народники, которые стремились к национальному возрождению, не находили поддержки со стороны консервативного москвофильства в борьбе против угрозы колонизации. Ведь москвофилы заявляли, что Украинская не существует, а есть только один единственный российский народ. Пользуясь поддержкой В. Антоновича, М. Вовчок, П. Кулиша, И. Нечуй-Левицкого и других единомышленников по ту сторону государственной границы, народники основали в 1861 общественно-политическую организацию «Русская беседа», в 1868. - Культурническом общество «Просвита» и в 1873 гг. - Литературное общество им. Т. Шевченко. Через 20 лет общество им. Т. Шевченко превратилась в научное учреждение (НОШ).

В середине XIX в. на Приднепровье стал популярен движение хлопоманов, которые лелеяли о развитии украинской культуры, носили национальную одежду.

Общественное движение. Огромную роль в национальном возрождении украинства в XIX в. сыграл громадское  движение. Общины, эти полулегальные кружки, появившиеся в начале 60-х годов XIX в., Состояли из представителей украинской интеллигенции - учителей, писателей, врачей, либеральных помещиков. Деятельность общин была, в основном, культурно-просветительской: развитие народного образования, формирования исторического сознания украинского народа, выдвижение перед властью национально-культурных требований.

Среди деятелей «Старой громады» особенно выделялся публицист, историк и фольклорист Михаил Драгоманов. Убежденный борец против угнетения украинского народа в империях Габсбургов и Романовых, он выступал за союз с русскими социалистическими течениями и считал, что Украина способна превратиться путем эволюционного развития на федерацию свободных самоуправляемых общин.

Народники. Это было движение разночинной интеллигенции России, он нашел довольно широкий отклик в Украине. Возникло народничество в конце 60-х годов XIX в., Став весомым фактором общественно-политической жизни в середине 70-х гг. Народники были убеждены в том, что коллективистские традиции сельской общины способны стать основой будущей социалистической организации общества. Россия, как они считали, не должна была проходить, подобно стран Западной Европы, через капиталистическую стадию развития. Крестьянство рассматривалось как движущая сила революции, что приведет общество к социализму.

Начиная с 1874 народники развернули среди крестьян пропагандистскую  работу. Однако, правительство легко прекратил «хождение в народ» и репрессировал многих его участников. Тогда у народников сформировалась идея о создании глубоко законспирированной революционной организации.

Потеряв веру в то, что крестьянство способно подняться против самодержавия, народники пересмотрели тактику борьбы и обратились к пролетариату. Одним из распространенных методов борьбы были террористические замахи. Вынесенный народовольцами смертный приговор царю Александру II было выполнено 1 марта 1881 Преследование властей и полиции заставили основателей «Чорного передела» эмигрировать за границу

5)










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 244.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...