Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

А если это так будет продолжаться (1) то я сама уйду (2) я не раба его (3) я княжеская дочь. (М.Л.)




1:

а) запятая между частями БСП со значением перечисления

б) запятая между частями СПП

в) запятая между однородными членами

2:

а) запятая между частями БСП со значением перечисления

б) двоеточие между частями БСП, вторая часть указывает на причину

в) тире между частями БСП, вторая часть указывает на следствие

3:

а) запятая между частями БСП со значением перечисления

б) двоеточие между частями БСП, вторая часть указывает на причину

в) тире между частями БСП, части противопоставляются

Тест 9.Найдите сложное бессоюзное предложение, осложненное прямой речью (знаки препинания не расставлены):

а) Бурмин пошёл старушка перекрестилась и подумала авось дело сегодня же кончится! (А.П.)

б) Золото и серебро блистало на их робах из пышных фижм возвышалась, как стебель, их узкая талия алмазы блистали в ушах, в длинных локонах и около шеи. (А.П.)

в) Строго блестели его очки энергично падали во все стороны рога сальных волос энергично и резко лилась речь. (И.Б.)

г) Чёрное море надвинулось до самой Невы густые, как дёготь волны его лизали плиты Исаакия, с траурной пеной разбивались о ступени сената. (О.М.)

Тест 10.Расставьте пропущенные знаки препинания в пословицах.

а) Худая слава пойдёт никто замуж не возьмёт.

б) Тонул топор сулил а вытащили топорища жаль.

в) Тихо пойдёшь от беды не уйдёшь шибко пойдёшь на беду набредёшь.

г) Снега надует хлеба прибудет вода разольётся сена наберётся.

ТЕСТ

 «СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ»

Тест 1.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

1. Маленький дом стоит на краю бездны (1) и (2) поэтому (3) кажется удивительным (4) что в доме спокойно горит свет (5) и на столах лежат раскрытые книги (6) и рукописи.

а) 1, 2, 3, 4
б) 1, 4
в) 2, 3, 4

г) 1, 4. 5, 6

Тест 2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые? Мы сидели неподвижно (1) и тишина была такая (2) какая подобает кладбищу (3) так что (4) если падал инструмент (5) или трещал огонь (6) то звуки эти раздавались гулко и резко.
а) 1, 2, 3, 4, 6
б) 1, 2, 3, 6
в) 2, 3, 4, 6
г) 2, 3, 4, 5, 6
Тест 3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые? Вся катастрофа виделась ей в образе гроз(1) но (2) что молния поразит её (3) она сначала не думала и чувствовала за Сашей (4) как за каменной стеной.
а) 1, 3
б) 1, 3, 4
в) 1, 2, 3, 4
Тест 4.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые? Только к рассвету (1) когда открылся керченский маяк (2) и чётко стали вырисовываться берега Крыма (3) поросшие редкой сгоревшей травой (4) мы вошли в зелёный и мутный пролив (5) и шторм утих.
а) 1, 2, 3, 4
б) 1, 2, 3, 4, 5
в) 1, 2, 4, 5
Тест 5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые? Игорёк мало знал его внуков (1) и (2) хотя его очень привлекали неведомый Звенигород (3) и возможность пожить на прекрасной даче дяди Пети (4) было грустно уезжать от привычного Серебряного бора.
а) 1, 3, 4
б) 1, 4
в) 2, 3
г) 1, 2, 4    

 

 

Методические указания по теме «Синтаксический анализ сложного предложения»

1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное).

2. Определить тип предложения по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное).

3. Найти грамматические основы в предложении и доказать, что оно сложное.

4. Определить средства связи простых предложений в составе сложных (союзы, союзные слова, интонация) и установить тип данного сложного предложения (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное, предложение с разными видами связи).

5. Если предложение сложносочиненное, то охарактеризовать смысловые отношения между составляющими его простыми; указать средства связи между простыми предложениями.

Если предложение сложноподчиненное, то назвать главное и придаточное; указать средства связи между простыми предложениями и вид придаточного, его позицию.

Если предложение бессоюзное, то определить смысловые отношения между составляющими его простыми.

Если предложение с разными видами связи, то выделить смысловые части. Каждую часть разобрать как соответствующее простое или сложное предложение.

6. Составить схему предложения и объяснить постановку знаков препинания.

Методические указания по теме «Синтаксический анализ многочленного предложения»

1. Выделите грамматические основы предложений, и на этой базе – все простые предложения в составе сложного.

2. Установите средства связи между простыми предложениями в составе сложного.

3. Разбейте сложное предложение на пары простых, непосредственно связанных друг с другом.

4. Постройте вертикальную схему сложного предложения, отражающую систему зависимостей простых предложений в составе сложного.

5. На основании вертикальной схемы установите центральную связь в сложном предложении (сочинение, бессоюзие).

6. Укажите, какие простые предложения непосредственно связаны центральной связью и какие блоки образует каждое из этих простых предложений.

7. Установите отношения внутри каждого блока.

8. Постройте горизонтальную схему сложного предложения.

9. Расставьте знаки препинания на основании вертикальной и горизонтальной схем сложного предложения.

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

 

1. Лекант П.А. Современный русский язык. Синтаксис.– М.: Академия, 2010. – 248 с.

2. Розенталь Д.Э. Современный русский литературный язык.-М., Айрис-Пресс, 2011.

3. Современный русский литературный язык / под ред. П.А. Леканта – М., 2009.

 

Дополнительная литература

1. Акимова Г.Н. Новое в синтаксисе современного русского языка. – М.: Высшая школа, 1990. – 168 с.

2. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. Логико-семантические проблемы. – М.: Наука, 1976. – 382 с.

3. Арутюнова Н.Д., Ширяев Е.Н. Русское предложение. Бытийный тип. – М.: 1982.

4. Бабайцева В.В.Система односоставных предложений в современном русском языке. – М., 2004.

5. Бабайцева В.В. Система членов предложения в современном русском языке.- М., 1995.

6. Бабайцева В.В. Явления переходности в грамматике русского языка. – М., 2000. – 639 с.

7. Богданов В.В. Семантико-синтаксическая организация предложения. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. – 204 с.

8. Бондарко А.В. Грамматическое значение и смысл. – Л.: Наука, 1978.

9. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык.– М.: 2002.– 423с.

10. Валимова Г.В. Функциональные типы предложений. – Ростов н/Дону: Изд. Ростовского ун-та, 1967.

11. Ванников Ю.В. Синтаксические особенности русской речи (явление парцелляции). – М.: 1969.

12. Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. – М.: 1982.

13. Золотова Г.А. Очерк функционального синтаксиса. – М.: 1973.

14. Калинина А.А. Риторический вопрос среди различных типов предложений // РЯШ. - 1986. - № 4.

15. Касаткин Л.Л., Клобуков Е.В., Лекант П.А. Краткий справочник по современному русскому языку / Под ред. П.А. Леканта. – М.: Высшая школа, 1995.

16. Краткая русская грамматика. / Под ред. Н.Ю. Шведовой и В.В. Лопатина. – М.: 1989.  

17. Леденев Ю.И. Трудные вопросы синтаксиса. – Ставрополь: 1984.

18. Лекант П.А., Диброва Е.И., Касаткин Л.Л. и др. Современный русский язык. – М.: Дрофа, 2000.

19. Ломтев Т.П. Структура предложения в современном русском языке. – М.: Изд-во Московского ун-та, 1979

20. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. – М.: Учпедгиз, 1956.

21. Попова И.А. Неполные предложения в современном русском языке // Труды Института Языкознания АН СССР. Т. II. – М.: 1953 

22. Распопов И.П. Восклицательное предложение // Современный русский литературный язык. - Л.: 1981.

23. Рословец Я.И. Номинативные эмоционально-оценочные предложения в русском языке // РЯШ. - 1973. - № 1. 

24. Русская грамматика / Гл. ред. Н.Ю. Шведова. Т. 1.– М.: 1980.

25. Русская грамматика / Гл. ред. Н.Ю. Шведова. Т. 2. – М.:1980.

26. Сковородников А.П. О функциях парцелляции в современном русском языке // РЯШ. - 1980. - № 5. – С. 86-92.

27. Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной. - 6-е изд., перераб. и доп., Москва: Логос, 2002. 528 с.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 656.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...