Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Парламентские выборы 2003 г.




Президентские выборы 2000 г.

31 декабря 1999 г. президент РФ Б. Н. Ельцин заявил о намерении уйти в отставку до истечения срока своих полномочий. Назначенный ранее председателем правительства В. В. Путин после отставки Ельцина стал исполняющим обязанности Президента РФ до внеочередных выборов.

Из документа (Новогоднее обращение Президента России Б.Н. Ельцина (31 декабря 1999 г.)):

Дорогие россияне!

Осталось совсем немного времени до магической даты в нашей истории. Наступает 2000 год. Новый век, новое тысячелетие…

Дорогие друзья! Дорогие мои! Я принял решение. Долго и мучительно над ним размышлял. Сегодня, в последний день уходящего века, я ухожу в отставку. Я много раз слышал: «Ельцин любыми путями будет держаться за власть, он никому ее не отдаст». Это — вранье. Дело в другом. Я всегда говорил, что не отступлю от Конституции ни на шаг. Что в конституционные сроки должны пройти думские выборы. Так это и произошло. И также мне хотелось, чтобы вовремя состоялись президентские выборы — в июне 2000 года. Это было очень важно для России. Мы создаем важнейший прецедент цивилизованной добровольной передачи власти, власти от одного Президента России другому, вновь избранному. И все же я принял другое решение. Я ухожу. Ухожу раньше положенного срока. Я понял, что мне необходимо это сделать. Россия должна войти в новое тысячелетие с новыми политиками, с новыми лицами, с новыми, умными, сильными, энергичными людьми. А мы — те, кто стоит у власти уже многие годы, мы должны уйти…

Путин не был напрямую связан с непопулярными у россиян либерально-радикальными реформами 1990-х гг. Он ассоциировался с образом молодого, образованного, самостоятельно мыслящего политика. В своих предвыборных выступлениях он говорил о необходимости укрепления власти, сохранении территориальной целостности, восстановлении позиций России на международной арене. Основным соперником В. В. Путина на выборах стал Г. А. Зюганов, лидер КПРФ. В марте 2000 г. на президентских выборах Путин получил 53 % голосов избирателей, Зюганов - 29, 2 %.

В. В. Путин в 2000 г.

С первым президентством В. В. Путина связывают процесс укрепления государственных институтов, выстраивания вертикали власти. Приоритетными задачами являлись для президента усиление роли федерального центра на местах, совершенствование федеративных отношений, экономическая стабилизация, создание единого законодательного пространства России.

Из документа (Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию РФ (2 Июля 2000 г.)): "…Мы привыкли смотреть на Россию как на систему органов власти или как на хозяйственный организм. Но Россия — это прежде всего люди, которые считают ее своим домом. Их благополучие и достойная жизнь — главная задача власти. Любой! Однако сегодня в нашем доме далеко до комфорта. Еще очень многим трудно растить детей, обеспечивать достойную старость своим родителям. Трудно жить.

Нас, граждан России, из года в год становится все меньше и меньше. Уже несколько лет численность населения страны в среднем ежегодно уменьшается на 750 тысяч человек. И если верить прогнозам, а прогнозы основаны на реальной работе, реальной работе людей, которые в этом разбираются, этому посвятили всю свою жизнь, уже через 15 лет россиян может стать меньше на 22 миллиона человек.

Я прошу вдуматься в эту цифру: седьмая часть населения страны. Если нынешняя тенденция сохранится, выживаемость нации окажется под угрозой. Нам реально грозит стать дряхлеющей нацией. Сегодня демографическая ситуация — одна из тревожных.

Другой серьезной проблемой продолжает оставаться экономическая слабость России. Возрастающий разрыв между передовыми государствами и Россией толкает нас в страны третьего мира. Цифры текущего экономического роста не должны нас успокаивать: мы по-прежнему продолжаем жить в условиях прогрессирующего экономического отставания. Я прошу вас обратить на это особое внимание.

…Россия сталкивается и с серьезными внешними проблемами. Наша страна вовлечена во все мировые процессы, включая экономическую глобализацию. Мы не имеем права «проспать» и разворачивающуюся в мире информационную революцию.

…Самостоятельность нашей внешней политики не вызывает сомнений. Основу этой политики составляют прагматизм, экономическая эффективность, приоритет национальных задач. Но нам еще предстоит поработать, чтобы эти принципы стали нормой государственной жизни.

…Наша важнейшая задача – научиться использовать инструменты государства для обеспечения свободы — свободы личности, свободы предпринимательства, свободы развития институтов гражданского общества. Спор о соотношении силы и свободы очень стар, как сам мир. Он и по сей день порождает спекуляции на темы диктатуры и авторитаризма.

Но наша позиция предельно ясна: только сильное, эффективное, если кому-то не нравится слово «сильное», скажем эффективное государство и демократическое государство в состоянии защитить гражданские, политические, экономические свободы, способно создать условия для благополучной жизни людей и для процветания нашей Родины.

…Между тем сильное государство немыслимо без уважения к правам и свободам человека. Только демократическое государство способно обеспечить баланс интересов личности и общества, совместить частную инициативу с общенациональными задачами.

…К сожалению, деловой климат в нашей стране улучшается слишком медленно и пока остается неблагоприятным…

Во-первых, следует обеспечить защиту прав собственности…

…Второе направление — обеспечение равенства условий конкуренции.

…Третье направление — освобождение предпринимателей от административного гнета.

…Четвертое направление — снижение налогового бремени.

…Пятое направление — развитие финансовой инфраструктуры.

…Шестое направление — реалистичная социальная политика".

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ РЕФОРМЫ

Укреплению роли федерального центра способствовалареформа федеральных округов (2000 г.), направленная на создание вертикали власти и формирование новой президентской "команды" на местах. Были учреждены семь федеральных округов - Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный, главами которых назначались полномочные представители Президента РФ.

Федеральные округа РФ, 2010 г.

В 2000 г.была проведенареформа Совета Федерации РФ, одной из двух палат парламента. Отныне членами Совета Федерации становятся не губернаторы, как прежде, а представители, определенные органами исполнительной и законодательной власти субъекта федерации соответственно. В том же году при президенте РФ появился новый совещательный орган - Государственный совет, в которой вошли все губернаторы и руководители субъектов Федерации. Губернаторы по новому закону могли избираться не более чем на два срока.

Произошло разграничение полномочий между Федерацией, регионами и местным самоуправлением (децентрализация властных полномочий). Значительная часть функций в сфере социально-экономического развития была возложена на местную и региональную власти, призванные решать насущные проблемы на местном уровне.

Черту под дискуссиями о государственной символике подвели принятые Государственной Думой законы 2000 г. о национальных символах России - государственном флаге, гербе и гимнестраны. Идея неразрывности истории Отечества нашла отражение в отдельных элементах символики царской России и Советского Союза, соединенных в новых символах.

Герб и флаг РФ

В начавшемся процессе совершенствования российской многопартийной системы важным шагом стало принятие в 2001 г. закона "О политических партиях". Под контроль были поставлены вопросы финансирования деятельности партий, соответствие программных установок и деятельности конституционному правопорядку. Закон определил, что политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации, иметь не менее пятидесяти (с 2010 г. — сорока) тысяч (с 2 апреля 2012 г. — 500) членов, её руководящие и иные органы должны находиться на территории РФ.

Принятые меры позволили в первые годы президентства В. В. Путина отчасти стабилизировать политическую систему. Проведенные административные реформы способствовали укрупнению регионов, сократили бюрократический аппарат федеральных служащих, позволили поставить региональную исполнительную власть под контроль правительства.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

По инициативе президента была осуществлена в 2001 г. налоговая реформа. Введен 13%-ный налог на доходы населения, снижен налог на прибыль предприятий и организаций. Общее число налогов сократилось в 3,6 раза (с 54 до 15). За период налоговой реформы налоговая нагрузка снизилась с 34-35% до 27,5%. Реформа стимулировала экономический рост и повысила уровень доверия между государством и налогоплательщиками, государством и бизнесом.

Принципы налоговой реформы

1 января 2000 г. вступил в силу Бюджетный кодекс. Налоговая реформа улучшила ситуацию с поступлением налогов в бюджет. 90% расходов бюджета стали покрываться за счет регулярных налоговых поступлений, чего ранее не наблюдалось. С 2002 г. бюджет страны стал профицитным.

Был принят ряд законов по поддержке малого и среднего предпринимательства. С 2000 г. стали регулярно разрабатываться и уточняться программные документы социально-экономической политики на один и на три года. В 2002 г. было положено начало процессу среднесрочного бюджетного планирования.

В декабре 2001 г. был принят закон о приватизации государственного и муниципального имущества. Согласно закону, депутаты получали контроль за собственностью естественных монополий, правительство осуществляло планирование и общее руководство процессом приватизации, президент формировал перечень стратегических предприятий и определял возможность их приватизации. Шло поэтапное разгосударствление ряда отраслей экономики. Продолжилось формирование крупных монополий в газовой и нефтяной отраслях, электроэнергетике.

Земельный кодекс (2001 г.) и Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (2002 г.) должны были решить проблему формирования земельных отношений.

Высокие мировые цены на нефть в 2000-х гг. позволили правительству рассчитаться с международными кредитными организациями и решить ряд социальных задач. К концу 2003 г. внешний долг России сократился примерно на 15%. Увеличился приток в экономику страны иностранного капитала с 11 млрд долл. в 2000 г. до 120 млрд долл. в 2007 г.

Был проведен ряд важных социально-экономических реформ: пенсионная (2002 г.), банковская (2001-2004 гг.), реформы трудовых отношений. Для повышения уровня жизни увеличивались пенсии по старости, инвалидности, размер минимальной оплаты бюджетников. В 2,5 раза выросли реальные доходы и пенсии. Но их размер оставался еще на достаточно низком уровне. В 2 раза в 2000-2004 гг. сократилась безработица. В бюджете 2002 г. было предусмотрено превышение расходов на образование над затратами на оборону.

В мае 2003 г. в Бюджетном послании Федеральному собранию президент Путин поставил задачу создания Стабилизационного фонда РФ с целью обеспечения стабильности экономического развития страны. 1 января 2004 г. Стабилизационный фонд был сформирован.

Использование средств Стабилизационного фонда России

Произошли изменения в экономическом положении страны. Наметился экономический рост - в среднем 4-6% прироста ВВП в год. Страна вышла из полосы затяжного финансового кризиса и прекратила внешние заимствования. Тремя важными итогами деятельности нового руководства в 2000-2004 гг. стали: 1) укрепление государственной власти; 2) макроэкономическая стабилизация; 3) наметившаяся консолидация политической элиты на федеральном и региональном уровне.

Однако новому руководству страны не удалось решить такие экономические проблемы, как создание в стране эффективного малого бизнеса и среднего класса, механизма перелива капиталов из сырьевых, экспортно-ориентированных отраслей в секторы, работающие на удовлетворение внутреннего спроса. Сохранилась зависимость от экспорта сырья и полуфабрикатов. О сохранении черт переходной экономики свидетельствовали: неразвитый рынок труда; низкая заработная плата; неравенство в оплате труда и низкая его производительность; сохранение практики выплат "черных зарплат"; перекос в оплате труда в частном и государственном секторах.

В 2001 и 2002 гг., когда в стране был собран огромный урожай зерновых, потребовались экстренные меры для спасения отечественных фермеров от перепроизводства и падения цен на зерно. Были проведены в 2001-2003 гг. государственные закупочные интервенции, которые позволили урегулировать рынок зерна. Однако сохранялись трудности с экспортом: квоты ЕС на экспорт, проблемы с портовой инфраструктурой, несоответствие национальных стандартов качества зерна международным. Для решения этих проблем были сокращены неадресные дотации сельскому хозяйству, появилось льготное кредитование, увеличились поставки техники селу по лизингу.

Парламентские выборы 2003 г.

7 декабря 2003 г. состоялись выборы в Государственную думу четвёртого созыва. 5%-ый барьер при пропорциональных выборах половины депутатов преодолели "Единая Россия", КПРФ, ЛДПР и "Родина". Партия "Единая Россия" была образована 1 декабря 2001 г. в форме объединения политических движений "Единство" и "Отечество — Вся Россия". Левая национально-консервативная партия "Родина" возникла в 2003 г. накануне выборов. 223 места в Думе получила "Единая Россия", 52 - КПРФ, 37 - "Родина", 36 - ЛДПР. Не получили мест в Думе либералы: СПС и "Яблоко". Возглавил Думу Б. В. Грызлов, председатель Высшего совета партии "Единая Россия".

Результаты парламентских выборов 2003 г.

Государственная дума четвертого созыва рассмотрела 2712 законопроектов, из них принято 1062 федеральных закона, одобрено 25 федеральных конституционных законов. Во многих случаях были разработаны принципиально новые законы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 450.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...