Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Аппарат Президента Республики Беларусь




 

5.1. Правовой статус Администрации Президента Республики Беларусь

         

Определенную часть работы Президент осуществляет через свой аппарат, который подчинен только ему. Этот аппарат представляет собой совокупность органов (структурных подразделений), образуемых Президентом и состоящих при нем для выполнения соответствующей работы, особых функций, оказания Президенту необходимой помощи в осуществлении полномочий.

Подобный аппарат имеет глава любого государства. Без него Президент не в состоянии осуществлять свою многогранную деятельность и широкие полномочия. Руководитель любого звена (органа) имеет свой аппарат, только несколько иного характера, поскольку он образует внутреннюю структуру и, как правило, не обладает полномочиями внешнего характера.

Аппарат Президента Беларуси особый: он состоит из органов государственного управления, построенных по функциональному принципу, и имеет надведомственные полномочия внешнего качества. В него входят:

1) Администрация Президента Республики Беларусь;

2) Управление делами Президента Республики Беларусь;

3) Совет Безопасности Республики Беларусь;

4) Комитет государственного контроля;

5) Служба безопасности Президента.

Аппарат Президента не образует систему. Его звенья не имеют иерархии, т.е. среди них нет вышестоящих и нижестоящих. Однако они взаимодействуют, дополняют друг друга, по отдельным вопросам работают друг для друга.

Термин «аппарат» в данном случае не отражает полностью сущность и предназначение названных структур и, конечно, не подчеркивает тождественность с Аппаратом Совета Министров и аппаратами иных государственных органов. Основная цель этого термина — показать, что при Президенте существует единый слаженный механизм, работающий под непосредственным руководством Президента и выполняющий задачи, которые являются или продолжением задач, стоящих перед Президентом, или вытекают из них.

Таким образом, аппарат Президента — это совокупность органов государственного управления, призванных оказывать ему помощь в работе, выполнять его указания и поручения. По своему основному предназначению рассматриваемый аппарат имеет определенное сходство с аппаратами других государственных органов. По правовому же статусу аппарат Президента находится на более высокой ступени.

Особенно важной структурной единицей аппарата Президента является Администрация Президента Республики Беларусь.

Администрация Президента образуется, упраздняется и реорганизуется Президентом (п. 5 ст. 84 Конституции). Ее правовой статус определяется Положением об Администрации Президента Республики Беларусь, которое утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 23 января 1997 г.

Название рассматриваемого органа — администрация — не совсем точное. Оно не раскрывает его основную суть и не показывает место в управленческой системе.

Термин «администрация» происходит от латинского слова «administration», что в переводе на русский язык означает «управление». По этой причине любой орган, который призван осуществлять управление, называется администрацией. В Словаре русского языка С.И. Ожегова под администрацией понимаются органы исполнительной власти, управления. Например, говорят: «администрация завода, министерства, вуза», а в статье 47 Устава Белорусского государственного университета записано, что текущее руководство деятельностью Б ГУ осуществляет администрация. В пункте 2 статьи 234' КоАП говорится об администрации предприятий, учреждений и организаций, которой предоставлено право составлять протоколы об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 11 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» исполнительным и распорядительным органом на территории района в городе является местная администрация.

Ж. Ведель в понятие администрации включает всю совокупность органов, осуществляющих государственное управление: президента республики, премьер-министра и правительство, префектов, мэров, а также других многочисленных представителей государственной администрации. Часть четвертая его книги так и называется: «Структура администрации».

Г. Брэбан дает многозначное толкование термина «государственная администрация». Им традиционно обозначают сферу управления публичным сектором.

В статье 20 Конституции Французской Республики под администрацией понимается более узкий круг государственных органов. В соответствии с этой статьей в распоряжении Правительства находятся администрация и вооруженные силы.

«Администрация — это аппарат, органы, совокупность лиц, которые управляют, руководят действиями людей».

По мнению Д.Н. Бахраха, исходя из социального управления, можно выделить следующие виды администрации:

1) администрацию предприятия, учреждения;

2) муниципальную администрацию;

3) администрацию субъекта федерации;

4) федеральную администрацию;

5) администрацию международных организаций и др.

Итак, слово «администрация» имеет много значений, но всегда связывается с органом государственного управления или с их совокупностью. Несмотря на добавление в ряде случаев к этому слову пояснительных слов (например, «Президента», «местная», «вуза» и т.д.), оно нежелательно для обозначения названия такого органа, как Администрация Президента.

Более удачным для его определения были бы слова «штаб» или «кабинет». Тогда бы нынешняя Администрация Президента имела бы название: «Штаб Президента Республики Беларусь» или «Кабинет Президента Республики Беларусь».

Администрация Президента Республики Беларусь является органом государственного управления и имеет свою структуру. В ее состав входят:

1) Глава Администрации Президента Республики Беларусь;

2) первый заместитель Главы Администрации Президента Республики Беларусь;

3) два заместителя Главы Администрации Президента Республики Беларусь;

4) помощники Президента Республики Беларусь,

5) Главное управление кадровой политики;

6) Главное идеологическое управление;

7) Главное государственно-правовое управление;

8) Главное организационное управление,

9) Главное управление по взаимоотношениям с органами законодательной и судебной власти;

10) Экономическое управление.

11) Управление внешней политики;

12) Управление по работе с обращениями граждан;

13) Канцелярия Президента Республики Беларусь;

14) Приемная Президента Республики Беларусь;

15) Пресс-служба Президента Республики Беларусь;

16) Секретариат Главы Администрации Президента Республики Беларусь;

17) Отдел подготовки выступлений;

18) Отдел по вопросам гражданства и помилования.

Структура и общая численность работников Администрации утверждаются Президентом по представлению Главы Администрации. Глава Администрации назначается на должность и освобождается от должности указом Президента и является руководителем Администрации. Его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности также Президентом, но по представлению руководителя Администрации. Между названными должностными лицами осуществляется распределение обязанностей Главой Администрации, который со своими заместителями руководит работой структурных подразделений в соответствии с распределенными обязанностями.

Общее руководство деятельностью Администрации осуществляет ее Глава. Он назначает на должность и освобождает от должности руководителей структурных подразделений и иных работников Администрации. Первые назначаются и освобождаются от должности по представлениям заместителей Главы Администрации, а вторые — по представлениям руководителей структурных подразделений, согласованным с соответствующим заместителем Главы Администрации.

Глава Администрации организует работу Администрации, решает вопросы повышения квалификации работников Администрации, премирования, установления надбавок к должностным окладам, выдачи им других денежных выплат, утверждает штатное расписание и смету расходов Администрации в пределах средств, выделенных на ее содержание, согласовывает назначение на должность и освобождает от должности руководителей (их заместителей) государственных органов, учреждений, организаций, образованных при Администрации.

В целях организации деятельности Администрации ее Глава издает распоряжения — правовые акты внутриорганизационного характера.

Названные выше полномочия Главы Администрации являются внутренними. Глава Администрации обладает также полномочиями внешнего характера: имеет право выступать в качестве представителя Президента в Палате представителей и Совете Республики Национального собрания, Конституционном Суде; представлять Администрацию в отношениях с внутригосударственными, зарубежными и международными организациями; направлять соответствующим органам и организациям на согласование внесенные Президенту проекты декретов, указов и распоряжений, если они не были согласованы в установленном порядке, при необходимости возвращать проекты решений на доработку; организовывать проведение комплексной экспертизы поступающих проектов указанных актов и докладывать об этом Президенту.

Кроме того, Глава Администрации обобщает предложения, делает заключения и вносит Президенту материалы о назначении (согласовании назначения) на должность и об освобождении от должности лиц, назначаемых Президентом или по согласованию с ним; во исполнение решений Президента дает государственным органам, иным государственным организациям, подотчетным Президенту, обязательные для выполнения указания и поручения по вопросам, входящим в компетенцию Администрации; запрашивает и получает у Совета Министров, иных государственных органов информацию о выполнении актов и поручений Президента; обеспечивает подготовку предложений Президенту по основополагающим вопросам внутренней и внешней политики.

Глава Администрации является по должности членом Совета Министров и его Президиума. Он обладает дисциплинарными полномочиями по отношению к подчиненным работникам.

В состав Администрации входит коллегия, которая создается Президентом и состоит из Главы Администрации, его заместителей, а также других работников Администрации.

Председателем коллегии является Глава Администрации. Ее деятельность как коллегиального органа осуществляется через заседания, проводимые по мере необходимости. Заседания считаются правомочными, если на них присутствует не менее двух третей от общей численности членов коллегии. На заседаниях рассматриваются вопросы деятельности государственных органов, иных государственных организаций, учреждений по выполнению решений Президента, а также иные вопросы, входящие в компетенцию Администрации.

По результатам обсуждения вопросов коллегия большинством голосов от общей численности ее членов принимает решения, которые оформляются протоколами и подписываются Главой Администрации и издаются от имени Администрации. При равенстве голосов членов коллегии голос ее председателя является решающим.

Администрация представляет собой орган государственного управления, сравнимый с любым республиканским органом государственного управления. В ее состав входят 160 работников.

Главной целью образования Администрации в соответствии со статьей 1 Положения об Администрации Президента Республики Беларусь является обеспечение деятельности Президента в области государственной кадровой политики и идеологии, осуществление подготовки, выполнения и контроля за исполнением решений Главы государства. Такая формулировка не в полной мере отражает основное предназначение Администрации, которое состоит в организационном, информационно-аналитическом и правовом обеспечении деятельности Президента. Определение кадровой политики и идеологии, безусловно, является весьма важным, но не первостепенным.

Тесно связаны с целями задачи Администрации, предназначенные для реализации этих целей. В указанном Положении в качестве первоочередной предусмотрена задача обеспечения проведения государственной кадровой политики, идеологии и права. По существу, это не одна, а три задачи. Правильным было бы их разделить, записать в отдельных пунктах, потому что они разные и вряд ли совместимы. Основы кадровой политики закреплены в Конституции Республики Беларусь и многочисленных нормативных правовых актах. Среди них — указы Президента Республики Беларусь: от 8 ноября 2001 г. № 644 «Об утверждении кадрового реестра Главы государства Республики Беларусь», от 8 октября 2001 г. № 645 «Об утверждении порядка назначения (утверждения), освобождения и согласования назначения (освобождения) Президентом Республики Беларусь на некоторые должности, включенные в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь», от 17 июля 1996 г. № 253 «О совершенствовании работы с руководящими кадрами в системе государственных органов», от 24 января 1997г. № 100 «О совершенствовании организации переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров государственных органов» и Концепция государственной кадровой политики Республики Беларусь.

Идеология как совокупность (система) идей, теорий, взглядов, которые характеризуют общество и направлены на утверждение либо изменение, преобразование существующих общественных отношений, нашла отражение в Конституции Республики Беларусь и в других правовых документах — программах (прогнозах), актах, регулирующих те или иные общественные отношения, выступлениях Президента Республики Беларусь.

Названные задачи весьма важны. Их реализация выражается в определении стратегии государства в рассматриваемых областях.

Основными задачами (согласно ст. 4 Положения об Администрации) являются следующие:

1) координация деятельности подчиненных Президенту Республики Беларусь государственных органов в области государственной кадровой политики, идеологии и права;

2) обеспечение взаимодействия Президента Республики Беларусь с органами законодательной, исполнительной и судебной власти;

3) организационное, информационно-аналитическое и правовое обеспечение деятельности Президента Республики Беларусь.

Несомненно, перед Администрацией стоит также задача, выражающаяся в обеспечении законности. Она является конституционной и возведена в ранг принципа государственного управления (ст. 7 Конституции). В статье 2 Положения записано: «В своей деятельности Администрация Президента Республики Беларусь руководствуется Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, декретами, указами и распоряжениями Президента Республики Беларусь, а также настоящим Положением». Кроме того, Администрация руководствуется и указаниями Президента, выполняет его поручения.

Основные задачи Администрации реализуются через ее функции. Таким образом, между задачами и функциями существует тесная связь: функции определяются задачами и из них вытекают.

В пункте 5 Положения закреплены основные функции Администрации:

1) организационное обеспечение Президента Республики Беларусь;

2) информационно-аналитическое обеспечение деятельности Президента Республики Беларусь;

3) правовое обеспечение деятельности Президента Республики Беларусь;

4) обеспечение проведения государственной политики в области права;

5) обеспечение проведения государственной кадровой политики;

6) обеспечение проведения государственной идеологии;

7) обеспечение взаимодействия Президента Республики Беларусь с органами законодательной и судебной власти;

8) координация деятельности подотчетных Президенту Республики Беларусь государственных органов в области государственной кадровой политики, идеологии и права;

9) обеспечение взаимодействия Президента Республики Беларусь с Советом Министров Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления в решении вопросов социально-экономического развития республики, осуществлении контроля за разработкой и реализацией президентских программ;

10) подготовка материалов по вопросам соблюдения прав и свобод человека, гражданина;

11) подготовка материалов по вопросам гражданства, наград и помилования, введения соответствующего государственного учета;

12) обеспечение взаимодействия Президента Республики Беларусь с общественно-политическими институтами, другими общественными объединениями;

13) организация приема граждан и рассмотрение их обращений, регламентация процесса учета и внесения на рассмотрение Президента Республики Беларусь входящей корреспонденции;

14) ведение делопроизводства, обеспечение сохранности и организация использования архивных документов;

15) координация деятельности государственных средств массовой информации.

Названные функции Администрация осуществляет с помощью своих структурных подразделений. По существу структура Администрации построена в соответствии с ее основными функциями. Следовательно, функции предопределяют структуру. Между тем, каждое структурное подразделение может реализовывать не одну, а несколько функций.

На первом месте находится функция обеспечения проведения государственной кадровой политики, которая реализуется Главным управлением кадровой политики. В этих целях управление осуществляет организацию единой системы учета, подбора, подготовки и расстановки руководящих кадров, готовит предложения о назначении и освобождении руководящих работников, должности которых включены в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 8 ноября 2001 г. №644. Указанный документ содержит Перечень высших государственных должностей Республики Беларусь, Перечень должностей руководящих работников государственных органов и иных государственных организаций, включаемых в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь. К ним, например, относятся следующие должности:

1) Премьер-министр Республики Беларусь;

2) председатели палат Национального собрания Республики Беларусь;

3) Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь;

4) Председатель Верховного Суда Республики Беларусь;

5) Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;

6) Глава Администрации Президента Республики Беларусь;

7) Председатель Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

8) Генеральный прокурор Республики Беларусь и др.;

9) Председатель Правления Национального банка Республики Беларусь;

10) Управляющий делами Президента Республики Беларусь;

11) заместители Премьер-министра Республики Беларусь;

12) заместители Главы Администрации Президента Республики Беларусь;

13) заместитель Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

14) Президент Национальной академии наук Беларуси;

15) министры и руководители иных республиканских органов государственного управления Республики Беларусь, заместители министров и председателей государственных комитетов;

16) Председатель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ;

17) председатели облисполкомов и Минского горисполкома;

18) послы Республики Беларусь и др.

Главное управление кадровой политики на основе анализа эффективности деятельности республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов по руководству государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством дает оценку руководителям и подготавливает соответствующие предложения. Оно разрабатывает предложения по координации деятельности указанных органов по подготовке, переподготовке и повышению квалификации управленческих кадров, определению перспективных направлений международного сотрудничества в этой области, обеспечивает создание и совершенствование системы аттестации руководящих работников, их конкурсного отбора и выдвижения, формирование резерва управленческих кадров.

Реализация функции по обеспечению проведения государственной идеологии и информационной политики осуществляется Главным идеологическим управлением. Управление призвано координировать работу государственных органов по формированию государственной идеологии, способной интегрировать идеи устойчивого развития, развивать духовное наследие, обеспечивать конституционное равноправие белорусского и русского языков, обеспечивать оперативное информирование населения по вопросам внутренней и внешней политики Президента Республики Беларусь.

Оно организует работу по разъяснению и пропаганде политики Президента в экономической, социальной и гуманитарной сферах, обобщает информацию о важнейших событиях жизнедеятельности государства, анализирует практику работы республиканских местных органов государственного управления в области науки, образования и культуры, анализирует проблемы в области государственной национальной политики и межнациональных отношений.

Правовое обеспечение деятельности Президента и обеспечение проведения государственной политики в области права осуществляет Главное государственно-правовое управление. Оно готовит по поручению Президента, руководства Администрации и по своей инициативе проекты декретов, указов и распоряжений Главы государства, законов, актов Администрации, представляет законопроекты, инициируемые Президентом, согласовывает их в соответствии с решением Президента в Национальном собрании и принимает в связи с этим участие в заседаниях палат Национального собрания и их органов, в том числе и в заседаниях согласительных комиссий.

Управление готовит предложения Президенту о подписании принятых законов либо возвращении этих законов или отдельных их положений в Палату представителей Национального собрания для повторного рассмотрения и голосования; участвует в подготовке проектов нормативных правовых актов, вносимых на рассмотрение Главы государства; организует правовую экспертизу проектов правовых актов, вносимых на рассмотрение Президенту или руководству Администрации.

По существующему правилу не допускается внесение проектов правовых актов на рассмотрение Президенту без заключения Главного государственно-правового управления (ст. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 10 ноября 1997 г. № 572 «О некоторых мерах по совершенствованию правового обеспечения деятельности Президента Республики Беларусь», Положение о порядке взаимоотношений Администрации Президента Республики Беларусь и Совета Министров Республики Беларусь при подготовке проектов правовых актов). Кроме того, оно координирует в соответствии с решениями Президента и руководства Администрации деятельность Национального центра законопроектной деятельности при Президенте и Национального центра правовой информации Республики Беларусь, а также деятельность структурных подразделений Администрации по правовым вопросам, в том числе по вопросам подготовки и внесения в Палату представителей Национального собрания законопроектов, декретов Президента, возвращения в Палату представителей законов или их отдельных положений с возражениями Президента.

На данном структурном подразделении лежит обязанность координации деятельности государственных органов Республики Беларусь по вопросам подготовки проектов нормативных актов, включая планирование подготовки этих актов, их разработку, согласование, представление в установленном порядке на рассмотрение Президента, Национального собрания, другого государственного органа, рассмотрение и принятие законопроектов, подписание нормативных актов и их исполнение, обеспечение учета и систематизации законодательства.

Вопрос о порядке рассмотрения Президентом проектов правовых актов регулируется специальным положением, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 23 июня 1998г. № 327.

Указом Президента Республики Беларусь от 4 марта 1998 г. № 99 «О некоторых вопросах законопроектной деятельности в Республике Беларусь» установлено, что иные заинтересованные стороны, кроме названных в статье 99 Конституции, могут вносить проекты законов в соответствующем порядке субъектам права законодательной инициативы.

При принятии решения о разработке законопроекта данным Указом предписывается руководствоваться двумя требованиями: приоритетности и необходимости регулирования соответствующих общественных отношений, если подобные отношения не могут быть урегулированы иными нормативными правовыми актами.

К проекту закона должны быть приложены документы, названные в статье 3 данного Указа. Таким образом, Указом Президента Республики Беларусь от 4 марта 1998 г. урегулирован законотворческий процесс в целях улучшения качества проектов законов.

Функции организационного и информационно-аналитического обеспечения деятельности Президента призвано осуществлять Главное управление организационного обеспечения. Оно организует оперативное и постоянное обеспечение Президента информационным и аналитическим материалом, без наличия которого его работа не может быть успешной и продуктивной.

Работа Президента строится по текущим и перспективным планам. Их разработку организовывает также указанное управление. В составлении планов принимают участие все структурные подразделения. Управление координирует их деятельность в этом направлении, запрашивает у государственных органов, организаций необходимые материалы и организационно обеспечивает качественное выполнение планов (плановых мероприятий).

На управлении лежит обязанность организовывать подготовку проектов обращений, поздравлений, приветствий и других официальных посланий Президента Республики Беларусь главам государств, видным зарубежным и отечественным деятелям, организациям и трудовым коллективам республики, а также обеспечивать контроль за своевременным и качественным исполнением решений и поручений Президента, содержащихся в его декретах, распоряжениях и резолюциях на документах.

Функцию обеспечения взаимодействия Президента Республики Беларусь с органами законодательной и судебной власти реализует Главное управление по взаимоотношениям с органами законодательной и судебной власти. Такое взаимодействие необходимо для выработки оптимальной государственной политики в области нормотворческой деятельности, обеспечения реализации конституционных полномочий Президента в Национальном собрании Республики Беларусь. С этой целью управление подготавливает Президенту и руководству Администрации аналитические материалы о развитии ситуации в Национальном собрании по вопросам обсуждения того или иного законопроекта, обеспечивает разъяснение депутатам Палаты представителей и членам Совета Республики позицию Президента относительно проектов актов, вносимых Президентом в порядке реализации права законодательной инициативы, изучает практику подготовки и рассмотрения в Национальном собрании проектов актов Парламента и координирует их подготовку, изучает зарубежную практику взаимодействия главы государства и парламента, исполнительной власти с законодательной и судебной властью, а также разрабатывает и вносит на рассмотрение Президента предложения по совершенствованию подобных взаимодействий.

Во взаимоотношениях с судебной властью управление обеспечивает участие представителей президентской стороны в заседаниях Конституционного Суда в случаях, предусмотренных законодательством, координирует их деятельность, вносит на рассмотрение Президента предложения о назначении на должности и освобождение от должностей в соответствии с законодательством судей Республики Беларусь, присвоении им квалификационных классов, подготавливает соответствующие акты Президента, разрабатывает проекты актов Президента по вопросам, связанным с деятельностью органов законодательной и судебной власти.

Информационно-аналитическое обеспечение деятельности Президента по вопросам социально-экономического характера осуществляет экономическое управление. Оно анализирует социально-экономическую ситуацию в республике, участвует в подготовке предложений по определению основ государственной социально-экономической политики и механизма ее реализации, осуществляет контроль за разработкой проектов президентских программ и их реализацией, проводит экспертизу проектов актов законодательства по рассматриваемым вопросам, вносимым на рассмотрение Президента. Управление может и само осуществлять подготовку подобных проектов актов законодательства, концепций и программ. На него возлагается осуществление контроля за выполнением решений и поручений Президента по вопросам рассматриваемой сферы.

Вопросами организации приема граждан и рассмотрением их обращений занимается управление по работе с обращениями граждан. Основными его задачами является рассмотрение обращений граждан, поступающих в Администрацию, организация приема граждан в резиденции Президента, контроль за своевременным и правильным решением поставленные в обращениях граждан вопросов, анализ обращений граждан, информирование Президенте и руководства Администрации по затрагиваемым в них проблемам, анализ и проверка организации работы с обращениями граждан в министерствах, других республиканских органам управления, местных исполнительных и распорядительных органах, совершенствование форм и методов организации работы с обращениями граждан, ведения делопроизводства по предложениям, заявлениям и жалобам.

Ведение делопроизводства, обеспечение сохранности и организация использования архивных документов осуществляет Канцелярия Президента Республики Беларусь.

Канцелярия по правовому статусу приравнивается к управлению. Перед ней стоят такие задачи, как обеспечение делопроизводственного обслуживания Администрации, создание и обеспечение функционирования в Администрации единой системы, редактирование документов, подготавливаемых в Администрации, обеспечение сохранности и организация использования образующихся в деятельности Президента и Администрации документов и дел, законченных делопроизводством, осуществление контроля за прохождением и сроками исполнения документов, поступивших в Администрацию.

Координация деятельности государственных средств массовой информации реализуется путем координации работы пресс-служб республиканских органов государственного управления по освещению ими деятельности Президента, предоставления средствам массовой информации сведений о деятельности Президента, издаваемых им правовых актах, заявлениях, выступлениях, встречах Главы государства и других мероприятиях с его участием, организации информационного обеспечения официальных визитов, рабочих поездок, встреч Президента, а также других мероприятий с его участием в Беларуси и за рубежом. Названные задачи осуществляет Пресс-служба Президента Республики Беларусь. Она также организует пресс-конференции, интервью Президента, другие его встречи с представителями средств массовой информации, иные мероприятия с участием Главы государства, обеспечивает выступления Президента в средствах массовой информации.

Структурные подразделения реализуют полномочия внешнего характера через своих руководителей. Поэтому руководители структурных подразделений осуществляют не только руководство соответствующим подразделением, но и представляют подготовленные материалы руководству Администрации, запрашивают и получают от Аппарата Совета Министров, министерств и других республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, учреждений и организаций материалы, необходимые для подготовки вопросов, рассматриваемых Президентом и в Администрации. Руководители структурных подразделений вправе в необходимых случаях привлекать работников указанных организаций к подготовке подобных вопросов, заслушивать сообщения названных работников по вопросам, относящимся к компетенции структурных подразделений, при необходимости принимать участие в заседаниях Сонета Министров (его органов), коллегий республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, в проводимых этими органами совещаниях и выступать на них.

Кроме того, руководители структурных подразделении могут знакомиться в пределах своего ведения с материалами в аппарате Совета Министров и органов государственного управления, проводить с их представителями совещания, ставить на контроль решения и поручения Президента и Главы Администрации, определять при этом необходимые контрольные действия и вносить предложения о снятии решений с контроля, возвращать документы, внесенные на рассмотрение Президента и в Администрацию с нарушениями установленного порядка.

Таким образом, Администрация Президента предназначена для обеспечения деятельности Президента в области кадровой политики и идеологии, правового и организационного обеспечения деятельности Президента, а также для подготовки и выполнения его решений. В таком смысле Администрация представляет собой орган внутриорганизационного характера.

Осуществляя общее руководство деятельностью государственных органов и учреждений по подготовке, переподготовке, повышению квалификации управленческих кадров, согласованию кандидатур при назначении их на должности, координацию деятельности государственных органов по подготовке проектов правовых актов, контроль за выполнением решений и поручений Президента и т.п., она выступает как орган государственного управления, осуществляющий функции внешнего характера.

При этом Администрация не призвана осуществлять руководство хозяйственным или социально-культурным строительством. Однако реализуемые ею функции являются управленческими. По этой причине она является органом государственного управления надведомственного характера.

 

5.2. Правовой статус Управления делами Президента   Республики Беларусь

 

Управление делами Президента Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления. Оно непосредственно подчиняется Президенту, им образуется, ликвидируется и реорганизуется. Его правовой статус определяется Положением об Управлении делами Президента Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 29 февраля 2000 г. № 97. Руководителем Управления является Управляющий, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом. Управляющий имеет заместителей, в том числе одного первого заместителя. Они назначаются на должность и освобождаются от должности управляющим по согласованию с Президентом. Иные работники Управления назначаются на должность и освобождаются от должности Управляющим по представлениям заместителей.

Назначение Управления делами определяется его задачами, в которых выражаются основные направления деятельности. Управление делами имеет отношение к государственным органам, иностранным дипломатическим представительствам и консульским учреждениям, аккредитованным в Республике Беларусь, к подчиненным организациям. В соответствии с этим и определены его задачи:

1) финансовое, материально-техническое и автотранспортное обеспечение деятельности государственных органов;

2) социально-бытовое и медицинское обеспечение работников государственных органов, обеспечение их жилыми помещениями, создание условий для отдыха и оздоровления указанных работников;

3) создание надлежащих условий пребывания иностранных дипломатических представительств и консульских учреждений, аккредитованных в республике;

4) обеспечение сохранности особо ценных природных комплексов (заповедников, национальных парков и др.), имеющих национальное и международное значение;

5) организационное обеспечение мероприятий, проводимых с участием Президента Республики Беларусь;

6) организация учета, хранения, оценки и реализации имущества, изъятого, арестованного, а также конфискованного или обращенного в доход государства иным способом;

7) обеспечение проведения государственной политики в сфере гуманитарной деятельности (Указ Президента Республики Беларусь от 13 ноября 2001г. №660 «О некоторых вопросах деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь»).

В целях выполнения перечисленных задач управление осуществляет планирование расходов на содержание и деятельность государственных органов, финансирование их деятельности в пределах средств, выделенных на эти цели. Финансовые средства управление получает из республиканского бюджета в качестве ассигнований, других источников, в том числе внебюджетных фондов, которые оно вправе создавать.

Управление делами утверждает текущие и перспективные планы строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений, других основных фондов; обеспечивает строительство, реконструкцию, ремонт и эксплуатацию объектов подведомственных организаций; осуществляет проектирование и строительство жилья, объектов социального и производственного назначения, в том числе для загранучреждений республики; устанавливает лимиты капитальных вложений; осуществляет контроль за своевременным освоением объемов бюджетного финансирования по объектам капитального строительства и ремонта; осуществляет регулирование и координацию деятельности государственных органов, иных юридических, а также физических лиц, в области гуманитарной деятельности и работы с обращенным в доход государства имуществом.

В отношении подведомственных организаций Управление вправе их создавать, реорганизовывать и ликвидировать, осуществлять координацию деятельности и организационно-методическое руководство ими, учет и анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности и определять прогнозы их развития. Кроме того, Управление может осуществлять внешнеэкономическую деятельность, оказывать помощь подведомственным организациям в развитии внешнеэкономических связей, создании и деятельности производств по изготовлению импортозамещающих видов продукции (товаров).

Управление делами наделено правом получать от государственных органов и субъектов предпринимательской деятельности независимо от форм собственности и подчиненности необходимую информацию для осуществления возложенных на управление задач и функций. Оно имеет и другие права, предоставляемые законодательством.

Таким образом, содержание деятельности Управления делами имеет двойственный характер. С одной стороны, оно действительно приближается к республиканским органам государственного управления, так как по существу управляет подведомственными организациями, ведает жилищным фондом, находящимся на его балансе, учреждениями здравоохранения, домами отдыха, санаториями, иными объектами социального и производственного назначения, зданиями, сооружениями и другим основным фондом. С другой стороны, этот орган осуществляет управленческие функции, присущие только ему.

В определенном смысле Управление делами возвышается над Национальным собранием, Советом Министров, Верховным Судом, Высшим Хозяйственным Судом, Конституционным Судом и Генеральной прокуратурой. Министерством финансов и Национальным банком, Комитетом Государственного контроля и даже Администрацией Президента. Все названные и другие государственные органы, по существу, зависимы от Управления делами по вопросам финансирования и материально-технического снабжения, обеспечения автотранспортом и т.д. В связи с этим Управление делами не просто надведомственный орган государственного управления, а орган, выполняющий специальные управленческие функции.

Другие бюджетные средства находятся в сфере исполнения Совета Министров, который может выделять их и Управлению делами. Например, постановлением от 29 июня 2001 г. № 975 «О выделении денежных средств Управлению делами Президента Республики Беларусь» Совет Министров выделил ему 774 млн. руб. на проведение капитального ремонта главного корпуса комплекса «Вискули».

Управляющий делами во исполнение решений Президента может давать государственным органам и организациям указания и поручения, запрашивать у государственных организаций и субъектов предпринимательской деятельности и получать от них необходимую информацию. Он утверждает структуру и штатное расписание управления в пределах численности работников, установленных Президентом, определяет задачи структурных подразделений, принимает постановления, иные нормативные правовые акты (инструкции, положения, уставы и др.), утверждаемые постановлениями и приказами по вопросам организации и деятельности управления и подведомственных организаций.

В структуру управления входит коллегия, которая состоит из девяти человек (Управляющий делами, его заместители, а также другие сотрудники управления). Председателем коллегии является Управляющий. Персональный состав коллегии утверждается Президентом по представлению Управляющего.

Основной формой работы коллегии являются заседания, которые считаются правомочными, если на них присутствует не менее двух третей от общей численности членов коллегии. На заседаниях могут рассматриваться любые вопросы, входящие в компетенцию управления. Преимущественно на заседания выносятся вопросы, касающиеся деятельности подведомственных организаций по выполнению возложенных на них задач.

По результатам обсуждения вопросов коллегия принимает решение, которое считается принятым, если за него проголосовало большинство ее членов. Акты коллегии подписываются Управляющим делами.

Решения коллегии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для исполнения всеми организациями и должностными лицами, которым они адресованы. Согласно установленному правилу, в случае расхождения приказа Управляющего с решением коллегии действует решение коллегии.

Структурным подразделением Управления делами является Департамент по гуманитарной деятельности с правами юридического лица. Департамент возглавляет директор, который назначается на должность и освобождается от должности Управляющим делами (Положение о Департаменте по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь).

Руководители структурных подразделений наделены правом не только руководить подразделением, но и контролировать в пределах своего ведения выполнение решений и поручений Президента, руководства управления, запрашивать и получать от государственных органов и организаций информацию и документы, необходимые для выполнения возложенных задач, а также давать письменные и устные ответы на обращения физических и юридических лиц.

 

5.3. Правовой статус Комитета государственного контроля Республики Беларусь

 

Правовой статус Комитета государственного контроля определяется Законом от 9 февраля 2000 г. «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь». Согласно данному Закону понятие «Комитет государственного контроля Республики Беларусь» употребляется в двух значениях: во-первых, как система контрольных органов; во-вторых, как республиканский контрольный орган. В систему органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь входят и его территориальные органы — комитеты государственного контроля областей и г. Минска. Поэтому Закон, несмотря на свое название, определяет правовой статус не только Комитета государственного контроля, но и комитетов государственного контроля областей и г. Минска.

Комитет государственного контроля Республики Беларусь был образован в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 5 декабря 1996г. путем преобразования Службы контроля Президента и упразднения Контрольной палаты Республики Беларусь с передачей в ведение этого комитета дел как одного, так и другого органа.

Термин «комитет» подчеркивает, что рассматриваемые органы имеют полномочия надведомственного характера, а термин «государственный» обособляет и возвышает этот вид контроля над всеми иными видами контроля, осуществляемыми в республике.

Других подобных органов не существует, хотя контрольных органов насчитывается немало. Комитеты государственного контроля являются универсальными органами контроля, что определяется масштабом их деятельности, количеством и значимостью вопросов, по которым они вправе осуществлять контроль, а также наличием властных полномочий и возможностями применения обеспечительных средств.

Комитет государственного контроля как система органов образуется Президентом. По решению Президента могут быть образованы территориальные органы Комитета государственного контроля в городах и районах. В настоящее время они не созданы. Структура и штатная численность комитета утверждаются Президентом.

Комитет государственного контроля Республики Беларусь возглавляет Председатель, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом. Председатель имеет заместителей, среди которых один первый заместитель. Они назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом по представлению Председателя Комитета.

Территориальные органы государственного контроля также возглавляют председатели, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом по представлению Председателя Комитета государственного контроля.

Правовой основой деятельности Комитета государственного контроля и его территориальных органов являются Конституция Республики Беларусь, законы, акты Президента и другие акты законодательства, а также международные договоры Республики Беларусь.

Система органов государственного контроля построена по принципу централизма. Они образуют единую систему с подчинением нижестоящих органов вышестоящим. Комитеты областей и г. Минска по горизонтали не подчиняются соответствующим местным Советам депутатов, исполнительным и распорядительным органам. Комитет государственного контроля подконтролен только Президенту.

Работа комитетов строится на основе коллегиального обсуждения результатов проверок (ревизий), принятия необходимых мер по предупреждению и устранению выявленных правонарушений и по привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушения законодательства.

     Деятельность рассматриваемых органов должна строиться на основе строгого соблюдения законности, охраны интересов государства, прав и свобод граждан, открыто и гласно. Открытость и гласность допускаются в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и свобод личности, государственных секретах и иных охраняемых сведениях.

Органы государственного контроля осуществляют свои полномочия по вопросам восстановления нарушенных прав юридических и физических лиц и привлечения к ответственности лиц, допустивших нарушения законодательства, во взаимодействии с правоохранительными органами, Национальным банком и иными государственными органами. Взаимодействие существует и с Советом Министров, местными исполнительными и распорядительными органами.

В названном Законе «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь» закреплена независимость сотрудников комитетов государственного контроля. Они при исполнении служебных обязанностей являются представителями власти и находятся под защитой государства. Государственной защитой обеспечиваются члены их семей и имущество.

Законом запрещается вмешательство в служебную деятельность сотрудников всем лицам, кроме специально уполномоченных на то законодательством, а также совершение действий, препятствующих исполнению возложенных на них обязанностей. Такие действия могут выражаться в неисполнении или воспрепятствовании исполнению законных требований сотрудников, оскорблении их чести и достоинства, насилии в отношении этих сотрудников, посягательстве на их жизнь, здоровье и имущество или угрозе совершения такого насилия и посягательства. В соответствии со статьями 366, 369 УК Республики Беларусь за совершение подобных действий предусмотрена уголовная ответственность.

Сотрудники комитетов не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели.

Органы контроля призваны осуществлять контроль за деятельностью государственных органов, иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Комитет государственного контроля Республики Беларусь осуществляет свои полномочия на всей территории республики, а его территориальные органы — на территории соответствующих административно-территориальных единиц.

В Законе «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь» не дается перечня государственных органов, иных юридических лиц, за которыми рассматриваемые органы могут осуществлять контроль. Из сферы названного контроля исключается Администрация Президента, Управление делами Президента, Совет Министров, местные исполнительные и распорядительные органы. Как уже подчеркивалось, с последними двумя видами органов комитеты реализуют свои полномочия в тесном взаимодействии (п. 3 ст. 4 Закона).

Комитет государственного контроля и его территориальные органы вправе осуществлять контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением законов, актов Президента, Парламента, Совета Министров и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.

Указанные общие направления деятельности комитетов государственного контроля в статье 2 Закона конкретизированы под названием «Основные направления деятельности Комитета государственного контроля и его территориальных органов». Эти направления контроля предназначены не только для комитетов. Такой контроль осуществляют и многие другие государственные органы. Например, контроль за исполнением республиканского бюджета осуществляет Палата представителей Национального собрания, Совет Министров (ст. 97 Конституции, ст. 26 Закона «О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах»). Еще большее число государственных органов осуществляет контроль в области финансовых и налоговых отношений, использования государственной собственности. Между тем, контроль комитетов государственного контроля как бы возвышается над всеми иными видами контроля и является самым высшим, т.е. государственным видом контроля. Во-первых, рассматриваемый вид контроля осуществляется на основании Закона; во-вторых, осуществляется органами, подчиненными непосредственно Президенту; в-третьих, комитеты государственного контроля осуществляют, можно сказать, весь объем государственного контроля; в-четвертых, органы государственного контроля правомочны согласовывать назначение на должность и освобождение от занимаемой должности руководителей государственных органов, иных юридических лиц государственной формы собственности (чч. 18, 19 ст. 14 Закона «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь»); в-пятых, органы Комитета государственного контроля вправе применять санкции и налагать штрафы, предусмотренные законодательством для иных контролирующих органов (п. 4 Указа Президента Республики Беларусь от 16 января 2002 г. № 40 «О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений»); в-шестых, Председатель Комитета государственного контроля возглавляет Совет по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь (ч. 2 п. 5 Положения о Совете по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь); в-седьмых, Комитет государственного контроля наделен правами координировать действия органов, уполномоченных в соответствии с законодательством осуществлять контроль внешнеторговых операций (п. 12 Положения о порядке контроля за проведением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями внешнеторговых операций, утвержденного указом от 4 января 2000г. №7).

С учетом основных направлений деятельности Комитета государственного контроля строится его структура, которая выглядит следующим образом:

1) Председатель Комитета государственного контроля;

2) Первый заместитель Председателя Комитета государственного контроля;

3) три заместителя Председателя Комитета государственного контроля (один из них одновременно является и директором Департамента финансовых расследований);

4) Департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля (с правами юридического лица);

5) Главное управление бюджетно-финансового контроля;

6) Главное управление контроля за деятельностью государственных органов;

7) Главное управление контроля за банковской системой и рынком ценных бумаг;

8) Главное управление контроля за работой отраслей сферы материального производства;

9) Главное управление контроля за работой агропромышленного и природоохранного комплексов;

10) Главное управление контроля за работой отраслей социальной сферы;

11) Главное управление контроля за внешнеэкономической деятельностью;

12) Главное управление контроля потребительского рынка и сферы услуг;

13) Главное информационно-аналитическое управление;

14) Главное экспертно-правовое управление;

15) Управление координации деятельности контролирующих органов;

16) Управление инспекционно-кадровой работы;

17) Финансово-хозяйственное управление;

18) Секретариат (на правах управления);

19) Комитеты государственного контроля областей;

20) Управления Департамента по областям и г. Минску;

21) Межрайонные комитеты государственного контроля;

22) Межрайонные отделы управлений Департамента по областям и г. Минску (Указ Президента Республики Беларусь от 2 ноября 2001 г. № 617 «О мерах по совершенствованию системы органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь»)

.Комитеты государственного контроля наделены широкими полномочиями по осуществлению контроля. Это полномочия:

1) на проведение проверок (ревизий);

2) на получение необходимой информации для проведения проверок (ревизий);

3) должностных лиц комитетов при проведении проверок (ревизий);

4) по применению мер принуждения;

5) по защите прав и законных интересов государства и юридических лиц государственной формы собственности;

6) для участия в заседаниях государственных органов,

7) иные полномочия.

Основным предназначением комитетов государственного контроля является осуществление контроля. В связи с этим на первое место следует поставить полномочия по осуществлению контроля, которые закреплены в статье 1 и пункте 4 статьи 14 Закона «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь». Так, в пункте 4 статьи 14 установлено, что комитеты правомочны проводить проверки (ревизии) деятельности государственных органов, иных юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей. В статье 1 определяется сущность, предназначение и общие направления деятельности комитетов государственного контроля.

Комитеты государственного контроля имеют полномочия получать от государственных органов и иных объектов контроля необходимую для проведения проверок (ревизий) информацию, от Национального банка республики и иных банков отчетную, бухгалтерскую и статистическую информацию, сведения об операциях, состоянии счетов, справки и копии документов по операциям и расчетам проверяемых объектов, а также безвозмездно пользоваться информационными банками данных государственных органов, иных юридических лиц государственной формы собственности (пл. 1—3 ст. 14 Закона).

При проведении проверок (ревизий) должностные лица комитетов наделены особым видом полномочий. Они по предъявлении предписания на проведение проверки (ревизии) и документа, удостоверяющего личность сотрудника соответствующего комитета государственного контроля, наделены правом входить на территорию и в помещения (кроме жилых) государственных органов, иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, доступа на склады, в хранилища, производственные и вспомогательные помещения (кроме жилых) и другие объекты для проверки наличия денежных средств, ценных бумаг, материальных, иных ценностей и порядка их хранения.

Вышеуказанные лица имеют также право:

1) требовать от руководителей государственных органов, иных должностных лиц представления издаваемых ими правовых актов, необходимых документов и материалов, статистических и других сведений, сведений о проведенных проверках и отчета о результатах таких проверок;

2) требовать от указанных лиц проведения проверок (ревизий) деятельности подконтрольных или подотчетных им юридических лиц, обеспечения консультациями специалистов для выяснения возникающих вопросов;

3) требовать предоставления руководителями проверяемых объектов необходимых справок, устных и письменных объяснений по вопросам, связанным с проведением проверок (ревизий);

4) опечатывать кассы или кассовые помещения, склады, архивы, изымать соответствующие документы, в том числе подлинники;

5) вызывать должностных лиц для объяснений по поводу выявленных нарушений законодательства;

6) требовать от должностных лиц в установленных законодательством случаях декларации о доходах и имуществе;

7) указывать на недостатки, допущенные должностными лицами, обязывать их устранить нарушения, передавать материалы о нарушениях на обсуждение государственных органов (ст. 17 Закона).

Комитеты государственного контроля обладают широкими полномочиями по применению мер принуждения. Их можно назвать административно-принудительными. Такие меры весьма разнообразны и могут быть классифицированы на: административно-предупредительные меры; меры административного пресечения; восстановительные меры; экономические санкции; меры административной ответственности; меры обеспечительного характера.

Административно-предупредительные меры направлены на предупреждение нарушений законодательства, находящегося в сфере контроля комитетов государственного контроля, их профилактику. Названных мер предусмотрено лишь несколько видов. Так, в соответствии с пунктом 16 статьи 14 Закона комитеты принимают участие в рассмотрении и согласовании проектов стандартов, технических условий и другой нормативно-технической документации на товары народного потребления. Осуществление контроля без наличия сведений о нарушениях законодательства также следует рассматривать как предупредительную меру. В Законе нечетко определены основания для проведения проверок (ревизий).

Меры административного пресечения направлены на приостановление нарушения, недопущение его продолжения, развития. Органы контроля вправе выносить решения:

1) о приостановлении действия договора аренды, запрещении аренды, разгосударствления, приватизации и иного отчуждения государственного имущества в случае обнаружения фактов нарушения законодательства (ч. 4 п. 7 ст. 14 Закона).

2) о приостановлении финансирования строительства и не посредственно строительства объектов по проектам, не прошедшим обязательной государственной экспертизы и не утвержденным в установленном порядке, либо при отсутствии требуемых документов на выполнение строительных работ или договоров подряда (ч. 5 п. 7 ст. 14 Закона);

3) о приостановлении операций по расчетным и иным счетам в банках (ч. 6 п. 7 ст. 14 Закона);

4) о запрещении торговли, выполнения работ (оказания услуг) населению (ч. 7 п. 7 ст. 14 Закона);

5) о закрытии предприятий и организаций торговли, общественного питания, сферы обслуживания и их структурных подразделений (ч. 9 п. 7 ст. 14 Закона);

6) о приостановлении либо запрещении производства (реализации) товаров, выполнения работ (оказания услуг) (п. 11 ст. 14 Закона);

7) об изъятии образцов низкокачественных товаров, изделий, сырья, свидетельствующих о злоупотреблениях и нарушениях (п. 13 ст. 14 Закона);

8) о запрещении юридическим и физическим лицам применять неисправные, не имеющие установленных клейм весовые и измерительные приборы (п. 15 ст. 14 Закона).

Восстановительные меры применяются в целях восстановления нарушенного, приведения его в состояние, в котором оно находилось до нарушения законодательства. Такими мерами являются:

1) взыскание в бюджет невнесенных платежей, выявленных проверками (ревизиями) (ч, 2 п. 7 ст. 14 Закона);

2) устранение в установленные сроки выявленных нарушений (ч. 3 п. 7 ст. 14 Закона);

3) внесение в соответствующие государственные органы, руководителям юридических лиц предложений об отмене (изменении) принятых ими актов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые, налоговые отношения, в случае несоответствия этих актов законодательству (п. 22 ст. 14 Закона).

Полномочия комитетов государственного контроля по применению экономических санкций предусмотрены ст. 18 указанного Закона и, в частности, Указом Президента Республики Беларуси от 16 января 2002 г. № 40 «О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений».

Экономические санкции либо следует рассматривать в качестве восстановительных мер, либо — административных штрафов. Применение их в ином качестве ничем не обосновано. Экономические санкции имеют денежное выражение в процентном либо кратном отношении предмета, явившегося орудием совершения либо непосредственным объектом административного правонарушения, к сумме сделки либо доходу, полученному в результате сделки.

Меры административной ответственности — это административные взыскания, применение которых выражается в привлечении к административной ответственности. В статье 18 Закона они называются административными воздействиями. Такие меры, как и экономические санкции, вправе применять от имени комитетов государственного контроля председатели комитетов, их заместители, начальники главных управлений и инспекций Комитета государственного контроля и их заместители. С учетом финансового состояния нарушителя, размера причиненного ущерба и характера допущенных нарушений на основании постановлений коллегий комитетов государственного контроля юридические лица и индивидуальные предприниматели могут быть полностью или частично освобождены от уплаты экономических санкций либо по решению названных выше лиц им может быть предоставлена отсрочка по уплате сроком до 6 месяцев.

Конкретные виды правонарушений, виды административных взысканий, их размеры, а также экономических санкций оговариваются, как правило, в декретах и указах Президента.

Предусмотрено также применение обеспечительных мер воздействия. Обеспечительные меры административного принуждения направлены на обеспечение производства (процесса) по делу или исполнение решений комитетов государственного контроля о применении мер принуждения. Так, в пункте 3 статьи 17 Закона установлено, что должностные лица комитетов имеют право опечатывать кассы или кассовые помещения, склады, архивы, а также изымать соответствующие документы, в том числе подлинники. К этим мерам следует отнести вызов должностных лиц для объяснений по поводу выявленных нарушений законодательства, требование от должностных лиц представления деклараций о доходах и имуществе (п.п. 4 и 5 ст. 17 Закона), наложение ареста на имущество, включая денежные средства, изъятие и передача для реализации товара. Например, в пункте 3 Указа Президента Республики Беларусь от 16 января 2002 г. № 40 допускается изъятие товара, подвергающегося быстрой порче, и передача его для незамедлительной реализации еще до принятия хозяйственным судом решения о конфискации этого товара. Такое правило заставляет хозяйственный суд выносить не иное решение как только о конфискации товара. Во избежание подобного давления следовало бы в указанном пункте 3 Указа особо подчеркнуть, что в случае, если хозяйственный суд не найдет оснований для конфискации уже реализованного товара, то вырученная сумма от реализации товара, возвращается его владельцу (собственнику).

Обеспечительными мерами также являются: информирование Президента о несвоевременном и ненадлежащем выполнении поручений, содержащихся в его декретах, указах, распоряжениях и других решениях (п. 23 ст. 14 Закона); внесение в органы управления соответствующих юридических лиц предложений о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности (п. 20 ст. 14 Закона); передача материалов проверок (ревизий) в правоохранительные органы для принятия мер в соответствии с законодательством (п. 21 ст. 14 Закона); предъявление в суды исков и заявлений по защите прав и законных интересов государства, юридических лиц государственной собственности (ч. 1 ст. 16 Закона); осуществление контрольных закупок, оформление заказов на платные услуги для проверки правильности расчетов и др. (п.п. 8, 9, 14 ст. 14 Закона).

Полномочия по защите прав и законных интересов государства и юридических лиц государственной формы собственности проявляются в применении перечисленных выше обеспечительных мер.

Полномочия на участие в заседаниях государственных органов определяются статьей 15 Закона. Председатели комитетов, их заместители или уполномоченные ими лица вправе участвовать в заседаниях коллегий республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, в сессиях местных Советов депутатов при рассмотрении вопросов, затрагивающих компетенцию комитетов, и по согласованию с руководителями указанных органов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 396.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...