Наименование Плана
| План деятельности Регионального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с РАС (далее – План)
|
Основание разработки Плана
| Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики от 01.06.2017 № 188-п «О создании Регионального ресурсного центра по организации комплексного сопровождения детей с расстройством аутистического спектра»
|
Основные разработчики Плана
| Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми
ГУ РК «Республиканский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
|
Ответственный за реализацию Плана
| ГУ РК «Республиканский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
|
Основные исполнители мероприятий
| Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми
Министерство здравоохранения Республики Коми
Министерство труда и социальной защиты Республики Коми
ГУ РК «Республиканский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
Образовательные организации Республики Коми
|
Срок реализации Плана
| 2017-2019 годы
|
Цель и задачи Плана
| Цель: координация деятельности образовательных и иных организаций, осуществляющих комплексную помощь детям с РАС, обеспечение их сетевого взаимодействия и оказание им поддержки в вопросах комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с РАС
Задачи:
- Координация деятельности образовательных и иных организаций по реализации Плана по оказанию комплексной помощи семьям, воспитывающим детей с РАС;
- Разработка программно-методического обеспечения деятельности специалистов и служб по сопровождению детей с РАС;
- Внедрение и распространение современных технологий, обобщенного и систематизированного опыта по сопровождению, воспитанию и обучению детей с РАС;
- Организация сетевого взаимодействия Регионального ресурсного центра с организациями разных ведомств, осуществляющими комплексную помощь детям с РАС;
- Оказание методической, экспертной и информационно-аналитической поддержки образовательным и иным организациям, работающим с детьми с РАС;
- Организация обучения специалистов социальной сферы, специалистов в сфере образования, охраны здоровья и социального обслуживания современным диагностическим и коррекционно-развивающим методикам, эффективным методам оказания помощи детям с РАС и их семьям;
- Организация стажировок по подготовке тьюторов и волонтеров для сопровождения детей с РАС и семей, их воспитывающих;
- Осуществление индивидуально ориентированной консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с РАС;
- Организация и проведение мониторингов, в том числе по оценке качества оказания комплексной помощи детям с РАС и семьям, их воспитывающим;
- Создание и обеспечение деятельности единого информационного пространства (Интернет-портала) системы комплексной помощи детям с РАС для специалистов разной ведомственной принадлежности, оказывающих помощь семьям, воспитывающим детей с РАС;
- Проведение информационно-просветительских акций и мероприятий по обеспечению прав детей с РАС на доступное образование;
- Организация взаимодействия с Федеральным ресурсным центром по организации комплексного сопровождения детей с РАС, проведение конференций, семинаров, вебинаров;
- Подготовка и публикация учебных, методических пособий и рекомендаций по проблемам детей с РАС;
- Реализация социально значимых проектов, направленных на развитие региональной системы комплексной помощи детям с РАС.
|
Целевые группы, на которые направлена деятельность по реализации Плана
| - Дети с РАС в возрасте 3 - 12 лет;
- Семьи, воспитывающие детей с РАС;
- Специалисты организаций образования и иных организаций, предоставляющих услуги детям с РАС и их семьям;
- Общественные организации, волонтеры, оказывающие помощь детям с РАС и их семьям
|
Ожидаемые конечные результаты реализации Плана
| Основной результат реализации Плана - повышение качества жизни детей с РАС и семей, их воспитывающих.
В результате реализации Плана планируется:
1) обеспечение детей с РАС услугами комплексной помощи, в том числе:
- обеспечение детей услугами системы ранней помощи;
- обеспечение детей услугами помощи по индивидуальным программам реабилитации и абилитации в организациях системы образования;
- обеспечение детей услугами помощи в обучении по индивидуальным программам в организациях системы образования;
2) обеспечение участия в оказании помощи детям с РАС в рамках Плана, в том числе в организациях системы образования;
3) наличие специалистов, прошедших обучение новым технологиям и методикам помощи детям с РАС;
4) обеспечение родителей (законных представителей), воспитывающих детей с РАС, системой обучающих мероприятий, повышающих их уровень знаний и навыков;
5) поддержка работы информационных банков данных о детях с РАС и семьях, их воспитывающих;
6) наличие волонтеров, прошедших специальную подготовку и привлеченных к решению проблем детей с РАС и семей с детьми с РАС в рамках Плана;
7) обеспечение распространения информационных и методических материалов, обеспечивающих реализацию Плана;
|
Объем и источники финансирования
| Финансовое обеспечение мероприятий Плана осуществляется за счет бюджетных ассигнований, установленных исполнительным органом государственной власти Министерству образования, науки и молодежной политики Республики Коми
|
Управление и контроль
| Организацию выполнения Плана, текущее управление, координацию действий исполнителя Плана и контроль за ходом его реализации (в том числе оценку достижения целевых показателей (индикаторов) Плана) осуществляет Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми
Исполнитель Плана по запросу Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми предоставляют информацию об исполнении Плана.
В целях контроля исполнения Плана, своевременного принятия мер по повышению эффективности его реализации и расходования средств на его реализацию ежеквартально осуществляется оценка эффективности реализации Плана по установленным индикаторам эффективности.
|
№
| Наименование мероприятия
| Сроки
| Ожидаемые результаты
|
Раздел 1. Выявление (диагностика) у детей расстройств аутистического спектра.
Оказание ранней помощи детям с РАС
|
1
| Мониторинг состояния детей с РАС, создание и ведение регионального банка
| постоянно
| Создание единого банка данных о детях с РАС, обеспечение координации деятельности по оказанию помощи детям с РАС и семьям, их воспитывающим
|
2
| Мониторинг нуждаемости семей, воспитывающих детей с РАС, в услугах комплексной помощи
| постоянно
| Анализ положения семей, воспитывающих детей с РАС, выявление их потребностей в получении помощи, а также уровня удовлетворенности получаемой помощью
Повышение уровня информированности родителей (законных представителей) о признаках аутизма у детей и формирование активной позиции родителей в вопросах здоровья детей
|
3
| Анализ деятельности по применению эффективных технологий психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с РАС и семьям, их воспитывающим
| постоянно
| Проведение мониторинга и оценки эффективности применяемых технологий психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с РАС и их семьям, мониторинга профессиональных и информационных потребностей специалистов, оказывающих помощь детям с РАС; изучение, обобщение и распространение лучших практик
|
4
| Разработка региональной модели комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и помощи для детей дошкольного и школьного возраста с признаками РАС
| до 01.10.2017
| Повышение эффективности и качества предоставления комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с РАС и семьям, их воспитывающим
|
5
| Консультирование родителей(иных законных представителей) на базе психолого-медико-педагогических комиссий
| постоянно
| Раннее выявление детей с РАС, информирование родителей о возможности получения ими комплексной помощи в вопросах воспитания и развития детей с РАС
|
6
| Консультирование родителей (законных представителей) по вопросам реабилитации и социализации ребенка с РАС, обучение их эффективным технологиям и методикам реабилитации ребенка (в т.ч. в домашних условиях)
| постоянно
| Информирование родителей, воспитывающих детей с РАС, о существующей системе помощи, повышение родительской компетентности в вопросах воспитания, реабилитации и социализации детей
Оказание родителям своевременной консультационной поддержки
|
7
| Разработка и ведение индивидуальной маршрутной карты психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с РАС
| постоянно
| Оказание своевременной консультационной поддержки родителям, информирование родителей об этапах проведения сопровождения
|
8
| Проведение оценки качества и результативности помощи, предоставляемой детям с РАС
| постоянно
| Обеспечение контроля качества услуг, оказываемых семьям, воспитывающим детей с РАС, с целью повышения качества оказываемой помощи
|
Раздел 2. Реализация индивидуального образовательного маршрута детей с РАС
|
1
| Обеспечение доступности для детей с РАС дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования
| постоянно
| Выполнение рекомендаций ПМПК в части организации обучения детей с РАС по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с РАС (варианты 8.1., 8.2., 8.3., 8.4.)
|
2
| Ведение мониторинга обеспеченности образовательных организаций, обучающих/воспитывающих детей с РАС, кадровыми ресурсами (педагог, учитель-логопед, педагог-психолог, тьютор)
| постоянно
| Ведение мониторинга обеспечения качественного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с РАС в условиях образовательных организаций
|
3
| Формирование реестра образовательных организаций, обеспечивающих специальные условия получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ, в том числе с РАС
| постоянно
| Формирование и пополнение реестра образовательных организаций, обеспечивающих специальные условия получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ, в том числе с РАС
|
4
| Разработка рекомендаций для специалистов образовательных организаций по созданию специальных образовательных условий для детей с РАС
| постоянно
| Оказание методической и консультационной помощи специалистам образовательных организаций по вопросам создания специальных образовательных условий для детей с РАС, повышение профессиональной компетентности специалистов
|
5
| Разработка методических рекомендаций по мероприятиям психолого-педагогической реабилитации или абилитации ребенка с РАС (согласно Выпискам из ИПРА детей-инвалидов)
| постоянно
| Оказание методической помощи специалистам образовательных организаций по вопросам проведения психолого-педагогической реабилитации или абилитации ребенка с РАС, повышение профессиональной компетентности специалистов
|
6
| Проведение мониторинга по исполнению образовательными организациями мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации ребенка с РАС
| постоянно
| Контроль исполнения государственными и муниципальными образовательными организациями мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации ребенка с РАС
|
7
| Консультирование педагогических работников по вопросам разработки адаптированной образовательной программы для детей с РАС, разработки индивидуальных образовательных маршрутов для детей с РАС
| постоянно
| Повышение профессиональной компетентности специалистов образовательных организаций по вопросам разработки адаптированной образовательной программы для детей с РАС, разработки индивидуальных образовательных маршрутов для детей с РАС
|
8
| Наличие и функционирование образовательного ресурса программ переподготовки и повышения квалификации пед. кадров и специалистов, работающих с детьми с РАС (Информационный портал «Открытое образование»)
| постоянно
| Наличие условий для повышения качества переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров и специалистов, работающих с детьми с РАС
|
Раздел 3. Оказание комплексной помощи семьям, воспитывающим детей с РАС
|
1
| Организация механизма межведомственного взаимодействия по оказанию комплексной помощи детям с РАС
| до 01.10.2017
| Повышение качества комплексной помощи детям с РАС и воспитывающим их семьям. Обеспечение своевременности ее оказания и закрепление механизмов устойчивого межведомственного взаимодействия организаций
|
2
| Организация психологической поддержки и сопровождения семей, воспитывающих детей с РАС
| постоянно
| Оказание психологической помощи и психологическое сопровождение семей, воспитывающих детей с РАС, раскрытие реабилитационного и абилитационного потенциала.
|
3
| Оказание содействия родителям (законным представителям), воспитывающим детей с РАС, в повышении правовой, педагогической культуры
| постоянно
| Создание условий для повышения качества жизни семей, воспитывающих детей с РАС
|
4
| Обучение родителей (законных представителей) эффективным методам взаимодействия с детьми с РАС с использованием карточек PECS для проведения занятий в домашних условиях
| постоянно
| Проведение обучения родителей технологиям альтернативной коммуникации, методам сенсорной интеграции с использованием карточек PECS. Улучшение социального самочувствия, психологического климата в семьях, воспитывающих детей с РАС
|
Раздел 4. Кадровое и информационное обеспечение реализации Плана, информирование населения
|
1
| Организация работы по внедрению эффективных технологий психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с РАС и воспитывающим их семьям
| постоянно
| Обеспечение эффективного внедрения технологий психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с РАС и воспитывающим их семьям, обеспечение методического сопровождения специалистов, оказывающих помощь детям с РАС
|
2
| Организация информационно-методической деятельности по внедрению эффективных технологий медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с РАС
| постоянно
| Проведение обучающих и методических семинаров для специалистов образовательных организаций по вопросам оказания комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с РАС; методическое сопровождение деятельности специалистов; формирование информационного банка данных по ресурсному обеспечению эффективными технологиями и методиками работы с детьми с РАС и их семьями
|
3
| Обучение специалистов образовательных организаций технологиям работы по оказанию системной помощи детям с РАС и их семьям
| постоянно
| Повышение профессиональной компетентности специалистов в вопросах формирования своевременной реализации комплексного маршрута помощи по месту проживания ребенка
|
4
| Организация и проведение семинаров, совещаний, «круглых столов» для специалистов по вопросам оказания комплексной помощи детям с РАС
| постоянно
| Проведение методических семинаров, совещаний, «круглых столов» и других мероприятий для специалистов по вопросам оказания помощи детям с РАС будет способствовать выявлению и решению проблем в распространении эффективного опыта и др.
|
5
| Обучение и подготовка специалистов по Прикладному Анализу Поведения и по курсу «Программа комплексной реабилитации и социальной адаптации детей и подростков, имеющих РАС»
| постоянно
| Повышение профессиональной компетентности специалистов
|
6
| Размещение информации на ресурсах сети «Интернет» о возможности получения комплексной помощи семьями, воспитывающими детей с РАС, информации об особенностях и проблемах детей с РАС
| постоянно
| Повышение уровня информированности населения, родителей, воспитывающих детей с РАС. Формирование в обществе толерантного отношения к таким детям
|
7
| Подготовка и распространение методических рекомендаций по оказанию комплексной помощи семьям, воспитывающим детей с РАС, в том числе с применением эффективных социальных технологий и методик, направленных на своевременное выявление у детей РАС, оказание ранней помощи
|
| Распространение положительного опыта, формирование эффективного инструментария оказания комплексной помощи детям с РАС и семьям их воспитывающим, повышение профессиональной компетентности специалистов по работе с детьми с РАС
|
8
| Представление эффективных региональных практик комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с РАС и семьям их воспитывающим
|
| Представление регионального опыта по оказанию комплексной помощи детям с РАС, включая результаты реализации Плана в Республике Коми, ознакомление с опытом других регионов
|
9
| Подготовка, издание и распространение сборника информационно-методических материалов с целью представления итогов реализации Плана
|
| Тиражирование эффективных практик и технологий оказания комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с РАС и семьям их воспитывающим
|