Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ, КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ




Информация

О деятельности Регионального ресурсного центра

Количество детей в Республике Коми и г. Сыктывкаре, включенных в банк данных детей с расстройством аутистического спектра (далее – РАС).

Согласно приказа Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми от 01.06.2017 № 188-п, всоздан Региональный ресурсный центр по организации комплексной помощи детям с РАС.

План деятельности Регионального ресурсного центра утвержден приказом Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми от 25.09.2017 № 875.

08 сентября 2017 года подписано Соглашение о сотрудничестве между Министерствомобразования, науки и молодежной политики Республики Коми и ВГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с РАС (далее – ФРЦ).

Во исполнение данного Соглашения в Республике Коми создан банк данных детей с РАС.

По состоянию на 15 декабря 2017 года, в банке данных детей с РАС – 83 ребенка в возрасте от 3 до 21 года. 74 ребенка имеют статус – «ребенок-инвалид». 28 детей проживают в г. Сыктывкаре, остальные - из 15 муниципальных образований республики: гг. Ухта, Вуктыл, Сосногорск, Воркута, Усинск, Инта, Печора, Емва; Усть-Цилемский, Прилузский, Сысольский, Сыктывдинский, Удорский, Койгородский, Корткеросский районы.

47 детей с РАС обучаются в государственных общеобразовательных организациях, 11 детей посещают дошкольные образовательные организации, 24 – муниципальные общеобразовательные организации, 1 ребенок (2014 г.р.) – не организован.

По информации, представленной муниципальными управлениями образованием и государственными общеобразовательными организациями, 6 детей обучаются по основной общеобразовательной программе, остальные обучаются по адаптированным общеобразовательным программам для детей с различными нарушениями развития. С обучающимися также проводятся коррекционно-развивающие занятия с учителями-логопедами, педагогами-психологами, учителями-дефектологами.

В образовательном процессе обучающихся с РАС сопровождают тьюторы – 5 человек.

 

Ссылка на Интернет-ресурс, на котором организовано он-лайн консультирование родителей детей с РАС.

    В настоящее время проводится работа по разработке и содержательному наполнению раздела «Региональный ресурсный центр», в который войдут: нормативно-правовая база, комплект методических пособий по работе с детьми с РАС, отчетная документация Ресурсного центра, информация о диагностико-консультативной деятельности и проведении коррекционно-развивающих занятий и др.

    Также у родителей, воспитывающих детей с РАС, педагогов образовательных организаций появится возможность в он-лайн режиме получить консультацию специалиста Центра.

    Дата исполнения данного пункта – 25 декабря 2017 года.

 

Промежуточные результаты деятельности и план работы на 2018 год Регионального ресурсного центра за 2017 год.

Основная цель деятельности Регионального ресурсного центра-координация деятельности образовательных и иных организаций, осуществляющих комплексную помощь детям с РАС, обеспечение их сетевого взаимодействия и оказание им поддержки в вопросах комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с РАС.

Достижение данной цели осуществляется через решение многих задач. Представим промежуточные результаты решения задач.

 

Задача Промежуточные результаты
1 2 Координация деятельности образовательных и иных организаций по реализации Плана по оказанию комплексной помощи семьям, воспитывающим детей с РАС Организация сетевого взаимодействия Регионального ресурсного центра с организациями разных ведомств, осуществляющими комплексную помощь детям с РАС В стадии разработки и утверждения План межведомственного взаимодействия по организации комплексной помощи детям с РАС. Проект Плана представлен на рассмотрение в Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми. В рабочую группу по реализации Плана, помимо специалистов сферы образования, войдут представители Министерства здравоохранения, Министерства труда и социальной защиты, Министерства культуры и Министерства физкультуры и спорта Республики Коми.
3 4 Внедрение и распространение современных технологий, систематизированного опыта по сопровождению, воспитанию и обучению детей с РАС   Оказание методической, экспертной и информационно-аналитической поддержки образовательным и иным организациям, работающим с детьми с РАС 04 октября 2017 года в рамках педагогического форума «Образование. Государство. Общество» во время работы дискуссионной площадки «Индивидуализация обучения и социализация обучающихся с ОВЗ» проведено в т.ч. и освещение вопроса «Организация комплексной помощи детям с РАС и семьям, их воспитывающим» в рамках деятельности Регионального ресурсного центра. В работе площадки принимало участие около 140 специалистов муниципальных управлений образованием, образовательных организаций 12 муниципальных образований республики.   В муниципальные управления образованием, в государственные общеобразовательные организации направлены для рассмотрения и дальнейшего использования в работе следующие методические пособия: - Практическое пособие «Ресурсный класс. Опыт организации обучения и внеурочной деятельности детей с аутизмом в общеобразовательной школе». Данное пособие выпущено при участии Фонда содействия решению проблем аутизма в России «Выход» и АНО содействия инклюзии детей с РАС «Ресурсный класс»; - Методическое пособие «Адаптация образовательной программы обучающегося с РАС»; - Методическое пособие «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с РАС», разработанное ФГБОУ ВО «МГППУ» и ФРЦ; - Методическое пособие «Формирование жизненных компетенций обучающихся с РАС», разработанное ФГБОУ ВО «МГППУ» и ФРЦ. В настоящее время к распространению готовятся следующие пособия, разработанные ФГБОУ ВО «МГППУ» и ФРЦ: - «Реализация ФГОС начального общего образования обучающихся с РАС»; - «Адаптация учебных материалов для обучающихся с РАС»; - «Организация работы с родителями детей с РАС»
5 Организация обучения специалистов социальной сферы, специалистов в сфере образования, охраны здоровья и социального обслуживания современным диагностическим и коррекционно-развивающим методикам, эффективным методам оказания помощи детям с РАС и их семьям На данный момент обучением охвачены лишь специалисты ГУ РК «Республиканский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи». В период с 16 по 20 октября 2017 г. в Москве на базе Московского государственного психолого-педагогического университета, Федерального ресурсного центра учителя-логопед Василевич К.С. прошла обучение – курсы повышения квалификации» по программе «Психолого-педагогическая коррекция и обучение детей с РАС», целью которых являлось формирование у специалистов базовых компетенций, необходимых для эффективной работы с детьми с РАС (72 ч.). В перспективе – прохождение курсов повышения квалификации на базе вышеуказанных учреждений – в апреле 2018 года.
6 Организация стажировок по подготовке тьюторов и волонтеров для сопровождения детей с РАС и семей, их воспитывающих В рамках сотрудничества с ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж им. И.А. Куратова», проводятся стажировки студентов Колледжа, обучающихся по специальностям «Коррекционная педагогика в начальном образовании» и «Преподавание в начальных классах». Студенты осуществляют сопровождение обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов, в том числе и с РАС, на следующих мероприятиях: - спортивный праздник «За доброй надеждой» для детей с ОВЗ (01 декабря 2017); - на праздничном концерте «Мир, нарисованный словами» (05 мая 2017); - во время проведения коррекционно-развивающих занятий в рамках Лаборатории ранней комплексной помощи «Сфера» (ноябрь-декабрь 2017). В настоящее время силами студентов под руководством специалистов Регионального ресурсного центра готовится Новогоднее представление для детей, посещающих коррекционно-развивающие занятия в рамках Лаборатории ранней комплексной помощи «Сфера» и регионального ресурсного центра (дата проведения – 27 декабря 2017, 09.30)
7 Осуществление индивидуально ориентированной консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с РАС Работа специалистов Регионального ресурсного центра строится на основе постоянного взаимодействия с родителями, которым даются рекомендации, проводятся консультативные встречи по различным вопросам, вызывающим трудности. Консультирование специалистов (индивидуальное и групповое) включает в себя: • консультирование по поводу изменения стратегии педагогической помощи и обучения; • консультирование по вопросам трудностей в работе с детьми для выработки программы совместного решения проблемы; • консультирование по результатам (промежуточным и итоговому) работы с ребенком. За отчетный период проведено 22 консультации с родителями детей, посещающих Региональный ресурсный центр. С 7 ноября 2017 г. по 19 января 2018 г. осуществляется диагностическая, коррекционно-развивающая работа с 10 детьми в возрасте от 3 до 7 лет (второй набор).
8 Организация взаимодействия с Федеральным ресурсным центром по организации комплексного сопровождения детей с РАС, проведение конференций, семинаров, вебинаров В настоящее время осуществляется тесное взаимодействие с Федеральным ресурсным центром в плане оказания специалистами ФРЦ методической и консультационной помощи, а также в рамках участия специалистов Регионального ресурсного центра в семинарах и конференциях в г. Москве. В течение 2017 года Н.В. Карманова, заместитель директора ГУ РК «РПМСЦ «Образование и здоровье» посетила: - Всероссийский семинар-совещание «Проектирование результатов освоения АООП для детей с ОВЗ» в г. Воронеже – 21-22 апреля 2017; - Международную научно-практическую конференцию «Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики» в г. Москве – 21-23 июня 2017; - Всероссийскую научно-практическую конференцию «Комплексное сопровождение детей с РАС» - 22-24 ноября 2017. Статья «Об организации деятельности Регионального ресурсного центра в Республике Коми» вошла в сборник материалов Всероссийскую научно-практическую конференцию «Комплексное сопровождение детей с РАС». Электронная версия сборника размещена на официальном сайте Федерального ресурсного центра. В настоящее время достигнута договоренность об оказании помощи специалистами Федерального ресурсного центра в плане организации диагностико-консультативной деятельности Регионального ресурсного центра.

 

п.7 – дополнение - Осуществление индивидуально ориентированной консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с РАС

 

В Региональном ресурсном центре (ул. Катаева, 14) создана четко структурированная пространственная среда: зоны отдыха, физической разгрузки и релаксации с пуфами, матами для лежания, зоны для сенсорного развития (пространство с сенсорными игрушками); оборудованием для игровой и песочной психокоррекции, для арт-терапии и свободного самовыражения ребенка (песочница, игрушки, краски, глина, скульптурный пластилин, природные материалы и др.);сенсорная комната, учебная зона с соответствующей мебелью, логопедический пункт, кабинет специалистов для индивидуального приема родителей, зона отдыха и ожидания родителей.

Сотрудники Центра работают с семьями, воспитывающих детей с РАС и с иными нарушениями в развитии, со сложной структурой дефекта:

- с нарушениями интеллектуального развития (дети с задержкой психического развития, с умственной отсталостью различной степени);

- с нарушениями функций зрительного анализатора;

- с нарушениями двигательного развития;

- с нарушениями речевого развития;

- с хроническими соматическими заболеваниями (в том числе с хромосомными патологиями).

Исходя из цели и задач работы Центра, в деятельности специалистов выделяются следующие направления работы: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ, КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Зачисление на комплексную диагностику и коррекционно-развивающие занятия в Центр осуществляется на основании заявления и с согласия родителей (законных представителей) по рекомендации Центральной психолого-медико-педагогической комиссии по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования.

В целях всестороннего изучения общего развития детей с нарушениями развития (риском нарушения), уровня их интеллектуального развития и психических процессов, особенностей эмоционально-волевой сферы, навыков учебной деятельности, речевого развития; выявления актуальных и потенциальных возможностей детей, зоны их ближайшего развития проводится комплексная диагностика. Комплексная психолого-медико-педагогическая диагностика в Ресурсном центре является ключевым направлением, которую проводит команда специалистов, состоящая из педагогов-психологов, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, методиста.

Каждый специалист междисциплинарной команды проводит углубленную диагностику, оценивая не только трудности, но и сильные стороны ребенка. Особое внимание уделяется уровню сформированности универсальных (базовых) учебных действий обучающихся с ОВЗ.

В качестве диагностического материала используются методы наблюдения, опроса детей и их родителей, а также специальный диагностический инструментарий.

Диагностический период занимает от двух недель до двух месяцев и определяется уровнем развития ребенка, глубиной нарушений, степенью развития отдельных психических познавательных процессов (т.е. с учетом особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ).

В ходе диагностики каждый специалист заполняет соответствующие разделы диагностической индивидуальной карты динамики развития ребенка.Особое внимание при описании индивидуальных особенностей и образовательных потребностей уделяется таким разделам:

- особенности речи;

-внимание, темп деятельности, утомляемость;

-особенности сенсорного восприятия;

-особенности моторного развития и графических навыков;

-особенности формирования универсальных (базовых) учебных действий;

- другие особенности обучающегося.

Диагностика осуществляется также в ходе коррекционно-развивающих занятий. Занятия проводятся не реже двух раз в неделю блоками по 2-3-4 занятия, продолжительность и количество которых определяется индивидуально. Длительность одного занятия составляет от 15 до 30 мин. (учитывается возраст детей, особенности развития, продолжительность занятий регулируется Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях).

За отчетный период (с 1 августа по 13 декабря 2017 года) было проведено 520 ч. коррекционно-развивающих занятий: август - 64 ч.; сентябрь- 102 ч.; октябрь – 70 ч.; ноябрь – 172 ч; декабрь – 112 ч.

На основании комплексной диагностики специалистами Центра 17 октября 2017 г. подведены итоги полученных результатов психолого-педагогической диагностики, даны рекомендации родителям (законным представителям) 7-х детей по проблемам развития их ребенка, по дальнейшему его воспитанию и обучению; образовательным организациям – методические рекомендации по созданию необходимых условий, которые должны создаваться для ребенка с ОВЗ.

 

План деятельности Регионального ресурсного центра










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 157.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...