Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Условные обозначения, принятые при решении генетических задач




  символ ♀ - жен­ская особь   символ ♂ -  мужская особь   х - скрещивание   А, В, С - гены, отвечающие за доминантный признак   а, b, c - ген, отвечающий за  рецес­сивный признак   Р - родительское поколение   F1 -  первое поколение потомков   F2 -  второе поколение потомков   G – гаметы    Генотип F1 – генотип первого поколения потомков   ХХ – половые хромосомы женской особи   ХY - половые хромосомы мужской особи   ХА – доминантный ген, локализованный в Х хромосоме   Xa  –  рецессивный ген, локализованный в Х хромосоме   Ph – фенотип   Фенотип F1 – фенотип первого поколения потомков    

Алгоритм решения генетических задач

  1. Внимательно прочтите условие задачи.
  2. Сделайте краткую запись условия задачи (что дано по условиям задачи).
  3. Запишите генотипы и фенотипы скрещиваемых особей.
  4. Определите и запишите типы гамет, которые образуют скрещиваемые особи.
  5. Определите и запишите генотипы и фенотипы полученного от скрещивания потомства.
  6. Проанализируйте результаты скрещивания. Для этого определите количество классов потомства по фенотипу и генотипу и запишите их в виде числового соотношения.
  7. Запишите ответ на вопрос задачи.

 

Оформление генетических задач

  1. Первым принято записывать генотип женской особи, а затем – мужской (верная запись - ♀ААВВ х ♂аавв; неверная запись - ♂аавв х ♀ААВВ).
  2. Гены одной аллельной пары всегда пишутся рядом (верная запись – ♀ААВВ; неверная запись ♀АВАВ).
  3. При записи генотипа , буквы, обозначающие признаки, всегда пишутся в алфавитном порядке, независимо, от того, какой признак – доминантный или рецессивный – они обозначают (верная запись - ♀ааВВ ; неверная запись -♀ ВВаа).
  4. Если известен только фенотип особи, то при записи её генотипа пишут лишь те гены, наличие которых бесспорно. Ген, который невозможно определить по фенотипу, обозначают значком «_» (например, если жёлтая окраска (А) и гладкая форма (В) семян гороха – доминантные признаки, а зелёная окраска (а) и морщинистая форма (в) – рецессивные, то генотип особи с жёлтыми морщинистыми семенами записывают А_вв).
  5. Под генотипом всегда пишут фенотип.
  6. У особей определяют и записывают типы гамет, а не их количество:

      верная запись неверная запись

       ♀ АА                                                  ♀ АА

     А                                                        А А

  1. Фенотипы и типы гамет пишутся строго под соответствующим генотипом.
  2. Записывается ход решения задачи с обоснованием каждого вывода и полученных результатов.
  3. При решении задач на ди- и полигибридное скрещивание для определения генотипов потомства рекомендуется пользоваться решёткой Пеннета. По вертикали записываются типы гаметы от материнской особи, а по горизонтали – отцовской. На пересечении столбца и горизонтальной линии записываются сочетание гамет, соответствующие генотипу образующейся дочерней особи.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Какие гены называют аллельными?
  2. Объясните суть первого закона Менделя.
  3. Сформулируйте второй закон Менделя.
  4. Чем отличается понятие «генотип» от «геном»?
  5. Чем отличается понятие «ген» от «генотип»?
  6. Каким символом обозначают материнскую особь при решении генетических задач?
  7. Что означает символ F2, принятый при решении генетических задач?
  8. В каком порядке пишутся буквы, обозначающие признаки при оформлении генетических задач?
  9. Именем какого ученого названа решетка, использующаяся при решении задач на ди- и полигибридное скрещивание для определения генотипов потомства?
  10. Какая из записей является верной, ♀ааВВ или ♀аВаВ?
  11. Генотип женской или мужской особи записывается первым при решении генетических задач?

 

ГЛАВА 2. ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

2.1. . Задачи на моногибридное скрещивание

1. Условия задачи:У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких. Женщина с длинны­ми ресницами, у отца которой были короткие ресницы, вышла замуж за мужчину с корот­кими ресницами. Ответьте на вопросы:

1) Сколько типов гамет образу­ется, у женщины, мужчины ?

2) Какова вероятность (в %) рождения в данной семье ребен­ка с длинными ресницами?

3) Сколько разных генотипов, фенотипов может быть среди детей этой супружеской пары?

  2. Запишем объект исследования и обозначение генов:

Дано: Объект исследования– человек

Исследуемый признак – длина ресниц:

Ген А – длинные

 Ген а – короткие

Найти: Количество образуемых гамет у матери (♀)и отца(♂);             Вероятность рождения ребенка с длинными ресницами; генотип F1 , фенотип F1 .

3. Решение.Определяем ге­нотипы родителей. Женщина имеет длинные ресницы, следо­вательно, ее генотип может быть АА или Аа. По условию задачи отец женщины имел ко­роткие ресницы, значит, его ге­нотип — аа. Каждый организм из пары аллельных генов полу­чает один — от отца, другой — от матери, значит, генотип жен­щины — Аа. Генотип ее супру­га — аа, так как он с короткими ресницами.

Запишем схему брака

Р            Аа X           ♂  аа










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 622.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...