Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕШЕНИЮ




ТЕХНОЛОГИЯ РЕШЕНИЯ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Учебно-методическое пособие                   

                                                          

НОВОСТРОЙКА 2012

 

Составитель: учитель биологии И.Г. Фунтова

Технология решения генетических задач. Для учащихся 9-11 классов / МБОУ «Новостроевская СОШ»; сост. И.Г. Фунтова. –  Новостройка, 2012. – 28 с.

Учебно-методическое пособие составлено с целью помочь учащимся самостоятельно разобраться в технологии решения генетических задач. Пособие содержит методические материалы и вопросы для самостоятельной работы учащихся. Пособие так же может использоваться при проведения практических и самостоятельных работ учащихся по генетике. Предназначено для обучающихся 9-11 классов общеобразовательных учреждений, абитуриентов и учителей биологии.

РЕКОМЕНДОВАНО: методической комиссией естественно-математического цикла «_____» ноября 2012 г. Председатель комиссии ______Л.А. Пашковская ОБСУЖДЕНО: на заседании педагогического совета школы протокол №_______ от «_____» ноября 2012 г. УТВЕРЖДЕНО: и. о. директора МБОУ «Новостроевская СОШ» ________С.В. Шулепова «_____» ноября 2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………...……………...…….. 4
ТЕРМИНОЛОГИЯ……………………….……………………………….. 5
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕШЕНИЮ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ.........................................................................   7
1.1. Условные обозначения, принятые при решении генетических задач…………………………………………………………………….. 1.2. Алгоритм решения генетических задач……………………………… 1.3. Оформление генетических задач………………………………………   7 8 8
ГЛАВА 2. ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ…….. 10
2.1. Задачи на моногибридное скрещивание….………………………..…. 2.2. Задачи на дигибридное скрещивание……………………...…………. 2.3. Задачи на сцепенное с полом наследование….………………………. 10 11 12
ГЛАВА 3. ЗАДАНИЯ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА И ТИПОВ ОБРАЗУЮЩИХСЯ ГАМЕТ……………..…………………….   13
ГЛАВА 4. ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ………………………………… 15
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ………………………… 24
   
   
   
   
   
   

ВВЕДЕНИЕ

Раздел «Генетика» школьного курса биологии - является одним из самых сложных для понимания учащихся. Облегчению усвоения этого раздела может способствовать знание терминологии современной генетики, а также решение задач разных уровней сложности.

На данный момент, большинство учебников, по которым осуществляется изучение разделов генетики в старших классах общеобразовательных школ, содержат мало тренировочных заданий по генетике. Их, как правило, недостаточно для успешной отработки навыков решения генетических задач на моногибридное, дигибридное и сцепленное с полом наследование признаков.

Решение генетических задач развивает у школьников логическое мышление и позволяет им глубже понять учебный материал, дает возможность учителям осуществлять эффективный контроль уровня достижений учащихся.

В пособии приведена основная терминология, необходимая для понимания и успешного решения генетических задач, общепринятые условные обозначения, так же приведены примерные алгоритмы решения задач на разные типы наследования.

Для каждой задачи приведено примерное количество баллов, которое может заработать ученик в случае успешного выполнения задания. Так же разбаловка поможет дифференцированно оценивать знания учащихся.

Данное учебно-методическое пособие составлено в помощь учителям биологии, учащимся старших классов общеобразовательных школ и абитуриентам.

 

ТЕРМИНОЛОГИЯ

  1. Альтернативные признаки -взаимоисключающие, контрастные.
  2. Анализирующее скрещивание –скрещивание особи неопределенного генотипа с особью, гомозиготной по рецес­сивным аллелям.
  3.  Аутосома - любая парная хромосома, не относящаяся к половым хромосомам в диплоидных клетках. У человека диплоидный хромосомный набор (кариотип) представлен 22 парами хромосом(аутосом) и одной парой половыххромосом (гоносом).
  4. Второй закон Менделя (закон расщепления) - при скрещивании двух гибридов первого поколения между собой среди их потомков – гибридов второго поколения - наблюдается расщепление: число особей с доминантным признаком относится к числу особей с рецессивным признаком как 3:1 ( расщепление по генотипу 1:2:1, по фенотипу 3:1).
  5. Гамета - половая клетка растительного или животного организма, несущая один ген из аллельной пары.
  6.  Ген- участок молекулы ДНК (в некоторых случаях РНК), в котором закодирована информация о биосинтезе одной полипептидной цепи с определенной аминокислотной последовательностью.
  7.  Геном - совокупности генов, заключённых в гаплоидном наборе хромосом организмов одного биологического вида.
  8. Генотип - совокупность генов, локализованных в гаплоидном наборе хромосом данного организма. В отличие от понятий генома и генофонда, характеризует особь, а не вид.
  9. Гетерозиготные организмы – организмы, содержащие различные аллельные гены.
  10. Гомозиготные организмы – организмы, содержащие два одинаковых аллельных гена.
  11. Гомологичные хромосомы - парные хромосомы, одинаковые по форме, размерам и набору генов.
  12. Дигибридное скрещивание -скрещивание организмов, отличающихся по двум признакам.
  13. Закона Моргана (закон сцепления) – сцепленные гены, расположенные в одной хромосоме, наследуются совместно (сцепленно).
  14. Закон чистоты гамет -при образова­нии гамет в каждую из них попадает только один из двух аллельных генов.
  15. Кариотип - совокупность признаков (число, размеры, форма и т. д.) полного набора хромосом, присущая клеткам данного биологического вида (видовой кариотип), данного организма (индивидуальный кариотип) или линии (клона) клеток. Кариотипом иногда также называют и визуальное представление полного хромосомного набора (кариограммы).
  16. Кодоминирование –вид взаимодействия аллельных генов, при котором в потомстве появляются признаки генов обоих родителей.
  17. Комплементарное (дополнительное) взаимодействие генов – такое взаимодействие генов, в результате которого появляются новые признаки.
  18. Локус - участок хромосомы, в котором расположен ген.
  19. Моногибридное скрещивание –скрещивание организмов, отличающихся по одному признаку (учитывается только один признак);
  20. Неполное доминирование –неполное подавление доминантным геном рецессивного из аллельной пары. При этом возникают промежуточные признаки, и признак у гомозиготных особей будет не таким, как у гетерозиготных.
  21. Первый закон Менделя (закон единообразия гибридов первого поколения) -  при скрещивании родителей чистых линий, различающихся по одному контрастному признаку, все гибриды первого поколения окажутся единообразными и в них проявится признак только одного из родителей.
  22. Плейотропность (множественное действие гена) -это такое взаимодействие генов, при котором один ген, влияет сразу на несколько признаков.
  23. Полимерия –дублирующие действия неаллельных генов в проявлении данного признака.
  24. Полигибридное скрещивание -скрещивание организмов, отличающихся по нескольким признакам.
  25. Сцепленное с полом наследование – наследование гена, расположенного в половой хромосоме.
  26. Третий закон Менделя (закон независимого наследования, комбинирования признаков) –каждая пара контрастных (альтернативных) признаков наследуется независимо друг от друга в ряду поколений; в результате среди гибридов второго поколения появляются потомки с новыми комбинациями признаков в соотношении 9 : З : З : 1.
  27. Фенотип -  совокупность всех внешних и внутренних признаков какого-либо организма.
  28. Чистые линии – организмы, не скрещивающиеся с другими сортами, гомозиготные организмы.     
  29. Эпистаз — это такое взаимодействие генов, когда один из них подавляет проявления другого, неаллельного ему.

     

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕШЕНИЮ

 ГЕНЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 295.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...