Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕШЕНИЮ
ТЕХНОЛОГИЯ РЕШЕНИЯ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Учебно-методическое пособие
НОВОСТРОЙКА 2012
Составитель: учитель биологии И.Г. Фунтова
Технология решения генетических задач. Для учащихся 9-11 классов / МБОУ «Новостроевская СОШ»; сост. И.Г. Фунтова. – Новостройка, 2012. – 28 с.
Учебно-методическое пособие составлено с целью помочь учащимся самостоятельно разобраться в технологии решения генетических задач. Пособие содержит методические материалы и вопросы для самостоятельной работы учащихся. Пособие так же может использоваться при проведения практических и самостоятельных работ учащихся по генетике. Предназначено для обучающихся 9-11 классов общеобразовательных учреждений, абитуриентов и учителей биологии.
РЕКОМЕНДОВАНО:
методической комиссией естественно-математического цикла
«_____» ноября 2012 г.
Председатель комиссии
______Л.А. Пашковская
| ОБСУЖДЕНО:
на заседании педагогического совета школы
протокол №_______ от
«_____» ноября 2012 г.
| УТВЕРЖДЕНО:
и. о. директора МБОУ «Новостроевская СОШ»
________С.В. Шулепова
«_____» ноября 2012 г.
|
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………...……………...……..
| 4
| ТЕРМИНОЛОГИЯ……………………….………………………………..
| 5
| ГЛАВА 1. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕШЕНИЮ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ.........................................................................
|
7
| 1.1. Условные обозначения, принятые при решении генетических задач……………………………………………………………………..
1.2. Алгоритм решения генетических задач………………………………
1.3. Оформление генетических задач………………………………………
|
7
8
8
| ГЛАВА 2. ПРИМЕРЫ РЕШЕНИЯ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ……..
| 10
| 2.1. Задачи на моногибридное скрещивание….………………………..….
2.2. Задачи на дигибридное скрещивание……………………...………….
2.3. Задачи на сцепенное с полом наследование….……………………….
| 10
11
12
| ГЛАВА 3. ЗАДАНИЯ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА И ТИПОВ ОБРАЗУЮЩИХСЯ ГАМЕТ……………..…………………….
|
13
| ГЛАВА 4. ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ…………………………………
| 15
| УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ…………………………
| 24
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
ВВЕДЕНИЕ
Раздел «Генетика» школьного курса биологии - является одним из самых сложных для понимания учащихся. Облегчению усвоения этого раздела может способствовать знание терминологии современной генетики, а также решение задач разных уровней сложности.
На данный момент, большинство учебников, по которым осуществляется изучение разделов генетики в старших классах общеобразовательных школ, содержат мало тренировочных заданий по генетике. Их, как правило, недостаточно для успешной отработки навыков решения генетических задач на моногибридное, дигибридное и сцепленное с полом наследование признаков.
Решение генетических задач развивает у школьников логическое мышление и позволяет им глубже понять учебный материал, дает возможность учителям осуществлять эффективный контроль уровня достижений учащихся.
В пособии приведена основная терминология, необходимая для понимания и успешного решения генетических задач, общепринятые условные обозначения, так же приведены примерные алгоритмы решения задач на разные типы наследования.
Для каждой задачи приведено примерное количество баллов, которое может заработать ученик в случае успешного выполнения задания. Так же разбаловка поможет дифференцированно оценивать знания учащихся.
Данное учебно-методическое пособие составлено в помощь учителям биологии, учащимся старших классов общеобразовательных школ и абитуриентам.
ТЕРМИНОЛОГИЯ
- Альтернативные признаки -взаимоисключающие, контрастные.
- Анализирующее скрещивание –скрещивание особи неопределенного генотипа с особью, гомозиготной по рецессивным аллелям.
- Аутосома - любая парная хромосома, не относящаяся к половым хромосомам в диплоидных клетках. У человека диплоидный хромосомный набор (кариотип) представлен 22 парами хромосом(аутосом) и одной парой половыххромосом (гоносом).
- Второй закон Менделя (закон расщепления) - при скрещивании двух гибридов первого поколения между собой среди их потомков – гибридов второго поколения - наблюдается расщепление: число особей с доминантным признаком относится к числу особей с рецессивным признаком как 3:1 ( расщепление по генотипу 1:2:1, по фенотипу 3:1).
- Гамета - половая клетка растительного или животного организма, несущая один ген из аллельной пары.
- Ген- участок молекулы ДНК (в некоторых случаях РНК), в котором закодирована информация о биосинтезе одной полипептидной цепи с определенной аминокислотной последовательностью.
- Геном - совокупности генов, заключённых в гаплоидном наборе хромосом организмов одного биологического вида.
- Генотип - совокупность генов, локализованных в гаплоидном наборе хромосом данного организма. В отличие от понятий генома и генофонда, характеризует особь, а не вид.
- Гетерозиготные организмы – организмы, содержащие различные аллельные гены.
- Гомозиготные организмы – организмы, содержащие два одинаковых аллельных гена.
- Гомологичные хромосомы - парные хромосомы, одинаковые по форме, размерам и набору генов.
- Дигибридное скрещивание -скрещивание организмов, отличающихся по двум признакам.
- Закона Моргана (закон сцепления) – сцепленные гены, расположенные в одной хромосоме, наследуются совместно (сцепленно).
- Закон чистоты гамет -при образовании гамет в каждую из них попадает только один из двух аллельных генов.
- Кариотип - совокупность признаков (число, размеры, форма и т. д.) полного набора хромосом, присущая клеткам данного биологического вида (видовой кариотип), данного организма (индивидуальный кариотип) или линии (клона) клеток. Кариотипом иногда также называют и визуальное представление полного хромосомного набора (кариограммы).
- Кодоминирование –вид взаимодействия аллельных генов, при котором в потомстве появляются признаки генов обоих родителей.
- Комплементарное (дополнительное) взаимодействие генов – такое взаимодействие генов, в результате которого появляются новые признаки.
- Локус - участок хромосомы, в котором расположен ген.
- Моногибридное скрещивание –скрещивание организмов, отличающихся по одному признаку (учитывается только один признак);
- Неполное доминирование –неполное подавление доминантным геном рецессивного из аллельной пары. При этом возникают промежуточные признаки, и признак у гомозиготных особей будет не таким, как у гетерозиготных.
- Первый закон Менделя (закон единообразия гибридов первого поколения) - при скрещивании родителей чистых линий, различающихся по одному контрастному признаку, все гибриды первого поколения окажутся единообразными и в них проявится признак только одного из родителей.
- Плейотропность (множественное действие гена) -это такое взаимодействие генов, при котором один ген, влияет сразу на несколько признаков.
- Полимерия –дублирующие действия неаллельных генов в проявлении данного признака.
- Полигибридное скрещивание -скрещивание организмов, отличающихся по нескольким признакам.
- Сцепленное с полом наследование – наследование гена, расположенного в половой хромосоме.
- Третий закон Менделя (закон независимого наследования, комбинирования признаков) –каждая пара контрастных (альтернативных) признаков наследуется независимо друг от друга в ряду поколений; в результате среди гибридов второго поколения появляются потомки с новыми комбинациями признаков в соотношении 9 : З : З : 1.
- Фенотип - совокупность всех внешних и внутренних признаков какого-либо организма.
- Чистые линии – организмы, не скрещивающиеся с другими сортами, гомозиготные организмы.
- Эпистаз — это такое взаимодействие генов, когда один из них подавляет проявления другого, неаллельного ему.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕШЕНИЮ
ГЕНЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
|