Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Влияние православия на экономические отношения в России
В отечественной научной мысли начала XX в. проблема развития капитализма в ее связи с религиозной жизнью, главным образом с православием, рассматривалась в работах русского философа, социолога и богослова С.Н. Булгакова (1871—1944). В своем жизненном и творческом пути С. Булгаков пережил не одну духовную эволюцию: от марксизма через идеализм придя к православию и став практически единственным теоретиком православной экономики в России. Под воздействием философии Канта Булгаков приходит к выводу, что основные принципы общественной и личной жизни должны быть выработаны на основе теории абсолютных ценностей, добра, истины и красоты, постепенно порывает с марксизмом и переходит к идеализму православной церкви. В 1918 г. Булгаков принимает священство. Во многих своих работах наряду с идеалом общественной жизни он ставит вопрос об идеале экономическом; социальная жизнь для него не может быть оторвана от жизни хозяйственной. В 1922 г. по обвинению советского правительства во враждебном отношении к советскому режиму Булгакова высылают из России. С 1925 по 1944 г. Булгаков занимает кафедру догматического богословия в Парижском православном духовном институте. Проблемы взаимодействия религии и экономики в условиях российского общества поднимаются Булгаковым в его работах «Церковь и социальный вопрос» (1906 г.), «Загадочный мыслитель» (под псевдонимом Н.Ф. Федоров, 1908 г.), «Народное хозяйство и религиозная личность» (1909 г.), «Философия хозяйства» (1912 г.), «Христианство и социализм» (1917 г.), «Икона и ее культ» (1931 г.), «Православие» (1933 г.) и др. Из перечисленных работ следует особенно выделить статью «Народное хозяйство и религиозная личность», где Булгаков впервые глубоко рассматривает связь православия с капитализмом в России. Высоко оценивая веберовскую «Протестантскую этику», Булгаков указывает на то, что благодаря этой работе религия как фактор экономического развития вводится в круг изучения экономической жизни. Он констатирует, что влияние религиозного фактора на экономическую жизнь изучено у нас недостаточно и что подобного рода исследования почти совершенно отсутствуют в области русской хозяйственной жизни, включая историю русской промышленности. Для Булгакова христианский идеал — Царство Божие — не может быть осуществлен в пределах земной жизни и в пределах земного общества. Разлад между человеком и миром вызывает необходимость труда и хозяйственной деятельности. Он считал, что хозяйственная деятельность должна быть понята как нравственное суждение, как имеющее религиозный смысл «делание». Без этого не может быть достигнуто экономическое процветание и обновление России. В своем анализе Булгаков исходил из следующего: признание религии важным фактором экономического развития предполагает, что каждый раз его конкретное воплощение имеет специфические черты, диктуемые историческими и национальными особенностями того или иного общества. Прежде всего его интересуют потенции русского православия в качестве стимула экономического развития нашей страны. Это самый важный вопрос для Булгакова. Он соглашается с выводом М. Вебера о том, что капитализм требует особой психологии, не просто отношения к труду как к религиозному и нравственному деянию, но и еще отношения к богатству как к самоцели. Очень важно для Булгакова и то, что, помимо буржуазного предпринимателя, аскетический протестантизм воспитал еще и трезвых, совестливых, необыкновенно работоспособных и привязанных к труду как к богоугодной цели жизни, чувствующих свою ответственность рабочих. В своем анализе Булгаков полемизирует с представителями «экономического материализма» (бентамизм, марксизм), выступая с критикой их концепции «экономического человека». Для Булгакова человек — существо действующее, активное, обладающее творческим началом. Как личность не казалась Булгакову «счетной линейкой интересов», а живым творческим началом, так и хозяйство не представлялось ему неким механизмом1. Булгаков указывает на необходимость исследований истории русской промышленности в связи с духовными биографиями и всей бытовой обстановкой русских пионеров-предпринимателей, раскрыв при этом религиозно-этические основы психологии русской промышленности. В своем анализе Булгаков указывает на близкую связь русского капитализма и старообрядчества, к которому принадлежали представители ряда крупнейших русских фирм. Нельзя не отметить того факта, что старообрядческие корни имело в дореволюционной России 64% ее торгово-промышленного состава. Из Преображенской старообрядской общины в Москве вышли династии Морозовых, Прохоровых, Солдатенковых, Гучковых и многие другие. Вместе с тем в старообрядчестве существовали и черты, сдерживающие в его среде распространение капиталистических отношений и ограничивающие его предпринимательский потенциал, — глубинный консерватизм, изоляционизм, двойная мораль Особое внимание обращает Булгаков на то, что связь религиозного сознания и экономической деятельности должна быть приурочена не только к определенной догматике, но и еще более к практическим выводам религии, особенно к требовательности ее в данный исторический момент. Большое значение имеет здесь, по его мнению, как внутренний градус религиозно-аскетического отношения к жизни, так и внешнее положение того или иного вероисповедания: гонения и преследования, отсеивая слабых, вырабатывают стойкость и цельность характера, обнаруживающихся во всех областях жизни, в частности и экономической. Напротив, привилегированное внешнее положение (огосударствление церкви) ослабляет степень влияния религиозного фактора на жизнь, независимо даже от того или иного вероучения. Православие, по Булгакову, коренным образом отличается от пуританизма и вообще от протестантизма; оно в дисциплине аскетического «послушания» и «хождения перед Богом» (так же, как и догматически не отличающееся от него старообрядчество) имеет могучие средства для воспитания личности и выработки чувства личной ответственности и долга, столь существенных для экономической деятельности, как и для остальных видов общественного служения. «И если теперь влияние религиозной дисциплины православия в экономическом творчестве русского народа становится все менее ощутительным, - писал Булгаков, - ...то это служит лишним обнаружением прискорбного упадка православия в данный исторический момент» Булгаков указывал, что в то время, впрочем как и всегда, борются между собой два отношения к миру вообще и к хозяйственной жизни в частности: 1) механически-утилитарное (на передний план выдвигаются разные интересы и их борьба, момент сознания обязанностей, общественного служения остается сравнительно в тени) — И. Бентам, К. Маркс и др.; 2) религиозное (подчеркивается сознание обязанностей, утверждается понимание и самой общественной жизни как системы взаимных обязанностей) — Л. Толстой, Вл. Соловьев и др. Булгаков приходит к неутешительному выводу о том, что господство в российском обществе утилитаризма и упадок личности угрожают подорвать современное хозяйственное развитие. Однако, отмечает Булгаков, в русском обществе, среди интеллигенции, развитие производительных сил как своеобразная религиозно- этическая задача недостаточно оценивается. У нас господствует крайний бентамизм (чаще всего в марксистской разновидности) и фикция «экономического человека», принимаемые без анализа и критики. Преобладающее внимание сосредоточивает на себе момент распределения, понимаемого как результат конкуренции, классовой борьбы и сравнительно слабее осознается значение развития производительных сил как творческой задачи — роста всего народного хозяйства как совокупных усилий человеческих воль (особенно это касается аграрного вопроса). Социальный прогресс, по мнению Булгакова, неразрывно связан с ростом личности, а следовательно, с повышением личной ответственности, самодисциплины. Эта дисциплина неосуществима лишь на почве голых интересов (утилитаризм): она предполагает признание высших этических и в конечном счете религиозных ценностей, нравственных обязанностей в сфере профессионального труда. «Нужно понять, — писал Булгаков, — что и хозяйственная деятельность может быть общественным служением и исполнением нравственного долга, и только при таком к ней отношении и при воспитании общества в таком понимании создается наиболее благоприятная духовная атмосфера как для развития производства, так и для реформ в области распределения, для прогресса экономического и социального». В качестве рецепта экономического возрождения России Булгаков предлагал «национальное самовоспитание, включающее в себя в качестве одного из прикладных выводов и более здоровое, трезвое и. более честное отношение к вопросу о развитии производительных сил» Более детально анализировал роль старообрядчества в развитии торгового и промышленного капитала. России историк религии Н.М Никольский (1877-1959) в работе «История русской церкви» (1930 г.). Он пришел к выводу, что существует по крайней мере две основные причины торгово-экономических успехов старообрядчества в дореволюционной России: • необыкновенная солидарность старообрядческих купеческих семей. Не только члены одной общины, но и все общины были связаны общностью интересов, оказывали друг другу поддержку. «Дух торгового капитала» старообрядцев был духом общинной солидарности на религиозной почве, который усиливался гонениями. Так проявляется сила церковной организации, выполняющей роль инфраструктуры торговли в масштабах страны; массовый выкуп крестьян из крепостничества и избавление их от рекрутчины при вступлении в общины старообрядцев. Никольский в своей работе приходит к выводу о кризисе государственной церкви в России во второй половине XIX — начале XX в., одним из проявлений которого является и кризис ее экономической деятельности. Он указывает на то, что черты церковной экономики в этот период выглядят неприглядно. Лишь немногие церковные учреждения имели крупные земельные угодья, немногочисленны были и другие коммерческие предприятия церкви. Только крупные монастыри, вроде Троицкой, Александро-Невской и Киево-Печерской Лавр, имели свои лабазы, лавки и большие доходные дома. Поэтому главными источниками существования всех церковных учреждений были казенные кредиты и доходы от чисто церковных операций. Современное отношение Русской Православной Церкви к экономическим основаниям общества нашло отражение в ее Социальной концепции. В разделе VI «Труд и его плоды» «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» труд объявляется «органичным элементом человеческой жизни». Вместе с тем «с христианской точки зрения труд сам по себе не является безусловной ценностью. Он становится благословенным, когда являет собой соработничество Господу и способствует исполнению Его замысла о мире и человеке». «Священное Писание свидетельствует о двух нравственных побуждениях к труду, трудиться, чтобы питаться самому, никого не отягощая, и трудиться, чтобы подавать нуждающемуся». При этом «Церковь благословляет всякий труд, направленный к благу людей; при этом не отдается предпочтения никакому из видов человеческой деятельности, если таковая соответствует христианским нравственным нормам». «Церковь всегда выступает в защиту безгласных и бессильных. Поэтому она призывает общество к справедливому распределению продуктов труда, при котором богатый поддерживает бедного, здоровый (курсив мой. — В.В.) — больного, трудоспособный — престарелого. Духовное благополучие и самосохранение общества возможны лишь в том случае, если обеспечение жизни, здоровья и минимального благосостояния считается безусловным приоритетом при распределении материальных средств». В разделе VII «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви», посвященному отношению к собственности, заявлено, что «каждый человек должен иметь достаточно средств для достойного существования. Вместе с тем Церковь предостерегает от чрезмерного увлечения материальными благами, осуждая тех, кто обольщается "заботами, богатством и наслаждением житейским" (Лк. 8. 14)». По учению Церкви, люди получают все земные блага от Бога, которому и принадлежит абсолютное право владеть ими. Материальные блага не могут сделать человека счастливым. Церковь призывает христианина воспринимать собственность как дар Божий, данный для использования во благо себе и ближним. ...Священное Писание признает право человека на собственность и осуждает посягательство на нее. Церковь признает существование многообразных форм собственности». Церковь не отдает предпочтения ни одной из существующих форм собственности: государственной, общественной, корпоративной, частной или смешанной. «Отторжение и передел собственности с попранием прав ее законных владельцев не могут быть одобрены Церковью». Отечественные ученые-религиоведы выделяют следующие основные особенности модели отношения Русской Православной Церкви к рыночной экономике, предпринимательству, хозяйственной и трудовой этике. 1. В православии есть не только трудовые, предпринимательские традиции, но и определенное хозяйственное сознание, своеобразный социально-экономический менталитет, опирающийся на 2. Православие не против рыночной экономики, не против частного бизнеса. Оно против того, чтобы бизнес превращался в самоцель, стремился к собственной выгоде и сребролюбию. На первом месте в бизнесе должно стать служение высшим целям человека, христианская любовь, духовные потребности человека. 3. Православие выработало собственный эталон хозяйственного рационализма, который не просто не является эквивалентом протестантского рационализма, но изначально исходит из иных нравственных критериев: нестрогой прибыльности рыночного обмена, соборности, милосердия и благотворительности. В России в тесной связи с православным пониманием ценностей хозяйственной деятельности сложился своеобразный кодекс трудовой этики, включающий в себя, помимо религиозных оснований, такие практические хозяйственно-экономические ценности, как рационализм, предприимчивость (оборотистость), осмотрительность и др.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 449. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |